Круглый стол для молодых специалистов «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог»
Круглый стол для молодых специалистов «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах организации
игровой деятельности детей.
Задачи:
1. Актуализировать, расширить знания педагогов о методах и приемах организации и управления игровой деятельностью.
2. Способствовать творческому поиску условий успешного развития игры в ДОУ.
3. Мотивировать педагогов на использование конструктивных форм взаимодействия с детьми при организации игровой деятельности.
Оборудование и материалы: мольберт, маркеры для рисования, листы бумаги и ручки на каждого участника.
Содержание:
Деловую игру хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Тема нашего мероприятия «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог?»
1. Педагогическое интервью.
Высказывания воспитателей на следующие вопросы:
- «Что такое "игра" и почему она нужна дошкольнику?»
- «Во что играют наши дети?»
- "Каково развитие игры на современном этапе? В чем причины?
- "Нужно ли учить детей играть?
Результат:
"Игра и игрушка - важнейшие составляющие детства и культуры общества". Ученые сделали вывод: какова культура, таковы и игрушки. Например, на ранних ступенях развития человечества дети рано становились самостоятельными. В силу этого, игрушки были в форме орудий труда, оружия, предметов быта. С помощью таких игрушек как лук, стрелы, лодочки, сделанные в миниатюре, мальчики осваивали навыки охоты, рыболовства. Куклы и предметы быта приучали девочек к труду женщины-хозяйки.
В России на протяжении веков был очень высокий уровень культуры, которая сочеталась с игровой культурой. Широкое распространение получили народные деревянные, глиняные игрушки (Гжель, Дымково). Игра тесно связана со временем, эпохой. Например, игре в войну не одна сотня лет. Меняется содержание игры - кто с кем воюет, каким оружием. Играли в "красных" и "белых", в "наших" и "немцев", теперь играют в Бэтманов, Человеков-пауков.
Почему нужна игра дошкольнику?
"Игра удовлетворяет потребности ребенка в движении, в общении"
"Игра способствует формированию психических процессов, в том числе воображения"
"Игра является мощным стимулом интеллектуального развития дошкольника"
"Игра - это школа произвольного поведения"
"Игра - школа морали в действии (учит нравственным нормам)"
"Игра - свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке"
"Игра является средством диагностики психического состояния ребенка"
Первое место занимают компьютерные игры. На втором - спортивные и подвижные игры. Третье место занимают настольные игры, конструкторы, пазлы. Уходят игры социальные, а именно они способствуют вхождению ребенка в окружающий мир. Правомерным стал вопрос: "Надо ли учить детей играть?" Конечно надо. Чтобы повысить уровень детской игры, обогатить ее, показать ее широкие возможности для развития ребенка.
2. Педагогическая копилка.
Каждому участнику необходимо за ограниченное время перечислить как можно больше сюжетно-ролевых игр и к каждой перечисленной игре по 5 атрибутов
3. Педагогическая интуиция.
Наверняка вы не раз слышали от коллег и сами лично делали такие выводы, что современные дети не умеют играть и что игры у них бестолковые и шумные. С этим можно согласиться только отчасти. Проблема не всегда в детях. Часто сами педагоги мешают детской игре, меняют сюжет, который придумали дошкольники, и вносят свои правила. Сегодня на примере игровых ситуаций мы с вами узнаем, в чем проявляется неумение играть у детей и взрослых и как педагогам конструктивно участвовать в детской игре.
Каждому участнику достается по жребию ситуация. Вам предстоит проанализировать и сделать выводы. После чего объяснить поведение детей и взрослого, дать комментарии, советы как поступить в этом случае.
Ситуации
1 Мальчик Артемий ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Педагог: «Не хочешь играть, посиди спокойно, посмотри, как другие играют». Комментарий: педагог ограничивает поиск и активность ребенка, сравнивает с другими детьми.
Педагог: «Чем ты хотел бы заняться? Давай вместе поиграем в домино». Комментарий: педагог помогает выбрать игру, а не запрещает. Педагог организует совместную игру.
2 Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на других детей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну». Педагог: «Хватит бегать, посидите, отдохните». Комментарий: педагог запрещает сюжет и ограничивает двигательную активность детей.
Педагог: «В небе появился вражеский самолет, нужно быстро укрыться от него». Комментарий: педагог помогает развернуть сюжет игры.
3 Девочка Ульяна, которой 6 лет, изображает зомби, идет с вытянутыми вперед руками и воет. Педагог обращается к девочке: «Ульяна, хватит в эту гадость играть!» Комментарий: педагог запрещает роль, которую выбрал себе ребенок. Также педагог может запрещать сюжет игры. Например: «Нет, не надо тебе за девочку играть», «А почему ты всегда солдат, а он – генерал?». В таких ситуациях педагог часто предлагает ребенку взамен буквальные игрушки, которые не дают ему возможности придумать сюжет игры.
Педагог: «Ох, опять у нас зомби мозги ищет... Нам срочно нужен полицейский или волшебник. Или кто-то, кто накормит наконец этого зомби». Комментарий: так педагог помогает ребенку развивать сюжет, а не запрещает его. Педагог принимает сюжет и любую роль (зомби, преступник), которую предложил ребенок, даже если считает ее «плохой». Педагог поддерживает инициативу ребенка в игре, соглашается с его видением персонажа/сюжета, проявляет интерес к сюжету и роли ребенка: расспрашивает от лица своего персонажа, одобряет.
4 Девочка Варя, которой 4 года, полезла на прогулке на качели, упала, заплакала. Назавтра снова пытается туда залезть. Педагог: «Варя, нельзя! Забыла, как вчера плакала? Слезь, а то упадешь, ударишься и испачкаешься. Лучше посиди спокойно». Комментарий: педагог предлагает ребенку тихие игры взамен шумных, выражает тревогу и недовольство: упадешь, ударишься, испачкаешься. Упрекает за ушиб или грязную одежду, ограничивает подвижность и активность детей.
Педагог: «Варя, держись вот тут, когда залезаешь. Тебе помочь?» Комментарий: педагог оказывает ребенку помощь при необходимости, спокойно, без угроз, паники и негативных пророчеств напоминает о правилах безопасности во время игры. Также конструктивным участие педагога в играх детей будет тогда, когда он создает условия для ежедневных подвижных игр, выбирает место и одежду для игры в соответствии с возрастом детей. Одобряет пробы нового, предлагает действовать постепенно: «Давай сначала до этой ступеньки, а потом можно и повыше забраться».
5 Алиса, которой 3 года, играет в песочнице. Савелий подходит и тянет у нее из рук формочку. Алиса отпихивает его, он опять.
Педагог: «Алиса, ну поделись с ним, ты же добрая девочка» Комментарий: педагог принуждает ребенка не жадничать, уступить. Также в подобных ситуациях педагог часто запрещает игры с ровесниками. Вторгается в игру детей и нарушает личные границы. Выражает заботу бытового характера, когда ребенок увлечен игрой: «Застегнись!», «Ты руки помыл?»
Педагог: «Ты сейчас не хочешь давать ему формочку. Скажи словами, толкать не надо. Матвей, когда Катя будет готова поделиться, она это сделает». Комментарий: педагог создает условия для совместных игр детей. Признает право ребенка самому решать, как обращаться со своей игрушкой, с кем контактировать в игре. Может деликатно вмешаться в игру, когда дети просят об этом, чтобы предложить игрушку, сюжет, идею, или чтобы остановить агрессию. Не спешит помогать. Оценивает в игре действия, а не самого ребенка.
6 Даша, которой 5 лет, просит: «Любовь Ивановна, а давайте в прятки!»
Педагог: «Даша, я так устала. Поиграйте сами». Комментарий: педагог отказывается от совместной игры с детьми. В других ситуациях деструктивного участия педагог отдает приоритет развивающим занятиям, в которых детям не нужно инициировать игру. Много указывает, запрещает во время совместной игры, следует за ребенком по пятам, во всем участвует. Ограничивает возможность для свободных проб и инициативу ребенка в игре.
Педагог: «Я один раз буду ведущей, а потом кто-то из вас. А я буду смотреть, как вы прячетесь и ищете, и потом вам расскажу, что видела». Комментарий: педагог организует совместные игры с детьми. Соблюдает личные границы в игре: Часто хозяин игры и игрушек, если они используются, ребенок. Не дает указания, проявляет интерес, помогает организовать условия для игры, находится рядом, если ребенок не возражает. Делает свои дела и аккуратно проявляет внимание к игре словами или действиями.
4.Педагогическое кредо.
Игра «Воспитатель: кто это?» Участники по очереди подходят к мольберту и записывают свой вариант.
Уважаемые педагоги, давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
В - Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой, веселый, вдумчивый
О - Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимистичный
С - Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный
П - Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессиональный
И - Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый
Т - Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий
А - Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный
Т - Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е - Естественный
Ь - Добрый, мягкий, светлый, нежный
Результатом нашего круглого стола стали следующие условия успешного развития игры в детском саду:
- Использование в педагогическом процессе всего многообразия игр.
- Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через различные источники информации (экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, музыкальный репертуар, художественно-творческую деятельность, беседы, наблюдения и др.)
- Непосредственное участие взрослого в свободной игровой деятельности при помощи различных приемов (проблемных ситуаций, подсказывающих ситуаций, проблемных вопросов, принятие на себя роли, разрешение конфликтной ситуации и др.)
Вывод: Нельзя ждать от игры некоего чуда: дали детям игрушки и их развитие стало набирать обороты. Игра, как и любой вид человеческой деятельности, передается людьми умеющими играть. Не все дети это умеют. Поэтому роль умелого партнера по игре должен взять на себя воспитатель!