Мастер-класс урока по обществознанию в 6 классе на тему «Семья»
МАСТЕР-КЛАСС УРОКА
по обществознанию в 6 классе
По теме «Семья».
ФИО: Фалилеева Марина Васильевна
Место работы: МОУ Александрово-Заводская СОШ
Должность: учитель обществознания
Предмет: Обществознание
Класс: 5
Тема: «Семья» (Первый урок в главе «Семья»)
Базовый учебник: Учебник «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Просвещение» 2014.
Цель мастер-класса: показать развитие критического мышления через работу с текстом.
Форма работы: работа с раздаточным материалом, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер
Тема: «Семья»
Цель урока: рассмотреть семью как значимую часть общества.
Задачи:
- развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление
через работу с текстом,
- закрепить умение работать с кластером
- воспитывать любовь и уважение к своей семье
- помочь осмыслить важность создания семьи и ответственность такого шага.
1.Организационный этап. Мотивация.
-Я приветствую Вас! Улыбнитесь друг другу.(слайд 1)
-Кому еще вы с утра подарили свою улыбку?
- Значит, вы любите и уважаете этих людей.
- Почему именно без близких людей человеку сложно прожить?
- Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
- Попробуйте сами правильно сформулировать тему урока. Посмотрите на подсказку записанную на доске «7я»
- И так, ребята, что остается опорой на всю жизнь, куда в любое время, в любом возрасте, с любыми вопросами и проблемами мы придем и нас поймут, и нам помогут?
Конечно же это наш дом, наши родные – наша СЕМЬЯ
О чем мы с Вами сегодня будем говорить? (о семье)
Запишите тему сегодняшнего урока – СЕМЬЯ.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла вот такие прекрасные слова:
Семья – любви великой царство,
В ней вера, праведность и сила,
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.(Илья Резник)
Давайте поставим цели к уроку, что сегодня мы должны узнать о семье?
(- Что такое семья?
-Что является основой семьи?
- Как связаны государство и семья?)
2. Изучение новой темы
I. Что такое семья?
Учитель:
- Семья - слово нам очень знакомое, пусть каждый из вас скажет какие слова – ассоциации возникают, теплые слова о вашей семье, как вы понимаете что такое семья?
Мы с вами должны составить определение этому понятию, а поможет нам в этом кластер:
СЕМЬЯ (что это?) группа (на чем основана?)на браке (чем связана? взаимопомощь
коллектив на родстве что объединяет?) быт
союз ответствен -ть
- Сделаем вывод: что же такое семья?
Каждый из вас сейчас составит в тетради определение и нам зачитает (ученики работают над определением)
семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)
Семья- это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.
Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.
II Основа семьи.
Перед Вами лежат тексты. Возьмите первый текст, прочитайте его и ответьте на вопрос. Какие семейные обязанности существовали в крестьянской семье в России в XIX веке? Сравните описанный уклад семейной жизни с укладом современной семьи.
Учитель: Что такое семья мы выяснили, а теперь мы должны рассмотреть как создается семья, какие условия необходимы. Возможно кто-то знает ответ на этот вопрос? (ответы детей) Очень хорошо, что вы уже многое знаете. И так семья начинается с брака.
Что такое «брак»?
(брак - добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи) Брак- от древнерусского «братичи» - отбирать, выбирать. Казалось бы не совсем красивое слово, но почему с этого мы начинаем строить свою семью. Конечно, мы выбираем себе жениха или невесту, свою вторую половинку.
Но это не все, необходимо выполнить ряд условий:
- брачный возраст – 18 лет, т.е совершеннолетие
- добровольное согласие мужчины и женщины
- отсутствие других браков
- отсутствие родственных связей
(Демонстрация формы кристалла.)
- Что свойственно кристаллу?(грани)
- Виктор Гюго сказал что: «семья это кристалл общества»;
- Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять.), давайте рассмотрим часть этих граней.
Учитель:
Как появилось слово «семья»?
Когда – то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, скажи – ка, любимая?
И Ева тихонько ответила: - Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: - Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: - Я.
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я, я – тихо молвила Ева,
- Я, я.
Сказала она знаменитых 7 «Я».
Вот так на Земле появилась семья.
- Какие семейные обязанности существуют в семье? (рождение детей, ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь, воспитание нового поколения, физическая, экономическая, психологическая защита, эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)
III Семья и государство
Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Чтобы семьи были крепкими, государство должно поддерживать семьи и помогать им. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
Прочитаем текст на с. 27 вашего учебника со стопами.
1. Почему государство заботится о благополучии семей?
2.Как государство помогает семье?
3.Кому государство уделяет наибольшее внимание?
4.Какие в России приняты законы о семье?
5.Что является основой семейного законодательства?
Какой вывод можно сделать из прочитанного? (Вывод: государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка)
3.Обобщение и закрепление
Мы с Вами рассмотрели грани семьи, доказали что семья – это часть общества, семья – кристалл общества.
Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?
- Что такое семья? (это малая группа (объединение людей ),основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)
-Какие функции выполняет семья? (-Обеспечивает продолжение человеческого рода
-Берет на себя воспитание детей
-Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи
-Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.)
-Как государство заботится о семье?
4. Рефлексия
«Семейный очаг – это обычный очаг, который согревает дом, но только если каждый член семьи сжигает в нем частичку себя» (С.Янковский)
- У меня тоже изображен очаг. (слайд 9) Я Вам предлагают оценить сегодняшнее занятие, Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно, тепло, уютно, вы почерпнули для себя что-то новое то приколите красный огонек, если не очень – то желтый, а если не понравилось - то уголек.
- Спасибо за внимание.
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печалей,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите,
Милые, родные,
У нас ведь, кроме вас,
Дороже нет людей.
Как говорится,
Дети- радость жизни,
А вы для нас- опора в ней.
Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу- научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие семейные обязанности существовали в крестьянской семье в России в XIX веке? Сравните описанный уклад семейной жизни с укладом современной семьи.
Путешествие в прошлое.
Внутренний строй семей, их существование и жизненный уклад русских крестьян России второй половины XIX - начала XX века регулировался общепринятыми правовыми нормами. Семья для крестьян в первую очередь являлась коллективом совместно хозяйствующих людей. Вся жизнь, права и обязанности членов семьи были регламентированы, и за этим следил глава семьи. Культ хозяина и хозяйки передавался в семье из поколения в поколение. Старики считали своим долгом обучать молодых, которые обзаводились домами, приемам ведения хозяйства и обрядам. Сначала молодые жили вместе с родителями, а потом их отделяли, ставили дом - обычно рядом. Если делилась многодетная семья, появлялся новый край деревни, в котором жили родственники. Руководил разделом отец. Величина долей назначалась по усмотрению главы семейства. Сыновья полностью зависели от его воли. Строптивого, непослушного сына отец мог выгнать, не выделив ему ничего.
Возглавлялись семьи всегда мужчинами. Глава семьи руководил хозяйством, распределял работу. Труд в семьях был разделен на мужской и женский.
Мужчины выполняли тяжелые сельскохозяйственные работы, ухаживали за рабочим скотом, заготовляли дрова, занимались охотой. Подростков рано приобщали к разным видам труда. С 10—12 лет мальчиков нанимали в подпаски к пастухам. С 12-15 лет их обучали пахоте, и с этого времени они помогали при перевозке сена, хлеба, при уборке зерна, летом и осенью присматривали за птицей, стерегли овец. Всем домашним хозяйством безраздельно ведала женщина.
Тема: «Семья»
Цель урока: рассмотреть семью как значимую часть общества.
Задачи:
- развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление
через работу с текстом,
- закрепить умение работать с кластером
- воспитывать любовь и уважение к своей семье
- помочь осмыслить важность создания семьи и ответственность такого шага.
1.Организационный этап. Мотивация.
-Я приветствую Вас! Улыбнитесь друг другу.(слайд 1)
-Кому еще вы с утра подарили свою улыбку?
- Значит, вы любите и уважаете этих людей.
- Почему именно без близких людей человеку сложно прожить?
- Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
- Попробуйте сами правильно сформулировать тему урока. Посмотрите на подсказку записанную на доске «7я»
- И так, ребята, что остается опорой на всю жизнь, куда в любое время, в любом возрасте, с любыми вопросами и проблемами мы придем и нас поймут, и нам помогут?
Конечно же это наш дом, наши родные – наша СЕМЬЯ
О чем мы с Вами сегодня будем говорить? (о семье)
Запишите тему сегодняшнего урока – СЕМЬЯ.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла вот такие прекрасные слова:
Семья – любви великой царство,
В ней вера, праведность и сила,
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.(Илья Резник)
Давайте поставим цели к уроку, что сегодня мы должны узнать о семье?
(- Что такое семья?
-Что является основой семьи?
- Как связаны государство и семья?)
2. Изучение новой темы
I. Что такое семья?
Учитель:
- Семья - слово нам очень знакомое, пусть каждый из вас скажет какие слова – ассоциации возникают, теплые слова о вашей семье, как вы понимаете что такое семья?
Мы с вами должны составить определение этому понятию, а поможет нам в этом кластер:
С ЕМЬЯ (что это?) группа (на чем основана?)на браке (чем связана? взаимопомощь
коллектив на родстве что объединяет?) быт
союз ответствен -ть
- Сделаем вывод: что же такое семья?
Каждый из вас сейчас составит в тетради определение и нам зачитает (ученики работают над определением)
семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)
Семья- это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.
Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.
II Основа семьи.
Перед Вами лежат тексты. Возьмите первый текст, прочитайте его и ответьте на вопрос. Какие семейные обязанности существовали в крестьянской семье в России в XIX веке? Сравните описанный уклад семейной жизни с укладом современной семьи.
Учитель: Что такое семья мы выяснили, а теперь мы должны рассмотреть как создается семья, какие условия необходимы. Возможно кто-то знает ответ на этот вопрос? (ответы детей) Очень хорошо, что вы уже многое знаете. И так семья начинается с брака.
Что такое «брак»?
(брак - добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи) Брак- от древнерусского «братичи» - отбирать, выбирать. Казалось бы не совсем красивое слово, но почему с этого мы начинаем строить свою семью. Конечно, мы выбираем себе жениха или невесту, свою вторую половинку.
Но это не все, необходимо выполнить ряд условий:
брачный возраст – 18 лет, т.е совершеннолетие
добровольное согласие мужчины и женщины
отсутствие других браков
отсутствие родственных связей
(Демонстрация формы кристалла.)
- Что свойственно кристаллу?(грани)
- Виктор Гюго сказал что: «семья это кристалл общества»;
- Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять.), давайте рассмотрим часть этих граней.
Учитель:
Как появилось слово «семья»?
Когда – то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, скажи – ка, любимая?
И Ева тихонько ответила: - Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: - Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: - Я.
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я, я – тихо молвила Ева,
- Я, я.
Сказала она знаменитых 7 «Я».
Вот так на Земле появилась семья.
Какие семейные обязанности существуют в семье? (рождение детей, ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь, воспитание нового поколения, физическая, экономическая, психологическая защита, эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)
III Семья и государство
Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Чтобы семьи были крепкими, государство должно поддерживать семьи и помогать им. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
Прочитаем текст на с. 27 вашего учебника со стопами.
1. Почему государство заботится о благополучии семей?
2.Как государство помогает семье?
3.Кому государство уделяет наибольшее внимание?
4.Какие в России приняты законы о семье?
5.Что является основой семейного законодательства?
Какой вывод можно сделать из прочитанного? (Вывод: государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка)
3.Обобщение и закрепление
Мы с Вами рассмотрели грани семьи, доказали что семья – это часть общества, семья – кристалл общества.
Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?
- Что такое семья? (это малая группа (объединение людей ),основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)
-Какие функции выполняет семья? (-Обеспечивает продолжение человеческого рода
-Берет на себя воспитание детей
-Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи
-Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.)
-Как государство заботится о семье?
4. Рефлексия
«Семейный очаг – это обычный очаг, который согревает дом, но только если каждый член семьи сжигает в нем частичку себя» (С.Янковский)
- У меня тоже изображен очаг. (слайд 9) Я Вам предлагают оценить сегодняшнее занятие, Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно, тепло, уютно, вы почерпнули для себя что-то новое то приколите красный огонек, если не очень – то желтый, а если не понравилось - то уголек.
- Спасибо за внимание.
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печалей,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите,
Милые, родные,
У нас ведь, кроме вас,
Дороже нет людей.
Как говорится,
Дети- радость жизни,
А вы для нас- опора в ней.
Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу- научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие семейные обязанности существовали в крестьянской семье в России в XIX веке? Сравните описанный уклад семейной жизни с укладом современной семьи.
Путешествие в прошлое.
Внутренний строй семей, их существование и жизненный уклад русских крестьян России второй половины XIX - начала XX века регулировался общепринятыми правовыми нормами. Семья для крестьян в первую очередь являлась коллективом совместно хозяйствующих людей. Вся жизнь, права и обязанности членов семьи были регламентированы, и за этим следил глава семьи. Культ хозяина и хозяйки передавался в семье из поколения в поколение. Старики считали своим долгом обучать молодых, которые обзаводились домами, приемам ведения хозяйства и обрядам. Сначала молодые жили вместе с родителями, а потом их отделяли, ставили дом - обычно рядом. Если делилась многодетная семья, появлялся новый край деревни, в котором жили родственники. Руководил разделом отец. Величина долей назначалась по усмотрению главы семейства. Сыновья полностью зависели от его воли. Строптивого, непослушного сына отец мог выгнать, не выделив ему ничего.
Возглавлялись семьи всегда мужчинами. Глава семьи руководил хозяйством, распределял работу. Труд в семьях был разделен на мужской и женский.
Мужчины выполняли тяжелые сельскохозяйственные работы, ухаживали за рабочим скотом, заготовляли дрова, занимались охотой. Подростков рано приобщали к разным видам труда. С 10—12 лет мальчиков нанимали в подпаски к пастухам. С 12-15 лет их обучали пахоте, и с этого времени они помогали при перевозке сена, хлеба, при уборке зерна, летом и осенью присматривали за птицей, стерегли овец. Всем домашним хозяйством безраздельно ведала женщина.