12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фалилеева Марина Васильевна35 МОУ Александрово-Заводская СОШ Россия, Забайкальский край, с.Александровский Завод |
МАСТЕР-КЛАСС УРОКА по обществознанию в 6 классе По теме «Семья».
МАСТЕР-КЛАСС УРОКА
по обществознанию в 6 классе
По теме «Семья».
ФИО: Фалилеева Марина Васильевна
Место работы: МОУ Александрово-Заводская СОШ
Должность: учитель обществознания
Предмет: Обществознание
Класс: 5
Тема: «Семья» (Первый урок в главе «Семья»)
Базовый учебник: Учебник «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Просвещение» 2014.
Цель мастер-класса: показать развитие критического мышления через работу с текстом.
Форма работы: работа с раздаточным материалом, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер
Тема: «Семья»
Цель урока: рассмотреть семью как значимую часть общества.
Задачи:
- развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление
через работу с текстом,
- закрепить умение работать с кластером
- воспитывать любовь и уважение к своей семье
- помочь осмыслить важность создания семьи и ответственность такого шага.
1.Организационный этап. Мотивация.
-Я приветствую Вас! Улыбнитесь друг другу.(слайд 1)
-Кому еще вы с утра подарили свою улыбку?
- Значит, вы любите и уважаете этих людей.
- Почему именно без близких людей человеку сложно прожить?
- Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
- Попробуйте сами правильно сформулировать тему урока. Посмотрите на подсказку записанную на доске «7я»
- И так, ребята, что остается опорой на всю жизнь, куда в любое время, в любом возрасте, с любыми вопросами и проблемами мы придем и нас поймут, и нам помогут?
Конечно же это наш дом, наши родные – наша СЕМЬЯ
О чем мы с Вами сегодня будем говорить? (о семье)
Запишите тему сегодняшнего урока – СЕМЬЯ.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла вот такие прекрасные слова:
Семья – любви великой царство,
В ней вера, праведность и сила,
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.(Илья Резник)
Давайте поставим цели к уроку, что сегодня мы должны узнать о семье?
(- Что такое семья?
-Что является основой семьи?
- Как связаны государство и семья?)
2. Изучение новой темы
I. Что такое семья?
Учитель:
- Семья - слово нам очень знакомое, пусть каждый из вас скажет какие слова – ассоциации возникают, теплые слова о вашей семье, как вы понимаете что такое семья?
Мы с вами должны составить определение этому понятию, а поможет нам в этом кластер:
СЕМЬЯ (что это?) группа (на чем основана?)на браке (чем связана? взаимопомощь
коллектив на родстве что объединяет?) быт
союз ответствен -ть
- Сделаем вывод: что же такое семья?
Каждый из вас сейчас составит в тетради определение и нам зачитает (ученики работают над определением)
семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)
Семья- это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.
Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.
II Основа семьи.
Перед Вами лежат тексты. Возьмите первый текст, прочитайте его и ответьте на вопрос. Какие семейные обязанности существовали в крестьянской семье в России в XIX веке? Сравните описанный уклад семейной жизни с укладом современной семьи.
Учитель: Что такое семья мы выяснили, а теперь мы должны рассмотреть как создается семья, какие условия необходимы. Возможно кто-то знает ответ на этот вопрос? (ответы детей) Очень хорошо, что вы уже многое знаете. И так семья начинается с брака.
Что такое «брак»?
(брак - добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи) Брак- от древнерусского «братичи» - отбирать, выбирать. Казалось бы не совсем красивое слово, но почему с этого мы начинаем строить свою семью. Конечно, мы выбираем себе жениха или невесту, свою вторую половинку.
Но это не все, необходимо выполнить ряд условий:
- брачный возраст – 18 лет, т.е совершеннолетие
- добровольное согласие мужчины и женщины
- отсутствие других браков
- отсутствие родственных связей
(Демонстрация формы кристалла.)
- Что свойственно кристаллу?(грани)
- Виктор Гюго сказал что: «семья это кристалл общества»;
- Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять.), давайте рассмотрим часть этих граней.
Учитель:
Как появилось слово «семья»?
Когда – то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, скажи – ка, любимая?
И Ева тихонько ответила: - Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: - Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: - Я.
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я, я – тихо молвила Ева,
- Я, я.
Сказала она знаменитых 7 «Я».
Вот так на Земле появилась семья.
- Какие семейные обязанности существуют в семье? (рождение детей, ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь, воспитание нового поколения, физическая, экономическая, психологическая защита, эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)
III Семья и государство
Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Чтобы семьи были крепкими, государство должно поддерживать семьи и помогать им. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
Прочитаем текст на с. 27 вашего учебника со стопами.
1. Почему государство заботится о благополучии семей?
2.Как государство помогает семье?
3.Кому государство уделяет наибольшее внимание?
4.Какие в России приняты законы о семье?
5.Что является основой семейного законодательства?
Какой вывод можно сделать из прочитанного? (Вывод: государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка)
3.Обобщение и закрепление
Мы с Вами рассмотрели грани семьи, доказали что семья – это часть общества, семья – кристалл общества.
Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?
- Что такое семья? (это малая группа (объединение людей ),основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)
-Какие функции выполняет семья? (-Обеспечивает продолжение человеческого рода
-Берет на себя воспитание детей
-Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи
-Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.)
-Как государство заботится о семье?
4. Рефлексия
«Семейный очаг – это обычный очаг, который согревает дом, но только если каждый член семьи сжигает в нем частичку себя» (С.Янковский)
- У меня тоже изображен очаг. (слайд 9) Я Вам предлагают оценить сегодняшнее занятие, Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно, тепло, уютно, вы почерпнули для себя что-то новое то приколите красный огонек, если не очень – то желтый, а если не понравилось - то уголек.
- Спасибо за внимание.
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печалей,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите,
Милые, родные,
У нас ведь, кроме вас,
Дороже нет людей.
Как говорится,
Дети- радость жизни,
А вы для нас- опора в ней.
Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу- научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие семейные обязанности существовали в крестьянской семье в России в XIX веке? Сравните описанный уклад семейной жизни с укладом современной семьи.
Путешествие в прошлое.
Внутренний строй семей, их существование и жизненный уклад русских крестьян России второй половины XIX - начала XX века регулировался общепринятыми правовыми нормами. Семья для крестьян в первую очередь являлась коллективом совместно хозяйствующих людей. Вся жизнь, права и обязанности членов семьи были регламентированы, и за этим следил глава семьи. Культ хозяина и хозяйки передавался в семье из поколения в поколение. Старики считали своим долгом обучать молодых, которые обзаводились домами, приемам ведения хозяйства и обрядам. Сначала молодые жили вместе с
Возглавлялись семьи всегда мужчинами. Глава семьи руководил хозяйством, распределял работу. Труд в семьях был разделен на мужской и женский.
Мужчины выполняли тяжелые сельскохозяйственные работы, ухаживали за рабочим скотом, заготовляли дрова, занимались охотой. Подростков рано приобщали к разным видам труда. С 10—12 лет мальчиков нанимали в подпаски к пастухам. С 12-15 лет их обучали пахоте, и с этого времени они помогали при перевозке сена, хлеба, при уборке зерна, летом и осенью присматривали за птицей, стерегли овец. Всем домашним хозяйством безраздельно ведала женщина.
Тема: «Семья»
Цель урока: рассмотреть семью как значимую часть общества.
Задачи:
- развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление
через работу с текстом,
- закрепить умение работать с кластером
- воспитывать любовь и уважение к своей семье
- помочь осмыслить важность создания семьи и ответственность такого шага.
1.Организационный этап. Мотивация.
-Я приветствую Вас! Улыбнитесь друг другу.(слайд 1)
-Кому еще вы с утра подарили свою улыбку?
- Значит, вы любите и уважаете этих людей.
- Почему именно без близких людей человеку сложно прожить?
- Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
- Попробуйте сами правильно сформулировать тему урока. Посмотрите на подсказку записанную на доске «7я»
- И так, ребята, что остается опорой на всю жизнь, куда в любое время, в любом возрасте, с любыми вопросами и проблемами мы придем и нас поймут, и нам помогут?
Конечно же это наш дом, наши родные – наша СЕМЬЯ
О чем мы с Вами сегодня будем говорить? (о семье)
Запишите тему сегодняшнего урока – СЕМЬЯ.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла вот такие прекрасные слова:
Семья – любви великой царство,
В ней вера, праведность и сила,
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.(Илья Резник)
Давайте поставим цели к уроку, что сегодня мы должны узнать о семье?
(- Что такое семья?
-Что является основой семьи?
- Как связаны государство и семья?)
2. Изучение новой темы
I. Что такое семья?
Учитель:
- Семья - слово нам очень знакомое, пусть каждый из вас скажет какие слова – ассоциации возникают, теплые слова о вашей семье, как вы понимаете что такое семья?
Мы с вами должны составить определение этому понятию, а поможет нам в этом кластер:
С ЕМЬЯ (что это?) группа (на чем основана?)на браке (чем связана? взаимопомощь
коллектив на родстве что объединяет?) быт
союз ответствен -ть
- Сделаем вывод: что же такое семья?
Каждый из вас сейчас составит в тетради определение и нам зачитает (ученики работают над определением)
семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)
Семья- это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.
Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.
II Основа семьи.
Перед Вами лежат тексты. Возьмите первый текст, прочитайте его и ответьте на вопрос. Какие семейные обязанности существовали в крестьянской семье в России в XIX веке? Сравните описанный уклад семейной жизни с укладом современной семьи.
Учитель: Что такое семья мы выяснили, а теперь мы должны рассмотреть как создается семья, какие условия необходимы. Возможно кто-то знает ответ на этот вопрос? (ответы детей) Очень хорошо, что вы уже многое знаете. И так семья начинается с брака.
Что такое «брак»?
(брак - добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи) Брак- от древнерусского «братичи» - отбирать, выбирать. Казалось бы не совсем красивое слово, но почему с этого мы начинаем строить свою семью. Конечно, мы выбираем себе жениха или невесту, свою вторую половинку.
Но это не все, необходимо выполнить ряд условий:
брачный возраст – 18 лет, т.е совершеннолетие
добровольное согласие мужчины и женщины
отсутствие других браков
отсутствие родственных связей
(Демонстрация формы кристалла.)
- Что свойственно кристаллу?(грани)
- Виктор Гюго сказал что: «семья это кристалл общества»;
- Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять.), давайте рассмотрим часть этих граней.
Учитель:
Как появилось слово «семья»?
Когда – то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, скажи – ка, любимая?
И Ева тихонько ответила: - Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: - Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: - Я.
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я, я – тихо молвила Ева,
- Я, я.
Сказала она знаменитых 7 «Я».
Вот так на Земле появилась семья.
Какие семейные обязанности существуют в семье? (рождение детей, ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь, воспитание нового поколения, физическая, экономическая, психологическая защита, эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)
III Семья и государство
Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Чтобы семьи были крепкими, государство должно поддерживать семьи и помогать им. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
Прочитаем текст на с. 27 вашего учебника со стопами.
1. Почему государство заботится о благополучии семей?
2.Как государство помогает семье?
3.Кому государство уделяет наибольшее внимание?
4.Какие в России приняты законы о семье?
5.Что является основой семейного законодательства?
Какой вывод можно сделать из прочитанного? (Вывод: государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка)
3.Обобщение и закрепление
Мы с Вами рассмотрели грани семьи, доказали что семья – это часть общества, семья – кристалл общества.
Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?
- Что такое семья? (это малая группа (объединение людей ),основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)
-Какие функции выполняет семья? (-Обеспечивает продолжение человеческого рода
-Берет на себя воспитание детей
-Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи
-Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.)
-Как государство заботится о семье?
4. Рефлексия
«Семейный очаг – это обычный очаг, который согревает дом, но только если каждый член семьи сжигает в нем частичку себя» (С.Янковский)
- У меня тоже изображен очаг. (слайд 9) Я Вам предлагают оценить сегодняшнее занятие, Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно, тепло, уютно, вы почерпнули для себя что-то новое то приколите красный огонек, если не очень – то желтый, а если не понравилось - то уголек.
- Спасибо за внимание.
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печалей,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите,
Милые, родные,
У нас ведь, кроме вас,
Дороже нет людей.
Как говорится,
Дети- радость жизни,
А вы для нас- опора в ней.
Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу- научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие семейные обязанности существовали в крестьянской семье в России в XIX веке? Сравните описанный уклад семейной жизни с укладом современной семьи.
Путешествие в прошлое.
Внутренний строй семей, их существование и жизненный уклад русских крестьян России второй половины XIX - начала XX века регулировался общепринятыми правовыми нормами. Семья для крестьян в первую очередь являлась коллективом совместно хозяйствующих людей. Вся жизнь, права и обязанности членов семьи были регламентированы, и за этим следил глава семьи. Культ хозяина и хозяйки передавался в семье из поколения в поколение. Старики считали своим долгом обучать молодых, которые обзаводились домами, приемам ведения хозяйства и обрядам. Сначала молодые жили вместе с
Возглавлялись семьи всегда мужчинами. Глава семьи руководил хозяйством, распределял работу. Труд в семьях был разделен на мужской и женский.
Мужчины выполняли тяжелые сельскохозяйственные работы, ухаживали за рабочим скотом, заготовляли дрова, занимались охотой. Подростков рано приобщали к разным видам труда. С 10—12 лет мальчиков нанимали в подпаски к пастухам. С 12-15 лет их обучали пахоте, и с этого времени они помогали при перевозке сена, хлеба, при уборке зерна, летом и осенью присматривали за птицей, стерегли овец. Всем домашним хозяйством безраздельно ведала женщина.