Мастер-класс "Искусство поэзии требует слов" (Иосиф Бродский)
Мастер-класс
Искусство поэзии требует слов (Иосиф Бродский)
Все мы любим искусство – музыку, литературу, живопись, кино… И это не удивительно, ведь соприкосновение с плодами творчества великих людей доставляет истинное удовольствие.
Однако мало кто знает, что взаимодействовать с искусством не только приятно, но еще и полезно!
Мастер-класс, который я проведу сегодня, принесёт всем нам не только полезные мысли, но и приятные минуты.
Известно, что выявление художественных достоинств литературных произведений способствует их более глубокому пониманию читателями. Так, отмечая особенности языка того или иного поэта, ученики анализируют не только содержание стихотворений, но и способы его языкового выражения.
В качестве примера такой работы я предлагаю обратиться к стихотворению А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы»(это произведение программное 6 класса) и к известному стихотворению Роберта Рождественского «Где-то далеко» (это произведение для 9 класса).
I. Обратимся к стихотворению А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…».
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно –
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно.
Этап: Постановка целей (повышение интереса к учебному материалу)
Приём «МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ»
Эвристическая беседа: каково первое общее впечатление от стихотворения? Какие образы являются ключевыми? (Создается ощущение беззаботности, легкости – стрекозы и дитя.) Формирование читательской гипотезы.
Гипотеза | |
Выразительные средства: 1.Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами 2.Обращения, восклицательные предложения 3.Анафора 4. Лексика 5.Сравнения 6.Олицетворения | Примеры |
2. Обратите внимание на построение стихотворения. Оно состоит из четырех строф. 2, 3, 4-я – это песенка стрекоз, обращенная к ребенку.
Этап: Объяснение нового материала
Приём «ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ»
Денотатный граф (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия.
3. Анализ текста через анализ уровней языка. Работа в группах.
1) Анализ морфемного уровня. Каким образом поэту удается создать картину беззаботного летнего дня? (Например, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
Запишите примеры таких слов, обозначьте суффиксы: былинки, спинки, крылышки, песенки.
2) Анализ морфологического уровня.
– Выпишите из текста прилагательные вместе с существительными. Летнее (солнце), веселый (хоровод), бирюзовые (спинки), (берег) отлогий, песчаное (дно).
Какие ассоциации связаны с этими словами? Жаркий летний день, красивые стрекозы высоко летают над водой в веселом хороводе – создается представление о гармонии и красоте в природе
(ср.: Нам так хорошо и тепло!). Оправдывается или опровергается наша гипотеза?
– Выделите глаголы из 1-й строфы, которые называют действия стрекоз (летают, пляшут, ведут хоровод). Определите их грамматическую форму: спряжение, время, лицо, число, наклонение.
– Выделите глаголы из 2-й и 4-й строф, которые произносятся в адрес ребенка (подойди, смотри). Определите форму этого глагола: повелительное наклонение.
Глаголы 4-й строфы: мы знаем, мы так тебя любим. Определите их грамматическую форму.
Как глаголы характеризуют нашу гипотезу?
3) Анализ синтаксического уровня.
В песенке стрекоз есть восклицательные предложения, обращение (дитя), повторы: подойди (поближе), подойди, подойди же.
Повторы «убаюкивают» сознание, усыпляют. Примеры анафоры
2-я строфа: Дитя, подойди к нам поближе. Дитя, подойди, подойди же. 4-я строфа: Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно.
Такими средствами создается ощущение настойчивости, навязчивости, скрываемого намерения, обмана. (Ср.: настораживают слова хора стрекоз: Пока не проснулася мать!)
4) Анализ лексического уровня: обратимся к первым и последним строкам стихотворения. По законам лингвистического анализа очень важная часть информации содержится в абсолютном конце и начале произведения. Какие образы здесь главные? (Омут, отлогий берег, дно.)
Приём «Работа со словарём»
Объясните лексическое значение слова омут.
Обращение к словарю Д.Н.Ушакова. 1. Глубокая яма на дне реки или озера, водоворот; 2. Обстановка, среда, которая затягивает, засасывает
человека, делает его безвольным, безличным.
Какое теперь чувство, кроме легкости, беззаботности, вызывает стихотворение? (Опасность, угроза.)
4. Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении. Запишите их. (Сравнение, олицетворение.)
5. Подтвердилась ли наша читательская гипотеза? Какой смысл скрыт в этом стихотворении?
Приём «ДО-ПОСЛЕ»
Это прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся, а также на этапе рефлексии.
Выводы: стихотворение предостерегает от необдуманных поступков, учит противостоять соблазнам, уговорам.
Этап рефлексии
Приём «Поэт»
1. Творческая работа. Придумайте продолжение этого стихотворения: что ответил ребенок стрекозе?
В этой работе должна отразиться суть нашего урока, то, что вы поняли, что взяли для себя. Когда, в какой ситуации вам могут понадобиться ваши знания?
Перед школой сегодня поставлена задача - помочь ребенку образовать себя, сформировать свой образ. Путь, по которому этот образ всегда формировался, - вхождение ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа.
Лирика - это не только сердцевина национальной культуры, а значит, и основа родного языка, но это еще и наиболее яркий пример искусства слова, доступный учащимся и действующий, подобно музыке, не только смыслом, значением слов. Поэтическое слово вливается в душу, воздействуя на ум, чувства читателя всеми своими богатствами, в том числе звуком, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего сердца.
2. Итоги. Чтение работ. Подтвердилась ли наша читательская гипотеза? Всегда ли можно доверять первому впечатлению?
Обратимся к стихотворению Роберта Рождественского «Где-то далеко». В 1973 году стихотворение было положено на музыку Микаэла Таривердиева. Послушаем.
Я прошу, хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня!
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь
Где-то далеко, где-то далеко
Идут грибные дожди.
Прямо у реки в маленьком саду
Созрели вишни, склонясь до земли.
Где-то далеко, в памяти моей,
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.
Ты, гроза, напои меня
Допьяна, да не до смерти.
Вот опять, как в последний раз,
Я все гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа...
Я прошу, хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня!
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому1.
Учитель задает аудитории вопросы. Перед нами лирическое и очень эмоциональное произведение.
Приём «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
- Какие ассоциации возникают у вас после прослушивания произведения.
- О чем это стихотворение Р.Рождественского?
На что вы сразу обратили внимание? В стихотворении 6 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Мы наблюдаем кольцевую композицию. Повтор усиливает (и углубляет) эмоции, выраженные в начале стихотворения.
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Что понимаю из текста | Что чувствую |
| |
Что волнует лирического героя? С чем связаны его переживания?
Свои чувства он передает в виде просьбы. В 1-й строфе просит грусть облаком полететь к родному дому; во 2-й просит родной берег показаться вдали; в 5-й опять глядит в небо и просит грозу напоить его допьяна.
Приём «Лингвистический анализ»
Какие обращения вы встретили в этом тексте? (В стихотворении много обращений: грусть моя, берег мой, берег ласковый, родной, гроза.)
Рассмотрим содержание обращений. В обыденной речи мы обращаемся к лицу (другу, матери, брату и т.д.), но в художественной речи поэт говорит со всем миром. Лирический герой обращается здесь к явлениям природы, к природе, к собственному чувству.
Похожие публикации
Легоцкая Вера Сергеевна