Закрыть [9]

Материал на проверке

Мастер-класс по теме "Модель Фрейер: обучение без границ"

3
0
Материал опубликован 14 March

Мастер-класс ««Модель Фрейер: обучение без границ»

Мастер – учитель начальных классов МАОУ «Лицей «ВЕКТОРиЯ»

Котельникова Ольга Борисовна

Цель: обучить участников мастер-класса использовать модель Фрейер при работе с понятиями

Задачи:

- познакомить с моделью Фрейер;

- показать примеры использования из опыта работы;

- создать модель заданного понятия;

- создать условия для рефлексии собственного профессионального; мастерства участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: практическое освоение участниками мастер-класса работы с моделью Фрейер.

Инструменты для организатора мастер-класса: мультимедийная презентацияhttps://disk.yandex.ru/d/rTQpYY681uD9Ew, раздаточный материал, буклет, бейджики, фломастеры или маркеры, магниты, цветные стикеры, схема для работы в группе.

Продукт: модель заданного понятия.

Структура мастер-класса

Подготовительный этап

Приветствие, просмотр видео-фрагмента, постановка целей и задач мастер-класса

2. Основная часть

Теоретическая часть. Знакомство с моделью Фрейер

Показ примеров создания моделей из опыта

Практическая часть. Парная работа по созданию модели заданного понятия

3. Рефлексия

Обмен мнениями участников мастер-класса

Оценка полученного результата


Ход мастер-класса

Подготовительный этап

-Добрый день. Меня зовут Котельникова Ольга Борисовна, я учитель начальных классов лицея «ВЕКТОРиЯ. Я очень рада видеть вас и предлагаю познакомиться.

- Хлопните те, кто работает в школе?

- Хлопните те, кто работает в детском саду?

- Хлопните те, кто пришел чему-то научиться?

2. Основная часть

- Мы начинаем. Внимание на экран.

Просмотр фрагмента ералаша, выпуск №314.

- Какую проблему вы увидели в этом сюжете? (работа с понятиями)

В начальной школе играет большую роль работа с понятиями.

Посмотрите на эти картинки.

t1741970655aa.jpgt1741970655ab.png t1741970655ac.jpg

-Что их объединяет? (корень)

- В каких предметах используется это понятие?

Русский язык –корень слова

Окр.мир – корень растения

Математика – корень уравнения

Одно и тоже слово используется на разных уроках. Ребенку сложно понять значение, смысл слова.

Для того, чтобы ребенок понял значение, запомнил и не перепутал, я использую разные приемы работы с понятиями. А сегодня я познакомлю вас с одним приемом - моделью Фрейер.

Теоретическая часть. Знакомство с моделью Фрейер.

Автор Дороти Фрейер — американский педагог-исследователь.

Методика помогает учащимся лучше понимать сложные понятия через анализ их характеристик, позволяет отличать данное понятие от других. Модель Фрейер широко применяется в различных учебных предметах.

Основная цель - переход учеников от пассивности на уроках к заинтересованности и пониманию смысла понятий и терминов.

Данная модель представляет собой карточку, состоящую из четырёх прямоугольников разного цвета (она у вас лежит на столе):

1) необязательные характеристики;

2) примеры;

3) антипримеры;

4) обязательные характеристики.

В центре прямоугольника даётся основное понятие.

t1741970655ad.png

Чтобы приём был эффективен необходимо соблюдать последовательность введения модели на уроках:

фронтальная работа под руководством учителя;

работа в группах;

работа в парах;

индивидуальная работа

На уроке модель я использую на различных этапах урока:

1. Актуализация опорных знаний.

Цель: проверить первоначальные знания учеников по этой теме или настроить на её изучение.

2. Открытие новых знаний.

3. Первичное закрепление знаний.

Цель: проверить и закрепить понимание учеников понятия или слова перед самостоятельной работой

4. Самостоятельная работа.

Показ примеров создания моделей из опыта

Я представляю вам примеры схем, которые я использовала на своих уроках.

(см. презентацию)

На уроке окружающего мира по теме «Птицы». С использованием картинок я с детьми составила схему для определения понятия «птицы». t1741970655ae.png

В дальнейшей работе картинки можно заменять словами.

t1741970655af.pngt1741970655ag.pngt1741970655ah.png

Практическая часть. Парная работа по созданию модели для определения понятия «Семья»

Сейчас я предлагаю совместно составить модель нового понятия. Работу организуем в парах.

Давайте определим, что это за понятие? (видеофрагмент «Устами младенца») Понятие «Семья». Рассматривать понятие будет с точки зрения взрослых.

Задание. Заполните часть схемы. Создать модель понятия.

1 пара - формулирует дополнительные сведения (характеристики) – оранжевый прямоугольник.

2 пара –приводит примеры - зеленый прямоугольник.

3 пара – антипримеры (противоположный пример) – красный прямоугольник.

4 пара - формулирует основные (главные) характеристики – синий прямоугольник.

У вас на столах маркеры, пишем, рисуем ими, информационная справка о понятии и страница учебника окр.мира.

Время – 5 минут.

- Что же у нас получилось? Каждая пара или кто-то один выходит и проговаривает (участники зачитывают каждый свою часть).

Получилась понятие семья в новой модели. Таким образом, что такое семья?

- Вспомните Ералаш. Значение каких понятий не могли усвоить дети?

- Такие понятия как диффузия и тепловое расширение тоже можно представить с помощью модели. Если у вас будет желание, то вы можете это сделать. А в помощь я хочу подарить на память для более детального знакомства с приемом модель Фрейер - буклет.

3. Рефлексия

Обмен мнениями участников мастер-класса

- Как вы можете использовать данный прием в своей работе?

- Есть ли у вас вопросы?

Оценка полученных результатов

И я предлагаю вам выполнить рефлексию сегодняшнего мастер-класса с помощью модели Фрейер.

- Какие у вас ощущения после знакомства с данным приемом?

Каждая пара выйдет к модели, приклеит стикеры и проговорит:

- Почему вы так решили?

t1741970655ai.png

Вот и подошла к концу наша встреча. Хочу закончить ее словами:

«Каждое слово не просто набор букв, а отражение мысли, чувств и опыта». Благодарю вас за внимание и сотрудничество.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.