Мастеркласс "Роль сцены дуэли Онегина и Ленского в раскрытии идейного замысла романа ""Евгений Онегин" А. С. Пушкина

4
0
Материал опубликован 14 June

Мастеркласс. Роль дуэли в раскрытии авторского замысла романа в А. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Актуализация. Совместите названия произведений А. С. Пушкина с элементом содержания и определите тему нашего мастеркласса.

1

Гибель Ленского

«Евгений Онегин»

2

Сильвио пощадил графа и тем унизил его

«Выстрел»

3

Убийство Дона Карлоса

«Каменный гость»

4

Ранение Гринёва

«Капитанская дочка»



  1. Тема дуэли

  2. Звучит отрывок из оперы «Евгений Онегин». Вы, конечно, поняли, что сегодня мы обратимся к теме дуэли в романе «Евгений Онегин», которая играет важную роль в раскрытии авторского замысла

  3. Необходимо вспомнить содержание этого эпизода. Для этого вы прочитаете предложенные фрагменты из романа

  4. Читают

  5. Давайте проверим, как вы усвоили содержание прочитанного текста. Задание называется «Верю – не верю»

  1. Онегин согласился поехать на именины, чтобы увидеть Татьяну

  2. Оказавшись на именинах, Онегин рассердился на большое количество гостей и реакцию Татьяны

  3. Онегин решил взбесить Ленского и таким образом отомстить ему

  4. Ольга серьёзно увлеклась Онегиным

  5. Поведение Онегина и Ольги Ленский расценил как вероломство возлюбленной и друга

  6. Увидев Ольгу на следующий день, Ленский пожалел, что вызвал Онегина на дуэль

  7. Ленский чувствует себя романтическим героем, который идёт на смерть ради возлюбленной

  8. Онегин не раскаивается в своём легкомысленном поступке

  9. Поскольку в дело вмешался «старый дуэлист» Зарецкий и ссора предана огласке, Онегин побоялся отказаться от дуэли

  10. Получив вызов на дуэль, Онегин возненавидел Ленского и решил непременно его убить

  1. Вывод. Закончите предложения:

  • Ленский воспринимает дуэль …

  • Онегин не отказался от дуэли, потому что…

  1. Вы, конечно, много раз читали про дуэли и знаете, что существовал дуэльный кодекс, который очень строго исполнялся.

Сейчас вам нужно будет прочесть предложенный текст о дуэлях и составить

Таблицу, какие требования кодекса и кем были нарушены

Работа с текстом, составление таблицы

  1. Сформулируйте вывод, кто и почему нарушил правила дуэли.

  • Зарецкий – потому что был человеком без совести, ему было просто интересно

  • Онегин – хотел избежать дуэли, но побоялся Зарецкого

  • Ленский - видит жизнь в романтическом свете, что недопустимо

  1. Учитель: итак, Пушкин в романе покажет нам, что сначала Онегин был великосветским повесой, которому уже всё надоело, в том числе и бесконечные любовные интрижки. На него напала хандра.

В конце романа мы увидим его совершенно другим человеком: влюблённым в Татьяну, глубоко страдающим от этой любви.

Какова в этом роль сцены дуэли? (Заставит Онегина по-другому взглянуть на жизнь)

  1. Подведём итоги.

Сложите полученные баллы и проверьте свой уровень сформированности работы с текстом

13 – 15 – высокая степень сформированности

10 – 12 – базовый уровень

7 – 9 – низкий уровень



Рабочий лист

I. Совместите названия произведений с элементами содержания.

1

Гибель Ленского

«Капитанская дочка»

2

Сильвио пощадил графа и тем унизил его

«Каменный гость»

3

Убийство Дона Карлоса

«Выстрел»

4

Ранение Гринёва

«Евгений Онегин»



II. «Верю – не верю». Отметьте верные и неверные ответы.

  1. Онегин согласился поехать на именины, чтобы увидеть Татьяну

  1. Оказавшись на именинах, Онегин рассердился на большое количество гостей и реакцию Татьяны

  1. Онегин решил взбесить Ленского и таким образом отомстить ему

  1. Ольга серьёзно увлеклась Онегиным

  1. Поведение Онегина и Ольги Ленский расценил как вероломство возлюбленной и друга

  1. Увидев Ольгу на следующий день, Ленский пожалел, что вызвал Онегина на дуэль

  1. Ленский чувствует себя романтическим героем, который идёт на смерть ради возлюбленной

  1. Онегин не раскаивается в своём легкомысленном поступке

  1. Поскольку в дело вмешался «старый дуэлист» Зарецкий и ссора предана огласке, Онегин побоялся отказаться от дуэли

  1. Получив вызов на дуэль, Онегин возненавидел Ленского и решил непременно его убить



III. Закончите предложения:

  • Ленский воспринимает дуэль …

  1. Онегин не отказался от дуэли, потому что…



IV. Заполните таблицу:

Нарушения дуэльного кодекса

Кто нарушил
























V. Запишите, кто и почему нарушил дуэльный кодекс.





Дуэль

Дуэль – поединок, происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением.

В России дуэль была широко распространена с середины XVIII до середины XIX столетия. Официально дуэли были запрещены, но неофициально дуэль считалась важнейшим средством защиты дворянской чести.

Дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, дуэльного кодекса. Официально он не был прописан. Его знатоками и хранителями были представители из дврянской и офицерской среды.

Дуэль начиналась с вызова. Оскорблённый, выбрав себе секунданта, обсуждал с ним тяжесть нанесённой ему обиды, от чего зависел характер будущей дуэли – от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов (картель).

Роль секундантов сводилась к следующему: при вручении картеля они прежде всего обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. Даже на поле боя секунданты обязаны были предпринять последнюю попытку к примирению. Если примирение оказывалось невозможным, они составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением процедуры.

Секунданты, как и противники, должны были быть социально равными. Участвовать в дуэли могли только представители дворянского сословия.

Также дуэльный кодекс гласил, что «заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка». После чего составлялся специальный протокол о том, что один из противников опоздал.




Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей