"Мастерская букв"

0
0
Материал опубликован 26 January в группе







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


Мастерская букв


Направленность программы: социально-гуманитарная (социокультурная адаптация детей)

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 8-10 лет (1 класс (второй год обучения))

Срок реализации программы: 8 месяцев





Автор-составитель программы:

Воронова Светлана Викторовна

учитель










Содержание

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи программы

1.3 Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы

1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями

1.5 Способы и формы работы с учащимися

1.6 Предполагаемые результаты


2. Содержательный раздел

2.1 Содержание работы

2.2 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

2.3 Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы





























Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

Актуальность

ФГОС ставит задачи – обеспечить каждому ребенку равные возможности для успешного обучения и развития. Обучение детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями ведется по адаптированным общеобразовательным программам. Для успешного овладения этими программами, учащимся необходимо овладеть базовыми знаниями и умениями. Среди которых следует выделить освоение младшими школьниками с нарушением интеллекта элементов грамоты. Для достижения этой цели была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская букв».

Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении с окружающим. Важное место занимает развитие познавательных процессов. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: воспитание звуковой культуры речи и подготовке детей к письму и чтению.

Обучение по Программе рассчитано на 8 месяцев, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена на основе разработок:

- Т. А. Куликовская «Мастерская букв»;

- Е.В. Колесникова «От звука к букве»;

- Т. Е. Ковригина «Занимательное обучение чтению».


1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Формирование навыков чтения и письма у детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями, как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие

Развитие фонематического слуха.

Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.

Формирование умения пересказывать с опорой на наглядность, используя простые предложения.

Расширение словарного запаса.

Обучение чтению.

Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.

Развивающие

Развитие слухового восприятия.

Развитие графических навыков.

Развитие мелкой моторики.



Воспитательные

Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

Воспитание нравственных качеств.


1.3 Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого учащегося;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям учащихся;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи материала.


1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями

Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная, которая имеет ряд особенностей у детей с проблемами интеллектуального развития.

Школьникам с нарушением интеллекта достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке.

Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объемом. Школьник с нарушением интеллекта на уроке может изображать внимательного ученика, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя. Для того чтобы бороться с этим явлением(псевдовниманием), учителю во время объяснения следует задавать вопросы, выявляющие, следят ли школьники за ходом его мысли, или предлагать повторять только что сказанное.

Восприятие у детей с нарушением интеллекта также характеризуется рядом особенностей. Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того чтобы узнать предмет, явление, школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Эту особенность важно учитывать в учебном процессе: речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать ее, необходимо больше времени давать на рассматривание предметов, картин, иллюстраций.

У школьников с нарушением интеллекта снижен объем восприятия, т. е. одновременное восприятие группы предметов. Узость восприятия затрудняет овладение учениками чтением, вычислениями с многозначными числами и т.д.

Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве.

Большие трудности представляет для них восприятие картин. Они, как правило, не видят связей между персонажами, не понимают причинно-следственных связей, не понимают эмоциональных состояний изображенных персонажей, не видят сюжета, не понимают изображения движения.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. К началу школьного обучения они имеют скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы.

Нарушение способности мыслительных процессов – анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения. Мышление детей с нарушением интеллекта характеризуется косностью, тугоподвижностью.


1.5 Способы и формы работы с учащимися

Программа ориентирована на детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями. Срок реализации программы – 8 месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включают в себя теоретическую часть, работа с наглядным материалом, игровые, развивающие упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки и музыкально-ритмические паузы. Занятия являются интегрированными: обучение чтению, развитие графических навыков, развитие речи.

Формы занятий:

- Дидактические игры

- Фонематические упражнения

- Рисование

- Графические упражнения

- Упражнения для развития мелкой моторики

В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками. Прививается интерес к учебной деятельности.


1.6 Предполагаемые результаты

Результат возможных достижений освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская букв»:

- владение понятиями «звук», «буква», «слово»;

- знание названия букв;

- различение гласных, согласных твердых и мягких;

- умение читать слоги и слова;

- умение производить звуковой анализ и синтез.



Содержательный раздел

Содержание работы


Лексическая работа

Название предметов, признаков, действий.

Обогащение словарного запаса по тематическим группам.


Развитие грамматического строя речи

Знакомство с предлогами, употребление их в речи.

Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласование существительных с прилагательными.

Развитие связной устной речи

Обучение ответам на вопросы, диалогической речи.

Обучение составлению предложений.

Обучение составлению рассказа по сюжетной картине, серии картинок, по опорным словам.

Развитие простых форм звукового анализа

Звуки:

понятие «звук», артикуляция, его условное обозначение, акустические характеристики.

Слоги:

понятие «слог», звуковой анализ слогов и слов.

Слова:

составление слова из звуков, слогов.

Буквы:

знакомство с буквами, дифференциация понятий «звук» и «буква», согласные и гласные буквы, соотнесение букв и звуков.



Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы


Триместр

Тема (раздел)

Основные задачи

1 триместр

Звуки и буквы (развитие речи, обучение грамоте, обучение чтению)

Обогащение речи детей за счет расширения представлений об окружающем мире.

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического анализа.

Формирование графомоторных навыков и умений.

2 триместр

Звуки и буквы (развитие речи, обучение грамоте, обучение чтению)

Обогащение речи детей за счет расширения представлений об окружающем мире.

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического анализа.

Формирование графомоторных навыков и умений.

3 триместр

Звуки и буквы (развитие речи, обучение грамоте, обучение чтению)

Обогащение речи детей за счет расширения представлений об окружающем мире.

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического анализа.

Формирование графомоторных навыков и умений.



Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы


1

Буква А. Выкладывание из палочек. Штриховка.

2

Буква У. Выкладывание из палочек. Раскрашивание карандашами.

3

Буква М. Выкладывание из палочек. Лепка из пластилина.

4

Буква О. Выкладывание из веревочки. Складывание из разрезных частей.

5

Буква Х. Выкладывание из палочек. Раскрашивание акварелью.

6

Буква С. Выкладывание из веревочки. Обрывная аппликация.

7

Буква Н. Выкладывание из палочек. Размазывание пластилином.

8

Буква Ы. Выкладывание из фасоли. Рисунок пальчиками.

9

Буква Л. Выкладывание из палочек. Аппликация из геометрических фигур.

10

Буква В. Выкладывание из бусин. Штриховка.

11

Буква И. Выкладывание из палочек. Обрывная аппликация.

12

Буква Ш. Выкладывание из палочек. Аппликация из геометрических фигур.

13

Буква П. Выкладывание из палочек. Раскрашивание карандашами.

14

Буква Т. Выкладывание из палочек. Лепка из пластилина.

15

Буква К. Выкладывание из палочек. Складывание из разрезных частей.

16

Буква З. Выкладывание из фасоли. Размазывание пластилином

17

Буква Р. Выкладывание из бусин. Обрывная аппликация.

18

Буква Й. Выкладывание из палочек. Раскрашивание акварелью.

19

Буква Ж. Выкладывание из мозаики. Штриховка.

20

Буква Б. Выкладывание из фасоли. Рисунок пальчиками.

21

Буква Д. Выкладывание из палочек. Лепка из пластилина.

22

Буква Г. Выкладывание из палочек. Раскрашивание акварелью.

23

Буква Ь. Выкладывание из бусин. Складывание из разрезных частей.

24

Буква Е. Выкладывание из палочек. Раскрашивание карандашами.

25

Буква Я. Выкладывание из фасоли. Рисунок пальчиками.

26

Буква Ю. Выкладывание из бусин. Обрывная аппликация.

27

Буква Ё. Выкладывание из мозаики. Штриховка.

28

Буква Ч. Выкладывание из веревочки. Обрывная аппликация.

29

Буква Ф. Выкладывание из бусин. Раскрашивание акварелью.

30

Буква Ц. Выкладывание из палочек. Лепка из пластилина.

31

Буква Э. Выкладывание из фасоли. Размазывание пластилином

32

Буква Щ. Выкладывание из палочек. Аппликация из геометрических фигур.


3. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в классном помещении, оснащенном необходимыми дидактическими играми и пособиями, методической литературой, ИКТ, наборы букв, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, Буквари.



3.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности

1. Т. Е. Ковригина «Занимательное обучение чтению». Учитель, 2017

2. Т. А. Куликовская «Мастерская букв». Альбом упражнений для знакомства с буквами русского алфавита. Гном-пресс, 2019

3. Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать», Акцидент, 2008

4. Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя/сост. В.В.Волина. Просвещение, 2020

5. Козырева Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. Издательство Школа, 2020



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.