Мастер-класс для учащихся 8–11 классов «Осенний ловец снов»

18
18
Материал опубликован 11 November 2019 в группе


Мастер-класс «Осенний ловец снов»

t1573484942aa.jpg

Актуальность.

В настоящее время увеличилось количество подростков, имеющих нарушения в эмоционально-волевой и поведенческой сферах. У подростков стали чаще выявляться повышенная личностная тревожность, раздражительность, негативизм, пониженный эмоциональный фон, а также нарушения сна.

Цель: гармонизация эмоционального фона подростков и развитие эмоциональной устойчивости, снижение уровня тревожности и нервно-психического напряжения.

Задачи:

1.Развитие творческого интеллекта.

2.Развитие познавательной активности, креативности, расширение кругозора.

3.Нравственно-эстетическое воспитание.

4.Формирование навыков работы с природным материалом.

5.Знакомство с техникой создания композиции «Осенний ловец снов».

Описание (формат мастер-класса).

Мастер-класс представляет собой разработку занятия для работы с тревожными подростками; детьми, имеющими поведенческие и эмоционально-волевые нарушения; детьми с ОВЗ. Мастер-класс содержит инструкцию с описанием и фотографиями изготовления композиции «Осенний ловец снов» из природных материалов.

Мы также познакомимся с историей создания «ловцов» и легендой появления амулета, но сильно углубляться в эзотерическое содержание не будем. Изготовление «Осеннего ловца снов» в нашем случае направлено, прежде всего, на снятие психического напряжения, проработку страхов, тревожности подростков. Конечный продукт будет являться ресурсным символом и элементом декора.

Возрастная категория: 13-16 лет.

Время проведения:

1 часть занятия - 45 минут – подготовительный этап, плетение паутины.

15 минут перерыв

2 часть занятия – 45-50 минут – изготовление листопада, украшение «ловца».

Техническое обеспечение: презентация или распечатка, которые содержат изображения «ловцов снов».

Материалы: веточки дикого винограда, осенние листья, различные растения, калина, шиповник, сухоцветы и др., плотные нитки или шпагат, клеевой пистолет, ножницы, двусторонний скотч.

Перед занятием обязательно проводим инструктаж по технике безопасности (уделяем особое внимание работе с ножницами и клеевым пистолетом).

План.

1. Введение в занятие. Упражнение «Мое настроение».

2. Знакомство с историей создания «ловцов» и легендой появления амулета – «ловец снов».

3. Композиция из элементов.

4.Практическая работа.

5. Рефлексия. Обратная связь.

6. Фотосессия на природе.

1. Упражнение «Мое настроение».

С помощью колоды ассоциативных метафорических карт Н. Жигамонт «Эмоции и чувства» подростку предлагается описать свое эмоциональное состояние.

2. Знакомство с историей создания «ловцов» и легендой появления амулета – «ловец снов».

«Ловец снов» - это древний индейский амулет, который способен ловить в своей паутине хорошие сны и видения, воплощать их в жизнь человека, таким образом, менять его судьбу и будущее в хорошем направлении, наполняя его энергией добра. А плохие сны и различное проявление зла проходят через «ловца сна», через его центральное отверстие, не задерживаясь, и уходят из жизни человека. Древние индейцы вешали амулет в изголовье для того, чтобы обеспечить добрым снам кратчайший путь к спящему человеку. Древние индейцы плели «ловцов» из подручных средств: лозы, конского волоса и жил, украшая их бусинами и перьями хищных птиц. В настоящее время для плетения часто используют пяльцы, разнообразные нити, перья домашних животных, бусины, ленты, кружево и др. Искусство плетения зародилось в древние времена. По одной из древних легенд, давным-давно, старый шаман из племени Лакота, прогуливаясь высоко в горах, увидел видение. Ему явился великий учитель и мудрец Иктоми в образе паука. Иктоми заговорил с ним на древнем духовном языке, который был понятен только духовным лидерам племени Лакота. Общаясь с шаманом, Иктоми подобрал обруч старца из ивовой лозы, который был украшен перьями, конским волосом, бусами и начал плести паутину. Он говорил со старцем о циклах жизни, о том, как мы начинаем наш жизненный путь несмышлеными детьми, детство проходит, мы взрослеем. Мы стареем, и о нас заботятся как о младенцах, таким образом, цикл замыкается. Иктоми продолжал плести и рассказывал: "Но в каждом витке жизни существует множество сил, одни из них добрые, другие - плохие. Если ты прислушаешься к силам добра - они поведут тебя по правильному пути. Но если ты будешь слушать силы зла - они принесут тебе страдание и уведут с пути истинного. Существует множество сил и путей, которые помогут тебе найти гармонию с природой, с Великим Духом и всеми его чудесными учениями". И пока паук говорил, он продолжал плести паутину от краев обруча к его центру. Когда Иктоми закончил свое повествование, он отдал старцу-шаману сплетенную паутину и сказал: "Смотри, эта паутина - это идеальная окружность с отверстием в ее центре. Используй эту паутину, чтобы помочь себе и твоим людям достигнуть своих целей и воплотить в жизнь свои идеи, мечты и видения. Если ты веришь в Великого Духа, паутина задержит все хорошие идеи, а плохие проскочат через дыру в центре. Старейшина Лакота донес свое видение до людей своего племени и с тех пор индейцы стали использовать «ловцов» в своей жизни. Они вешают его в домах, над кроватью, чтобы просеивать свои сны и видения. Хорошие видения отлавливаются паутиной и остаются с ними по жизни, а все зло проходит через отверстие в центре паутины и уходит прочь из их жизни. Считается, что «ловец Снов» может менять судьбу человека и его будущее.

Примеры «ловцов снов» (из интернет-источников):

t1573484942ab.jpg

t1573484942ac.jpg

t1573484942ad.jpg


3. Композиция из элементов.

Мы используем простые и доступные материалы для создания композиции, которые легко найти осенью в центрально-черноземной полосе: лозу дикого винограда для основания нашей поделки, различные веточки (некоторые растения нужно предварительно обработать, удалить шипы или колющие части!), ягоды шиповника для имитации бусин, сухие травы, листики вишни, бархатцы.

t1573484942ae.jpg

t1573484942af.jpg

t1573484942ag.jpg

4.Практическая работа.

Начинаем изготовление «Осеннего Ловца снов» с основы. Для этого мы несколько раз оборачиваем длинную веточку дикого виноградника в форме круга.

t1573484942ah.jpg

Круг символизирует гармонию, целостность, самость, абсолют. Движение по кругу – самый популярный символ для выражения идеи вечности, идеи возвращения к самому себе, возвращения в начало.  Обмотаем плотно в четырех местах шпагатом нашу основу. Кончики отрезанной нити можно не прятать, они не будут заметны после декорирования. Идеального обруча из веток не получится, но это и не обязательно.

t1573484942ai.jpg

t1573484942aj.jpg

Далее нам необходимо отмерить необходимое количество нити. Длину отрезка можно отмерить, намотав ее на основу примерно 9-12 раз.

t1573484942ak.jpg

Когда основа готова, приступаем к плетению паутины. Завязываем конец шпагата на обруче и оборачиваем шнур вокруг обруча так, чтобы получилась петля. Делаем такие петли равномерно по всему диаметру.

t1573484942al.jpg

Если мы хотим симметричное ровное плетение, то карандашом отмечаем, на каком расстоянии друг от друга нужно делать первые петли, но это не обязательно. Далее по часовой стрелке начинаем плести паутину. Делаем полуузлы сначала вокруг обруча, а потом и вокруг уже сплетенных частей сетки. Обязательно туго натягиваем нитку.

t1573484942am.jpg

t1573484942an.jpg

В процессе плетения радиус паутины будет уменьшаться.

t1573484942ao.jpg

Мы немного сократили время плетения, и плели, пропуская ряды, получив тем самым в центре звезду (детально схему плетения можно найти в источниках, указанных в конце мастер-класса). Закрепляем нить узлом, а кончик прячем под «бусинку» - шиповник. Обрезаем и прячем под листики кончик нити, который остался в начале плетения паутины.

t1573484942ap.jpg

Паутина готова, осталось украсить ее осенним листопадом, ягодками, веточками, сухоцветами, цветами и маленькой съемной птичкой (пожелание подростка). Отмеряем 5 отрезков нити одной длины и 2 отрезка нити, немного короче предыдущих. Длина нити произвольная, прикладываем к основе будущего «ловца снов» и отрезаем. Приступаем к созданию гирлянды из осенних листочков. Для этого прикладываем нить на один листик, прикрепляем двусторонним скотчем второй листик. В результате получаются двойные листики.

t1573484942aq.jpg

t1573484942ar.jpg

t1573484942as.jpg

Далее изготовляем кисточки, которые будут имитировать перья. Предварительно обрабатываем сухое растение, напоминающее перья, обычным лаком для волос, чтобы не осыпался. Обматываем нитью начало кисточки несколько раз и закрепляем клеевым пистолетом.

t1573484942at.jpg

Декорируем основу паутины ягодами, растениями и листьями. Предоставляем возможность подростку самостоятельно прикладывать элементы и составлять композицию. Если подростку тяжело, подсказываем, как лучше расположить те или иные элементы. Все элементы фиксируем ниткой и клеем. Листочки прикрепляем двусторонним скотчем.

​​​​​​​ t1573484942au.jpg

Прикрепляем «осенний листопад» и «перья» к основе. Они фиксируются узлами на той высоте, которая больше нравится. Также можно сделать петельку, чтобы удобно было повесить «ловца».

t1573484942av.jpg

t1573484942aw.jpg

t1573484942ax.jpg

5. Рефлексия. Обратная связь.

В завершении спрашиваем подростка, что ему понравилось на занятии, что нового он узнал, оцениваем динамику эмоционального состояния. Можно проводить на природе в процессе фотосессии.

6.Фотосессия на природе (по желанию подростка).

Подросток получает результат своей творческой деятельности, который станет для него ресурсным символом, элементом декора, а также оберегом от негативных снов!

t1573484942ay.jpg

t1573484942az.jpg

t1573484942ba.jpg

t1573484942bb.jpg


Литература:

1. Екатерина Старчеус «Ловцы снов» своими руками, М.: АСТ-ПРЕСС, 2015.-64 с.

2. https://grimuar.ru/zashita/kak-sdelat-lovets-snov-svoimi-rukami-prakticheskie-sovetyi.html

3. https://mirpozitiva.ru/articles/2063-lovec-snov-svoimi-rukami.html

4. https://homemyhome.ru/lovec-snov-svoimi-rukami

5. https://sputnik-ossetia.ru/podcasts/20190518/8616781/Lovets-snov---amulet-zaschischayuschiy-ot-zlykh-dukhov.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный мастер-класс, Ольга Владимировна!

11 November 2019

Наталья Юрьевна, спасибо огромное за оценку!

11 November 2019

Ольга Владимировна, благодарю Вас за прекрасный МК!!!!! Мне очень понравилось! Осенняя мандала!!!!

11 November 2019

Ирина Михайловна, очень приятно, спасибо!

11 November 2019

Продолжайте радовать нас своими работами !!!Удачи!!!!

11 November 2019

Интересно, мне понравилось. И так ненавязчиво возвращает в начало осени, кажется, что там спокойно и хорошо.

11 November 2019

Ирина Анатольевна, я очень рада, что Вам понравилось!

11 November 2019

Отличный мастер-класс! Спасибо, Ольга Владимировна, что поделились с нами идеей!

12 November 2019

Я очень рада, что Вам понравился мастер-класс!

17 November 2019

Благодарю за интересную разработку!!!

12 November 2019

Наталья Федоровна, спасибо за оценку!

17 November 2019

Интересная работа! Спасибо, Ольга Владимировна.

12 November 2019

И Вам спасибо за отзыв!

17 November 2019

Ольга Владимировна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!

27 December 2019

Поздравляю с Победой в конкурсе!

27 December 2019

Ольга Анатольевна, благодарю за поздравление!

29 December 2019

Интересная творческая мысль!!! Спасибо!

31 May 2021

Любовь Давыдовна, спасибо за оценку!

4 June 2021