Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Мастерская букв
Направленность программы: социально-гуманитарная (социокультурная адаптация детей)
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8-10 лет (1 класс (второй год обучения))
Срок реализации программы: 8 месяцев
Автор-составитель программы:
Воронова Светлана Викторовна
учитель
Содержание
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями
1.5 Способы и формы работы с учащимися
1.6 Предполагаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.2 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
2.3 Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы
Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Актуальность
ФГОС ставит задачи – обеспечить каждому ребенку равные возможности для успешного обучения и развития. Обучение детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями ведется по адаптированным общеобразовательным программам. Для успешного овладения этими программами, учащимся необходимо овладеть базовыми знаниями и умениями. Среди которых следует выделить освоение младшими школьниками с нарушением интеллекта элементов грамоты. Для достижения этой цели была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская букв».
Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении с окружающим. Важное место занимает развитие познавательных процессов. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: воспитание звуковой культуры речи и подготовке детей к письму и чтению.
Обучение по Программе рассчитано на 8 месяцев, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена на основе разработок:
- Т. А. Куликовская «Мастерская букв»;
- Е.В. Колесникова «От звука к букве»;
- Т. Е. Ковригина «Занимательное обучение чтению».
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
Формирование навыков чтения и письма у детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями, как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие
Развитие фонематического слуха.
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
Формирование умения пересказывать с опорой на наглядность, используя простые предложения.
Расширение словарного запаса.
Обучение чтению.
Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
Развивающие
Развитие слухового восприятия.
Развитие графических навыков.
Развитие мелкой моторики.
Воспитательные
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
Воспитание нравственных качеств.
1.3 Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого учащегося;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям учащихся;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи материала.
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями
Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная, которая имеет ряд особенностей у детей с проблемами интеллектуального развития.
Школьникам с нарушением интеллекта достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке.
Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объемом. Школьник с нарушением интеллекта на уроке может изображать внимательного ученика, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя. Для того чтобы бороться с этим явлением(псевдовниманием), учителю во время объяснения следует задавать вопросы, выявляющие, следят ли школьники за ходом его мысли, или предлагать повторять только что сказанное.
Восприятие у детей с нарушением интеллекта также характеризуется рядом особенностей. Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того чтобы узнать предмет, явление, школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Эту особенность важно учитывать в учебном процессе: речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать ее, необходимо больше времени давать на рассматривание предметов, картин, иллюстраций.
У школьников с нарушением интеллекта снижен объем восприятия, т. е. одновременное восприятие группы предметов. Узость восприятия затрудняет овладение учениками чтением, вычислениями с многозначными числами и т.д.
Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве.
Большие трудности представляет для них восприятие картин. Они, как правило, не видят связей между персонажами, не понимают причинно-следственных связей, не понимают эмоциональных состояний изображенных персонажей, не видят сюжета, не понимают изображения движения.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. К началу школьного обучения они имеют скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы.
Нарушение способности мыслительных процессов – анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения. Мышление детей с нарушением интеллекта характеризуется косностью, тугоподвижностью.
1.5 Способы и формы работы с учащимися
Программа ориентирована на детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями. Срок реализации программы – 8 месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включают в себя теоретическую часть, работа с наглядным материалом, игровые, развивающие упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки и музыкально-ритмические паузы. Занятия являются интегрированными: обучение чтению, развитие графических навыков, развитие речи.
Формы занятий:
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Рисование
- Графические упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками. Прививается интерес к учебной деятельности.
1.6 Предполагаемые результаты
Результат возможных достижений освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская букв»:
- владение понятиями «звук», «буква», «слово»;
- знание названия букв;
- различение гласных, согласных твердых и мягких;
- умение читать слоги и слова;
- умение производить звуковой анализ и синтез.
Содержательный раздел
Содержание работы
Лексическая работа | Название предметов, признаков, действий. Обогащение словарного запаса по тематическим группам. |
Развитие грамматического строя речи | Знакомство с предлогами, употребление их в речи. Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласование существительных с прилагательными. |
Развитие связной устной речи | Обучение ответам на вопросы, диалогической речи. Обучение составлению предложений. Обучение составлению рассказа по сюжетной картине, серии картинок, по опорным словам. |
Развитие простых форм звукового анализа | Звуки: понятие «звук», артикуляция, его условное обозначение, акустические характеристики. Слоги: понятие «слог», звуковой анализ слогов и слов. Слова: составление слова из звуков, слогов. Буквы: знакомство с буквами, дифференциация понятий «звук» и «буква», согласные и гласные буквы, соотнесение букв и звуков. |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Триместр | Тема (раздел) | Основные задачи |
1 триместр | Звуки и буквы (развитие речи, обучение грамоте, обучение чтению) | Обогащение речи детей за счет расширения представлений об окружающем мире. Развитие фонематического слуха. Развитие фонематического анализа. Формирование графомоторных навыков и умений. |
2 триместр | Звуки и буквы (развитие речи, обучение грамоте, обучение чтению) | Обогащение речи детей за счет расширения представлений об окружающем мире. Развитие фонематического слуха. Развитие фонематического анализа. Формирование графомоторных навыков и умений. |
3 триместр | Звуки и буквы (развитие речи, обучение грамоте, обучение чтению) | Обогащение речи детей за счет расширения представлений об окружающем мире. Развитие фонематического слуха. Развитие фонематического анализа. Формирование графомоторных навыков и умений. |
Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы
1 | Буква А. Выкладывание из палочек. Штриховка. |
2 | Буква У. Выкладывание из палочек. Раскрашивание карандашами. |
3 | Буква М. Выкладывание из палочек. Лепка из пластилина. |
4 | Буква О. Выкладывание из веревочки. Складывание из разрезных частей. |
5 | Буква Х. Выкладывание из палочек. Раскрашивание акварелью. |
6 | Буква С. Выкладывание из веревочки. Обрывная аппликация. |
7 | Буква Н. Выкладывание из палочек. Размазывание пластилином. |
8 | Буква Ы. Выкладывание из фасоли. Рисунок пальчиками. |
9 | Буква Л. Выкладывание из палочек. Аппликация из геометрических фигур. |
10 | Буква В. Выкладывание из бусин. Штриховка. |
11 | Буква И. Выкладывание из палочек. Обрывная аппликация. |
12 | Буква Ш. Выкладывание из палочек. Аппликация из геометрических фигур. |
13 | Буква П. Выкладывание из палочек. Раскрашивание карандашами. |
14 | Буква Т. Выкладывание из палочек. Лепка из пластилина. |
15 | Буква К. Выкладывание из палочек. Складывание из разрезных частей. |
16 | Буква З. Выкладывание из фасоли. Размазывание пластилином |
17 | Буква Р. Выкладывание из бусин. Обрывная аппликация. |
18 | Буква Й. Выкладывание из палочек. Раскрашивание акварелью. |
19 | Буква Ж. Выкладывание из мозаики. Штриховка. |
20 | Буква Б. Выкладывание из фасоли. Рисунок пальчиками. |
21 | Буква Д. Выкладывание из палочек. Лепка из пластилина. |
22 | Буква Г. Выкладывание из палочек. Раскрашивание акварелью. |
23 | Буква Ь. Выкладывание из бусин. Складывание из разрезных частей. |
24 | Буква Е. Выкладывание из палочек. Раскрашивание карандашами. |
25 | Буква Я. Выкладывание из фасоли. Рисунок пальчиками. |
26 | Буква Ю. Выкладывание из бусин. Обрывная аппликация. |
27 | Буква Ё. Выкладывание из мозаики. Штриховка. |
28 | Буква Ч. Выкладывание из веревочки. Обрывная аппликация. |
29 | Буква Ф. Выкладывание из бусин. Раскрашивание акварелью. |
30 | Буква Ц. Выкладывание из палочек. Лепка из пластилина. |
31 | Буква Э. Выкладывание из фасоли. Размазывание пластилином |
32 | Буква Щ. Выкладывание из палочек. Аппликация из геометрических фигур. |
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в классном помещении, оснащенном необходимыми дидактическими играми и пособиями, методической литературой, ИКТ, наборы букв, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, Буквари.
3.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности
1. Т. Е. Ковригина «Занимательное обучение чтению». Учитель, 2017
2. Т. А. Куликовская «Мастерская букв». Альбом упражнений для знакомства с буквами русского алфавита. Гном-пресс, 2019
3. Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать», Акцидент, 2008
4. Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя/сост. В.В.Волина. Просвещение, 2020
5. Козырева Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. Издательство Школа, 2020