Мастер-класс по теме "Модель Фрейер: обучение без границ"
Мастер-класс ««Модель Фрейер: обучение без границ»
Мастер – учитель начальных классов МАОУ «Лицей «ВЕКТОРиЯ»
Котельникова Ольга Борисовна
Цель: обучить участников мастер-класса использовать модель Фрейер при работе с понятиями
Задачи:
- познакомить с моделью Фрейер;
- показать примеры использования из опыта работы;
- создать модель заданного понятия;
- создать условия для рефлексии собственного профессионального; мастерства участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат: практическое освоение участниками мастер-класса работы с моделью Фрейер.
Инструменты для организатора мастер-класса: мультимедийная презентацияhttps://disk.yandex.ru/d/rTQpYY681uD9Ew, раздаточный материал, буклет, бейджики, фломастеры или маркеры, магниты, цветные стикеры, схема для работы в группе.
Продукт: модель заданного понятия.
Структура мастер-класса
Подготовительный этап
Приветствие, просмотр видео-фрагмента, постановка целей и задач мастер-класса
2. Основная часть
Теоретическая часть. Знакомство с моделью Фрейер
Показ примеров создания моделей из опыта
Практическая часть. Парная работа по созданию модели заданного понятия
3. Рефлексия
Обмен мнениями участников мастер-класса
Оценка полученного результата
Ход мастер-класса
Подготовительный этап
-Добрый день. Меня зовут Котельникова Ольга Борисовна, я учитель начальных классов лицея «ВЕКТОРиЯ. Я очень рада видеть вас и предлагаю познакомиться.
- Хлопните те, кто работает в школе?
- Хлопните те, кто работает в детском саду?
- Хлопните те, кто пришел чему-то научиться?
2. Основная часть
- Мы начинаем. Внимание на экран.
Просмотр фрагмента ералаша, выпуск №314.
- Какую проблему вы увидели в этом сюжете? (работа с понятиями)
В начальной школе играет большую роль работа с понятиями.
Посмотрите на эти картинки.
-Что их объединяет? (корень)
- В каких предметах используется это понятие?
Русский язык –корень слова
Окр.мир – корень растения
Математика – корень уравнения
Одно и тоже слово используется на разных уроках. Ребенку сложно понять значение, смысл слова.
Для того, чтобы ребенок понял значение, запомнил и не перепутал, я использую разные приемы работы с понятиями. А сегодня я познакомлю вас с одним приемом - моделью Фрейер.
Теоретическая часть. Знакомство с моделью Фрейер.
Автор Дороти Фрейер — американский педагог-исследователь.
Методика помогает учащимся лучше понимать сложные понятия через анализ их характеристик, позволяет отличать данное понятие от других. Модель Фрейер широко применяется в различных учебных предметах.
Основная цель - переход учеников от пассивности на уроках к заинтересованности и пониманию смысла понятий и терминов.
Данная модель представляет собой карточку, состоящую из четырёх прямоугольников разного цвета (она у вас лежит на столе):
1) необязательные характеристики;
2) примеры;
3) антипримеры;
4) обязательные характеристики.
В центре прямоугольника даётся основное понятие.
Чтобы приём был эффективен необходимо соблюдать последовательность введения модели на уроках:
фронтальная работа под руководством учителя;
работа в группах;
работа в парах;
индивидуальная работа
На уроке модель я использую на различных этапах урока:
1. Актуализация опорных знаний.
Цель: проверить первоначальные знания учеников по этой теме или настроить на её изучение.
2. Открытие новых знаний.
3. Первичное закрепление знаний.
Цель: проверить и закрепить понимание учеников понятия или слова перед самостоятельной работой
4. Самостоятельная работа.
Показ примеров создания моделей из опыта
Я представляю вам примеры схем, которые я использовала на своих уроках.
(см. презентацию)
На уроке окружающего мира по теме «Птицы». С использованием картинок я с детьми составила схему для определения понятия «птицы».
В дальнейшей работе картинки можно заменять словами.
Практическая часть. Парная работа по созданию модели для определения понятия «Семья»
Сейчас я предлагаю совместно составить модель нового понятия. Работу организуем в парах.
Давайте определим, что это за понятие? (видеофрагмент «Устами младенца») Понятие «Семья». Рассматривать понятие будет с точки зрения взрослых.
Задание. Заполните часть схемы. Создать модель понятия.
1 пара - формулирует дополнительные сведения (характеристики) – оранжевый прямоугольник.
2 пара –приводит примеры - зеленый прямоугольник.
3 пара – антипримеры (противоположный пример) – красный прямоугольник.
4 пара - формулирует основные (главные) характеристики – синий прямоугольник.
У вас на столах маркеры, пишем, рисуем ими, информационная справка о понятии и страница учебника окр.мира.
Время – 5 минут.
- Что же у нас получилось? Каждая пара или кто-то один выходит и проговаривает (участники зачитывают каждый свою часть).
Получилась понятие семья в новой модели. Таким образом, что такое семья?
- Вспомните Ералаш. Значение каких понятий не могли усвоить дети?
- Такие понятия как диффузия и тепловое расширение тоже можно представить с помощью модели. Если у вас будет желание, то вы можете это сделать. А в помощь я хочу подарить на память для более детального знакомства с приемом модель Фрейер - буклет.
3. Рефлексия
Обмен мнениями участников мастер-класса
- Как вы можете использовать данный прием в своей работе?
- Есть ли у вас вопросы?
Оценка полученных результатов
И я предлагаю вам выполнить рефлексию сегодняшнего мастер-класса с помощью модели Фрейер.
- Какие у вас ощущения после знакомства с данным приемом?
Каждая пара выйдет к модели, приклеит стикеры и проговорит:
- Почему вы так решили?
Вот и подошла к концу наша встреча. Хочу закончить ее словами:
«Каждое слово не просто набор букв, а отражение мысли, чувств и опыта». Благодарю вас за внимание и сотрудничество.