"Мастерская изящных искусств"
КГОБУ Коррекционная (общеобразовательная) школа-интернат VI вида
ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«МАСТЕРСКАЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ»
Учитель высшей
квалификационной категории
Коваленко А.В.
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной целью современного начального образования является создание творческого потенциала для развития личности ребёнка. Частью такого потенциала является профессионально-трудовое обучение.
Программа “Мастерская изящных искусств” имеет художественно-эстетическую направленность.
Настоящая программа по кружковой работе, составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения. Программа является целостным интегрированным курсом учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В основе концепции программы лежат духовное становление личности ребёнка, практическое освоение культурного и художественного наследия, воспитание любви к родной земле. Общение детей с произведениями народного искусства и их участие в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Вид образовательной деятельности: оригами, декупаж, декорирование, работа с тканью, пэчворк.
Реализация программы предполагает годичное обучение или долгосрочное обучение школьников.
Возраст обучаемых школьников с 5-го по 9-й класс. Программа рассчитана на 80 часов в год, занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю. В группах могут обучаться школьник разного возраста.
Цель программы
Развитие склонностей, способностей, творческой направленности и ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественны ремёсел и включение их в сферу ДПИ, дизайнобразования.
Задачи программы:
Знакомство с новыми видами декоративно-прикладного творчества и сохранение русского наследия в творчестве ребят и мастерстве
Формирование готовности ребёнка к самостоятельному выполнению работ и продолжению обучения и овладения другими видами декоративно-прикладного творчества
Овладение приёмами и навыками практической работы в конкретном виде декоративно-прикладного творчества
Воспитание интереса к новым видам декоративно-прикладного творчества и эстетического вкуса у детей.
Программа направлена на:
Психосенсомоторное развитие ребёнка через моделирование предметной среды и познание отдельных законов внешнего мира и его объектов
Активизацию и развитие центров памяти и речи
Формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов
Формирование у детей духовной культуры, через изучение исторических традиций и народной культуры
Реализацию личностного потенциала.
Предполагаемые и ожидаемые результаты:
Уровень знаний и понятий о:
вышивке, плетении, декорировании, пэчворке
видах и свойствах волокон и ниток, материалов, тканей, бисера, стекляруса
цвете и дизайне
новых материалах для декорирования
правилах работы: с циркулем, линейкой, шилом, иглой и ниткой и другими материалами
работе разными техниками вышивки, плетения
приемах работы в технике «декупаж»
флористическом материале и его использовании
Уровень навыков и умений:
Работа с циркулем и линейкой
соотношение амплитуды движения по размеру геометрических фигур
начертание геометрических фигур
Работа с шилом
соотношение силы нажима с качеством бумаги
равномерное распределение отверстий по геометрической фигуре
Работа с разными материалами
нитки металлические, проволока, леска
нитки х/б, лавсан, мулине, шерстенные
рамки, картон, бумага
ткани, канва
бисер, стеклярус
акриловые краски и лаки
Работа с иглой и ниткой
вдеть нитку в ушко иглы
выполнить узелок
выполнить закрепку
Работа в технике
декупаж
флористика
квилинг, оригами
пэчворк
Итогом работы мастерской является участие в различных выставках, конкурсах любого уровня проведения и отчетная демонстрация, выставка работ. В течение учебного года по мере накопления работ рекомендуется проводить тематические мини – выставки. Такие мини – выставки являются анализаторами и развивают у детей творческое мышление и художественный вкус, так как они анализируют работы с точки зрения декоративности и технологической особенности. В своих заключительных инструктажах необходимо отмечать достоинства, а затем допущенные недостатки школьником при выполнении работы, давать оценку их умениям и навыкам, полученным в результате изучения курса.
В приложении 1 представлены образцы изделий, приложении 2 – технологии изготовления поделок
Формы и методы проведения занятий.
В основе занятий положены принципы дизайна:
1 принцип:
композиционная целостность изделия – ФОРМА.
Один из аргументов необходимости дизайнобразования в школе – восстановить у детей природное чувство красоты, творчества, соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части к целому.
2 принцип:
Выявление всех возможностей материала, из которого сделано изделие – материаловедение.
3 принцип:
Учёт декоративных, психологических, физиологических возможностей цвета при разработке изделия – цветоведение.
4 принцип:
Развитие меры и уместности украшений на предмет – декор.
Тип занятий эмоционально-художественный с формирующими приёмами и навыками практической работы с демонстрацией и поэтапной обработкой конкретных практических действий.
Характер занятий репродуктивный с элементами творчества.
При объяснении материала используются методы – словесные, наглядные, практические. Для активизации творческой деятельности рекомендуется вводить декоративные паузы, посвятив их другим видам деятельности. Это позволяет дать возможность сопоставить и проанализировать старинное и современное видение – орнамента, техники.
При проведении первичного инструктажа делать нужно акцент на правильное применение и приёмам работы с инструментами и приспособлениями. На каждом занятии уделять внимание технике безопасности при выполнении работ, а также проводить фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность технических приёмов. Обязательное проведение индивидуального инструктажа, необходимого для предупреждения ошибок у отдельных учащихся и, чтобы не происходило формирования ошибочных навыков.
В процессе обучения используются инструкционные карточки, приложения и образцы, которые содержат требуемые технические сведения о предстоящей работе. При объяснении плетения, вышивки элемента используется изображение элемента или целого объекта в графическом изображении или фотографии. Все наглядные пособия, дидактический материал, раздаточный формируется в процессе изучения тем.
Каждую работу школьник старается читать как схему выполнения работы в определённой последовательности:
определение геометрической формы
анализ работы: найти направление работы, переходы от одного объекта к другому и последовательность их выполнения
суметь увидеть будущий рисунок в схеме
подобрать индивидуальную схему вышивки, плетения
подобрать индивидуальную цветовую гамму.
Применяю метод творческого варьирования типовых композиций, который активно влияет на профессиональный рост учащихся. Декоративная пауза используется для быстрого переключения деятельности и разнообразия обучения.
Для формирования трудовых навыков и умений подобраны соответствующие упражнения с постепенным переходом от лёгких к более сложным упражнениям. Предыдущие упражнения являются подготовкой к выполнению последующих упражнений и в свою очередь, закрепляя и совершенствуя предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.
В занятия включены здоровье оберегающие технологии, т. е. упражнения для расслабления глаз, спины и рук.
Для обрабатывания техники работ предусмотрены многократные упражнения: посадка при выполнении вышивки, положение рук, движения, последовательность выполнения схем, физпаузы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| Украшение интерьера | |
1 | Панно (декупаж) | 1 |
2 | Панно на стенку из ненужной коробки | 1 |
3 | Волшебный горшочек | 2 |
4 | Декорированный кувшин манкой | 2 |
5 | Мятая ваза из пластиковой бутылки | 2 |
6 | Декоративная настенная тарелка | 2 |
7 | Декорированная тарелка | 2 |
8 | Декорирование банки для крупы (декупаж) | 2 |
9 | Прихватка «Лимон» | 1 |
10 | Прихватки «Вишенки» | 1 |
11 | Прихватка «Клубничка» | 1 |
12 | Прихватка «Арбузик» | 1 |
13 | Кухонный комплект: передник, прихватка и варежка | 3 |
14 | Подставка для горячего «Овощи» | 2 |
15 | Сервировочная салфетка | 2 |
16 | Чайник для украшения кухни | 2 |
17 | Кружечка для ложечки и чая | 2 |
18 | Прихватка «Бабочка» | 2 |
19 | Шкатулка для пуговиц | 2 |
20 | Серебряная ваза | 2 |
21 | Декор шкатулки в газетной технике | 2 |
22 | Декор пластиковой коробочки | 2 |
| Подарки своими руками | |
23 | Сердечная подушка | 2 |
24 | Игольница на руку «Божья коровка» | 1 |
25 | Елочка-йо-йо | 2 |
26 | Снежинка из бисера | 1 |
27 | Поп-ап валентинка | 1 |
28 | Сердечки - валентинки | 1 |
29 | Открытка с сердечком | 1 |
30 | Мышонок-валентинка | 1 |
31 | Шляпка-игольница | 1 |
32 | Игольница с перышками | 1 |
33 | Корзиночка с розочками | 2 |
| Украшения для женщин | |
34 | Украшение из атласных ленточек | 1 |
35 | Браслет из лент | 2 |
36 | Браслет «Косичка» | 2 |
37 | Колье из косых беек | 1 |
38 | Бусы с бантиками | 1 |
39 | Бусы из тесьмы | 1 |
40 | Лоскутные бусы | 2 |
41 | Кулон «Спираль» | 1 |
42 | Кулон из крупы | 2 |
43 | Разноцветные бусы (гофрированная бумага) | 1 |
| Подарки от души | |
44 | Подставка для яиц | 1 |
45 | Роспись пасхальных яиц салфеточной техникой | 1 |
46 | Панно «Розовый букет» | 2 |
47 | Лоскутная рамка для фото | 2 |
48 | Рамка для фото (декупаж) | 1 |
49 | Лоток для ватных шариков | 2 |
50 | Шкатулка | 2 |
51 | Стакан для расчесок, щеток и пилочек | 2 |
| | |
| Всего часов | 80 |
Приложение 1
Панно (декупаж)

Кувшин, декорированный манкой
Мятая ваза из пластиковой
бутылки
Декоративная настенная тарелка

Декорированная тарелка

декорированная банка для крупы
Прихватка «Лимон»
Прихватки «Вишенки»
Прихватка «Клубничка»

Кухонный комплект: передник, прихватка и варежка
Сервировочная салфетка

Чайник для украшения кухни
и кружечка для ложечки и чая
Прихватка «Бабочка»
Шкатулка для пуговиц

Серебряная ваза
Декор пластиковой коробочки

Игольница на руку «Божья коровка»


Елочка –йо-йо

Поп-ап валентинка, открытка с сердечком,
мышонок-валентинка

игольница «Шляпка»
Игольница с перышками
Корзинка с розочками


Украшения из атласных ленточек
Браслет из лент
Колье из косых беек

Бусы из тесьмы

Лоскутные бусы
Бусы с бантиками

Кулоны из крупы

Разноцветные бусы (гофрированная бумага)
подставка для яиц

Роспись пасхальных яиц салфеточной техникой



Сердечки – валентинки

Панно «Розовый букет»

Лоскутная рамка для фото

Рамка для фото (декупаж)

Лоток для ватный шариков

Шкатулка с розами

Стакан для расчесок, щеток и пилочек
Приложение 2