Урок-проект по обществознанию «Мое общество — это моя семья» (6 класс)

6
0
Материал опубликован 3 January 2016

Цели:

Обобщение и закрепление знаний, полученных учащимися при изучении главы «Семья»

Формирование способности строить взаимоотношения с одноклассниками в группе, воспитание выдержанности и ответственности

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Задачи:

Закрепить и систематизировать знания учащихся о видах семьи, функциях семьи, правах и обязанностях членов семьи, правилах ведения семейного хозяйства.

Работая над проектом, учиться определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

В процессе работы с раздаточным материалом развивать навыки обобщения информации и подведения итогов, умения четко формулировать ответы на поставленные вопросы, слушать и слышать.

Формировать способность к реализации творческого потенциала в учебной деятельности в процессе создания творческого проекта.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: урок – проект (творческий групповой минипроект).

Результат – коллаж или стихотворение или рассказ «Мое общество – моя семья»

- время выполнения – один урок;

- групповой проект: 5 групп по 5-6 человек

Раздаточный материал группам:

- ватман, клей, ножницы, фломастеры, маркеры

- пословицы и поговорки о семье:

     Брат брата не выдаст

     В дружной семье и в холод тепло.

     В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

     В своем доме и стены помогают.

     В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

     Вся семья вместе, так и душа на месте.

     Дерево держится корнями, а человек семьей.

     Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

     и др.

- распечатанные репродукции картин:

    «Много рук могут сделать работу легкой» художник George Sheridan Knowles

    «Новое знакомство» художник Kirill Vikentevich Lemokh

    «Алиса в Стране Чудес» художник George Dunlop Leslie

    «Утро» художник Boris Kustodiyev

    Франсиско Гойя. Портрет cемьи Карла IV

     «За завтраком» художник З.Е. Серебрякова

     Картины художника Eugenio Eduardo Zampighi

     «Семья Беллелли» художника Дега Эдгар

     и др.

- стихи поэта Олега Семеновича Бундура о семье (Учебно-методический кабинет. Электронный ресурс // URL: http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-seme-dlja-detei.html) и др.

Оборудование:

- магнитофон и запись песни «Гимн семье» (музыка, слова – Илья Резник)

1ый этап – подготовительный (выбор проблемы; организация рабочих групп; мотивация учащихся) – 5 минут

Учитель читает стихотворение О.С. Бундура «Из магазина»:

Продуктов набрали –

Наверное, тонну!

И по пути говорим

Оживлённо,

И сумки несём мы

Легко, не натужно,

Недаром мы с папой

С гантелями дружим.

А мама тащила бы их

Еле-еле –

Она по утрам

Не подходит к гантелям.

Зачем ей

Железные эти друзья,

Когда есть у мамы

И папа, и я!

Учитель: «О чем это стихотворение?».

Учащиеся: «О дружной семье»

Учитель: «Что такое семья?»

Учащиеся: «Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью»

Учитель: «Можем мы утверждать, что в этом определении содержится исчерпывающая информация о семье?»

Учащиеся: «Нельзя. Семья – это и совместное ведение хозяйства, и совместный досуг. Семьи бывают разными: двухпоколенные и многопоколенные. Семья выполняет разные роли (функции)…»

Учитель: «Давайте определим круг вопросов, на которые мы должны ответить, чтобы получить полный ответ на вопрос, что такое семья»

Учащиеся предлагают свои варианты. В итоге получается план, который записывается на доске:

Из кого может состоять семья? (виды семей)

Какими должны быть отношения между членами семьи? (права и обязанности членов семьи)

Зачем человеку семья? (функции семьи)

Как правильно вести семейное хозяйство? (правила ведения семейного хозяйства)

Что нужно, чтобы семья была дружной и крепкой?

Учащиеся делятся на 5 групп по 5 – 6 человек (с помощью карточек, на которых нарисованы животные и/или птицы: одна группа – лисы, вторая группа – лебеди и т.д.)

2ой этап – разработка проекта (формулирование проблемы; определение цели и задач, средств и способов) – 5 минут

Учитель: «Мы сформулировали вопросы, ответив на которые можем получить полный ответ на вопрос: «Что такое семья?». Но ведь ответ можно еще и проиллюстрировать картинами, примерами, пословицами и поговорками, стихотворениями. Сейчас я предлагаю каждой группе ответить на один из вопросов нашего плана, создав коллаж или рассказ, или стихотворение о семье с помощью иллюстраций, пословиц и поговорок»

Вопросы распределяются между группами с помощью жеребьевки (каждой группе по одному вопросу). Группы получают раздаточный материал.

3ий этап – реализация проекта – 20 минут

Дети работают в группах: отвечают на свой вопрос, определив в группе конечный продукт - коллаж, стихотворение или рассказ. Группы оформляют свой ответ на ватмане, используя раздаточный материал.

4ий этап – оценивание проектной деятельности и презентация результатов проекта – 10 минут

Группы представляют свои работы. 

Рефлексия - 5 минут

Учитель: «Мы говорили сегодня о семье, которую ученые называют ячейкой общества. Но ведь общество состоит не только из семей, но и из других объединений людей – по профессиям, по интересам. Почему, на ваш взгляд, семья является одной из самый важных составляющих общества, в котором мы живем?»

Учащиеся по очереди отвечают на вопрос.

В заключение звучит «Гимн семье» (музыка, слова – Илья Резник)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.