Мастер-класс на тему «Пластилиновая живопись» (3–8 классы)

35
10
Материал опубликован 17 February 2016 в группе

Муниципальное образовательное учреждение

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский подростковый клуб «Импульс»
 

Мастер-класс

Тема:

«Пластилиновая живопись»

(2-ой год обучения)

 

Разработал: Соколова Надежда Ивановна

Педагог дополнительного образования

Клуб «Импульс»

2297209

 

Нижний Новгород

2015 г.

 

Тема: Пластилиновая живопись

Пояснительная записка

Рисование пластилином — все чаще встречающийся новый вид живописи и этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.

Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых рельефных работ, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем же интересна эта техника? Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. Материал доступный, пластичный, клейкий, мягкий, держит форму. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

 

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновая живопись.

Задачи:

  • Дать понятие «пластилиновая живопись»;
  • Научить приёмам работы с пластилином;
  • Научить передавать форму, цвет, объём с помощью пластилина;
  • Развить навыки и умения работать с пластилином и стеками;
  • Развить пространственное мышление и творческие способности;
  • Воспитать у детей художественный вкус;
  • Воспитать познавательную активность, интерес и инициативу;

Оборудование для педагога д/о: карандаш простой, ластик, пластилин, шприц, стеки, карточки с примерами техник, примеры работ в данной технике;

Оборудование для учащихся: карандаш простой, ластик, альбомы, картон, пластилин, шприц, стеки, дощечка для работы с пластилином;

Литература:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей- Скрипторий ,2003

3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие – Сфера,2010

4.Лыкова И.А .Я леплю из пластилина - Мир книги «Карапуз»

5. Интернет источники: http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/plastilinovaya-zhivopis-iz-shprica/© novorozhdennyj.ru; http://stranamasterov.ru/node/507129

Тип занятия: мастер-класс

 

Ход занятия

Немного истории

Метод рисования пластилином появился относительно недавно, но сразу обрел свою популярность не только среди детей, но и взрослых. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем, благодаря какому была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Чуть позже методикой рисования пластилином воспользовалась художница из Канады – Барбара Рейд, проиллюстрировав детскую повесть.

Техника создание картин из пластилина определяется понятием "пластилинография" появилось не так давно, оно имеет два смысловых корня: "графия" - создавать, изображать, а первая половина слова "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

 

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Техники и приемы рисования пластилином

1способ: передача фактуры

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

Передача фактуры

2 способ: работа на стекле, выполненная с помощью контура или шаблона.

Подготовим стекло протрем его салфеткой - обезжириваем, чтобы не было следов от пальцев . Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок с помощью туши или при помощи маркера . Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон.

Вместо эскиза можно использовать шаблон - открытку или цветную картинку. Подкладываем ее под стекло и аналогично выполняем работу. Цвета и контуры уже есть на рисунке.

Шаблон и начало работы на стекле

Готовая работа

3 способ: граттаж.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

Граттаж

4 способ: работа, выполненная с помощью «горошин»

Берется картон, наносится контур рисунка. Смешиваются нужные цвета пластилина. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

«Горошины»

5 способ: пластилиновая живопись «из шприца».

Понадобятся: - пластилин - альбомные листы - медицинский шприц (без иглы) - емкость с горячей водой. Теперь нам нужно сделать жгутики. Для этого разбираем шприц (вытаскиваем поршень из цилиндра). Из кусочка пластилина делаем "колбаску" и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. То же самое проделываем с пластилином другого цвета. Теперь шприцы с пластилином кладем (горизонтально) в емкость с горячей водой на 2-3 минуты (чтобы пластилин стал мягким). Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень и выдавливаем жгутики. Раскладываем жгутики на картон в соответствии с рисунком.

Живопись «из шприца»

6 способ: работа на картоне, выполненная при помощи «мазков».

На картон наносим рисунок. Мазки начинаем накладывать с задних планов. Скатываем жгутики потолще, размазываем пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Мазки накладываем как в масляной живописи. Используем смешенный пластилин для большей цветовой гаммы.

«Мазки»

7 способ: рельеф.

Наносим рисунок на картон. Вылепляем фон из пластилина, используем технику «мазки». Лепим нужные нам детали и выкладываем нашу композиция. В данном случае – это цветы.

 

Этапы выполнения работы «Домашнее чудо», с использованием разных техник.
1 этап.

Рисуем эскиз.

 

2 этап.

Выполняем фон. Фон лепим в технике «мазки». Стараемся передать светотени. У нас на картине свет падает слева. Смешиваем нужные цвета пластилина. Мы брали белый+синий в разных пропорциях. Получился светло голубой, голубой и темно голубой. Выполняем вертикальную плоскость. Мазки наносим вертикально. На горизонтальную плоскость мазки наносим горизонтально, цвета берем на тон светлее (добавляя больше белого).


3 этап.

Лепим мандарины. Выбираем технику «горошины». Эта техника хорошо подходит для передачи фактуры кожуры мандарина и смотрится эффектно. Стараемся передать светотени и блики. Используем 3 цвета: желтый + оранжевый, оранжевый, оранжевый + красный.

 

4 этап.

Лепим горшок. Используем технику «мазки». Стараемся передать светотень. Смешиваем нужные цвета: белый + малиновый; белый + малиновый + красный; малиновый + красный + белый; малиновый, малиновый + фиолетовый (в каждой группе цвета стоят по мере убывания)


Мазки наносим вертикально по форме горшка и блюдца. Начинаем со светлого пластилина передаем светотень. Вмазывая один цвет в другой, чтобы переход был мягким и не было четких границ. Передаем толщину горшка. Землю лепим в технике «горошины».


5 этап.

Лепим ствол. Используем технику «мазки». Стараемся передать светотени. Смешиваем пластилин: коричневый + оранжевый; коричневый; коричневый + черный.


6 этап.

Лепим листья. Используем технику «живопись из шприца». В этой технике можно хорошо передать фактуру листьев. Используем несколько цветов: светло зеленый и темно зеленый, чтобы передать эффект пространства.

 

7 этап.

Лепим цветочки. Из белого пластилина, делаем их объемными.

Работа готова!

«Домашнее чудо»

Работу выполнила Соколова Алиса 13 лет, изостудия «Волшебные краски».

 

Приложение
Работы учащихся изостудии «Волшебные краски»
Артамонова Милана 8 лет, «Дед Мороз»


Белан Вера 11 лет, «Символ года»


Гришина Кира 10 лет, «Волшебный подарок»


Шульга Анастасия 11лет, «Подарки для ребят»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересно! Спасибо!!!

18 February 2016

Материал замечательный, очень полезен для педагогов. Узнала много полезного для себя. Тоже люблю пластилиновую живопись и применяю в работе с детьми. Спасибо большое за прекрасную разработку.

6 March 2016

Фантазия, творчество и душевная теплота вложены в каждую работу! Спасибо!

6 March 2016

А 20 лет назад о таком слышали?! Завораживает, а наверно как приятно работать с материалом.

11 March 2016

Шикарно, прям самой захотелось попробовать.

12 March 2016

Интересный материал. Спасибо за работу.

9 May 2016

Надежда Ивановна, спасибо за столь подробный мастер-класс. Очень яркие и красочные работы, а главное из доступного материала. Обязательно апробирую данную технику со своими воспитанниками. Забираю в "копилочку".

1 December 2017

Очень интересный материал. Спасибо!!!

28 March 2018

Большое спасибо за мастер-класс! Побывала у настоящего мастера)

23 July 2018

Спасибо за полезную информацию и мастер-класс! Для работы пригодится.

22 October 2018

Великолепные работы! Очень интересный материал! Спасибо!

18 March 2019