Мастер-класс: Обвинская «роза» - главный цветок Пермской (Уральской) росписи
МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» СП «Школа-интернат» с.Пыскор
Мастер-класс: Обвинская «роза» - главный
цветок Пермской (Уральской) росписи.
Продолжительность 45 минут.
Участники: обучающиеся 2-4 классов
Цель: Украшение «посуды» элементами обвинской росписи.
Задачи: Познакомить с основными особенностями обвинской росписи.
Выполнить упражнения по написанию элементов росписи.
Расписать бумажный шаблон тарелки или ложки элементами обвинской росписи.
Оборудование: кисти, краски, листы бумаги для упражнений, шаблоны тарелки и деревянной ложки на цветной бумаге; презентация «Из истории обвинской росписи»
План мастер – класса:
1. Приветствие обучающихся.
2. Знакомство с обвинской росписью.
3. Выполнение упражнений по образцу.
4. Создание композиции по мотивам обвинской росписи.
5. Выставка.
6. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент.
Ученик –помощник в шапке Петрушки возле дверей класса громко говорит:
- Гости дорогие, мимо не ходите,
В нашу мастерскую все вы проходите!
Только здесь и сейчас
Для всех будет мастер-класс!
Учитель приглашает пройти школьников за рабочие столы и занять места.
- Ребята, вы попали в художественную мастерскую на мастер-класс. Сегодня мы с вами будем подмастерьями – помощниками крестьянина-живописца, который расписывает деревянную посуду. (Рассказ сопровождается слайдами презентации).
2. Знакомство с Обвинской росписью.
В давние времена простые люди все предметы быта изготавливали сами: и мебель – столы, лавки, табуретки, шкафы и полки, и посуду – кадушки, вёдра, ковши, ложки, и другие вещи – коромысла, прялки, и даже игрушки. Самым доступным материалом было дерево – вокруг деревень рос лес. Во время использования предметов постепенно дерево темнело и становилось некрасивым. Чтобы продлить срок службы и украсить дом, деревянные изделия начали расписывать. Сначала узоры рисовали на темном холодном фоне – коричневом, зелёном, синем. Расписывали простенки между окон, дверцы шкафов,
Много позднее, когда изделиями начали торговать, фон стали выполнять более яркими и теплыми красками – оранжевыми, жёлтыми, красными.
Примеры вы можете видеть на экране.
Если вы заметили, то в каждом узоре присутствует цветок – так называемая «роза». Главный элемент яблочко коричнево-бордового цвета с закрученной внутри спиралькой – символ солнца и жизни. По краям располагаются мелкие лепестки или капельки, чтобы отделить этот цветок от других. Розу располагали в центре композиции, справа и слева от неё рисовали заострённые ланцетовидные лепестки. Таких лепестков у розы могло быть и 3, и 5, и 7.
Существует ещё восьмилепестковый цветок-звезда – отличительный знак мастера, который расписывает изделие. Лепестки этого цветка рисуют обычно двух цветов – 4 крестом одного цвета и 4 в промежутках - другого. Все элементы росписи украшают «приписками», чаще белого и черного цвета.
Пространство между цветами заполняли веточками или травкой, но не полностью.
Роспись выполняют водяными красками (гуашью или акриловыми) по предварительно загрунтованной и окрашенной поверхности материала. Фон бывает холодных (голубых, зелёных) и тёплых (оранжевых) оттенков.
Роспись ведется кистями № 3 из натурального упругого ворса с заострённым кончиком.
3. Выполнение упражнений по образцу.
Капельки, яблочки, лепестки, спиральки, травка.
4. Создание композиции по мотивам обвинской росписи.
Дети выбирают шаблон ложки или тарелки и расписывают его элементами обвинской росписи.
- Начинают с центральной части. Выполняют основной узор.
- Переходят к заполнению свободного пространства.
- Выполняют приписки, оживки основного цветка.
- Рисуют травку.
- Затем вырезают по контуру.
5. Выставка.
Петрушка на одну парту выкладывает ложки, на другую тарелки, при этом говорит:
- Подходите, поглядите и работу оцените:
Наши подмастерья демонстрируют изделия –
Ложки-то резные, тарелки расписные!
- Подмастерья МОЛОДЦЫ – постарались от души!
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Список используемой литературы
Барадулин В.А. Уральска народная живопись. Свердловск, 1982.
Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. – М., 1986.
Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. – Пермь, 1987 (Серия «Искусство Прикамья»).
Мизгулина М.Т. Обвинская роспись. Методический альбом. – П., 1991.
Трефилова Раиса Поликарповна
Токарева Елена Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна