12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково

Мастер – класс по теме «Явление сцепленного наследования. Закон Моргана» ( продолжение)

На данном уроке разбирается хромосомная теория наследственности, а при решении задач на сцепленное наследование закрепляется материал по закону Моргана.

Основные положения хромосомной теории выясняются и записываются учениками в ходе беседы, с опорой на имеющиеся у них знания.

Почему теория наследственности названа именно хромосомной? Для этого надо вспомнить, что такое ген? Какова функция ДНК? Каков химический состав и строение хромосом у различных организмов?

Основные положения хромосомной теории

Материальным носителем наследственности являются хромосомы

В них в линейном порядке располагаются гены, каждый в своем локусе.

Аллельные гены располагаются в одинаковых локусах гомологичных хромосом.

Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются сцеплено.

Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом ( у гетерогаметного пола – гаплоидному набору хромосом +1 (Y-хромосома)

Полное сцепление нарушается кроссинговером

Процент кроссинговера прямо пропорционален расстоянию между генами

Каждый вид характеризуется определенным набором хромосом – кариотипом

Вторая часть урока посвящена решению задач.

1.Первую задачу можно решить и устно по данному условию. Можно предложить вопрос – А каким будет потомство, если произойдет полное сцепление? А если у самок произойдет кроссинговер?

2.Вторая задача . 10% перекреста хромосом будет соответствовать 10% кроссоверных гамет и организмов ( по 5%). Некроссоверных гамет и организмов будет по 45%

3.По 10% гамет с кроссинговером и по 40% с полным сцеплением

4.Расстояние между генами определяется по формуле х= а +b/ n х 100

           Где в числителе сумма организмов с кроссоверными гаметами, в знаменателе – сумма            всех потомков. Полученный результат умножают на 100%, а 1% кроссинговера                    соответствует 1 сантиморганиде, или морганиде

5.Н._ К._ _ _ Т. _ _ _Р. (или ТНКР, КНТР)

6.При решении этой задачи ученики на прямой должны нарисовать расположение генов относительно друг друга ( произвольно!) Согласно рисунка составить ответ

7.А-ген, опр. норм шерсть, а- ген, опр дл. шерсть

           В – ген, опр. сер тело, в – ген, опр чер тело

           А)ААвв х ааВВ - АаВв

           Б) АаВв х аавв - 89 н с, 36н ч, 35д с, 88дч

           Процент определяем по формуле


 

Использованы задачи из:

1.Задачник по общей и медицинской генетике. Н.В.Хелевин, А.М.Лобанов, О.Ф.Колесова. М, Высшая школа, 1984

2.Задачи и упражнения по общей биологии Г.М. Муртазин

М, Просвещение. 1972


Задачи на закон Моргана
JPG / 462.67 Кб

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.