Урок на тему «Экономика семьи» (Обществознание, 7 класс)

3
0
Материал опубликован 31 May 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУХОВЕРКОВСКАЯ СОШ»

 

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе

«Экономика семьи»

 

Учитель истории и обществознания

Потемкина Светлана Владимировна

 

пгт. Суховерково

2019 г.

 

Тема

Экономика семьи

Цель

Дать представление о том, что такое бюджет семьи, охарактеризовать его составные части и  значение для экономики страны

Планируемый результат

Предметные

 

Метапредметные

Личностные

 

Понимание значения и умение оперировать обществоведческими понятиями (см. основные понятия); формирование навыка планирования семейного и индивидуального бюджета; определение способов рационального ведения семейного хозяйства.

Умение планировать свою деятельность; работать индивидуально и в малых группах (парами); формирование умения работы с текстом: выделять главное, преобразовывать полученную из текста информацию в различные формы, умение делать выводы;

развитие навыка оценки и самооценки;

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

Формирование способности ставить цели, планировать.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

 

Основные понятия

Бюджет, доход семьи, фиксированные и переменные доходы, личное подсобное хозяйство, рантье, проценты, обязательные и произвольные расходы

Организация пространства

 

Межпредметные связи

Формы работы

 

Ресурсы

История

Парная, индивидуальная

 

Компьютер, проектор, интерактивная доска;

Учебник: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2017;

Презентация; распечатанные задания

Домашнее задание:

Подготовка к повторительно-обобщающему уроку по теме «Человек в экономических отношениях»

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся.

 

 

Приветствие учителя, друг друга.

 

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

 

5 мин.

 

 

 

 

Давайте с вами вспомним основные понятия, о которых мы узнали на прошлом уроке.

 

Что такое деньги?

 

Какие функции денег вы знаете?

 

 

 

 

Как раньше назывались бумажные деньги?

 

Что такое номинал?

 

 

 

 

 

 

Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товарами.

 

Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги.

 

Ассигнации

 

 

Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах, монетах, ассигнациях

 

 

 

 

Фронтальная работа.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

 

 

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы.

 

 

3. Формулирование темы.

 

Постановка цели урока.

Слайд 1-2.

 

2 мин

 

 

Посмотрите на экран (на слайде несколько иллюстраций: изображение денег, семьи, покупка товаров в магазине и т.д). Что объединяет эти изображения?


 

Тема нашего урока: «Экономика семьи»

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

фронтальная работа.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

выдвижение гипотез; их обоснование

 

4. Постановка проблемного задания

 

 

Слайд 3

 

 

2 мин.

 

Давайте вспомним, что такое экономика?

 

Что такое семья? Что включает в себя семья?

 

 

 

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Экономика - ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука - наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей

 

Высказывают предположения

 

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

выдвижение гипотез; их обоснование

5. Открытие нового знания.

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15-19 мин

Прочитайте пункт параграфа «Имущество и доходы семьи» (с.112-115), составьте схему «Ресурсы семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите значение термина «бюджет» - роспись будущих доходов и расходов на определенный период времени.

 

 

Как вы думаете, кто может иметь бюджет, какой он бывает?

 

 

 

 

 

Государственный бюджет имеет статус закона и утверждается Федеральным Собранием, а исполняется правительством.

 

Если доходы и расходы одинаковы, бюджет сбалансированный.

 

Как вы думаете, всегда ли это получается?

 

Профицит бюджета (положительное сальдо) – доходы превышают расходы.

Дефицит бюджета (отрицательное сальдо) – расходы превышают доходы. Дефицит бюджета – это гос.долг

 

Читают, выбирают необходимую информацию, преобразуя ее в схему

 

Ресурсы семьи (материальные: имущество, автомобиль и т.д; финансовые: денежные средства-доходы и сбережения – фиксированные и переменные; трудовые: умения, силы и средства; энергетические: средства освещения и обогрева; информационные: знания о технологии выполнения работ)

 

Запись в тетради

 

 

 

Предполагаемый ответы:

Государство – гос.бюджет, семья – семейный бюджет, отдельный человек – индивидуальный бюджет.

 

 

Записи в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения, делают записи в тетради

 

 

Индивидуальная работа с текстом учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом

Познавательные УУД: умение структурировать знания;

построение логической цепи рассуждений;

умение выделять нужную информацию из текста, воспроизводя ее в различных видах (схема, текст, рисунок).

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Коммуникативное УУД: владение устной речью.

 

 

 

 

6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний и их систематизация

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-14 мин

Используя схему в тетради, выясните, какие семейные ресурсы перечислены в задании?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учится в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Составление бюджета включает три основные фазы:

постановка финансовых целей (планирование крупных покупок),

определение доходов;

планирование расходов.

 

Задание на выбор:

Подумайте и составьте свой бюджет или бюджет своей семьи.

Составьте праздничное меню, исходя из суммы в 1000 рублей.

 

Как вы думаете, какие существуют способы, чтобы создать сбалансированный бюджет?

 

Примерный ответ:

Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы

Родители и старший сын - трудовые ресурсы

Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные

Зарплата родителей и сына -

Проценты - доход от сбережений в банке

Рента за земельный участок - финансовые ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

Самостоятельная работа с раздаточным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая

индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: - умение формулировать свои мысли;

- умение ставить цели и планировать;

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

выдвижение гипотез; их обоснование

7. Рефлексия.

 

1 мин.

Задание : Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне хотелось…

 

Самостоятельная работа

Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль. Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль.

7. Домашнее задание. Выставление оценок.

1 мин

Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Человек в экономических отношениях»

Запись домашнего задания

Работа с дневником

 

 

Источники:

 

Учебник: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2017.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.