Мастер-класс «Путешествие И - краткой»
Мастер-класс «Путешествие И-краткой»
Играя
Запоминаем
Беседуем
Анализируем
МКДОУ № 204
Кадесникова Лия Анатольевна
2023г.
Актуальность
Первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. Беглость мышления приобретается через практику в разговоре речи.
«Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению».
Песталоции
Нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью. Это должны знать и педагоги, и родители.
Иногда, родители учат своих малышей чтению с 2-3 лет, а ведь он еще к этому не готов, он еще не овладел правильной устной речью. Невозможно предрешить на каком году, при каких условия ребенок начинает читать. Но начинать подготовку к обучению грамоте можно во 2-й младшей группе детского сада, т.е. с детьми 3-4 лет.
Для детей 2-й младшей группы – старших групп речь еще не предмет изучения. С детьми 3-5 лет нужно работать над артикуляцией, над правильным звукопроизношением, чтоб речь стала понятной, чистой, четкой.
Практикуется работа с подгруппами в удобное для воспитателя время (дидактические игры, шутки-чистоговорки, игра-драматизации).
Детям очень нравятся игра-стихи (словесные игры), например: «Расскажи стихи руками». Их можно проводить на занятиях, как физ. минутки, или в свободную игровую деятельность.
Детям младшей группы нравится рассказывать потешки и стихи по картинкам. Малыши рассматривают яркие иллюстрации – и рассказывают потешки или даже выполняют движения, соответствующие тексту. Здесь идет работа не только над артикуляцией и постановкой звуков, но и решается задача выразительности речи, ее темп, развивается сила голоса.
Мой личный опят работы с детьми по обучению грамоте убедил меня в том, что работу над звуками можно начинать со 2-й младшей группы, но лучше вести работу комплексно. Малыши познают мир руками, глазами, ушами. И звуки лучше всего дети запоминают в комплексе:
1. Вижу картинку на звук (например, Оля укачивает куклу и поет «A-A-А») + вижу правильную артикуляцию педагога.
2. Слышу правильный звук + объяснение артикуляции звука педагога.
3. Руками вылеплю, нарисую или вырежу и наклею букву, заданного звука (например, при изучении звука «И» – песенки лошадки, можно нарисовать заборчик из буквы «И», чтоб жеребенок никуда не убежал).
«Ы» – вылепить необычное пирожное из пластилина.
«У» – вырезать две полоски (большую и маленькую), сделать узор на фартуке Федоры аппликацией.
Можно «У» вылепить из пластилина и расставить на столе, как лес, чтоб там спрятался филин, поющий «У-У» и т.д.
Многократное повторение трех составляющих комплекса приведет к постановке звука и запоминанию его детьми.
Цели:
1. Создание условий для художественно-эстетического и речевого развития дошкольников посредством дидактических и словесных игр и изодеятельности.
2. Помочь детям запомнить гласные йотированные звуки и изобразить буквы обрывной аппликацией, пластилиновой мозаикой, рисование ватными палочками, лепка селеным тестом.
Задачи:
1. Содействовать расширению активного словаря и кругозора детей, развитию мелкой моторики и координации движений рук.
2. Заинтересовать детей сказкой «Путешествие И-краткой» и в дальнейшем самостоятельно играть в нее.
3. Создавать условия для проявления творческой инициативы детей и развития воображения. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
4. Провести мини-массаж пальцев рук и ладоней соленым тестом, то есть доставить детям радость и удовольствие от процесса лепки тестом.
Ожидаемый результат.
Использование приемов способствует лучшему усвоению детьми знаний, умений и навыков. Играя на занятиях, дети не устают, не отвлекаются, не шумят. То есть игры способствуют воспитанию дисциплинированности. Стараясь первым выполнить упражнение и правильно – дети внимательно слушают, запоминают. То есть развивают внимание и память. Дети думают о том, как удивить и порадовать взрослых, как помочь другу. Ребята стремятся сделать буквенную аппликацию или лепку лучше, красивее, по-своему. То есть у детей развиваются эстетические чувства и творчество.
Игровые приему в обучении грамоте помогают воспитывать всесторонне развитые личности.
Ход мастер-класса
Сегодня утром вы просили рассказать еще раз сказку «Путешествие И-краткой». Сейчас есть время на это. Поехали. Показываю картинки и буквы на магнитной доске (или фланелеграф).
«Наша Оленька шла по дорожке.
Вдруг споткнулись у Оленьки ножки,
Закачалась она и упала
И к и-краткой в гости попала.
Тут заплакала Оля «О-О-О-О»
Вот как вышло не хорошо!
И сказала и-краткая строго:
Ну чего ты стоишь у порога
– Лучше в гости ко мне заходи!»
1. Сушки, баранки из соленого теста лепи, украшай и пеки, пеки... (Лепим из теста, украшаем гвоздикой, горошком перца, бусинками и т.д. детали склеиваем водой из баночек с кисточками)
– А теперь (и-краткая сказала)
– Если хочешь со мной пореви Й+О=Ё-Ё-Ё-Ё
«Вот Оля уже не плачет
А домой по дорожке скачет.
И-краткая тоже пошла погулять
Да сладких ягод пособирать...
Лесная дорожка, грибы да морошка
Вдруг видит медведь на пне
Сидит и ревет: «Э-Э-Э-Э»
Объелся малины бедняжка.
– А ну не реви, замарашка!»
– Давай тебе и мне
2. Пластилиновой мозаикой сделаем букву «Э»
– А теперь вдвоем новую песенку споем Й+Э=Е-Е-Е-Е
«Моргнул косолапый
И тут же молчком
Слезу за слезинкой слизал языком.
И-краткая снова в дорогу,
Но кто-то упал ей под ногу:
«У-У-У-У» – закричала сова,
Взлетела на дуб и уснула.
Вероятно, во сне свалилась сова,
Потому что к ночи она
Выспаться должна.
И пришлось и-краткой, увы,
Спеть одной песню совы Й+У=Ю-Ю-Ю-Ю».
– Спасибо, сова, за песню твою!
3. Ватными палочками букву «У» нарисую.
«И-краткая отправилась домой,
У дома увидела танец заводной:
Соседская девочка Алла
С любимою куклой танцевала
И напевала «A-A-A-A»
И-краткая тоже подпела Й+А=Я-Я-Я-Я
– Какая чудесная песня!»
– Пусть букву «А» знают все
4. Обрывной аппликацией сделаю букву себе «А»!
Теперь и-краткая весело живет
И новые песни поет
Е, Ё, Ю, Я – вот настоящие друзья!