Мастер-класс на тему «Что наша жизнь? - Игра!»
Мастер-класс на тему «Что наша жизнь? – Игра!»
Филимоненкова Л.В. – учитель информатики МБОУ СОШ д. Болотня
2019 г.
Слайд 1. Вы не задумывались над вопросом: Что наша жизнь?
Первое, что приходит на ум, – это классический ответ: игра!
Помните: ария Германа в опере Чайковского «Пиковая дама» по одноименной повести А.С. Пушкина. Неужели всё так просто?
У Ивана Тхоржевского есть такие строки:
…Легкой жизни я просил у Бога:
«Посмотри, как мрачно всё кругом!»
Бог ответил: «Подожди немного, –
Ты меня попросишь о другом!»
Вот уже кончается дорога,
С каждым годом тоньше жизни нить.
Легкой жизни я просил у Бога, –
Легкой смерти надо бы просить!..
Для некоторых жизнь – это смерть. У французского каскадера Жиля де Ла Мара, каждый день рисковавшего своей жизнью, любимым девизом было: «Жить – это умирать…».
А может быть, наша жизнь – это наша работа? Многие именно так и ответят: «Да, жизнь – это работа, особенно, если это – Любимая Работа!»
А может быть, жизнь – это любовь? И мы спохватимся: «Да, конечно же, жизнь – это Любовь!»
А может быть, наша жизнь – это поиск счастья, поиск Синей Птицы? Все мы страстно хотим , жаждем Большого Человеческого Счастья! Одни скажут: «Да, жизнь – это настоящее Счастье!» Другие скажут: « Счастье в руки не возьмешь!» Помните, у Евтушенко: «Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу…».
А может быть, наша жизнь – это деньги, богатство? Тогда как-то вообще всё приземлённо получается – весомо, грубо, зримо… Ведь сказано же: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие небесное!..
А может быть, наша жизнь – это наши дети? Ведь сказано же: дети – это цветы жизни (как у М. Горького: «Дети – живые цветы земли»). Да, наши дети – это наша жизнь, наше продолжение на этой Земле, в этой жизни, наше бессмертие!..
А может быть , наша жизнь – это борьба, Вечная Борьба!? Мы боремся всю жизнь, – со всеми (с кем можно, нужно и нельзя бороться) и со всем (с чем можно, нужно и нельзя бороться). Боремся за саму жизнь, за право жить.
Давайте сегодня поговорим о её величестве ИГРЕ, раз уж этот ответ самый первый. И тема моего мастер-класса «Что наша жизнь? Игра!»
Вы можете удивиться : какая связь между темой мастер-класса и предметом Информатика. На первый взгляд связь абсолютно неясна. Но это - один из педагогических приёмов.
Так что же мы сегодня будем делать? Мы будем учиться выигрывать.
Слайд 2. Здесь уместно вспомнить слова Эдгара По : «Говоря «мАстерская игра», я имею в виду ту степень совершенства, при которой игрок владеет всеми средствами, приводящими к победе».
А говорить я буду не о компьютерных играх, и не о подкидном дураке, и, конечно, не о футболе. Речь пойдёт об играх математических, точнее, комбинаторных, которые рассматриваются также в информатике.
Слайд 3. Джон фон Нейман, один из основоположников кибернетики говорил : «Есть в современной математике одна область, она носит безобидное название Теория игр, но ей, несомненно, суждено сыграть очень важную роль в человековедении самого ближайшего будущего. Она занимается вопросами оптимального поведения людей при наличии противодействующего противника. Для ученого противник - это природа со всеми ее явлениями; экспериментатор борется со средой; математик - с загадками математического мира; инженер - с сопротивлением материалов». Теорию игр можно применить к задачам связи, к вопросам технологии медицины, нефтедобычи, спорта, рыболовства, к противовоздушной обороне, к задачам, которые приходится решать командиру в сражении. Экономист, планирующий работу предприятия - производителя, играет против ответных действий противника-потребителя . Один из разделов теории игр - так называемые деловые игры, - оказывает неоценимую услугу при решении ряда важных торговых, производственных, планово-экономических, управленческих задач .
Слайд 4 . Я уверена, что все вы знаете и умеете играть в комбинаторные игры. Напомню, что это такие игры, где нет элементов случайности, все правила чётко описаны, и игроки имеют полную информацию о текущей ситуации. Крестики-нолики, шашки, шахматы, нарды, домино – это известные примеры комбинаторных игр. Настольные игры существуют уже несколько тысячелетий. Но и в наш компьютерный век интерес к настольным играм не пропадает, а даже , наоборот, благодаря имитирующим программам, есть возможность дистанционно сразиться с соперником в онлайн – режиме в какой-либо соцсети Интернета. Я , например, играю в Одноклассниках в нарды, хотя дома у меня есть своя доска с шашками и костями, но нет соперника.
Слайд 5 . Древние китайцы считали, что существует пять уровней овладения мастерством игры: два внешних
— Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.
— Способность учитывать в своей игре поведение соперников.
два внутренних
— Интуитивная способность угадывать камни соперников.
— Способность управлять удачей в игре.
и
— Тайный уровень.
Конечно же, за время мастер-класса мы с вами сможем продвинуться только на первый уровень мастерства, ну может быть на второй.
Слайд 6. Игру намного труднее рассказать, чем показать, как в нее играют. Но правила игры всегда одинаковы:
Определено, какие бывают позиции в игре.
Описана начальная позиция.
Ход игры состоит в том, что один из игроков изменяет позицию.
Игроки ходят, чередуясь: Первый, Второй, Первый…
Партия заканчивается, когда возникла одна из заключительных позиций:
Партию выиграл Первый
Партию выиграл Второй
Партия закончилась вничью.
Слайд 7. Предлагаю поиграть в игру НИМ ( Камешки). Это древняя китайская игра, в которую любили играть императоры. Тем, кто у них выигрывал, отрубали голову.
Слайд 8. Дано:
Игроков – 2.
2 кучи камней: в 1-ой 3 камня, во 2-ой 2 камня.
Условие: У каждого игрока неограниченно много камней. За один ход каждый игрок может доложить в одну из кучь или 1 камень, или утроить их число.
Требуется :
Сумма камней в обеих кучах должна стать не менее 16.
Другими словами, выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится равным или больше 16 камней. Также необходимо ответить на вопросы: Кто выигрывает при безошибочной игре – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Для решения этой задачи необходимо вспомнить следующие темы и понятия:
Слайд 9. Выигрышная стратегия
для того чтобы найти выигрышную стратегию в несложных играх, достаточно использовать метод перебора всех возможных вариантов ходов игроков;
для решения подобных задач чаще всего применяется метод построения деревьев;
если от каждого узла дерева отходят две ветви, т.е. возможные варианты хода, то такое дерево называется двоичным (если из каждой позиции есть три варианта продолжения, дерево будет троичным и т.д.).
Слайд 10. Выигрышные и проигрышные позиции
Все позиции в простых играх делятся на выигрышные и проигрышные.
выигрышная позиция – это такая позиция, в которой игрок, делающий первый ход, обязательно выиграет при любых действиях соперника, если не допустит ошибки; при этом говорят, что у данного игрока есть выигрышная стратегия – алгоритм выбора очередного хода, позволяющий ему выиграть;
если игрок, делающий первый ход, находится в проигрышной позиции, то он обязательно проиграет, если ошибку не сделает его оппонент; в этом случае говорят, что у данного игрока нет выигрышной стратегии.
Таким образом, общая стратегия игры состоит в том, чтобы своим ходом создать проигрышную позицию для оппонента;
Слайд 11 . Построим древо игры. Оно может выглядеть как граф или как таблица.
Узлы древа – это графы, а стрелки – это рёбра (возможные варианты хода).
Слайд 12.
Дано | 1-ый ход 1 игрок | 2-ой ход 2 игрок | 3-ий ход 1 игрок | 4-ый ход 2 игрок |
3,2 | 4,2 | 5,2 | 15,2 | |
12,2 | 12,6 | | ||
4,3 | 5,3 | 15,3 | ||
12,3 | 12,9 | |||
4,4 | 12,4 | |||
4,12 | 5,12 | |||
4,6 | 4,18 | | ||
9,2 | 10,2 | | | |
27,2 | | | ||
9,3 | | | ||
9,6 | | | ||
3,3 | 4,3 | | | |
9,3 | | | ||
3,4 | 4,4 | 12,4 | ||
9,4 | 9,12 | |||
3,5 | 3,15 | |||
3,12 | 4,12 | |||
3,9 | 9,9 | | ||
3,6 | 4,6 | | | |
9,6 | | | ||
3,7 | | | ||
3,18 | | |
Слайд 13. Из таблицы видно, что у первого игрока нет выигрышной стратегии. Однако, он может выиграть, даже в четырёх случаях, но только если второй игрок сделает ошибку. Проследите за одним из этих путей: (3,2) -(4,2) -(5,2) -(15,2).
А вот у второго игрока есть выигрышная стратегия при любом первом ходе первого игрока. Второй игрок может победить уже даже на втором ходе! (3,2) -(9,2) -(27,2).
Рефлексия с залом.
Всё ли вам понятно?
Было ли интересно играть?
Что понравилось больше всего?
Сможете ли решить подобную задачу самостоятельно?
Слайд 14. Дамы и Господа, я вас поздравляю. Только что вы решили одно из самых сложных заданий второй части ЕГЭ по информатике . 26-е задание — «Теория игр, поиск выигрышной стратегии» — характеризуется, как задание высокого уровня сложности, время выполнения – примерно 30 минут, максимальный балл — 3.
Слайд 15. Очень хочется предложить вашему вниманию еще одну задачу «Поиск фальшивой монеты» . Этот тип задач очень распространён и обычно используется на развивающих занятиях со школьниками разного возраста. Никакой математической нагрузки эти задачи не несут. Их назначение – развитие абстрактного мышления, обучение построению алгоритмов.
Дано: 12 монет. Одна из них фальшивая, т.е. отличается массой, а именно легче других настоящих. Рычажные или чашечные весы без разновеса .
Требуется: Найти фальшивую монету за наименьшее число взвешиваний.
Слайд 16. Алгоритм:
1. Разделим монеты на две группы по шесть.
2. Взвешиваем. Возможны варианты:
Левая чаша легче.
Правая чаша легче.
Слайд 17. 3. Ту группу, которая легче, снова делим на две группы по три монеты.
4. Взвешиваем. Возможны варианты:
Левая чаша легче.
Правая чаша легче.
Слайд 18. 5. В той группе, которая легче, выбираем две монеты и кладём на чаши весов, а третью отложим в сторону. Возможны варианты:
Чаши находятся в равновесии.
Левая чаша легче.
Правая чаша легче.
6. Если чаши находятся в равновесии, то фальшивая третья отложенная монета. Если же оказалась одна из чаш легче, то фальшивая монета именно на ней.
Итак, нам пришлось произвести взвешивания три раза. Задача решена.
Вот и подходит к концу мой мастер-класс.
Слайд 19. Хотелось бы закончить мастер-класс следующей притчей.
…Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, - сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! – снова сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - Я объясню вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.
Спасибо за внимание.