Мастер-класс на темы «Приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры мышления»
презентация к мастер - классу
PPTX / 8.95 Мб
/data/files/i1583330743.pptx (презентация к мастер - классу)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Сказка» комбинированного вида
КОНСПЕКТ
Мастер-класса педагога-психолога
Приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ культуры мышления и развитие навыков исследовательского поведения.
( группа №4 подготовительный возраст)
Составила и провела
педагог-психолог высшей категории
Савченко Н.В.
февраль 2020 год
Цель: формирования у детей старшего дошкольного возраста логических операций и развитие навыков исследовательского поведения.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить у детей представления о весе предметов путём исследовательской деятельности.
Уточнить понимание принципа работы измерительных приборов - весов.
Учить проведению самостоятельных экспериментов: выдвижению гипотез, определению методов исследования, установлению причинно-следственных связей, организации и предоставления информации.
Развивающие:
Развивать наглядно-схематическое мышление (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
Развивать наблюдательность, умение сравнивать (находить различия и сходства), выявлять закономерности и их использовать, решать логические задачи.
Развитие коммуникативных навыков, умения вести диалог в малых группах и представлять информацию.
Развивать осведомленность, кругозор, речь детей логопедической группы.
Воспитательные:
Воспитывать умения слушать и слышать взрослого и сверстников, навыки коллективной работы.
Воспитывать самостоятельность мышления, адекватную самооценку.
Воспитывать доброе отношение, вежливость, отзывчивость к окружающим людям.
Закреплять навыки культуры общения.
Предварительная работа: задания на развитие наглядно-схематического и логического мышления, игры на развитие гибкости мышления «Угадай что в коробочке?», проведение экспериментов, анализ «Выбор метода исследования», беседа «Как устроены качели».
Словарная работа: словарик исследователя (тема, гипотезы, методы исследования, эксперимент, результат и выводы), «Логические квадраты», «Полянка», виды качелей, этикет, словосочетания: будьте добры, извините пожалуйста, доброе утро.
Оборудование: столы – 2 шт, стулья – 7 шт, проектор, фонограммы, кукла Маруся, посылка, бланк «Полянка» - 6 шт, весы – 2 вида (механические и электронные), мяч, грузики – мешочки с песком – 12 шт, презентация к занятию, лист для записи гипотез и вопросов – 1 шт.
Оборудование для эксперимента: весы, шапочки – 7 шт, фрукты для взвешивания: яблоко , мандарин, предметы для взвешивания - 8 шт, папка исследователя – 6 шт, рабочий лист «Весы» - 6 шт, клей – карандаш – 6 шт, рисунок яблоко – 6 шт, рисунок мандарин – 6 шт.
1 этап - организационный
(Звучит музыка, дети входят в зал).
Психолог: Ребята, доброе утро. Рада Вас всех видеть! Сегодня у нас гости – поздороваемся с ними и начнем.
Дети: приветствуют гостей.
Психолог: Встанем в круг, поприветствуем друг друга: «Доброе утро!». (Дети становятся в круг. Смотрят друг на друга, слегка улыбаются и говорят друг другу «Доброе утро!»)
2 этап - мотивационный
Психолог: Мои юные друзья, вы готовы к новому исследовательскому путешествию?
Дети: да
Психолог: Сегодня в детский сад пришла телеграмма. В ней нас просят доставить кукле Марусе посылку в честь ее дня рождения (показать посылку). Поможем?
Дети: да
Психолог: Тогда присядем за столы. (Упражнение «Полянка», приложение) Перед нами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти домик, в котором живет Маруся и назвать его номер. Чтобы его найти, надо смотреть на дорожку с ориентирами. В ней нарисовано как нужно идти: около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Давайте внимательно рассмотрим ориентиры.
Дети выполняют задание на индивидуальных листах. Называют что они встретят по дороге.
Психолог: Будьте внимательны, смотрите на дорожку с ориентирами и самостоятельно найдите домик Маруси, а затем назовите номер ее дома. Все готовы?
Дети: да
Психолог: Приступайте.
Дети выполняют задание. После того, как все дети выполнили задание психолог спрашивает номер дома у каждого ребенка.
Психолог: Назовите по очереди номер дома, в котором живет Маруся?
Дети: Отвечают.
Психолог при правильных ответах выражает поддержку, при ошибочных разбирает ошибку. Все верно, Маруся живет в домике № 9. А вот и она. Маруся чем – то расстроена (пауза). Она не может найти ключ от входной двери. Поможем его найти? Включить проектор слайд «Ключи».
Дети: да.
Психолог: (Презентация к занятию» слайд №5 Упражнение «Ключи»). Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Дети: встают из-за столов и подходят к экрану.
Психолог: Посмотрите на экран, здесь нарисованы ключи. Они разные, но при этом все-таки повторяются. В каждом ряду три ключа. Каждый раз они расположены в новом порядке. Подумайте какой формы ключа не хватает в третьем ряду? Именно он и нужен Марусе. Обсудите это задание все вместе, а затем, выберите того, кто будет отвечать от лица всех. На обсуждение у вас минута. Время!
Дети стоят около экрана и обсуждают.
Психолог: Какой ключ нужен? Кто будет отвечать?
Дети: называют имя ребенка. Он отвечает.
Психолог: Какой ключ по форме головки?
Ребенок: по форме головки этот ключ прямоугольный.
Психолог: А по форме бородки?
Ребенок: по форме бородки - с двумя зубцами,
Психолог: по количеству полосок на бородке?
Ребенок: количество полосок на бородке – две
Психолог: А по количеству треугольников на бородке
Ребенок: на бородке 2 треугольника.
Психолог: Вы верно нашли ключ. Мы помогли Марусе попасть в Дом (на проекционном экране появляется слайд № 6 «Домик с открытой дверью» из презентации к занятию). Теперь мы можем вручить посылку. Вручает посылку.
Психолог: Марусе очень любопытно, что же лежит в этой коробочке?
Да и мне тоже. А вам интересно?
Дети: отвечают.
Психолог: Давайте сначала мы с Марусей заглянем в коробочку первыми, а Вы затем зададите каждый по вопросу, чтобы угадать что же там находится. Я буду отвечать. Упражнение «Что в коробочке?». Внимательно слушайте друг друга. Начнем!
Дети: становятся в круг, кидают мяч ведущему и задают вопрос: Это живое или не живое? С этим предметом можно играть или он нужен для учебы? Это съедобное или несъедобное? Это легкий предмет или тяжелый? Он белый (цвет)? Он маленький или большой? (размер). Это что-то круглое? Какой он формы? (форма) Что случится, если этот предмет исчезнет совсем?
При затруднении у детей предложить загадку.
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились —
Остановились.
Дети: Весы
Психолог: Верно, это – весы (вынуть из коробки весы). Давайте их рассмотрим. Подойдите ко мне.
Дети: становятся полукругом около столика с весами.
Психолог: Весы устроены так: опорная площадка (сопровождать показом все части весов), левая и правая чаши весов, указатели (гуси, расположенные один против другого) и механизм, который двигает весы. Он похожий на качели. (Показать одной рукой качели.)
Дети: рассматривают весы.
Психолог: А давайте ребята, мы сами превратимся в весы? Вставайте вкруг. Дети встают вкруг.
Психолог: Упражнение «Изобрази коромысловые весы с помощью рук». Поставьте руки перед грудью. Пальцы направьте друг на друга – весы в равновесии. А теперь я положу вам на правую руку грузик (пройти по кругу и положить грузики на руку детей). Рука, на которой грузик какая стала? Что с ней происходит?
Дети: Рука, на которой грузик стала тяжелая и опускается, а левая, пустая – легкая и поднимается, остается на месте.
Психолог: А теперь переложите груз на другую руку - чашу ваших весов. Рука стала какая? Что с ней происходит?
Дети: Рука, на которой грузик снова стала тяжелая, а пустая - легкая. Легкая, пустая рука поднимается, а тяжелая - опускается.
Психолог: положите грузики в корзину (поставить корзину в центр круга и дети сами кладут в нее грузики). Почувствуйте, что будет происходить с вашими руками без груза (поставить руки перед грудью без груза)?
Дети: они стали снова стали напротив друг друга в равновесии.
Психолог: Вот какие замечательные точные весы получились у вас. Аплодисменты!
Психолог: Обратите внимание на весы (показать на столик, на котором расположены двое весов). Их у Маруси двое. Давайте сравним эти весы (показать весы).Упражнение «Сравни: найди 5 различий».
Дети стоят полукругом и сравнивают весы по цвету, форме, размеру, наличию дисплея, проводов, количеству чаш и т.д.
Психолог: Молодцы! Вы нашли 5 различий. А теперь поищем сходства. Упражнение «Сравни: найди общее». Что ВСЕГДА есть у весов? (формирование словесно-логического мышления).
Дети отвечают сами полным ответом (при возникновении трудности в назывании элемента весов психолог помогает): У весов всегда есть основание, механизм, чаши, указатель(и).
Психолог: Все верно! У всех предметов, в том числе и у весов есть своих важные части. Вы правильно назвали основные части весов. Присаживайтесь за столы, ребята.
Дети садятся.
Психолог: Вы когда -нибудь уже играли с весами? Для чего нужны весы?
Дети: отвечают полным ответом. Весы нужны для того, чтобы узнать вес предмета.
Психолог: Верно. И сегодня мы снова станем исследователями. Одевайте Ваши шапочки – исследователей! Мы будем взвешивать разные предметы, сравнивать их вес.
Дети одевают шапочки
Психолог: Эксперимент «Взвешивание» (задание направлено на выявление кругозора, понимания принципа работы измерительных приборов - весов, умения реально и мысленно определять вес предметов). Нам предстоит выяснить что тяжелее: яблоко или мандарин. Какие гипотезы (предположения) у вас есть?
Дети: яблоко по размеру больше мандарина, значит и весит больше.
Психолог: гипотеза принята, есть еще гипотезы?
Дети отвечают
Психолог: Какими методами мы можем проверить наши гипотезы? На экране - слайд№7 «Методы исследования» из презентации к занятию.
Дети рассказывают о методе именно этого эксперимента (выбирают пиктограмму). Мы будем использовать методы: наблюдать (пиктограмма «Глаз»), сами сделаем эксперимент (пиктограмма «Рука») и сами подумаем (пиктограмма «Восклицательный знак»).
Психолог: Все правильно! Если с методами мы определились, то пора делать эксперимент. Мне нужен один помощник!
К психологу выходит один ребенок, остальные сидят за столами.
Психолог благодарит ребенка-помощника за активность и говорит остальным, что сегодня все будут участвовать в экспериментах.
Ребята, что мы наблюдаем до начала нашего эксперимента с весами? Весы в равновесии? Как расположены указатели (гуси)?
Дети: да, весы в равновесии (указатели расположены друг напротив друга).
Психолог (обращается к ребенку – помощнику) Положи на одну чашу весов яблоко, а на другую – мандарин. Фрукты лежат перед ребенком на столе.
Ребенок-помощник кладет на одну чашу весов яблоко, а на другую чашу - мандарин.
Психолог: Что мы наблюдаем теперь? Как расположены чаши весов и указатели?
Дети отвечают. Чаша с яблоком опустилась вниз. Это значит, что оно тяжелее мандарина.
Психолог: Все согласны с этим? (при согласии всей группы продолжает. Благодарит ребенка – помощника и предлагает ему вернуться за стол на свое место). А теперь возьмем из папок - исследователей листы, и зафиксируем этот результат.
Дети достают листы, картинки «яблоко» и «мандарин». Психолог раздает на индивидуальных подносиках клей - карандаши.
Психолог: Вы видите в своих листах весы. Найдите и покажите весы, находящиеся в равновесии.
Дети показывают рисунок 1.
Психолог: Теперь возьмите картинку яблоко. Покажите на рисунке №2 чашу весов, на которой должно быть яблоко. Поместите картинку на чашу весов. Обратите внимание на наши весы (чаши, указатели) и сравните их со своим рисунком. Если все верно и яблоко расположено на чаше, которая ниже, то возьмите клей – карандаш и приклейте яблоко.
Дети сравнивают весы и определяют место картинке «яблоко».
Психолог: Яблоко тяжелее мандарина, а мандарин по отношению к яблоку какой?
Дети: мандарин легче яблока.
Психолог: Правильно, поэтому чаша, на которой находится мандарин и выше. Возьмите картинку мандарин и приклейте ее на вторую чашу весов.
Дети приклеивают картинку мандарин на лист.
Психолог: Ребята, что мы с вами сейчас делали?
Дети: отвечают (мы взвесили яблоко и мандарин, пронаблюдали какой фрукт тяжелее, результат эксперимента занесли в свои листы).
Психолог: Верно. А теперь используем метод исследования «Подумаем сами» (пиктограмма «Восклицательный знак»). Сейчас представьте, что у меня в руках появилась груша. Смогли представить?
Дети отвечают.
Психолог: Слушайте внимательно. Яблоко тяжелее мандарина (показать на весы), а груша тяжелее яблока (пауза). Какой из фруктов самый тяжелый? (упражнение направлено на развитие логического мышления с помощью технологии развивающих игр А. Зака)
Дети: среди этих фруктов самая тяжелая – это груша.
Психолог: Правильно. А теперь мы разделимся на две команды (показать на трех детей, которые сидят за столом справа – вы – команда №1, а дети, которые сидят по левую руку от педагога-психолога – команда №2). Выходите вместе и стойте своими командами справа и слева от меня. Сейчас возьмите по очереди из корзинки по одному предмету.
Дети берут по одному предмету и держат в руках.
Психолог: А теперь вы по очереди будет ставить свой предмет на весы и взвешивать.
Дети поочередно ставят свои предметы, говоря, что получается (На нашей чаше весов мячик и помпон, а на другой мячик и кубик. Предметы на второй чаше тяжелее и т.д.)
Психолог: Предметы на какой чаше весов оказались тяжелее?
Дети отвечают.
Рефлексивный этап (итоги занятия)
Психолог: Вот и подошло к концу наше заседание лаборатории "Юных исследователей". Что Вам сегодня запомнилось? Понравилось? Что вы узнали нового? Остались у вас вопросы? (зафиксировать на отдельном листе).
Дети: отвечают по очереди.
Психолог: Вы, ребята были сегодня собраны, дружны, внимательны. Мне очень приятно было с вами работать! На следующих заседаниях нашей лаборатории мы продолжит учиться думать, ставить новые опыты и эксперименты, в том числе и с весами.
Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем дружно:
« До свидания!»
Дети кладут правые руки на открытую ладонь психолога, образуя солнышко. На словах «До свидания» дети слегка подкидывают руки вверх. Затем прощаются с гостями и уходят в группу.
Приложение «Полянки»