Мастер-класс ко дню матери «Художественная аппликация из соломки»
Мастер-класс для Всероссийского конкурса педагогического мастерства на лучший мастер-класс для школьников
«Осенние посиделки»
Мастер-класс "Художественная аппликация из соломки "Мама""
Автор: Насонова Анастасия Анатольевна, учитель технологии МОУ "СОШ № 49", город Магнитогорск.
Описание: мастер-класс «Мама» выполнен в техники художественной аппликации из соломки. Соломка еще один дар природы, очень интересный материал для творчества. Работы в технике аппликации из соломки завораживают своей фактурой и блеском. Современное увлечение по созданию платья из разных съедобных или несъедобных материалов для нарисованных девушек, было идеей разработки мастер-класса ко Дню матери. Мастер-класс предназначен для обучающихся 7-11 классов.
Цель: освоение и отработка практических умений по созданию художественной аппликации из соломки.
Основные задачи мастер-класса:
- научить обучающихся заготавливать природный материал – соломку;
- научить обучающихся изготавливать аппликацию из соломки;
- показать последовательность действий, методов, приемов по созданию аппликации из соломки;
- создание условий самореализации, стимулирования творческого потенциала обучающихся;
- повышение профессионального мастерства обучающихся.
На мастер-классе обучающиеся познакомятся с понятием соломка, с технологией изготовления аппликации из соломки, получат подробную консультацию по изготовлению поделки. Учащиеся могут высказывать свои предложения по декорированию готового изделия.
Методы, используемые в мастер-классе: беседа, консультирование.
Сложность: высокая
Время работы: 1 день: 45 мин. - подготовка соломки;
2 день: 1,25 – выполнение аппликации.
Инструменты и материалы:
- солома;
- клей ПВА;
- клей карандаш;
- картон;
- белый лист бумаги;
- маникюрные ножницы;
- кисточка;
- карандаш;
- утюг;
- кипяток;
- емкость для замачивания соломки.
Основные этапы мастер-класса по изготовлению аппликации "Мама"
1 день
Этапы мастер-класса | Содержание этапа | Работа участников |
Организационный этап (5 мин.) | Приветственное слово. Обучающимся раскрывается содержание занятия, тема, цель, основные этапы. | Обучающиеся занимают рабочие места. Ведут диалог с учителем. |
Основная часть (35 мин.) | Заготовка соломки: - правила техники безопасности; - работа с материалом; -комментирование всех этапов работы по заготовке соломки к аппликации "Мама". Изготовление поделки. Правила техники безопасности. Работа с материалом. Комментирование всех этапов работы по созданию аппликации "Мама". | Выполнение заданий в соответствии с целями, задачами занятия. Выражение фантазии в процессе изготовления и декорирования поделки. |
Заключительный этап (5 мин.) | Рефлексия. Заключительное слово. Подведение итогов 1 дня мастер-класса. | Обучающиеся оценивают результаты своей деятельности. Что получилось, что было сложным. Пригодятся ли знания и умения, полученные на занятии. |
Ход 1 дня мастер-класса
1. Организационный этап (вступительная часть) (5 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на мастер-классе по изготовлению художественной аппликации из соломки «Мама». Мастер-класс для вас проведу я, учитель технологии МОУ "СОШ № 49" Насонова Анастасия Анатольевна.
Мастер – класс приурочен ко Дню матери. За два занятия мы волшебным образом превратим природный материал - солому в подарок. Аппликация может быть картиной или открыткой для вашей любимой мамы. Вы все наверное видели рисунки девушек с платьями из разных съедобных или несъедобных материалов, вот и мы сегодня создадим подарок вашим мамам в этом модном стиле.
Ребята, вы знаете, что такое аппликация? Что такое солома?
(Обучающиеся отвечают).
Учитель:
Солома – стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя) – необычный и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации. Хрупкая и ломкая солома при замачивании распаривании становится мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета – позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.
Сегодня мы подготовим солому для аппликации.
2. Основная часть (35 мин.)
2. 1. Повторение правила техники безопасности (5 мин.)
Учитель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, утюгом.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Перед работой проверьте исправность инструментов.
2. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
3. Следите за движением лезвий во время работы.
4. Ножницы кладите кольцами к себе.
5. Не оставляйте ножницы открытыми.
6. Подавайте ножницы кольцами вперед.
7. Не подносите ножницы к лицу.
8. Используйте ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
2. Берите количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
Правила безопасной работы с утюгом
До работы:
- Проверить надёжность шнура и чистоту подошвы утюга.
- О неполадках сообщить старшему.
- Посмотреть надёжность вилки перед работой.
- Включать в сеть электроутюг только сухими руками.
В течение работы:
- Утюжить, стоя на коврике из резины.
- Следить, чтобы горячие части утюга не соприкасалась с электрошнуром.
- Не прикасаться к нагретым частям.
- Не оставлять без наблюдения электроутюг, включенный в сеть.
- Не перегревать.
- Сохранять рабочее место в порядке.
- Помещать электроутюг на специальную подставку при небольших перерывах.
- При возникновении искр быстро выключить.
- Сообщить взрослому, если произошёл несчастный случай.
После завершения работы:
- Отключить электроутюг сухими руками, берясь не за шнур, а за корпус вилки.
- Оставить на хранение утюг в вертикальном положении.
Запрещено:
- Допускать падение утюга.
- Перегревать.
- Работать утюгом, в котором провод образует петли, узлы.
- Охлаждать при помощи пульверизатора или погружать его в воду.
- Проверять пальцем степень нагрева поверхности.
Учитель:
Сегодня нам понадобятся инструменты:
- Ножницы;
- Утюг.
Материалы:
- Солома.
2.2. Сортировка соломы (5 мин.)
Учитель: вот из такого пучка сена нужно выбрать солому.
Солома состоит из междоузлий и узлов. Нужно срезать узлы, и очистить верхние листочки. Получились чистые, гладкие соломинки.
2.3. Замачивание соломы.
Завязываем пучок соломы, кладем в емкость, прижимаем прессом , заливаем кипятком. Замочить на 2 часа или даже на ночь.
Я за ранее замочила солому. Вынимаем солому и заворачиваем ее в влажный полотенец (соломка должна быть влажной).
2.4. Разутюживание соломки и наклеивание соломки на бумагу (25 мин.)
Маникюрными ножницами разрезаем вдоль соломку и разутюживаем, соблюдая технику безопасности при работе с утюгом. Осторожно, медленно, не останавливаясь проглаживаем с внутренней стороны разрезанную соломку. Затем с внешней и кладем разглаженную солому в книгу.
Ребята делятся на группы:
1 группа - разрезает соломку;
2 группа - утюжит (меняя друг друга);
У нас получились блестящая разглаженная соломка.
3 группа — клеит солому на бумагу.
С помощью клея ПВА и кисточки клеим соломку на белый лист бумаги. Оставляем до высыхания, кладем под пресс.
3. Заключительный этап 1 дня мастер-класса. Рефлексия. (5 мин.)
Учитель:
Закончился первый день мастер-класса.
Что вы узнали нового? Что было трудно? Вам интересно, что будет во-второй части мастер-класса?
(Ответы обучающихся)
Учитель: сегодня вы научились заготавливать солому для аппликации. Следующее занятие будет еще интереснее и у каждого из вас будет подарок для мамы!
До встречи!
Основные этапы мастер-класса по изготовлению аппликации "Мама"
2 день
Этапы мастер-класса | Содержание этапа | Работа участников |
Организационный этап (5 мин.) | Приветственное слово. Обучающимся раскрывается содержание занятия, тема, цель, основные этапы. | Обучающиеся занимают рабочие места. Ведут диалог с учителем. |
Основная часть (70) | Выполнение аппликации: - правила техники безопасности; - изготовление поделки; - комментирование всех этапов работы по созданию аппликации. | Выполнение заданий в соответствии с целями, задачами занятия. Выражение фантазии в процессе изготовления и декорирования поделки. |
Заключительный этап (10 мин.) | Рефлексия. Заключительное слово. Подведение итогов мастер-класса. | Обучающиеся оценивают результаты своей деятельности. Что получилось, что было сложным; понравилась ли идея мастер-класса, пригодятся ли знания и умения, полученные на занятии. |
Ход 2 дня мастер-класса
1.Организационный этап (вступительная часть) (5 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на мастер-классе по изготовлению художественной аппликации из соломки «Мама».
Сегодня мы выполним аппликацию из наши заготовок. Кто-то сделает открытку, а кто-то картину. Для этого вам нужно только хороший настрой и творческое мышление.
Ребята, вы видели картины с изображением девушек в платьях из разных съедобных и несъедобных материалов? Мы выполним нашу аппликацию в этой технике, как вам эта идея?
(Обучающиеся отвечают).
Учитель:
Давайте начинать!
2. Основная часть (70 мин.)
2. 1. Повторение техники безопасности (10 мин.)
Учитель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Перед работой проверьте исправность инструментов.
2. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
3. Следите за движением лезвий во время работы.
4. Ножницы кладите кольцами к себе.
5. Не оставляйте ножницы открытыми.
6. Подавайте ножницы кольцами вперед.
7. Не подносите ножницы к лицу.
8. Используйте ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
2. Берите количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
Учитель:
Сегодня нам понадобятся инструменты:
- Ножницы;
- Карандаш;
- Клей карандаш.
Материалы:
- 1.Картон;
- 2.Соломенные листы;
- 3.Эскиз.
- 4.Шаблоны.
2.2. Разметка аппликации (5 мин.)
Учитель: черный картон подчеркивает блеск, цвет, красоту соломки. Берем картон черного цвета, накладываем на него лист с эскизом, надавливая обводим, убираем рисунок, на картоне остается отпечатки от обведенного рисунка.
2.3. Основные детали аппликации (5 мин.)
По шаблону вырезаем основные детали аппликации.
2.4. Наклеивание деталей (30 мин.)
Начинаем с изображения мамы. Клеем карандашом клеим корсет. Вырезаем шаблон рук, шеи, лица. По шаблону наносим линии рук на заготовки соломки и вырезаем тонкие полоски. Выкладываем, приклеиваем контур рук, шеи, лица, клеим волосы.
Начинаем клеить изображение дочки. Наклеиваем платье и по контуру шаблона вырезаем тонкие полоски рук, шеи, лица.
2.5. Оформление платья (20 мин.)
Вырезаем по шаблону листья для юбки платья. Наклеиваем листья, стараемся выложить пышную юбку. Для получения объема, пышности юбки листья загибаем и клеим только с одной стороны.
Работа закончена. Можно оформить в рамку или оставить так, подписав с другой стороны.
3. Рефлексия. (10 мин.)
Учитель: Ребята, вы закончили?
(Учащиеся отвечают).
Учитель: Ребята, посмотрите на свои работы. Как вы можете оценить свою работу? Что у вас получилось хорошо, что было для вас сложным в изготовлении аппликации? Пригодятся ли вам знания и умения, которые вы получили сегодня на мастер-классе?
(Учащиеся отвечают).
Заключительное слово. Подведение итогов мастер-класса.
Учитель: на занятии мы занимались изготовлением художественной аппликации «Мама». Мы научились заготавливать соломку для аппликации, использовать заготовленную соломку в художественной аппликации. Спасибо, что посетили мастер-класс. До новых встреч!
Ирина Анатольевна
Насонова Анастасия Анатольевна
Каторжина Лариса Николаевна
Насонова Анастасия Анатольевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Насонова Анастасия Анатольевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Насонова Анастасия Анатольевна
Порошина Ольга Анатольевна
Насонова Анастасия Анатольевна