Мастер-класс «Технология камешки Марблс» с детьми раннего и младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Цель: обобщение и трансляция опыта работы для молодых педагогов
Задачи:
- познакомить с опытом работы на основе проекта технология камешки Марблс;
- познакомить с материалом и способами применения камешков;
- провести практические игры с педагогами.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы познакомим вас с технологией камушки «Марблс» и поделимся опытом работы по данному направлению. Предлагаем вашему вниманию проект по познавательному развитию «Приключения Камешков –Марблс». Проект – действующий. Срок реализации – 2 года. Возраст детей – ранний и младший дошкольный (3-4 года)
Многие из вас знают, что основными проблемами в группе раннего возраста являются:
-не достаточно развитая моторика рук, отсутствие представлений о сенсорных эталонах.
Для решения проблем педагоги выбирают разнообразные технологии. Мы же выбрали Марблс. Выбор технологии был обоснован тем, что она является наиболее эффективной в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Психологи и логопеды рекомендуют игры с камешками и активно используют их в своей работе.
Что же такое Марблс? это набор камешков разнообразной цветовой гаммы и формы -шарообразной, овальной, выпуклой с одной стороны и плоской с другой (кабошоны). Они могут быть сделаны из глины, дерева, акрила, но чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные).
Почему Марблс? Работа с камешками заключает в себе большие возможности: яркие, приятные на ощупь они являются хорошим релаксатором настраивают детей на интересную и увлекательную игру. снимают усталость, обогащают эмоциональный и тактильный опыт детей; камешки можно применять в дидактических играх; с их помощью возможно проводить мониторинг; в процессе игр с камешками развиваются: мелкая моторика рук, речь, мыслительные операции (умение сравнивать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал), зрительная память, глазомер, воображение.
Как и любая другая технология, камешки Марблс включает этапы реализации. Их вы можете увидеть на экране.
Определившись с выбором технологии и изучив методическую литературу по теме я: разработала проект по познавательному развитию и приобрела материал; подобрала игры и упражнений в соответствии с возрастом; первично апробировала игры с детьми; провела диагностику развития и на её основе укомплектовала группы детей; составила ИОМ (по работе с детьми опережающих возрастные показатели). Это группа из 4 детей.
Работа осуществлялась в групповой и индивидуальной форме обучения. А дополнительные средства и материалы, помогали в сделать процесс познавательным и интересным для детей.
В конце года (в мае 2023) провела мониторинг развития детей в группе раннего возраста. Результаты работы порадовали. Благодаря играм с камешками у детей повысился уровень познавательной активности. Опыт работы был положительным, и мы продолжили проект во второй младшей группе.
К проекту присоединился педагог-психолог нашего детского сада. В этом учебном году мы расширили задачи и включили в проект ОО Художественно-эстетическое развитие, а также работаем над развитием эмоциональной сферы с применением арт-терапии, песочной терапии. Проект стал направлен на всесторонне развитие.
На начало года второй младшей группы. Дети знают цвета, форму, умеют группировать и классифицировать предметы по одному признаку (по размеру или цвету). Дети с опережением в развитии знают оттенки, умеют классифицировать предметы сразу по двум признакам, умеют считать и отсчитывать предметы в пределах 5, используют в речи прилагательные, обозначающие качество предметов, предлоги «за, над, перед», у детей хорошо развита речь и мелкая моторика рук. Поэтому с уверенностью можем сделать вывод, что камушки «Марблс» – это универсальный материал, который, мы бы советовали использовать в своей работе.
Практическая часть
Рассмотрим, каким же образом осуществлялась работа с детьми в данном направлении и познакомимся с содержательной частью проекта. Работа выстраивалась поэтапно.
На первом этапе дети познакомились с камешками. Давайте и мы с вами познакомимся с материалом и для начала обследуем их.
Задание 1. «Знакомство с камешками».
Прежде чем приступить к работе, напомним о технике безопасности: камушки нельзя брать в рот, их нельзя бросать в человека, окно и пр. С детками мы проговариваем эти правила.
Перед вами контейнеры с камешками.
- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (Цветные, разноцветные).
- Какой формы камешки? Размера?
- Потрогайте камешки пальчиками. Какие они на ощупь?
- Возьмите камешки двумя руками и раскрыв кулачки, определите в каком кулачке их больше. Этот вид захвата - загребающий или кулачковый.
- Возьмите камешек тремя пальцами – это «щипковый» захват. Ребенок использует три пальца для удержания предмета, при этом он держит его подушечками пальцев.
- Возьмите камешек большим и указательным пальцем. Поднимите его, полюбуйтесь. Это пинцетный захват, который позволяет держать предмет кончиками указательного и большого пальца. У детей с плохо развитой моторикой «неполный» пинцетный захват, т.е. удерживание предмета фалангами пальцев. Пинцетный и щипковый захват нужно развивать для дальнейшей подготовки руки к письму.
- Захватите много камешков, закройте глаза и высыпьте обратно. Что вы услышали ушками? (звуки). Какие звуки вы слышите? (стук, перекаты, шум...)
Вот мы и познакомились с камешками. Обследуя камешки, что вы узнали о них? (…..)
Цель этапа знакомства с камешками - обогащение тактильного, познавательного, эмоционального опыта, развитие моторики.
- А какие же действия можно с ними выполнять? (…..)
Верно, с камешками можно выполнять разнообразные действия (рассматривать, любоваться, вертеть, крутить, прокатывать, щёлкать, дуть на них).
- Давайте возьмём самый округлый камешек и покрутим как волчок. У кого камешек дольше прокрутиться? В этой не хитрой игре кроме соревновательного момента развивается моторика.
На втором этапе совмещала тактильно-двигательные действия с камешками и природным материалом. На экране вы можете увидеть примеры из практики.
Дети играли камешками и песком, крупой. Это игры «Золушка», «Отпечатки», «Нарисуй дорожку», «Найди и достань». Основная направленность игр – перебирание, оттиск, извлечение, рисование камешками.
Проводили эксперименты с камешками и водой, где дети могли наглядно увидеть, что камешки в воде могут менять цвет – становятся темнее или приобретают оттенок. Узнавали, что камешки тонут, так как тяжёлые и имеют вес.В своей работе использую камешки вместе с кинетическим песком. Это игры: «Испеки пирог маме и укрась», «Выложи бусы для мамы», «Выложи радостного смайлика» и др.
С помощью камешков «Марблс» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук.
Задание 2. «Самомассаж».
А какие ассоциации вызывают у вас камешки и песок? Конечно же лето, море, песок. Давайте и мы с вами поиграем. Сделаем самомассаж, используя камешки и песок.
Отправимся в путешествие на берег моря! (Музыка – шум моря). Сядьте поудобнее, опустите ваши руки в волшебный песок. Пропускайте песок через руки, почувствуйте каждую песчинку. Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам – по всему телу… Ваши руки отдыхают… Тепло проникает во все ваше тело...Вам дышится легко. Рядышком вы нащупали камешек, возьмите его в руки, сожмите крепко в ладошке, полюбуйтесь им. А теперь сделаем самомассаж.
Так с помощью песочка и камешков снимаем напряжение, нормализуем эмоциональное состояния детей.
На третьем этапе включила игры с участием рук и пальцев с использованием наглядности. Это графомоторные дорожки, лабиринты, пальчиковые дорожки.
Здесь камешки выступают в роли карандаша или ручки. Они помогают проводить разнообразные линии с участием одной или двух рук. Пальчики «прыгают», «ходят», «скользят» по дорожкам из камешков. Игры с камешками и дорожками развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, межполушарные связи. Камешки служат в качестве массажёра для пальчиков и мотивируют детей на деятельность.
Задание 3. Игры с участием рук и пальцев
Предлагаю вам поиграть. Возьмите дорожки со следами животных. На дорожках есть кружочки. Выложите два камешка вначале дорожки. Поставьте на камешки указательные пальцы. Крепко удерживая пальцами камешки на дорожках, перемещайте камешки вперед как бы «скользя» по дорожке. Усложним задачу сделаем «зайчика» и поставим пальцы одной руки на камешки. Продолжаем «скользить» по дорожкам.
Для детей раннего возраста мы выкладываем камешки на все кружочки. И просим «походить», «попрыгать» по камешкам пальчиками. Также можно сопровождать «ходьбу» по дорожкам с чтением четверостиший. Целью игр с камешками и участием рук является – укрепление пальцев рук, развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
На четвёртом этапе стала внедрять дидактические игры с камешками в образовательную деятельность. Предлагаю посмотреть на экране варианты игр с камешками Марблс
С целью формирования сенсорных эталонов детям предлагаю игры:
«Укрась предметную картинку», «Заплатки», где детям требуется подобрать камешек по цвету предмета. Игра «Чудесный мешочек» помогает нам определять цвет, фактуру, вес камешков. Игра «Мозаика», где дети выкладывают узор по шаблону, по контуру, по образцу закрепляет сенсорные эталоны, развивает внимание, память, мышление.
Возможности использования камешков в математическом развитии многообразны. Камешки – это прекрасный счётный материал. Их можно считать, отсчитывать, использовать в качестве раздаточного материала в НОД. Их не только можно считать, но и выкладывать из них геометрические фигуры, распределять по величине, размеру (сериация), раскладывать на группы по определённому признаку (форме, размеру), уравнивать группы предметов, ориентироваться на листе бумаги и в пространстве.
Обратите внимание на следующие игры: «Выложи фигуру» (по контуру, по образцу, по замыслу).
Игры «Раздели на группы», «Покорми мышат», Золушка, Фигуры направлены на умение сравнивать предметы по форме, величине и количеству, классифицировать их, группировать.
В речевом развитии используя камешки в сочетании с иллюстрациями из знакомых детям сказок. Например, в сказке «Репка» ребёнок выкладывает камешки на героев сказки, называет их. Подбирает камушки по цвету одежды/шёрстки, раскладывает камешки по величине (под/над героями сказки) от самого большого, до самого маленького. В ходе манипуляций с камешками ребёнок комментирует свои действия - Бабка за дедку, внучка за бабку и т.д., тем самым пересказывая отрывки из сказки.
Активно используем приём «Оживление». Для этого приёма расписываю камешки красками. Камешки «оживают», превращаются в героев сказки и говорят от первого лица. Например, жёлтый камешек превращается в колобка, «катится по дорожке» и напевает песенку. Этот же приём используем и для заучивания потешек «Огуречик, огуречик», «Божья коровка».
Дидактические игры с камешками «На что похоже?», «Продолжи ряд», «Четвёртый лишний» формирует ассоциативные связи, учат аргументировать, доказывать, давать развёрнутые ответы, тем самым формируя связную речь.
Кроме познавательного развития, в этом году мы активно стали применять камешки в ОО «Художественно-эстетическое развитие». Для развития слухового восприятия – играем в игру «Тихо- громко». На развитие чувства ритма применяем игры: «Эхо», «Лошадки», «Дятел»;
Задание 4. Цветные дорожки и камешки
- Попробуйте поиграть и вы. Возьмите один прозрачный камешек разместите его на первый квадрат «цветной дорожки». Посмотри на него и ответь какого цвета он стал? Перемещая камешек из квадрата в квадрат, отмечайте какого цвета он становится. Игра «Хамелеон» закрепляет название цвета.
- А теперь возьмите жёлтый камешек и положите его на зелёный квадрат. Выбери синий камешек и положите его в жёлтый квадрат. Какого цвета стали камешки? Игра «Волшебные превращения» формирует представления о смешивании двух цветов и получении на их основе нового цвета.
Для развития творческого воображения использую сюжетные картинками и игры с заплатками. Ребёнок украшает камешками предметы, сюжеты уже не по заданному цвету, а по своему замыслу.
Таким образом, игры с камешками Марблс можно применять в любой образовательной области.
Пятый этап – этап самостоятельной творческой деятельности. После того, как дети научатся выкладывать камешки по шаблонам у них, формируется умение - выкладывание по замыслу уже без наглядности.
Рекомендации по применению
Организуя деятельность детей с камешками педагогу необходимо учитывать возраст детей и форму работы. В раннем возрасте основная форма работы – индивидуальная, либо работа с малой подгруппой Использование камешков в самостоятельной игровой деятельности с детьми раннего возраста не допускается. После игровой деятельности их рекомендуется обрабатывать. Хранить в недоступном месте.
С детьми 3-4 лет можно организовывать групповую деятельность. На слайде вы можете увидеть, как организована групповая деятельность по конструированию. Дети выкладывают камешки по готовым шаблонам, тема объединена общим сюжетом «Подводное царство». Для создания коллективной работы задействован интерактивный пол - дом морских обитателей.
Заключение
Вот мы и познакомились с камешками Марблс, способами их применения в образовательной деятельности. Вывод очевиден. Камешки Марблс заключают в себе большие возможности не только для познавательного, но и для всестороннего развития детей. Их можно смело использовать: в экспериментах и опытах; в дидактических играх и упражнениях по разным образовательным областям; в творчестве.
- Спасибо, за внимание. Если вам понравился мастер-класс, выложите из камешков улыбающийся смайл.
- Остались ли у вас вопросы?
- Какое игры понравились? Использовали бы вы данную технологию в своей деятельности?