Мастер-класс «Работа учащихся на уроке с музыкальным произведением» (7–8 класс)
Мастер-класс
«Работа учащихся на уроке с музыкальным произведением»
Фрагмент урока музыки по теме
«Ленингардская симфония – героическая симфония!» - 7 класс
Подготовила
учитель музыки Васильева Камшат Жумартовна
Тип урока: урок усвоения нового материала
Оформление: на слайде или на доске высказывания музыкантов:
«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию». Д.Шостакович
Виктор Козлов, кларнетист:
Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку. |
Галина Лелюхина, флейтист:
Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.[2] |
Этап урока: Слушание музыки
Сегодня на уроке прозвучит знаменитая симфония №7 Дмитрия Шостаковича. Её еще называют «Ленинградской». Послушайте историю создания этого произведения (рассказывает или учитель, или ученик, который подготовил сообщение).
Сочинялась композитором в 1941—1942 годах. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).
Финал симфонии, завершенный в феврале 1942 года, композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года.
Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг. Оркестр
Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта.Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры.
Виктор Козлов, кларнетист:
Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку. |
Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему:
Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…[1] |
Галина Лелюхина, флейтист:
Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.[2] |
Начиная с первого исполнения в блокадном Ленинграде, Симфония имела для Советской/Российской власти огромное агитационно-политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент 1 части Симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямая трансляция показана по Российским Каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу Russia Today, а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести FM» и «Культура». На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента Симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-осетинским конфликтом и Великой Отечественной войной.
В анимационном сериале «Меланхолия Харухи Судзумии», в серии «День Стрельца», используются фрагменты Ленинградской симфонии. Впоследствии, на концерте Suzumiya Haruhi no Gensou под руководством Токийского Государственного оркестра исполнялась первая часть симфонии.
Содержание симфонии №7 на доске
(На экране : название 4-х частей симфонии.)
Сегодня мы послушаем 1 часть симфонии
1. экспозиция – обратите внимание на тему главной партии и побочной.
“1 часть, Экспозиция: главная партия, побочная партия”
- Какой образ рисует главная тема? Каков её характер?
Уч-ся: Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная звучит у струнных, рисует образ героического народа.
У.М.: - Какая по характеру побочная партия?
Уч-ся: Мелодия лирическая, певучая, светлая, тихая, плавная, спокойная. Мелодия у скрипок, а фон - альты и виолончели. Это показ мирной жизни нашего народа.
У.М.: - В чем особенность построения экспозиции?
Уч-ся: Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но нет противопоставления их. Побочная партия продолжает линию главной, таким образом, Шостакович расширяет показ образа Родины.
У.М.: - Какой следующий раздел должен быть в сонатной форме?
Уч-ся: Разработка.
У.М.: Разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Дальше идет знаменитый эпизод - тема фашистского нашествия.
звучит тема нашествия).
У.М.:
Звук.
Лёгкий далёкий звук,
Вдруг
Переходящий в стук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг,
Мерный тяжёлый шаг,
Вдруг
Шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысяч чужых сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь обращая в прах -
ВРАГ!
У.М.: В какой форме написан эпизод нашествия и что рисует он?
Уч-ся: Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Эпизод нашествия построен в форме вариации. Маршевая тема звучит 12 раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций). Первоначальную тему, на фоне мерной барабанной дроби, исполняют струнные. Последующие вариации звучат у разных инструментов, меняются регистры, динамика, гармония. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности.
схема 1 части: “Эпизод, тема нашествия, образ врага, (вариационное развитие)
У.М.: Что противостоит теме нашествия? На каких интонациях строится эта тема?
звучит “тема сопротивления”
Уч-ся: “Тема сопротивления” противостоит теме нашествия и строится на интонациях главной и побочной партий. Образу фашистов противостоит образ Родины. Это борьба добра и зла.
У.М.: - Какой следующий раздел в сонатной форме?
Уч-ся: Реприза
(Звучит тема репризы)
Уч-ся: - В чём необычность построения репризы?
Уч-ся: Идёт война, гибнут люди. Музыка изменилась, она передает скорбь, страдание и в тоже время протест против зла. Звучит как реквием павшим, но не побежденным героям.
У.М.: -Чем завершается 1 часть симфонии?
Уч-ся: Первая часть завершается кодой.
(звучит тема коды)
У.М.: - Какой образ рисует музыка?
Уч-ся: Тема главной партии звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире.
У.М.: Когда смолк последний аккорд, в зале наступила тишина. И в этой тишине подбежала к эстраде совсем ещё молодая девушка с огромным букетом цветов. Она протянула его Карлу Ильичу Элиасбергу.
У.М.: -Как вы думаете, какие чувства испытывали современники тех событий?
У.М.: - Каково значение симфонии в борьбе с фашизмом и в сплочении международных антифашистских сил?
Уч-ся: Симфонию часто называют “хроникой”, “документом”, “Симфонией всепобеждающего мужества”, “Симфонией гнева и борьбы”. Симфония молниеносно получила всемирное признание. Только на американском континенте за сезон 1942-43 года симфония была исполнена 62 раза.
Концертмейстер Надежда Дмитриевна Бронникова, супруга Элиасберга и тоже участница памятного исполнения, вспоминает, как однажды, через много лет после войны к Карлу Ильичу подошли два немецких туриста: “Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой; если уцелеем, обязательно спросим: как это им удалось в голодном, осажденном городе создать такой великолепный оркестр”.
“Моё глубокое убеждение, что со времени Бетховена ещё не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами”, сказал американский дирижёр С. Кусевицкий”.
(На экране слайд №24: появляются слова С. Кусевицкого.).
У.М.: И наверно, есть доля правды в том, что музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы.
У.М.: - Какие чувства возникли у вас после полученной информации на уроке?
У.М.: Ваши впечатления от увиденного и услышанного я попрошу выразить, по вашему выбору: через сочинение, стихотворение, тест, кроссворд, рисунок.
Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране. В завершение урока исполним песню “Музы не молчат” (музыка Г. Мовсесяна, слова Е.Нефёдова).