Мастер-класс «Мимика и жесты»

4
0
Материал опубликован 16 February 2023

Конкурсное задание «Учитель года»

Мастер-класс «Мимика и жесты»

Цель:

1. Познакомить с несловесными средствами общения - мимикой и жестами; уместно использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;

2. Развивать связную устную речь, творчество, логическое мышление.

3. Воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать, общаться.

1.Организационный момент.


- Много слов на земле.

Есть дневные слова,

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова – словно раны,

Слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются

И в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать

И предать, и купить

Слово можно в разящий свинец превратить.

- Мы привыкли общаться друг с другом с помощью слов, т. к. человек – существо социальное и не может обойтись без человеческого общения. Известно, что общение не ограничивается устными или письменными сообщениями. Так же полноценное общение между людьми невозможно без взаимопонимания. Ключевский сказал: «Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей», ведь настоящие человеческое счастье заключается не в самих словах, а в чувствах и понимании друг друга до слов. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты.

- Сегодня мы поговорим об особенностях человеческого общения, о так называемых помощниках слова. Я предлагаю вашему вниманию видеоролик.

- Что особенного в общении героев вы заметили? (Герои общались без слов)

2. Работа над новой темой

А) Введение в тему.

- Все мы разговариваем на языке жестов, даже не осознавая этого. Попробуйте понаблюдать за собой в течении дня. В зависимости от вашего настроения меняется ваша походка, выражение лица. Наши глаза, руки, все тело дает собеседнику гораздо больше информации, чем мы предполагаем.

- Тема нашего занятия «Мимика и Жесты»

Б) Работа с текстом Корнея Чуковского «Цыпленок»

- Я хочу прочитать вам отрывок из сказки К.И. Чуковского «Цыпленок». (Рассказать сказку без жестов и мимики)

«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.
Вот так.

И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»

- Смогли ли вы представить себе цыплёнка, маму, кота? Какие они были?

- Сейчас мы попробуем исправить эту ошибку. Но на этот раз я буду читать сказку, а вы будете показывать.

Инсценировка сказки

(Показать жестами)

Вывод: - Что помогло нам увидеть, какими были наши герои? (Руки и выражение лица, мимика)

- Да, рассказчику они помогают выразить свою мысль, а слушателю лучше ее понять. Иногда они способны заменить собой даже целые слова.

3. Работа со схемами.

А)

Посмотрите на рисунки- схемы. (Приложение 1). Скажите, чем они похожи? (У них у всех есть глаза, брови, нос, рот)

- А чем они отличаются? (Рот и глаза разной формы, брови в разном положении)

- Давайте посмотрим, что нам даёт изменение форм глаз, бровей? (Изменение выражений лица)

- Какое настроение на первом рисунке-символе? (Радость)

- Когда мы радуемся, что происходит у нас на лице? (Уголки рта поднимаются вверх, глазки прищуриваются).

- Рассмотрите второй рисунок-символ. Как изменились формы частей лица? (Ротик уголками вниз, бровки приподняты вверх)

- Что выражает это лицо. (Это грусть.)

- На третьей картинке, что мы видим?

(Брови высоко приподняты, глаза большие, рот открыт.)

- Что выражает это лицо? (Это удивление.)

- Выражение лица - доброе, злое, удивлённое, грустное, радостное называется мимикой.

Толковый словарь гласит:

Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Практическая работа.

- У вас на столах лежат шаблоны. Выберите нужные заготовки из наборов и изобразите ваше настроение на данный момент.

Б)

- Посмотрите на следующие рисунки. Мы видим рисунки-символы, обозначающие те же чувства, настроение, эмоции, но уже что-то здесь добавлено? (Добавлены руки, жесты рук.)

- А руками мы что делаем?

(Жестикулируем)


- Нам художник показал, что настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и мимики плюс жесты.

- Посмотрите, как мы можем выразить свою радость. Покажите, например, как выбудете радоваться победе в конкурсе. (Высоко поднять руки.)

- А как будете грустить? Покажите. (Рука придерживает голову.)

- А когда мы удивляемся, что мы делаем?

(Разводим руки в стороны.) - Покажите удивление.

- Когда мы сильно боимся, что делаем мы руками?

(Хватаемся за голову.) Представьте, страх.

В толковом словаре Ожегова записано так:

Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.

- Продолжим нашу аппликацию и добавим к ней руки.

Полученные аппликации прикрепить на магниты к доске.

4.  Упражнение в жестикулировании.

- А знаете ли вы, сколько разных движений можно сделать руками? Один специалист подсчитал и утверждает, что их 700 000!
- Давайте попробуем хоть немного убедиться, что может наша рука.
Представим различные ситуации.

«Отгоняем назойливую муху». Какой жест? Покажите, как работает рука. Какое выражение лица при этом?

«Нам очень жарко». (Рука спокойно обмахивает лицо.)

«Вижу вдалеке подругу. Зову ее». (Широкий взмах руки к себе.)

«Снег хлопьями повалил». (Рука слегка прикрывает лицо.)

5. Беседа.

- Психологи утверждают, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

- Скажите, а приходилось ли вам заниматься изучением языков? Каких?

(Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранные, многие изучают языки программирования)

- Для общего сведения, существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».

- Издаются целые учебники, в которых поясняется значение того или иного жеста. Остановимся лишь на некоторых из них.

Из истории

-Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.

- Например, поднятый вверх большой палец, что означает? (Одобрение)

- А опущенный вниз? (неодобрение)

- Правда в некоторых странах один и тот же жест может трактоваться по-разному.

- Некоторые жесты одного народа могут быть непонятными другому народу. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни эти жестом ораторы приветствуют слушателей.

- Но есть жесты международные и понятны всем. Например, поднятая вверх рука – это……..? (Просьба обратить на себя внимание)

- Что означает такой жест- палец, приставленный к губам? (молчание)

- Покажите жест угрозы. (Указательным пальцем «кивают»)

6. Игра

- Для того чтобы установить тесный контакт друг с другом людям бывает полезно научиться понимать партнера без слов. Если такой контакт найден, то обычное речевое общение становиться легким и свободным. Попробуем научиться понимать друг друга без слов. Проведем игру.

Я предлагаю вам продемонстрировать пословицу. Вы можете использовать всё - звуки, мимику, жесты. Задача оставшегося участника: попытаться угадать, о чем шла речь.

- После каждой угаданной пословицы участники меняются ролями, так, чтобы каждый оказался в роли отгадывающего.

Варианты пословиц: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«Что посеешь, то и пожнешь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Не верь своим ушам, а верь своим глазам», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

– Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли друг друга. Значит, можно общаться без слов? ( Да)

- Спасибо. Мы славно пообщались и узнали друг друга, может быть даже лучше, чем, если бы общение было обычным. И если контакт найден на начальном уровне, т.е. до слов, то речевое общение уже будет проходить значительно проще.

- Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, мы может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и, прежде всего по выражению лица. Поэтому психологи утверждают: «Если вы хотите обрести счастье, то вы должны понять, насколько бесполезен в этом смысле язык и как важны для этого наши истинные чувства и истинные желания».

- Рассмотрев ваши работы можно сделать вывод, что вы пришли на конкурс с хорошим настроением.

- Остается пожелать, чтобы, не смотря ни на какие результаты, пусть такое же настроение у вас останется и после конкурса.

Дышите полной грудью,
Пускай никто не плачет,
Дарите радость людям,
Чтоб быть самим богаче.

- Всего хорошего!

IX. ИТОГ УРОКА.

- Наше занятие подошло к концу.




5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.