Урок обществознания. 6 класс.
Тема урока «Общение» (урок 1)
Цель урока: |
Создать условия для формирования представления о содержании, средствах и целях общения. |
Задачи: |
|
Обучающая |
Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека. |
Развивающая |
Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли. |
Воспитательная |
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи. |
Планируемые результаты: |
|
Личностные |
Получение учащимися навыков самоанализа своей деятельности; |
Предметные |
Осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения. |
Метапредметные |
Приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения. |
Тип урока |
Урок формирования новых знаний. |
Форма урока |
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах(групповая) |
Опорные понятия, термины |
Общение, средства общения. |
Новые понятия |
Вербальное, невербальное общение. |
Формы контроля |
Контроль результатов работы каждого ученика на всех этапах урока (контроль учителя, самоконтроль, внутренний самоконтроль). |
Домашнее задание |
Параграф 8, составить памятку «Правила общения»/ «Правила общения в социальных сетях» |
ХОД УРОКА
ХОД УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
||||||
1. Оргмомент |
Приветствие учащихся. |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. |
||||||
2. Мотивация учебной деятельности |
Наш урок я бы хотела начать с высказывания французского писателя Антуан Сент-Экзюпери: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”. - Согласны ли вы с ним? Почему? - Как вы считаете, какая тема нашего урока? Работа ведётся в маршрутном листе, который заранее подготовлен и роздан учащимся. Давайте определим цель нашего урока. - Что для этого нам предстоит рассмотреть? |
- Отвечают на вопросы. - «Общение». - Записывают в маршрутный лист. (Приложение 1) - Узнать, что такое общение и его роль в жизни людей - Дать определение понятию «общение», рассмотреть способы общения, определить роль общения. |
||||||
3. Изучение нового материала |
- А теперь переходим к изучению нашей темы. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение Учитель чертит на доске кластер. - Попробуйте самостоятельно составить определение понятию «общение» и записать в маршрутный лист. - Давайте проверим, что у вас получилось. Сравним ваше определение с тем, что предлагает нам словарь. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. Оцените свою работу и поставьте отметку на полях. - Какими способами мы общаемся. - Предлагаю вам в парах познакомиться с текстом «Способы общения» и составить схему. - Проверяем схему, сравниваем с оригиналом, оцениваем свою работу. - Сейчас на примерах попробуем определить способ общения. Беседа с учащимися. Письмо. Изобразить, что написано (например, я предлагала изобразить: «Я люблю танцевать», «За окном идёт снег» и т.д.) - С помощью чего сейчас вы больше или чаще общаетесь? - Как вы считаете, общение в социальных сетях лучше, чем живое общение? - Предлагаю вам самостоятельно поработать и доказать, что лучше: живое общение или социальные сети
- А какова роль общения в нашей жизни? - Согласны ли вы с высказыванием Вадима Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»? Почему? |
Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”.
Составляют определение.
Дети зачитывают, что получилось. Знакомятся с определением, которое дают авторы учебника.
Оценивают свою работу.
- Говорим, пишем Знакомятся с текстом и заполняют схему (Приложение 2) - Проверяют схему и оценивают свою работу.
- речевой, вербальный - речевой, вербальный - не речевой, невербальный
- интернета в соц. сетях
- Дают ответы
- Работают в парах.
- Дают ответы - (высказывание записано в маршрутном листе) Объясняют свою точку зрения, приводят примеры. |
||||||
4. Итоговое закрепление |
Составление синквейна по теме урока. |
- Составляют синквейн и записывают в маршрутный лист |
||||||
6. Рефлексия |
- Какое задание Вам показалось самым удачным, интересным? - Всё ли удалось выполнить на уроке? - Где испытывали затруднение? - Оцените свою работу на уроке - Кого вы считаете самым активным? |
- Отвечают на вопросы. - Оценивают себя. |
||||||
7. Домашнее задание |
Пар.8., составить памятку «Правила живого общения»/ «Правила общения в соцсетях» |
Записывают домашнее задание в дневник |
Приложение 1.
Маршрутный лист
Тема урока________________________________________________________________________
Цель урока: __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Составьте кластер:
Дайте определение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните схему:
Способы общения
Заполните таблицу:
Социальная сеть |
Живое общение |
||
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
Синквейн. 1. Общение
2. ________________________________________________
3. ________________________________________________
4. _________________________________________________
5. _________________________________________________
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»
Вадим Шефнер
Приложение 2.
«Способы общения».
Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: речевые (вербальные) и не речевые (невербальные) средства общения.
Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.
Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела». В невербальном общении можно выделить некоторые элементы: жесты и поза, мимика, взгляд и выражение лица, интонация и характеристики голоса.
Источник: Вербальные и невербальные средства и способы общения — samorazvitie.org