Мастер-класс на тему «Использование театрализованной деятельности в детском саду»

1
0
Материал опубликован 25 October 2018

Мастер-класс на тему:
«Использование театрализованной деятельности в детском саду».

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность изготавливать наглядный материал для театра из подручных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи: Познакомить воспитателей с разными видами театров.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.

Презентация мастер-класса.

Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы и желания детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»[Бочкарёва Л. П. ].

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно. Можно использовать коврограф Воскобовича

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

Содержательность и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы преступим к практической.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Конспект НОД по развитию речи

с детьми средней группы

Тема«Описание игрушек»

Задачи:

Связная речь. Научить описывать игрушку, называть характерные признаки и действия; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

Словарь и грамматика. Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств и действий. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Звуковая культура речи. Продолжать знакомить с термином слово, закреплять произношение звука с в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком с и вслушиваться в их звучание.

Материал : игрушки, кукла – марионетка.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: « Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

Цель: Закрепление умения уменьшать и увеличивать число на единицу; закрепление состава числа 5, умения ориентироваться на листе бумаги, названий геометрических фигур, знания цифр, знаний о днях недели, временах года, месяцах.
Задачи:
Обучающие: 
Умение уменьшать и увеличивать число на единицу.
Повторить состав числа 5.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, закрепить название фигур.
Закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах.
Развивающие:
Развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше).
Развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.
Материалы и оборудование: 
Сказка «Гуси-лебеди» в обработке А.Н. Толстого, 
интерактивная доска, компьютерная презентация «Путешествие по сказке
«Гуси-лебеди»,
демонстрационный материал: настольный театр « Гуси-лебеди»,“домик” состава числа 5, числовые карточки.
раздаточный материал: цифры, листки бумаги, цветные карандаши, “домик” состава числа 5.

Ход занятия

1. Организационный момент. 
Дети входят в группу под музыку. 
2. Сказка.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать и показать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”.
Сказка начинается, воспитатель рассказывает сказку и по содержанию дети выполняют задания по формированию элементарных математических представлений.
Задание №1.
Слушайте внимательно вопросы яблони:
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера день недели?
Какой будет завтра день недели?
Какие времена года знаете?
Назовите осенние месяцы.
Назовите весенние месяцы.
Назовите зимние месяцы.
Назовите третий тень недели.
Назовите пятый день недели.
Назовите второй день недели.
Воспитатель: Справились мы с заданием речки. Молодцы!
Задание №2.
Воспитатель: 
Давайте поможем сестре с братцем выполнить задание печки:
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать: 
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат.

Воспитатель: А сейчас проверим. 
Какую геометрическую фигуру нарисовал Дима в правом нижнем углу. Где нарисовала Таня желтый круг?
В каком углу Леня нарисовал овал?

- Мы справились с заданием, и нам следует немного отдохнуть.
Физкультминутка: 
Сестра с братцем раз - нагнулись, разогнулись, Два - нагнулись, разогнулись,
Руки в стороны развели, и пошли, пошли, пошли,
Побежали, побежали, побежали, 
И к печке прибежали.

Задание №3. Выставляется домик с числом 5.
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4, а какое число должно жить рядом? 1.. .
Молодцы, справились и с этим заданием. Печка дает нам волшебный клубок с заданиями.
Воспитатель: 
Откройте конверты и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать. 
2 задание.
- покажите число больше 5 на 1 (6);
- маленькое число (1):
- число, которое меньше 7 на 1 (6);
- число, обозначающее день недели - вторник (2);
- число, последующее числа 4 (5).

Воспитатель: Молодцы!
Выполнив все задания, клубочек показал девочке с братцем дорогу домой.
А тут и отец с матерью пришли.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад, начинаем отсчет от 1 до 5. 
(Дети считают хором) 

Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.

3. Итог. 
а) Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
б) Что вам понравилось?
в) Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

Конспект НОД по ознакомлению с природой по сказке «Рукавичка» ( использование пальчикового театра) Цель: изображать особенности поведения животных и их повадки; развивать желание участвовать в совместных играх; воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

Материал: пальчиковый театр по сказке «Рукавичка».

Ход занятия.

Дети – зрители размещаются широким кругом вокруг импровизированной сцены, а артисты с персонажами в руках располагаются в «лесу» (разных местах зала). Дед и собачка находятся за дверью. Персонажи появляются на «сцене» и действуют только тогда, когда их позовет ведущий.

Вед. (показывает руку, на которой надета варежка, читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?» )

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

- Поглядите – ка, нашла.

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

- Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас? Как много, и все помещаются в маленькую варежку. А если пальчик, как у Маши заблудится, все равно окажется в варежке с остальными пальчиками – друзьями. Дети, на что мы надеваем варежку? Правильно, на руку. Поэтому ее можно назвать «рукавичка». Так называют варежку дети на Украине. Они –то и прислали нам свою народную сказку «Рукавичка». Эта сказка очень похожа на рус. нар. сказку «Теремок». А сегодня мы познакомимся со сказкой «Рукавичка».

(Звенит звонок – колокольчик)

Вед. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. (Появляется дед, идет не спеша, оглядывает деревья, снимает варежки, одну нечаянно теряет. Собачка весело ластится к детям. Дети стараются погладить ее. Дед подзывает собачку и они уходят.)

Вед. - Дети, посмотрите, что это? (поднимает варежку). Чья рукавичка? Твоя? Может быть, твоя? Так чья же?

Дети. – Наверное, дедушка потерял!

Вед. – Верно, большая рукавичка! Замерзнут теперь у него руки, долго он еще будет рассматривать деревья, чтобы узнать, как их надо лечить. Что же делать?

Дети - Позвать дедушку. (Зовут. Дед не откликается. Зовут громче.)

Вед. - Наверное далеко ушел, не слышит. Что ж, положим рукавичку на видное место. (Оставить на сцене – столе)

- Если вспомнит дедушка, вернется и сразу же найдет пропажу. Как тихо в лесу. Кто – то тут близко … листва шуршит… (шуршание). Да это мышка бежит! (Жестом показать на мышку)

Мышка нюхает рукавичку, попискивает: пи - пи – пи

Вед. – Что понравилась рукавичка?

Мышка - Да, тут я буду жить.

Вед. – Вот умница, спряталась от холода. Разрешим ей жить в рукавичке, дети? (Мышка залезает в рукавичку)

- Дети, а кто это шлепает по земле? Не знаете? Тогда отгадайте загадку.

Сверху - зеленая,

Снизу - белое брюшко,

А зовут меня … (лягушка).

Вед. – Конечно же это лягушка прыгает. Спросим вместе с лягушкой:

- Кто в рукавичке сидит.

Дети - Кто – кто в рукавичке живет?

Мышка - Я мышка – норушка, а ты кто?

Лягушка - Я лягушка – квакушка, ква – ква – ква.

Вед. – Попросилась лягушка к мышке.

Лягушка - Пусти, мышка меня в домик.

Мышка - Иди! (Обе весело выглядывают из рукавички)

Вед. – Сколько их стало?

Дети - Двое!

Вед. – Вдвоем веселее, правда? А теперь чьи прыжки в лесу слышны.

Дети - Да это зайчик бежит!

Вед. – Тоже увидел рукавичку и спрашивает…

Заяц - Кто – кто в рукавичке?

Вед. – Что вы притаились, зверята? Отзовитесь!

Мышка - Я мышка – норушка.

Лягушка - Я лягушка – квакушка. А ты кто?

Заяц - А я зайчик – побегайчик. Пустите и меня. (Ведущий жестом побуждает зверей и детей сказать: «Иди»)

Вед. – Сколько их теперь стало?

Дети - Трое!

Вед. – Втроем еще веселее. А кто это так тихонько бежит, хвостом следы заметает? (звучит металлофон)

Вед. – Заметила рукавичку хитрая лиса!

Лиса - Кто –кто в этой рукавичке живет?

Звери - (выглядывают) Тут мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик. А ты кто?

Лиса - Я лисичка – сестричка. Пустите и меня!

Вед. – Пустим лисичку? Не будешь зверят обижать?

Лиса - Не буду! Не буду!

Вед. – Сколько же зверят в рукавичке? (много) Вам не тесно?

Звери - Нет!

Вед. – Почему зверят много, а им не тесно? Потому, что они дружные, не мешают друг другу. А кто там еще бежит? (вызывает волка) Верно, дети, это волк, он тоже нашел рукавичку. Хочешь узнать кто в рукавичке?
 

Волк - Кто – кто в рукавичке живет?

Мышка - Я мышка – норушка!

Лягушка - Я лягушка – квакушка!

Заяц - Я зайчик – побегайчик!

Лиса - Я лисичка – сестричка! А ты кто?

Волк - Да я же волчок – серый бочок, р – р – р! Пустите и меня!

Вед. – И в самом деле, бок серый, но рычит не сердито, а жалобно, а зубы острые. Дети, не обидит он наших друзей - зверят? (Волк дает обещание не обижать зверят).

Вед. – Поверим ему. Уж больно он замерз, жаль его, пусть погреется. (Волк прячется в рукавичку)

Вед. – Как вас много! А рукавичка – то как растянулась! То была маленькая, а теперь, … (дети – большая)

- Прислушайтесь: трещат кусты, тяжело ступает, да ревет кто – то. Что делать?

- А кто это идет мы узнаем, если отгадаем загадку.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой,

Любит шишки, любит мед.

Ну – ка, кто же назовет?

- Конечно же это медведь!

Вед. – Тебе что, Миша, тоже погреться?

Медведь - Кто – кто в рукавичке живет?

Вед. – Где же рукавичка? Дети, помогите зверятам, а то Миша стар, да немного глуховат.

Дети и зверята - Я мышка – норушка,

Я лягушка – квакушка,

Я зайчик – побегайчик,

Я лисичка – сестричка,

Я волчок – серый бочок,

А ты кто?

Медведь - Гу-гу – гу! Как вас много! А я медведюшка – батюшка. Пустите и меня.

Зверята - Куда мы тебя пустим, когда и так тесно?

Вед - Что же нам делать? Как поступим с Мишей? Может, пустим его хотя бы с краю? Влез медведь. Не лопает ли рукавичка? (Слышен лай собаки, возвращается дед)

Дед - Где моя рукавичка? (ищет) Ищи, Гавкуша! Дети помогите найти рукавичку, руки замерзли. Да вот она, еще и шевелится. Ой, да кто это в ней.

(Собачка лает на рукавичку. Зверята разбегаются в разные стороны. Дети ловят их, смеются, приглашают еще раз прийти в гости. Дед незаметно забирает рукавичку и уходит.)

Вед. – Где же рукавичка? Приходите, зверята, к нам еще в гости, а то и на всю зиму. Потеснимся. Всем хватит места. Наши дети – дружные ребята. Они знают: «Товарища всегда выручай».

Тут и сказки КОНЕЦ. Кто слушал и показывал тот МОЛОДЕЦ!

 Каких животных мы встретили в сказке? Где они живут? Как, мы их назовем одним словом?

 НОД по рисованию на тему « Моя любимая сказка» с использованием разных видов театров.

Цель: продолжать знакомить воспитанников с русскими народными и литературными сказками; учить детей воплощать в рисунках свой замысел, передавать образы героев и впечатления от услышанной сказки; развивать умение рисовать фигуры человека и животных по схеме, учить передавать простые движения (поворот и наклон головы, поднятые и согнутые руки, шаг), не нарушая пропорции; НОД по экологии на тему « Миф о Вороне» с использованием теневого театра. Цель: знакомить с различными жанрами устного народного творчества ; формировать умение с помощью теневого театра показывать содержание мифа с участием представителей животного и растительного мира; развивать творчество и воображение. Ход : Беседа о книгах, сказках , мифах. В: Мы знаем, у многих народов, говорящих на разных языках, мифы очень похожи между собой. Как вы думаете, почему? Д:Наверное потому, что явления природы на Земле везде одинаковые: на смену дню приходит ночь, идут дожди, солнце всходит и заходит и так далее. Затем педагог рассказывает содержание мифа о вороне и предлагает детям показать его с помощью теневого театра. Миф: Ворон долго летавший над водой, никак не мог найти место, где бы можно было отдохнуть. Тогда он решил создать сушу и начал бросать камешки. Так появились острова. Вокруг было все серое и решил он сотворить деревья и траву. В лесу было тихо и скучно, и ворон поселил зверей, в воздухе – птиц, в море – рыб. Как вы думаете, после этого о ком подумал ворон? После нескольких неудачных попыток ворон сумел сделать из глины человека. Давайте пофантазируем, что могло произойти дальше, продолжим сюжет мифа. Что должны делать люди чтобы не погибнуть? ( они должны добывать пищу, шить одежду, строить жилища.) Развитие образа жизни менялось и люди стали употреблять не сырую пищу, а приготовленную. И поэтому появилась необходимость использование столовых приборов. Как и из чего могли сделать их древние люди? Своими руками человек сделал деревянную ложку! Сейчас в современном мире деревянную ложку можно использовать в различных целях. А сейчас я предлагаю вам сделать театр из деревянных ложек и подручного материала. Участники делятся на две подгруппы и изготавливают свой театр, придумывают сказку из личного опыта и обыгрывают.

После того как театр ложек будет готов проводиться рефлексия - « Наполни горшочек»: добавить ложку меда в горшочек ( желтый жетон ) – если вам было интересно и вы что то взяли для себя; если вас не заинтересовало – добавить ложку дегтя в горшочек ( коричневый жетон).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.