Мастер-класс для учащихся 8–11 классов «Осенний ловец снов»
Мастер-класс «Осенний ловец снов»
Актуальность.
В настоящее время увеличилось количество подростков, имеющих нарушения в эмоционально-волевой и поведенческой сферах. У подростков стали чаще выявляться повышенная личностная тревожность, раздражительность, негативизм, пониженный эмоциональный фон, а также нарушения сна.
Цель: гармонизация эмоционального фона подростков и развитие эмоциональной устойчивости, снижение уровня тревожности и нервно-психического напряжения.
Задачи:
1.Развитие творческого интеллекта.
2.Развитие познавательной активности, креативности, расширение кругозора.
3.Нравственно-эстетическое воспитание.
4.Формирование навыков работы с природным материалом.
5.Знакомство с техникой создания композиции «Осенний ловец снов».
Описание (формат мастер-класса).
Мастер-класс представляет собой разработку занятия для работы с тревожными подростками; детьми, имеющими поведенческие и эмоционально-волевые нарушения; детьми с ОВЗ. Мастер-класс содержит инструкцию с описанием и фотографиями изготовления композиции «Осенний ловец снов» из природных материалов.
Мы также познакомимся с историей создания «ловцов» и легендой появления амулета, но сильно углубляться в эзотерическое содержание не будем. Изготовление «Осеннего ловца снов» в нашем случае направлено, прежде всего, на снятие психического напряжения, проработку страхов, тревожности подростков. Конечный продукт будет являться ресурсным символом и элементом декора.
Возрастная категория: 13-16 лет.
Время проведения:
1 часть занятия - 45 минут – подготовительный этап, плетение паутины.
15 минут перерыв
2 часть занятия – 45-50 минут – изготовление листопада, украшение «ловца».
Техническое обеспечение: презентация или распечатка, которые содержат изображения «ловцов снов».
Материалы: веточки дикого винограда, осенние листья, различные растения, калина, шиповник, сухоцветы и др., плотные нитки или шпагат, клеевой пистолет, ножницы, двусторонний скотч.
Перед занятием обязательно проводим инструктаж по технике безопасности (уделяем особое внимание работе с ножницами и клеевым пистолетом).
План.
1. Введение в занятие. Упражнение «Мое настроение».
2. Знакомство с историей создания «ловцов» и легендой появления амулета – «ловец снов».
3. Композиция из элементов.
4.Практическая работа.
5. Рефлексия. Обратная связь.
6. Фотосессия на природе.
1. Упражнение «Мое настроение».
С помощью колоды ассоциативных метафорических карт Н. Жигамонт «Эмоции и чувства» подростку предлагается описать свое эмоциональное состояние.
2. Знакомство с историей создания «ловцов» и легендой появления амулета – «ловец снов».
«Ловец снов» - это древний индейский амулет, который способен ловить в своей паутине хорошие сны и видения, воплощать их в жизнь человека, таким образом, менять его судьбу и будущее в хорошем направлении, наполняя его энергией добра. А плохие сны и различное проявление зла проходят через «ловца сна», через его центральное отверстие, не задерживаясь, и уходят из жизни человека. Древние индейцы вешали амулет в изголовье для того, чтобы обеспечить добрым снам кратчайший путь к спящему человеку. Древние индейцы плели «ловцов» из подручных средств: лозы, конского волоса и жил, украшая их бусинами и перьями хищных птиц. В настоящее время для плетения часто используют пяльцы, разнообразные нити, перья домашних животных, бусины, ленты, кружево и др. Искусство плетения зародилось в древние времена. По одной из древних легенд, давным-давно, старый шаман из племени Лакота, прогуливаясь высоко в горах, увидел видение. Ему явился великий учитель и мудрец Иктоми в образе паука. Иктоми заговорил с ним на древнем духовном языке, который был понятен только духовным лидерам племени Лакота. Общаясь с шаманом, Иктоми подобрал обруч старца из ивовой лозы, который был украшен перьями, конским волосом, бусами и начал плести паутину. Он говорил со старцем о циклах жизни, о том, как мы начинаем наш жизненный путь несмышлеными детьми, детство проходит, мы взрослеем. Мы стареем, и о нас заботятся как о младенцах, таким образом, цикл замыкается. Иктоми продолжал плести и рассказывал: "Но в каждом витке жизни существует множество сил, одни из них добрые, другие - плохие. Если ты прислушаешься к силам добра - они поведут тебя по правильному пути. Но если ты будешь слушать силы зла - они принесут тебе страдание и уведут с пути истинного. Существует множество сил и путей, которые помогут тебе найти гармонию с природой, с Великим Духом и всеми его чудесными учениями". И пока паук говорил, он продолжал плести паутину от краев обруча к его центру. Когда Иктоми закончил свое повествование, он отдал старцу-шаману сплетенную паутину и сказал: "Смотри, эта паутина - это идеальная окружность с отверстием в ее центре. Используй эту паутину, чтобы помочь себе и твоим людям достигнуть своих целей и воплотить в жизнь свои идеи, мечты и видения. Если ты веришь в Великого Духа, паутина задержит все хорошие идеи, а плохие проскочат через дыру в центре. Старейшина Лакота донес свое видение до людей своего племени и с тех пор индейцы стали использовать «ловцов» в своей жизни. Они вешают его в домах, над кроватью, чтобы просеивать свои сны и видения. Хорошие видения отлавливаются паутиной и остаются с ними по жизни, а все зло проходит через отверстие в центре паутины и уходит прочь из их жизни. Считается, что «ловец Снов» может менять судьбу человека и его будущее.
Примеры «ловцов снов» (из интернет-источников):
3. Композиция из элементов.
Мы используем простые и доступные материалы для создания композиции, которые легко найти осенью в центрально-черноземной полосе: лозу дикого винограда для основания нашей поделки, различные веточки (некоторые растения нужно предварительно обработать, удалить шипы или колющие части!), ягоды шиповника для имитации бусин, сухие травы, листики вишни, бархатцы.
4.Практическая работа.
Начинаем изготовление «Осеннего Ловца снов» с основы. Для этого мы несколько раз оборачиваем длинную веточку дикого виноградника в форме круга.
Круг символизирует гармонию, целостность, самость, абсолют. Движение по кругу – самый популярный символ для выражения идеи вечности, идеи возвращения к самому себе, возвращения в начало. Обмотаем плотно в четырех местах шпагатом нашу основу. Кончики отрезанной нити можно не прятать, они не будут заметны после декорирования. Идеального обруча из веток не получится, но это и не обязательно.
Далее нам необходимо отмерить необходимое количество нити. Длину отрезка можно отмерить, намотав ее на основу примерно 9-12 раз.
Когда основа готова, приступаем к плетению паутины. Завязываем конец шпагата на обруче и оборачиваем шнур вокруг обруча так, чтобы получилась петля. Делаем такие петли равномерно по всему диаметру.
Если мы хотим симметричное ровное плетение, то карандашом отмечаем, на каком расстоянии друг от друга нужно делать первые петли, но это не обязательно. Далее по часовой стрелке начинаем плести паутину. Делаем полуузлы сначала вокруг обруча, а потом и вокруг уже сплетенных частей сетки. Обязательно туго натягиваем нитку.
В процессе плетения радиус паутины будет уменьшаться.
Мы немного сократили время плетения, и плели, пропуская ряды, получив тем самым в центре звезду (детально схему плетения можно найти в источниках, указанных в конце мастер-класса). Закрепляем нить узлом, а кончик прячем под «бусинку» - шиповник. Обрезаем и прячем под листики кончик нити, который остался в начале плетения паутины.
Паутина готова, осталось украсить ее осенним листопадом, ягодками, веточками, сухоцветами, цветами и маленькой съемной птичкой (пожелание подростка). Отмеряем 5 отрезков нити одной длины и 2 отрезка нити, немного короче предыдущих. Длина нити произвольная, прикладываем к основе будущего «ловца снов» и отрезаем. Приступаем к созданию гирлянды из осенних листочков. Для этого прикладываем нить на один листик, прикрепляем двусторонним скотчем второй листик. В результате получаются двойные листики.
Далее изготовляем кисточки, которые будут имитировать перья. Предварительно обрабатываем сухое растение, напоминающее перья, обычным лаком для волос, чтобы не осыпался. Обматываем нитью начало кисточки несколько раз и закрепляем клеевым пистолетом.
Декорируем основу паутины ягодами, растениями и листьями. Предоставляем возможность подростку самостоятельно прикладывать элементы и составлять композицию. Если подростку тяжело, подсказываем, как лучше расположить те или иные элементы. Все элементы фиксируем ниткой и клеем. Листочки прикрепляем двусторонним скотчем.
Прикрепляем «осенний листопад» и «перья» к основе. Они фиксируются узлами на той высоте, которая больше нравится. Также можно сделать петельку, чтобы удобно было повесить «ловца».
5. Рефлексия. Обратная связь.
В завершении спрашиваем подростка, что ему понравилось на занятии, что нового он узнал, оцениваем динамику эмоционального состояния. Можно проводить на природе в процессе фотосессии.
6.Фотосессия на природе (по желанию подростка).
Подросток получает результат своей творческой деятельности, который станет для него ресурсным символом, элементом декора, а также оберегом от негативных снов!
Литература:
1. Екатерина Старчеус «Ловцы снов» своими руками, М.: АСТ-ПРЕСС, 2015.-64 с.
2. https://grimuar.ru/zashita/kak-sdelat-lovets-snov-svoimi-rukami-prakticheskie-sovetyi.html
3. https://mirpozitiva.ru/articles/2063-lovec-snov-svoimi-rukami.html
4. https://homemyhome.ru/lovec-snov-svoimi-rukami
Ахметшина Наталья Юрьевна
Юдина Ольга Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Юдина Ольга Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Ирина Анатольевна
Юдина Ольга Владимировна
Елена Владимировна
Юдина Ольга Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Юдина Ольга Владимировна
Родионова Татьяна
Юдина Ольга Владимировна
Ватолина Светлана Анатольевна
Порошина Ольга Анатольевна
Юдина Ольга Владимировна
Рагулина Любовь Давыдовна
Юдина Ольга Владимировна