12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Филимоненкова Лорхен Викторовна17

Мастер-класс на тему «Что наша жизнь? – Игра!»

Филимоненкова Л.В. – учитель информатики МБОУ СОШ д. Болотня

2019 г.

Слайд 1. Вы не задумывались над вопросом: Что наша жизнь?
Первое, что приходит на ум, – это классический ответ
: игра!
Помните: ария Германа в опере Чайковского «Пиковая дама» по одноименной повести А.С. Пушкина. Неужели всё так просто?

У Ивана Тхоржевского есть такие строки:

Легкой жизни я просил у Бога:

«Посмотри, как мрачно всё кругом!»

Бог ответил: «Подожди немного, –

Ты меня попросишь о другом!»

Вот уже кончается дорога,

С каждым годом тоньше жизни нить.

Легкой жизни я просил у Бога, –

Легкой смерти надо бы просить!..


Для некоторых жизнь – это смерть. У французского каскадера Жиля де Ла Мара, каждый день рисковавшего своей жизнью, любимым девизом было: «Жить – это умирать…».

А может быть, наша жизнь – это наша работа? Многие именно так и ответят: «Да, жизнь – это работа, особенно, если это – Любимая Работа!»

А может быть, жизнь – это любовь? И мы спохватимся: «Да, конечно же, жизнь – это Любовь!»
А может быть, наша жизнь – это поиск
счастья, поиск Синей Птицы? Все мы страстно хотим , жаждем Большого Человеческого Счастья! Одни скажут: «Да, жизнь – это настоящее Счастье!» Другие скажут: « Счастье в руки не возьмешь!» Помните, у Евтушенко: «Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу…».

А может быть, наша жизнь – это деньги, богатство? Тогда как-то вообще всё приземлённо получается – весомо, грубо, зримо… Ведь сказано же: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие небесное!..

А может быть, наша жизнь – это наши дети? Ведь сказано же: дети – это цветы жизни (как у М. Горького: «Дети – живые цветы земли»). Да, наши дети – это наша жизнь, наше продолжение на этой Земле, в этой жизни, наше бессмертие!..

А может быть , наша жизнь – это борьба, Вечная Борьба!? Мы боремся всю жизнь, – со всеми (с кем можно, нужно и нельзя бороться) и со всем (с чем можно, нужно и нельзя бороться). Боремся за саму жизнь, за право жить.

Давайте сегодня поговорим о её величестве ИГРЕ, раз уж этот ответ самый первый. И тема моего мастер-класса «Что наша жизнь? Игра!»

Вы можете удивиться : какая связь между темой мастер-класса и предметом Информатика. На первый взгляд связь абсолютно неясна. Но это - один из педагогических приёмов.

Так что же мы сегодня будем делать? Мы будем учиться выигрывать.

Слайд 2. Здесь уместно вспомнить слова Эдгара По : «Говоря «мАстерская игра», я имею в виду ту степень совершенства, при которой игрок владеет всеми средствами, приводящими к победе».

А говорить я буду не о компьютерных играх, и не о подкидном дураке, и, конечно, не о футболе. Речь пойдёт об играх математических, точнее, комбинаторных, которые рассматриваются также в информатике.

Слайд 3. Джон фон Нейман, один из основоположников кибернетики говорил : «Есть в современной математике одна область, она носит безобидное название Теория игр, но ей, несомненно, суждено сыграть очень важную роль в человековедении самого ближайшего будущего. Она занимается вопросами оптимального поведения людей при наличии противодействующего противника. Для ученого противник - это природа со всеми ее явлениями; экспериментатор борется со средой; математик - с загадками математического мира; инженер - с сопротивлением материалов». Теорию игр можно применить к задачам связи, к вопросам технологии медицины, нефтедобычи, спорта, рыболовства, к противовоздушной обороне, к задачам, которые приходится решать командиру в сражении. Экономист, планирующий работу предприятия - производителя, играет против ответных действий противника-потребителя . Один из разделов теории игр - так называемые деловые игры, - оказывает неоценимую услугу при решении ряда важных торговых, производственных, планово-экономических, управленческих задач .

Слайд 4 . Я уверена, что все вы знаете и умеете играть в комбинаторные игры. Напомню, что это такие игры, где нет элементов случайности, все правила чётко описаны, и игроки имеют полную информацию о текущей ситуации. Крестики-нолики, шашки, шахматы, нарды, домино – это известные примеры комбинаторных игр. Настольные игры существуют уже несколько тысячелетий. Но и в наш компьютерный век интерес к настольным играм не пропадает, а даже , наоборот, благодаря имитирующим программам, есть возможность дистанционно сразиться с соперником в онлайн – режиме в какой-либо соцсети Интернета. Я , например, играю в Одноклассниках в нарды, хотя дома у меня есть своя доска с шашками и костями, но нет соперника.

Слайд 5 . Древние китайцы считали, что существует пять уровней овладения мастерством игры: два внешних

Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.

Способность учитывать в своей игре поведение соперников.

два внутренних

Интуитивная способность угадывать камни соперников.

Способность управлять удачей в игре.
и
— Тайный уровень.

Конечно же, за время мастер-класса мы с вами сможем продвинуться только на первый уровень мастерства, ну может быть на второй.

Слайд 6. Игру намного труднее рассказать, чем показать, как в нее играют. Но правила игры всегда одинаковы:

Определено, какие бывают позиции в игре.

Описана начальная позиция.

Ход игры состоит в том, что один из игроков изменяет позицию.

Игроки ходят, чередуясь: Первый, Второй, Первый…

Партия заканчивается, когда возникла одна из заключительных позиций:

Партию выиграл Первый

Партию выиграл Второй

Партия закончилась вничью.

Слайд 7. Предлагаю поиграть в игру НИМ ( Камешки). Это древняя китайская игра, в которую любили играть императоры. Тем, кто у них выигрывал, отрубали голову.

Слайд 8. Дано:

Игроков – 2.

2 кучи камней: в 1-ой 3 камня, во 2-ой 2 камня.

Условие: У каждого игрока неограниченно много камней. За один ход каждый игрок может доложить в одну из кучь или 1 камень, или утроить их число.

Требуется :

Сумма камней в обеих кучах должна стать не менее 16.

Другими словами, выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится равным или больше 16 камней. Также необходимо ответить на вопросы: Кто выигрывает при безошибочной игре – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?


Для решения этой задачи необходимо вспомнить следующие темы и понятия:

Слайд 9. Выигрышная стратегия

для того чтобы найти выигрышную стратегию в несложных играх, достаточно использовать метод перебора всех возможных вариантов ходов игроков;

для решения подобных задач чаще всего применяется метод построения деревьев;

если от каждого узла дерева отходят две ветви, т.е. возможные варианты хода, то такое дерево называется двоичным (если из каждой позиции есть три варианта продолжения, дерево будет троичным и т.д.).

Слайд 10. Выигрышные и проигрышные позиции

Все позиции в простых играх делятся на выигрышные и проигрышные.

выигрышная позиция – это такая позиция, в которой игрок, делающий первый ход, обязательно выиграет при любых действиях соперника, если не допустит ошибки; при этом говорят, что у данного игрока есть выигрышная стратегия – алгоритм выбора очередного хода, позволяющий ему выиграть;

если игрок, делающий первый ход, находится в проигрышной позиции, то он обязательно проиграет, если ошибку не сделает его оппонент; в этом случае говорят, что у данного игрока нет выигрышной стратегии.

Таким образом, общая стратегия игры состоит в том, чтобы своим ходом создать проигрышную позицию для оппонента;

Слайд 11 . Построим древо игры. Оно может выглядеть как граф или как таблица.

t1581606280aa.gif

Узлы древа – это графы, а стрелки – это рёбра (возможные варианты хода).

Слайд 12.


Дано

1-ый ход

1 игрок

2-ой ход

2 игрок

3-ий ход

1 игрок

4-ый ход

2 игрок










3,2



4,2

5,2

15,2


12,2

12,6


4,3

5,3

15,3

12,3

12,9

4,4

12,4

4,12

5,12

4,6

4,18



9,2

10,2



27,2



9,3



9,6





3,3

4,3



9,3



3,4

4,4

12,4

9,4

9,12

3,5

3,15

3,12

4,12

3,9

9,9



3,6

4,6



9,6



3,7



3,18







  Слайд 13. Из таблицы видно, что у первого игрока нет выигрышной стратегии. Однако, он может выиграть, даже в четырёх случаях, но только если второй игрок сделает ошибку. Проследите за одним из этих путей: (3,2) -(4,2) -(5,2) -(15,2).

А  вот у второго игрока есть выигрышная стратегия при любом первом ходе первого игрока. Второй игрок может победить уже даже на втором ходе! (3,2) -(9,2) -(27,2).

Рефлексия с залом.

Всё ли вам понятно?

Было ли интересно играть?

Что понравилось больше всего?

Сможете ли решить подобную задачу самостоятельно?

Слайд 14. Дамы и Господа, я вас поздравляю. Только что вы решили одно из самых сложных заданий второй части ЕГЭ по информатике . 26-е задание — «Теория игр, поиск выигрышной стратегии» — характеризуется, как задание высокого уровня сложности, время выполнения – примерно 30 минут, максимальный балл — 3.

Слайд 15. Очень хочется предложить вашему вниманию еще одну задачу «Поиск фальшивой монеты» . Этот тип задач очень распространён и обычно используется на развивающих занятиях со школьниками разного возраста. Никакой математической нагрузки эти задачи не несут. Их назначение – развитие абстрактного мышления, обучение построению алгоритмов.

Дано: 12 монет. Одна из них фальшивая, т.е. отличается массой, а именно легче других настоящих. Рычажные или чашечные весы без разновеса .

Требуется: Найти фальшивую монету за наименьшее число взвешиваний.

Слайд 16. Алгоритм:

1. Разделим монеты на две группы по шесть.

2. Взвешиваем. Возможны варианты:

Левая чаша легче.

Правая чаша легче.

Слайд 17. 3. Ту группу, которая легче, снова делим на две группы по три монеты.

4. Взвешиваем. Возможны варианты:

Левая чаша легче.

Правая чаша легче.

Слайд 18. 5. В той группе, которая легче, выбираем две монеты и кладём на чаши весов, а третью отложим в сторону. Возможны варианты:

Чаши находятся в равновесии.

Левая чаша легче.

Правая чаша легче.

6. Если чаши находятся в равновесии, то фальшивая третья отложенная монета. Если же оказалась одна из чаш легче, то фальшивая монета именно на ней.

Итак, нам пришлось произвести взвешивания три раза. Задача решена.

Вот и подходит к концу мой мастер-класс.

Слайд 19. Хотелось бы закончить мастер-класс следующей притчей.

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, - сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! – снова сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - Я объясню вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.
Спасибо за внимание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.