Предварительный просмотр презентации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» г. Бежецк . Подготовила: Учитель-логопед Носкова Светлана Николаевна Мастер – класс . « Использование технологии «синквейн» в развитии речи дошкольников»

Актуальность: Развитие познавательно – речевых способностей у детей -это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Дидактический синквейн появился в начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси. В нашей стране его начали использовать с 1993 года.


Синквейн ,как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. К основным правилам составления синквейна относятся следующие: 1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.); 2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы , сказочные герои , герои мультфильмов и т. д.

Давайте, попробуем с вами составить синквейн. Самое главное в нашей работе - это дети. Смотрим на нашу елочку. 1 строка одно слово название - Кто? - Дети 2 строка два слова определения - Какие? 3 строка три слова действия - Что делают? 4 строка - Фраза со словом дети 5 строка слово - Слово - резюме

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Есть еще один вариант составления синквейна - это графический синквейн, где дети не только устно составляют синквейны, но и рисуют их с помощью условных обозночений.

Дети сочиняют синквейн 1. Кошка 2. Ласковая, домашняя. 3. Мяукает, царапает, прыгает. 4. Люблю котенка гладить. 5. Домашнее животное 1.Клубника 2.Сладкая, вкусная 3.Созревает, наливается, краснеет 4.На грядке растет клубника 5. Ягода

Красная шапочка Красная шапочка Отважная, смелая. Идет, несет, разговаривает. Девочка несет пирожки бабушке. Добрая девочка Наф-Наф Серьезный, трудолюбивый Строит, заботится, защищает Спасает своих братьев в каменном доме Герой

В чём же его эффективность и значимость? Его простота. Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн помогает развить речь и мышление. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания.
