12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малышева Лариса Алексеевна188
Россия, Брянская обл., Стародуб
1

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи»

МОУ – СОШ д. Новые Ивайтёнки

Брянская область Унечский район

Мастер - класс

Тема: Использование «Синквейн» в работе по развитию речи.


 


 


 


 


 


 


 

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна


 


 


 


 


 

Цель мастер-класса: познакомить с приёмом  формирования критического мышления  у детей школьного возраста  через создание синквейна; повысить мотивацию к овладению рефлексивной деятельностью учащихся и оценки знаний.

Задачи технологического приема – обобщение и систематизация нового материала, анализ и оценка успешности учеников в достижении и определении будущих перспектив обучения; приобретение новых знаний с заданием положительной мотивации.

Вступление.

Добрый день, уважаемые коллеги. Своё выступление я хочу начать со слов «Лучше скажи мало, но хорошо»

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Развитие речи является актуальной темой школьного возраста. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи школьников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, регулирования процесса речевого развития и здесь на помощь может прийти методика синквейн, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности. Она используется, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным программам.

Актуальность и целесообразность использования синквейн слайд 2 объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приёмом;

-используется для оценки качества знаний.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается школьниками как увлекательная игра, ведь сочинять весело, полезно и легко.

Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово - действия, слово-признак. Согласовывать слова в предложении.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и оценки полученной информации.

Синквейны не только помогают проверять преподавателям материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.

Самое главное, синквейн – получается у всех!

Основная часть

Уважаемые коллеги! Я хочу познакомить вас с этой методикой. Попробуем всё - таки узнать, что же такое синквейн.

Слайд 3(2щелчка)

Синквейн – это очень простое слово, которое произошло от французского слова «пять», что в переводе с дословного «Пять слов» это малое нерифмованное стихотворение, которое подчиняется определённым правилам.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие: слайд 4

Первая строка включает одно слово, слово – предмет, отражающее главную идею (существительное).

Вторая строка – два слова, слова – признаки, характеризующие предмет (прилагательные).

Третья строка – три слова, слова – действие, описывающие действие в рамках темы (глаголы).

Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме. Это могут быть пословицы, поговорки, строки из песен.

Пятая строка – одно слово – синоним, который характеризует суть темы, обычно существительное. Это может быть одно или два слова.

Итак, свой мастер – класс я назвала «узнать, творить, применять», чтобы вы могли взять для себя и применять в работе с детьми. И сегодняшнее общение, я хотела бы начать с вопроса. Что такое жизнь? (Здоровье, счастье, красота, добро, дети, природа) Правильно. Уважаемые коллеги, а я хочу процитировать замечательное стихотворении

Жизнь прекрасна и ярка

Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь – улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть – дети и любовь!

Подумайте, с чем у вас ассоциируется слово жизнь?

Выберите для себя, что Вам ближе, лично, отношения жизненных качеств, которые определяет жизнь. Это качество напишите, пожалуйста, на лучике одним словом - синоним (пишут). Одно жизненно - важное качество (Прикрепляют к солнышку). Посмотрите (дети, счастье, любовь, доброта…). Перечисляют.

Посмотрите, все ли ваши выражения совпали с моими? (слайд 5). Мы с вами определяли главное, а получилось вот это замечательное солнце, красивое солнце. Это солнце светит всем одинаково, лично, значимо для каждого из нас. Посмотрите, пожалуйста, какая замечательная и интересная получилась у нас формула жизни. Когда мы счастливы - нас любят. Когда нас любят – мы красивы. Когда мы красивы – мы здоровы. Когда мы здоровы – мы добры, у нас есть дети, семьи. Вот она наша формула – жизнь.

Я предлагаю Вам попробовать устно и составить синквейн на тему жизнь.

А теперь посмотрите, что же у нас получилось. Жизнь. Слайд 6

1 строка Жизнь

2 строка – длинная, счастливая

3 строка – мчится, идёт, бежит

4 строка – Жизнь дана на добрые дела.

5 строка - путь

Длинная, интересная бурная, красивая, счастливая. Мчится, идёт, бежит. Жизнь дана на добрые дела. Дорога (путь, свет).

Мне хотелось бы те знания, которые вы сейчас уже примерно представляете использовать на конкретном примере. Составьте синквейн на тему (отрываю лучик и даю каждой группе) счастье, любовь…… Помните, что главное слово у вас есть, а дальше слово – признак, слово – предмет, афоризмы или пословицы, ассоциация. У вас на столе лежит образец «Правила составления синквейна». Проверяем, зачитываем, вывешиваем на доску. Например: Любовь. Настоящая, верная. Сплачивает, помогает… Любви все возрасты покорны. Сердце или счастье.

Счастье: Гармоничное, большое. Приходит…… Не было бы счастья, да несчастье помогло. Птица.

А теперь я хочу предложить вам составить синквейн со словом сердце (рисунок). Вывешиваю на доску слова.

Сердце слайд 7

Горячее, доброе.

Бьётся, любит, стучит.

Своё сердце отдаю людям.

Мотор (движение)

Уважаемые коллеги, мы с вами вместе составили синквейн на заданные темы. Итак, вам стало ясно, что у детей хорошо развито наглядно – образное мышление. Мне хотелось бы, чтобы вы использовали различные предметы, иллюстрации, наглядные картинки при работе. Дети усвоят быстро материал, когда это всё наглядно, красиво. Например….(картинки).

Подберите устно слова к данным картинкам (называют)

И конечно нужно пользоваться графической схемой, которая помогает увидеть границы слов.

Схема синквейна слайд 8

1


 

2

3


 

4


 

5


 

Уважаемые коллеги, позвольте подвести результат нашей совместной работы, как было сказано ранее, наиболее одним из распространённых приёмов рефлексии является синквейн.

Я предлагаю вам оценить сою трудовую деятельность и составить синквейн на тему «Работа» слайд 9 (составляют, зачитывают) А теперь попробуем составить ещё один синквейн на тему «Мастер – класс». Когда вы будете подбирать те единственные прилагательные, глаголы, афоризмы, то вы почувствуете насколько ближе, роднее и понятней стал для вас синквейн. Пожалуйста, напишите, мне очень интересно посмотреть на оценку моих коллег проведённого мной мастер – класса. (Пишут, зачитываем) А теперь посмотрите на экран. Слайд 10

Замечательный, интересный, поучительный.

Учит, развивает, сближает.

Дело мастера боится.

Праздник.

Заключительная часть

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Выводы о синквейне слайд 11

Синквейн - это французское пятистишие

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

 Синквейн учит краткому пересказу.

 Синквейн помогает развить речь и мышление.

 Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

 Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

 Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

  Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Уважаемые коллеги, я искренне благодарю Вас. Я думаю, что использованные мною методы станут изюминкой в работе с детьми. Буду очень рада, если вы получили заряд бодрости и пополнили свой педагогический опыт по развитию творческих способностей учащихся. Мне хотелось бы, чтобы вы использовали технологию «синквейн» в своей работе для оценки знаний своих учеников.

Я хочу закончить свой мастер- класс такими словами. Слайд 12

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям.

Улыбнитесь.

Улыбнитесь.

Лучик солнца – это Вам!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.