Муниципальное образовательное учреждение
Детский (подростковый) центр «Агнес»
Детский подростковый клуб «Импульс»
Мастер-класс
Тема:
«Пластилиновая живопись»
(2-ой год обучения)
Разработал: Соколова Надежда Ивановна
Педагог дополнительного образования
Клуб «Импульс»
2297209
Нижний Новгород
2015 г.
Тема: Пластилиновая живопись
Пояснительная записка
Рисование пластилином — все чаще встречающийся новый вид живописи и этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.
Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых рельефных работ, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.
Чем же интересна эта техника? Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. Материал доступный, пластичный, клейкий, мягкий, держит форму. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.
Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.
Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.
Цель: научить приемам работы в технике пластилиновая живопись.
Задачи:
- Дать понятие «пластилиновая живопись»;
- Научить приёмам работы с пластилином;
- Научить передавать форму, цвет, объём с помощью пластилина;
- Развить навыки и умения работать с пластилином и стеками;
- Развить пространственное мышление и творческие способности;
- Воспитать у детей художественный вкус;
- Воспитать познавательную активность, интерес и инициативу;
Оборудование для педагога д/о: карандаш простой, ластик, пластилин, шприц, стеки, карточки с примерами техник, примеры работ в данной технике;
Оборудование для учащихся: карандаш простой, ластик, альбомы, картон, пластилин, шприц, стеки, дощечка для работы с пластилином;
Литература:
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей- Скрипторий ,2003
3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие – Сфера,2010
4.Лыкова И.А .Я леплю из пластилина - Мир книги «Карапуз»
5. Интернет источники: http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/plastilinovaya-zhivopis-iz-shprica/© novorozhdennyj.ru; http://stranamasterov.ru/node/507129
Тип занятия: мастер-класс
Ход занятия
Немного истории
Метод рисования пластилином появился относительно недавно, но сразу обрел свою популярность не только среди детей, но и взрослых. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем, благодаря какому была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Чуть позже методикой рисования пластилином воспользовалась художница из Канады – Барбара Рейд, проиллюстрировав детскую повесть.
Техника создание картин из пластилина определяется понятием "пластилинография" появилось не так давно, оно имеет два смысловых корня: "графия" - создавать, изображать, а первая половина слова "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.
Виды пластилина:
Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.
Техники и приемы рисования пластилином
1способ: передача фактуры
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.
Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.
Передача фактуры
2 способ: работа на стекле, выполненная с помощью контура или шаблона.
Подготовим стекло протрем его салфеткой - обезжириваем, чтобы не было следов от пальцев . Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок с помощью туши или при помощи маркера . Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон.
Вместо эскиза можно использовать шаблон - открытку или цветную картинку. Подкладываем ее под стекло и аналогично выполняем работу. Цвета и контуры уже есть на рисунке.
Шаблон и начало работы на стекле
Готовая работа
3 способ: граттаж.
На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.
Граттаж
4 способ: работа, выполненная с помощью «горошин»
Берется картон, наносится контур рисунка. Смешиваются нужные цвета пластилина. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.
«Горошины»
5 способ: пластилиновая живопись «из шприца».
Понадобятся: - пластилин - альбомные листы - медицинский шприц (без иглы) - емкость с горячей водой. Теперь нам нужно сделать жгутики. Для этого разбираем шприц (вытаскиваем поршень из цилиндра). Из кусочка пластилина делаем "колбаску" и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. То же самое проделываем с пластилином другого цвета. Теперь шприцы с пластилином кладем (горизонтально) в емкость с горячей водой на 2-3 минуты (чтобы пластилин стал мягким). Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень и выдавливаем жгутики. Раскладываем жгутики на картон в соответствии с рисунком.
Живопись «из шприца»
6 способ: работа на картоне, выполненная при помощи «мазков».
На картон наносим рисунок. Мазки начинаем накладывать с задних планов. Скатываем жгутики потолще, размазываем пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Мазки накладываем как в масляной живописи. Используем смешенный пластилин для большей цветовой гаммы.
«Мазки»
7 способ: рельеф.
Наносим рисунок на картон. Вылепляем фон из пластилина, используем технику «мазки». Лепим нужные нам детали и выкладываем нашу композиция. В данном случае – это цветы.
Этапы выполнения работы «Домашнее чудо», с использованием разных техник.
1 этап.
Рисуем эскиз.
2 этап.
Выполняем фон. Фон лепим в технике «мазки». Стараемся передать светотени. У нас на картине свет падает слева. Смешиваем нужные цвета пластилина. Мы брали белый+синий в разных пропорциях. Получился светло голубой, голубой и темно голубой. Выполняем вертикальную плоскость. Мазки наносим вертикально. На горизонтальную плоскость мазки наносим горизонтально, цвета берем на тон светлее (добавляя больше белого).
3 этап.
Лепим мандарины. Выбираем технику «горошины». Эта техника хорошо подходит для передачи фактуры кожуры мандарина и смотрится эффектно. Стараемся передать светотени и блики. Используем 3 цвета: желтый + оранжевый, оранжевый, оранжевый + красный.
4 этап.
Лепим горшок. Используем технику «мазки». Стараемся передать светотень. Смешиваем нужные цвета: белый + малиновый; белый + малиновый + красный; малиновый + красный + белый; малиновый, малиновый + фиолетовый (в каждой группе цвета стоят по мере убывания)
Мазки наносим вертикально по форме горшка и блюдца. Начинаем со светлого пластилина передаем светотень. Вмазывая один цвет в другой, чтобы переход был мягким и не было четких границ. Передаем толщину горшка. Землю лепим в технике «горошины».
5 этап.
Лепим ствол. Используем технику «мазки». Стараемся передать светотени. Смешиваем пластилин: коричневый + оранжевый; коричневый; коричневый + черный.
6 этап.
Лепим листья. Используем технику «живопись из шприца». В этой технике можно хорошо передать фактуру листьев. Используем несколько цветов: светло зеленый и темно зеленый, чтобы передать эффект пространства.
7 этап.
Лепим цветочки. Из белого пластилина, делаем их объемными.
Работа готова!
«Домашнее чудо»
Работу выполнила Соколова Алиса 13 лет, изостудия «Волшебные краски».
Приложение
Работы учащихся изостудии «Волшебные краски»
Артамонова Милана 8 лет, «Дед Мороз»
Белан Вера 11 лет, «Символ года»
Гришина Кира 10 лет, «Волшебный подарок»
Шульга Анастасия 11лет, «Подарки для ребят»
Львова Светлана Алексеевна
Разумова В.Н.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Князева Наталья Борисовна
Гайдабрус Любовь Михайловна
Беласик Людмила Николаевна
Шевченко Юлия Александровна
Ирина
Андреева Наталья Николаевна
Нелли
Кипурова Наталья Петровна