Мастер-класс "Искусство поэзии требует слов" (Иосиф Бродский)

5
1
Материал опубликован 15 July

Мастер-класс

Искусство поэзии требует слов (Иосиф Бродский)


Все мы любим искусство – музыку, литературу, живопись, кино… И это не удивительно, ведь соприкосновение с плодами творчества великих людей доставляет истинное удовольствие.

Однако мало кто знает, что взаимодействовать с искусством не только приятно, но еще и полезно!

Мастер-класс, который я проведу сегодня, принесёт всем нам не только полезные мысли, но и приятные минуты.

Известно, что выявление художественных достоинств литературных произведений способствует их более глубокому пониманию читателями. Так, отмечая особенности языка того или иного поэта, ученики анализируют не только содержание стихотворений, но и способы его языкового выражения.


В качестве примера такой работы я предлагаю обратиться к стихотворению А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы»(это произведение программное 6 класса) и к известному стихотворению Роберта Рождественского «Где-то далеко» (это произведение для 9 класса).


I. Обратимся к стихотворению А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…».

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно –

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно.

Этап: Постановка целей (повышение интереса к учебному материалу)

Приём «МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ»

Эвристическая беседа: каково первое общее впечатление от стихотворения? Какие образы являются ключевыми? (Создается ощущение беззаботности, легкости – стрекозы и дитя.) Формирование читательской гипотезы.

Гипотеза



Выразительные средства:

1.Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

2.Обращения, восклицательные предложения

3.Анафора

4. Лексика

5.Сравнения

6.Олицетворения


Примеры



2. Обратите внимание на построение стихотворения. Оно состоит из четырех строф. 2, 3, 4-я – это песенка стрекоз, обращенная к ребенку.


Этап: Объяснение нового материала

Приём «ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ»

Денотатный граф (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия.


3. Анализ текста через анализ уровней языка. Работа в группах.

1) Анализ морфемного уровня. Каким образом поэту удается создать картину беззаботного летнего дня? (Например, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Запишите примеры таких слов, обозначьте суффиксы: былинки, спинки, крылышки, песенки.

2) Анализ морфологического уровня.

Выпишите из текста прилагательные вместе с существительными. Летнее (солнце), веселый (хоровод), бирюзовые (спинки), (берег) отлогий, песчаное (дно).

Какие ассоциации связаны с этими словами? Жаркий летний день, красивые стрекозы высоко летают над водой в веселом хороводе – создается представление о гармонии и красоте в природе

(ср.: Нам так хорошо и тепло!). Оправдывается или опровергается наша гипотеза?

Выделите глаголы из 1-й строфы, которые называют действия стрекоз (летают, пляшут, ведут хоровод). Определите их грамматическую форму: спряжение, время, лицо, число, наклонение.

Выделите глаголы из 2-й и 4-й строф, которые произносятся в адрес ребенка (подойди, смотри). Определите форму этого глагола: повелительное наклонение.

Глаголы 4-й строфы: мы знаем, мы так тебя любим. Определите их грамматическую форму.

Как глаголы характеризуют нашу гипотезу?

3) Анализ синтаксического уровня.

В песенке стрекоз есть восклицательные предложения, обращение (дитя), повторы: подойди (поближе), подойди, подойди же.

Повторы «убаюкивают» сознание, усыпляют. Примеры анафоры

2-я строфа: Дитя, подойди к нам поближе. Дитя, подойди, подойди же. 4-я строфа: Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно.

Такими средствами создается ощущение настойчивости, навязчивости, скрываемого намерения, обмана. (Ср.: настораживают слова хора стрекоз: Пока не проснулася мать!)

4) Анализ лексического уровня: обратимся к первым и последним строкам стихотворения. По законам лингвистического анализа очень важная часть информации содержится в абсолютном конце и начале произведения. Какие образы здесь главные? (Омут, отлогий берег, дно.)


Приём «Работа со словарём»

Объясните лексическое значение слова омут.

Обращение к словарю Д.Н.Ушакова. 1. Глубокая яма на дне реки или озера, водоворот; 2. Обстановка, среда, которая затягивает, засасывает

человека, делает его безвольным, безличным.

Какое теперь чувство, кроме легкости, беззаботности, вызывает стихотворение? (Опасность, угроза.)

4. Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении. Запишите их. (Сравнение, олицетворение.)

5. Подтвердилась ли наша читательская гипотеза? Какой смысл скрыт в этом стихотворении?

Приём «ДО-ПОСЛЕ»

Это прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся, а также на этапе рефлексии.


Выводы: стихотворение предостерегает от необдуманных поступков, учит противостоять соблазнам, уговорам.

Этап рефлексии

Приём «Поэт»

1. Творческая работа. Придумайте продолжение этого стихотворения: что ответил ребенок стрекозе?

В этой работе должна отразиться суть нашего урока, то, что вы поняли, что взяли для себя. Когда, в какой ситуации вам могут понадобиться ваши знания?


Перед школой сегодня поставлена задача - помочь ребенку образовать себя, сформировать свой образ. Путь, по которому этот образ всегда формировался, - вхождение ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа.

Лирика - это не только сердцевина национальной культуры, а значит, и основа родного языка, но это еще и наиболее яркий пример искусства слова, доступный учащимся и действующий, подобно музыке, не только смыслом, значением слов. Поэтическое слово вливается в душу, воздействуя на ум, чувства читателя всеми своими богатствами, в том числе звуком, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего сердца.


2. Итоги. Чтение работ. Подтвердилась ли наша читательская гипотеза? Всегда ли можно доверять первому впечатлению?

Обратимся к стихотворению Роберта Рождественского «Где-то далеко». В 1973 году стихотворение было положено на музыку Микаэла Таривердиева. Послушаем.


Я прошу, хоть ненадолго,

Грусть моя, ты покинь меня!

Облаком, сизым облаком

Ты полети к родному дому,

Отсюда к родному дому.


Берег мой, покажись вдали

Краешком, тонкой линией.

Берег мой, берег ласковый,

Ах, до тебя, родной, доплыть бы,

Доплыть бы хотя б когда-нибудь

Где-то далеко, где-то далеко

Идут грибные дожди.

Прямо у реки в маленьком саду

Созрели вишни, склонясь до земли.


Где-то далеко, в памяти моей,

Сейчас, как в детстве, тепло,

Хоть память укрыта

Такими большими снегами.


Ты, гроза, напои меня

Допьяна, да не до смерти.

Вот опять, как в последний раз,

Я все гляжу куда-то в небо,

Как будто ищу ответа...

Я прошу, хоть ненадолго,

Грусть моя, ты покинь меня!

Облаком, сизым облаком

Ты полети к родному дому,

Отсюда к родному дому1.

Учитель задает аудитории вопросы. Перед нами лирическое и очень эмоциональное произведение.

Приём «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»

- Какие ассоциации возникают у вас после прослушивания произведения.

- О чем это стихотворение Р.Рождественского?

На что вы сразу обратили внимание? В стихотворении 6 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Мы наблюдаем кольцевую композицию. Повтор усиливает (и углубляет) эмоции, выраженные в начале стихотворения.

Приём «Бортовой журнал»

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Что понимаю из текста

Что чувствую




Что волнует лирического героя? С чем связаны его переживания?

Свои чувства он передает в виде просьбы. В 1-й строфе просит грусть облаком полететь к родному дому; во 2-й просит родной берег показаться вдали; в 5-й опять глядит в небо и просит грозу напоить его допьяна.


Приём «Лингвистический анализ»

Какие обращения вы встретили в этом тексте? (В стихотворении много обращений: грусть моя, берег мой, берег ласковый, родной, гроза.)

Рассмотрим содержание обращений. В обыденной речи мы обращаемся к лицу (другу, матери, брату и т.д.), но в художественной речи поэт говорит со всем миром. Лирический герой обращается здесь к явлениям природы, к природе, к собственному чувству.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ольга, интересно!

1
16 July