Дополнительна программа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Мастерская ремёсел»
Департамент образования Администрации городского округа Самара МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3 «МЛАДОСТЬ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Мастерская ремёсел» художественной направленности (базовый уровень) Возраст обучающихся: 7-15 лет Срок реализации программы: 3 года
разработчик:
педагог дополнительного образования
Егорова А.С.
г. Самара
2021г.
Аннотация: программа разработана с учетом современных требований к программам. Программа базового уровня «Мастерская ремёсел» рассчитана на детей 7-15 лет, срок ее реализации 3 года- 392 часов. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Образовательная программа «Мастерская ремёсел» носит художественную направленность базового уровня. В рамках этой программы обучающиеся приобщаются к активной социальной, досуговой, познавательной, творческой и другим видам деятельности. Её реализация позволяет создать условия для творческого развития личности ребенка, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность народной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.
Пояснительная записка 3
Введение 5
Учебный план 12
Первый год обучения 12
Второй год обучения 12
Третий год обучения 13
Учебно-тематический план 14
Первый год обучения 14
Содержание первого года обучения 18
Второй год обучения 24
Содержание второго года обучения 24
Третий год обучения 33
Содержание третьего года обучения 37
Условия реализации программы 42
Список использованной литературы 51
Пояснительная записка
При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская ремёсел» основными нормативными документами являются следующие:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.05.2015г. №729-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. №262-од «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 г. №МО-16-09-01/826-ТУ).
Устав учреждения
Декоративно-прикладные искусства всех народов различны, но их связывают одни истоки - древняя культура предков. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали о происхождении народных промыслов, об истории их развития. Занятия декоративно - прикладным творчеством обогащают внутренний мир детей, позволяют с пользой провести свободное время. Преобразующая деятельность прикладного искусства весьма широка, ибо охватывает разнообразные предметы быта и материала. Изучение различных видов декоративно - прикладного искусства способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через народное творчество.
Введение
Актуальность
Художественные промыслы и древние ремёсла в программе «Мастерская ремёсел» рассматриваются как часть материальной и духовной культуры народа. Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на растущего ребёнка многопланово; оно выступает как школа воспитания патриотизма, чувства прекрасного, уважительного отношения к традиционной культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности и доступности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ним удовольствие и эмоциональный заряд. Программа предоставляет возможность ребёнку освоить различные художественные материалы и овладеть основами традиционных народных ремёсел. Сохранившиеся с давних времён ремёсла: изготовление глиняных игрушек, бумажных вырезанок, вышивки, росписи по дереву, гончарное дело и сегодня, в век цифровых технологий, привлекают детей.
Гуманизм и жизнеутверждающая сила народного искусства, чистота его образов и сюжетов, поэтический язык орнамента, уникальность технических приёмов, доступность восприятия во многом сопутствуют формированию мировоззрения детей, их созидательному отношению к окружающему миру.
Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный, чудесный мир декоративно - прикладного творчества, проявить и реализовать свои творческие способности.
Направленность программы
Программа «Мастерская ремёсел» имеет художественную направленность.
Новизна программы
В данной программе представлены несколько видов ремёсел. Это даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Дети работают только с натуральным материалом в направлении декоративно-прикладного творчества. Наши предки оставили нам не только уникальные традиции, но и ремёсла и опыт, накопленный тысячелетиями. Мы должны не только сохранять это духовное наследие, а изучать и использовать для собственного блага, блага наших детей и будущих поколений. Занятия развивают у детей художественный вкус, формирует и воспитывает у них любовь и к народному творчеству, и к каждому ремеслу в отдельности, любовь к природе, животному миру.
Отличительные особенности программы
Программа комбинированная, включает в себя разные виды ремесел. Отдельные блоки программы могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе, их можно варьировать. Программа знакомит обучающихся с традиционной русской культурой. Изучаются отдельные виды народного творчества, например, «Традиционные народные куклы», «Плетение из лозы» и т.д. На основе предметов быта рассматривается русский традиционный орнамент, его символика. При изучении современных направлений декоративно-прикладного творчества обращается особое внимание на исторические и культурные корни данного вида творчества. В программу включена творческая работа, как особая форма организации учебно-воспитательного процесса. Это способствует развитию целого комплекса качества творческой личности: умственной активности, инициативности, быстрой обучаемости, смекалки, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной работы.
Педагогическая целесообразность
Занятия по программе «Мастерская ремёсел» приобщают обучающихся к народным художественным традициям. Постепенность овладения традиционными ремёслами предполагает облегчённые варианты в начале, с последующим усложнением задания для поддержания интереса и желания использовать полученный опыт. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у детей здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда.
Программа предполагает работу с одаренными детьми. Одаренные дети – это дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки) в том или ином виде творчества. Целью работы с такими детьми является обеспечение благоприятных условий для совершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей, развития и реализации их потенциальных возможностей. Для достижения этой цели будет разработана система выявления и развития потенциальных возможностей одаренных детей, составлен индивидуальный учебный маршрут, оказана консультативная помощь родителям, организован мероприятия (конкурсы, фестивали, индивидуальные выставки работ), где одаренные дети смогли бы проявить свои способности.
Программа предусматривает работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этого созданы благоприятные условия для развития личности на основе применения арт-терапии. Педагог должен стремиться создать ситуацию успеха для каждого ребенка, применяя принцип индивидуально - дифференцированного обучения. Вовлечение и тесное сотрудничество педагога и родителей в работу с ребёнком.
Проявление педагогического такта проявляется в постоянном поощрении успехов, своевременной и тактичной помощи каждому ребёнку, развитии в нём веры в собственные силы и возможности.
Цель программы - развитие творческого потенциала детей средствами декоративно-прикладного искусства на основе традиционных художественных ремёсел.
Задачи программы:
Обучающие:
Обучать навыкам и умениям обращения с художественными материалами для вовлечения в художественно-творческую деятельность;
Обучать основам традиционных художественных ремёсел;
Формировать интерес к художественным традициям народных ремёсел;
Развивающие:
Содействовать развитию художественного вкуса;
Формировать умение планировать, регулировать свою деятельность;
Развивать коммуникативные навыки:
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, потребность в сохранении народных художественных традиций;
Содействовать в воспитании аккуратности, целеустремлённости, ответственности;
Воспитывать в детях чуткого, внимательного и бережного отношения к людям, произведениям мировой и национальной культуры, развитие способности сопереживать.
Адресат программы:
Программа разработана для детей 7 – 15 лет, проявляющих интерес к народному художественному творчеству. Обучаться по программе могут все желающие дети младшего и среднего школьного возрастов. Группы формируются с учётом возраста детей и школьного расписания. Количество детей в группе: 8 -15 человек.
Формы обучения:
Очная, очно-заочная форма обучения. При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 3 года обучения. Режим занятий: 2 академических часа два раза в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут, перерыв составляет 10 минут. Общее количество часов по программе:
Первый год обучения – 32 недели (128 часов);
Второй год обучения – 33 недели (132 часа);
Третий год обучения – 33 недели (132 часа);
Итого: 392 часа.
Планируемые результаты:
Личностные:
Воспитание чувства патриотизма;
Сформированная потребность в сохранении художественных народных традиций;
Воспитание аккуратности, целеустремлённости, ответственности.
Предметные:
Возникновение интереса к художественным традициям народных ремёсел;
Сформированные навыки работы с материалами: глина, солёное тесто, бумага и др.
Освоенные приёмы изготовления народной глиняной игрушки, гончарных изделий, пекарской скульптуры, росписи по дереву, вышивки.
Метапредметные:
Умение планировать и регулировать свою деятельность;
Умение выстраивать коммуникацию;
Сформированный художественный вкус.
Формы аттестации:
Собеседование;
Опрос;
Наблюдение;
Самостоятельная работа;
Итоговая творческая работа;
Участие в конкурсах и выставках.
Оценочные материалы:
Отслеживание успешности овладения обучающимися программы «Мастерская ремёсел» осуществляется следующими методами диагностики:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, опроса, участия в конкурсах, выставках, фестивалях ДПИ.
Процесс обучения отслеживается входным, текущим, в том числе промежуточным и итоговым контролем. Входной контроль предполагает получение информации об уровне знаний, умений, навыков обучающегося в изучаемом предмете. Текущий контроль - организация проверки качества обучения по общеразвивающей программе в течение года. Текущая проверка проводится по окончании прохождения темы, промежуточный контроль осуществляется в конце учебного года, не являющегося завершающим в прохождении программы. Итоговый контроль проводится по завершению освоения программы с целью получения информации о степени ее освоения обучающимися и достижения ими планируемых результатов.
Оценка знаний, умений и навыков осуществляется по трём уровням:
Высокий уровень (B):
знания по темам и разделам программы усвоены полностью;
работа выполняется самостоятельно без помощи педагога;
высокая сложность работы;
удачное цветовое решение;
изделие выполнено аккуратно, с соблюдением технологической последовательности;
творческий подход к выполнению работы;
Средний уровень (C):
знания по темам и разделам программы усвоены не в полном объёме;
работает самостоятельно с незначительно поддержкой педагога;
работа достаточно сложная;
изделие содержит незначительные технологические дефекты;
работа по образцу с элементами творчества.
Низкий уровень (H):
знания по темам и разделам программы не усвоены;
работа выполнена с поддержкой педагога;
изделие очень простое;
изделие имеет грубые технологические дефекты, неаккуратно оформлено;
работа по образцу.
Учебный план
Первый год обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |||
Теория | Практика | Аттестация | Всего | ||
1 | Плетение из трав | 8 | 21 | 1 | 30 |
2 | Валяние из шерсти | 8 | 19 | 1 | 28 |
3 | Изготовление традиционных народных кукол | 8 | 19 | 1 | 28 |
4 | Лепка | 8 | 21 | 1 | 30 |
5 | Пленэр | 1 | 10 | 1 | 12 |
| Итого: | 33 | 88 | 7 | 128 |
Второй год обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |||
Теория | Практика | Аттестация | Всего | ||
1 | Ручное ткачество | 8 | 21 | 1 | 30 |
2 | Валяние из шерсти | 8 | 19 | 1 | 28 |
3 | Плетение из лозы | 8 | 23 | 1 | 32 |
4 | Изготовление традиционных народных кукол | 8 | 21 | 1 | 30 |
5 | Пленэр (рисуем историческую часть города) | 1 | 10 | 1 | 12 |
| Итого: | 33 | 92 | 7 | 132 |
Третий год обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |||
Теория | Практика | Аттестация | Всего | ||
1 | Ручное ткачество | 8 | 21 | 1 | 30 |
2 | Валяние из шерсти | 8 | 19 | 1 | 42 |
3 | Плетение из лозы | 8 | 23 | 1 | 18 |
4 | Изготовление традиционных народных кукол | 8 | 21 | 1 | 30 |
5 | Пленэр (рисуем историческую часть города) | 1 | 10 | 1 | 12 |
| Итого: | 33 | 92 | 7 | 132 |
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Дата проведения | Количество часов | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Плетение из трав | ||||||
1 | Вводное занятие, знакомство. Цели и задачи обучению ремеслу. Техника безопасности | 1 неделя | 2 | 2 | - | - |
2 | Основы подготовки злаков к работе. Сушка. Инструменты | 1 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
3 | Обучение плетению из трав. Плетение первоосновы. | 2 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
4 | Подставка под горячее. Обучение методам плетения из трав. | 3 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
5 | Подставка под горячее. Плетение по спирали. | 4 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
6 | Плетение традиционного народного снопа «Дидух» | 5 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
7 | Плетение традиционного народного снопа «Дидух» | 6 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
8 | Плетение кашпо | 7 неделя | 4 | - | 4 | - |
9 | Плетение кашпо. Итоговая работа | 8 неделя | 2 | - | 4 | Выставка |
Валяние из шерсти | ||||||
10 | История войлоковаляния. Виды и свойства шерсти. Инструменты и оборудование | 8 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
11 | Приемы работы с непряденой шерстью. Чесание. | 9 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
12 | Плоское панно «Времена года» | 10 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
13 | Плоское панно «Времена года» | 11 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
14 | Сумка на шаблоне. Изготовление шаблона. Выкладывание основы | 12 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
15 | Сумка на шаблоне. Изготовление ручки. Уваливание изделия | 13 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
16 | Сумка на шаблоне. Увалка. Сушка. Декорирование | 14 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
17 | Ангел из непряденой шерсти | 15 неделя | 2 | 1 | 1 | Выставка просмотр |
| ||||||
18 | История происхождения текстильных кукол. Знакомство с традиционным народным костюмом | 15 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
19 | Текстильная кукла на основе скрутки | 16 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
20 | Кукла- колокольчик | 17 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
21 | Кукла-пеленашка | 18 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
22 | Кукла восьмиручка, помощница по хозяйству | 19 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
23 | Кукла Птица-счастье | 20 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
24 | Кукла Птица- счастье | 21 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
25 | Кукла Масленица домашняя. | 22 неделя | 2 | 1 | 1 | Выставка |
| ||||||
26 | Инструменты и материалы. Физические и химические свойства глины. История керамики. | 22 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
27 | Волшебная птица. Пластический способ, лепки из цельного куска глины. Способ вытягивания. | 23 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
28 | Фрукты. Лепка из цельного куска глины. | 24 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
29 | Дымковская игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины: козлики, уточка, петушок | 25 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
30 | Роспись дымковской игрушки. Изучение геометрического орнамента | 26 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
31 | Домик-светильник. Конструктивный способ лепки. | 27 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
32 | Рыба- кит | 28 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
33 | Флористический барельеф. Лепка на основе пласта глины. Отливка из гипса Роспись флористического панно. Итоговая работа | 29 неделя | 4 | 1 | 3 | Выставка |
| ||||||
34 | Зарисовки трав и растений | 30 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
35 | Зарисовки листьев и веток различных пород деревьев и кустарников. | 31 неделя | 4 | - | 4 | - |
36 | Зарисовки и этюды цветущих растений в среде | 32 неделя | 2 | - | 2 | - |
37 | Итоговое занятие. | 32 неделя | 2 | - | 2 | Итоговая работа |
| Итого: | | 128 | 33 | 95 | |
Содержание первого года обучения.
Плетение из трав:
1. Вводное занятие, знакомство. Цели и задачи обучению ремеслу. Т.Б.(техника безопасности).
Знакомство с учебным планом первого года обучения. Просмотр видео презентации на тему «Народные ремёсла». Инструктаж по технике безопасности.
2. Основы подготовки колосьев к работе. Сушка. Инструменты.
Основы подготовки злаков к работе. Подготовка трав методом запаривания горячей водой, техника безопасности работы с инструментами и с горячей водой. Сортировка.
3. Обучение плетению из трав. Плетение первоосновы.
Плетение первоосновы круглое из рогоза и ситника. Сортировка трав перед плетением по толщине, по длине, раскладка стеблей. Обучение методу плетения по схеме.
4. Подставка под горячее. Обучение методам плетения из трав.
Отработка метода плетения из рогоза по схеме. Круговое плетение. Учим способ последовательности в плетении, отрабатываем методы для запоминания системы плетения в действии.
5. Подставка под горячее. Плетение по спирали.
Плетение из трав по спирали подставки под горячее. Завершение плетения. Окантовка.
6. 7. Плетение традиционного народного снопа «Дидух».
Знакомство с традицией и история. Сбор и выравнивание маленьких снопов
Связка основы, головы снопа, детали. Оплетка нижней части, выравнивание. Декорирование лентой
8. Плетение кашпо.
Вымачивание и сушка трав. Плетение донышка по спирали.
9. Плетение кашпо. Итоговая работа.
Плетение стенок. Завершение работы.
Валяние из шерсти
10. История войлоковаляния. Виды и свойства шерсти. Инструменты и оборудование.
Знакомство с историей валяния и с планом работы по этой теме. Ставим цель в обучении этому ремеслу и задачи. Техника безопасности работы с инструментами.
11. Приемы работы с непряденой шерстью. Чесание.
Чески. Изучаем порядок всех действий, их очерёдность и последовательность. Подготовка непряденой шерсти к валянию. Виды волокон. Сортировка материала.
12.13. Панно «Времена года».
Панно из 100% натуральной непряденой шерсти. Раскладка волокон для основы. Выкладывание фона с использованием цветной окрашенной шерсти. Техника «Шерстяная акварель». Выкладывание рисунка. Детали. Элементы переднего плана. Смачивание панно, мокрое валяние. Поглаживание для сцепления волокон, увалка с помощью мыла, горячей воды, пупырчатой пленки или ковриков для валяния. Промывание панно в проточной воде. Окончательная увалка. Сушка. Изготовление подвеса. Оформление работы.
14.15.16. Сумка на шаблоне.
Изготовление шаблона для сумки из туристического коврика. Техника и способ выкладывания основы. Чередование направления волокон. Выкладывание шерсти на углах и укрепление мест сгиба. Декорирование последнего слоя цветной непряденой шерстью. Нанесение рисунка. Изготовление шнура для ручки. Крепление шнура к сумке. Техника мокрого валяния. Увалка с помощью мыла, горячей воды, пупырчатой пленки или ковриков для валяния. Промывание сумки в проточной воде. Снятие сумки с шаблона. Окончательная увалка. Сушка. Декорирование.
17. Ангел из непряденой шерсти.
Создание ангела сухим способом. Декорирование серебристой нитью. Выставка –просмотр работ.
Изготовление традиционных народных кукол.
18. История происхождения текстильных кукол. Знакомство с традиционным народным костюмом.
Знакомство с историей традиционных народных кукол. Демонстрация образцов, иллюстраций.
19. Текстильная кукла на основе скрутки.
«Девочка». Изготовление скрутки из полотнища. Формируем голову, туловище. Выкраиваем из ткани платок, рубашку, юбку, нижнюю юбку). Знакомство- рассказ с традиционным народным костюмом. Одеваем куклу. Изготовление плетеного пояса.
20. Кукла- колокольчик.
Рассказ о происхождении куколки. Выкраиваем из ткани детали. Формируем головку. Собираем куколку. Декорируем.
21. Кукла-пеленашка.
Беседа о традициях материнства и детства на Руси. Знакомство с куклой «Пеленашка». Демонстрация иллюстраций, картин и готовых работ. Особенности выбора ткани для куклы «Пеленашка». Последовательность изготовления куклы с использованием приемов закручивание и наматывание.
22. Кукла восьмиручка, помощница по хозяйству.
Выкройка отдельных элементов. Изготовление скрутки, формирование ручек. Изготовление юбок, фартука. Сбор куклы.
23. 24. Кукла Птица-счастье.
Рассказ о истории происхождения и значении куклы. Песенки – заклички, народные приметы месяца. Демонстрация готовых кукол. Последовательность выполнения куклы «Птичка». Выкраивание деталей. Скрутка, формирование головы, туловища. Изготовление рук из лоскута ткани. Изготовление рубахи, сарафана, фартука, платка. Изготовление птиц и сороки из ткани. Сборка куклы.
25. Кукла Масленица.
Беседа о народном празднике «Масленица», традиции праздника. Демонстрации готовых кукол, иллюстраций. Шутки, потешки. Использование природного материала - ветки деревьев. Последовательность выполнения куклы. Формирование головы, рук. Выкройка одежды. Сборка куклы. Декорирование атласными лентами, поясом, сушками, блинами из ткани. Выставка работ.
Лепка
26. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства глины. История керамики.
Познакомить с историей керамики. Инструменты и материалы. Рассмотреть физические и химические свойства глины. Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала.
27. Волшебная птица.
Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.
Пластический способ лепки из цельного куска глины. Способ вытягивания
28. Фрукты.
Лепка из цельного куска глины
29. Дымковская игрушка.
История Дымковской игрушки. Сюжетность. Отличительные особенности. Конструктивный способ лепки. Лепка и роспись по образцам дымковской игрушки. Козлик, петушок, и другие простые игрушки.
Практическая часть. Лепка дымковской игрушки:
Соединение деталей из глины.
Вытягивание деталей.
Пустотелые детали.
30. Роспись дымковской игрушки.
Изучение геометрического орнамента дымковской игрушки, круги, овалы, клетки полоски, линии точки. Оформление геометрическим узором дымковской игрушки. Орнамент и композиция. Особенности росписи керамической игрушки. Изобразительные средства и правильное их выполнение кистью. Виды орнаментов (растительный, геометрический, зооморфный и т.д.). Особенности геометрического орнамента дымковской игрушки. Виды композиционного решения: симметрия, асимметрия, равновесие, композиционный центр, динамичность и статичность композиции.
Создание коллективной композиции. Составление орнамента. Подбор цветовой гаммы для росписи композиции. Роспись деталей композиции. Оформление композиции.
31. Домик-светильник.
Лепка из пласта полимерной глины. Раскатывание. Использование раскатанного пласта пластилина для дальнейшего моделирования изделия Создание фактуры методом отпечатка. Вырезание элементов композиции, прорезание окон, соединение деталей. Сушка. Роспись.
32. Рыба-кит.
Лепка сказочного персонажа конструктивным способом с использованием приёма прищипывания и разглаживания для передачи особенностей поверхности. Закрепление изученных приемов и способов лепки. Особенности формы. Роспись
33. Флористический барельеф.
Знакомство с понятиями рельеф, барельеф, контррельеф. Лепка на основе пласта глины. Использование флористического материала. Отливка из гипса. Роспись.
Пленэр
34. Зарисовки травянистых и цветущих растений.
Перед началом прохождения практики проводится вводная беседа, на которой педагог знакомит обучающихся с программой по пленэру, правилами безопасного поведения, необходимыми инструментами и материалами. Во время практической работы преподаватель даѐт теоретические установки, показывает работы. Бумага, карандаш, акварель.
35. Зарисовки листьев и веток различных пород деревьев и кустарников.
Работа мягкими материалами (уголь, сангина, сепия) на тонированной бумаге.
36.Зарисовки и этюды цветущих растений в среде.
Небольшие этюды акварелью. ФА3- А4. Рисунок карандашом, тушью, гелевой ручкой. Материал по выбору учащихся.
37. Итоговое занятие. Зарисовки деревьев различных пород
Подведение итогов за год. Поощрение воспитанников.
Учебно-тематический план. 2 год обучения.
№ п/п | Наименование раздела и темы | Дата проведения | Количество часов | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Плетение из трав | ||||||
1 | Вводное занятие.Т.Б.(техника безопасности). История ткачества. | 1 неделя | 2 | 2 | - | - |
2 | Ткачество. Гобелен-миниатюра. Ткацкий станок из подручных материалов. Заправка нити для основы. | 1 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
3 | Ткачество. Гобелен-миниатюра. Плетение рядов косичкой. Подбор нитей по цвету. | 2неделя | 4 | 1 | 3 | - |
4 | Ткачество. Гобелен – миниатюра. Введение новых нитей в гобелен. | 3 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
5 | Ткачество. Гобелен-миниатюра. Создание фактурных нитей вручную | 4неделя | 4 | 1 | 3 | - |
6 | Ткачество. Гобелен – миниатюра. Снятие со станка, закрепление нитей основы. Создание кистей. Закрепление гобелена на подвес. | 5 неделя | 4 | - | 4 | - |
7 | Ткачество. Кукла- гобелен. Натяжка нитей основы. | 6 неделя | 4 | - | 4 | - |
8 | Кукла- гобелен. Ткачество орнамента. Итоговая работа | 7 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
9 | Кукла- гобелен. Завершение работы | 8 неделя | 2 | - | 2 | Выставка |
Художественное валяние из шерсти | ||||||
10 | История развития художественного валяния. | 8 неделя | 2 | 2 | - | - |
11 | «Фруктовое ассорти» Методы и приемы смешанной техники валяния. Выполнение элементов, деталей в смешанной технике валяния. | 9 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
12 | «Фруктовое ассорти» Виды и приемы декорирования. Сборка, декорирование и украшение изделия. | 10 неделя | 4 | - | 4 | - |
13 | Новогодние игрушки. Яблоко. Объемные изделия. Техника и приёмы изготовления объёмного изделия. | 11 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
14 | Новогодняя игрушка «Гриб» Методы и приёмы смешанной техники валяния. | 12 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
15 | Новогодняя игрушка «Домик» Плоские и рельефные мотивы в изделии. Фильцевание. | 13 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
16 | Новогодняя игрушка «Гномик» Выполнение элементов, деталей изделия в смешанной технике валяния. | 14 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
17 | Выставка работ «Новогодняя карусель». | 15 неделя | 2 | - | 2 | Выставка |
Плетение из лозы | ||||||
18 | История лозоплетения. Виды и сорта ивы. Техника безопасности. | 15 неделя | 2 | 2 | - | - |
19 | Инструменты и приспособления. Подготовка материала к работе. Основные термины. | 16 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
20 | Плетение изделий на плетеном дне. Устройство крестовины. | 17 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
21 | Плетение изделий на круглом плетеном дне. Плетение декоративной розетки. | 18 неделя | 4 | - | 4 | - |
22 | Плетение кашпо для цветочного горшка. Устройство каркаса. | 19 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
23 | Плетение кашпо для цветочного горшка. Виды ажурных загибок. | 20 неделя | 4 | - | 4 | - |
24 | Плетение ажурных загибок на тренажере. | 21 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
25 | Окантовка и крепление. | 22 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
26 | Завершение работы над плетением кашпо. Выставка изделий. | 23 неделя | 2 | - | 2 | Выставка |
Изготовление традиционных народных кукол | ||||||
27 | Кубышка – травница. | 23 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
28 | Кукла- крупеничка. | 24 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
29 | Богач. | 25 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
30 | Кукла Северная берегиня, веппская кукла. | 26 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
31 | Кукла на выхвалку. Выкраивание деталей одежды. | 27 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
32 | Кукла на выхвалку. Сбор куклы. | 28 неделя | 4 | - | 4 | - |
33 | Солнечный конь из лыка. | 29 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
34 | Птица-счастье из шпагата. | 30 неделя | 2 | - | 2 | Выставка |
Пленэр. Рисуем историческую часть города. | ||||||
35 | Наброски и зарисовки элементов архитектуры старого города. Мягкие материалы. Уголь, сангина, сепия. | 30 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
36 | Наброски и зарисовки элементов архитектуры старого города. Скетчинг. Маркеры, карандаш, бумага. | 31 неделя | 4 | - | 4 | - |
37 | Наброски и зарисовки элементов архитектуры старого города. Окна, ставни, резные наличники. | 32 неделя | 4 | - | 4 | - |
38 | Старинная резьба. | 33 неделя | 2 | - | 2 | - |
39 | Итоговая работа. | 33 неделя | 2 | - | 2 | Итоговая работа |
| Итого: | 33 | 132 | 28 | 104 | |
Содержание первого года обучения.
Ручное ткачество.
Вводное занятие. Т.Б. (техника безопасности). История ткачества.
Ткачество. Гобелен-миниатюра. Ткацкий станок из подручных материалов. Заправка нити для основы.
Ткацкий станок из подручных материалов. Заправка нити для основы.
Ткачество. Гобелен-миниатюра. Плетение рядов косичкой. Подбор нитей по цвету.
Плетение рядов косичкой. Подбор нитей по цвету. Цветовая гамма нитей. Начало гобелена.
Ткачество. Гобелен-миниатюра. Введение новых нитей в гобелен.
Введение новых нитей в работу.
Ткачество. Гобелен-миниатюра. Создание фактурных нитей вручную.
Фактурность. Создание фактурных нитей вручную. Выделение рисунка. Создание цельного полотна.
Ткачество. Гобелен – миниатюра. Снятие со станка, закрепление нитей основы. Создание кистей. Закрепление гобелена на подвес.
Выравнивание краев фона в гобелене. Завершение гобелена. Работа над фоном. Снятие со станка. Создание кистей. Закрепление гобелена на подвес.
Ткачество. Кукла- гобелен. Натяжка нитей основы.
Рассказ об авторском гобелене. Создание эскиза. Натяжка основы, подбор цветовой гаммы, протягивание нитей.
Кукла-гобелен. Ткачество орнамента. Итоговая работа.
Ткачество орнамента. Итоговая работа.
Кукла- гобелен. Завершение работы.
Завершение работы. Организация выставки. Подведение итогов. Разбор ошибок. Замечание, советы.
Художественное валяние из шерсти
10. История развития художественного валяния.
Рассказ, демонстрация иллюстраций и готовых изделий. Техника безопасности.
11.12. «Фруктовое ассорти».
Техника и приемы изготовления плоских изделий. Методы и приемы смешанной техники валяния. Изготовление прихваток для горячего в виде среза различных фруктов. Выполнение элементов, деталей в смешанной технике валяния. Виды и приемы декорирования. Сборка, декорирование и украшение изделия.
13. Новогодние игрушки «Яблоко».
Рассказ об истории появления елочных игрушек. Объемные изделия. Техника и приёмы изготовления объёмного изделия. Валяем яблоко из натуральной шерсти, декорируем цветной шерстью, изготавливаем лист и подвес.
14. Новогодняя игрушка «Гриб».
Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов грибов. Методы и приёмы смешанной техники валяния. Декорирование. Изготовление подвеса
15. Новогодняя игрушка «Домик».
Рассматриваем иллюстрации домиков – образов, ледяная и лубяная избушка. Создаем образ зимнего домика. Используем плоские и рельефные мотивы в изделии. Работа в технике «Фильцевание»
16. Новогодняя игрушка «Гномик».
Выполнение элементов, деталей изделия в смешанной технике валяния.
17. Выставка работ «Новогодняя карусель».
Организация работы выставки валяных изделий. Обсуждение. Подведение итогов. Разбор ошибок. Замечание, советы.
Плетение из лозы.
18. Знакомство с историей зарождения и развития плетения из лозы.
Демонстрация лучших работ обучающихся предыдущих лет.
Организация рабочего места. Ознакомление с программой и режимом занятий в группах. Правила безопасности труда.
19. Инструменты и приспособления. Подготовка материала к работе. Основные термины.
Знакомство обучающихся с набором необходимых инструментов: корзиночный нож, нож- горбач, садовый нож, резцы, набор шильев и т.д. Краткая характеристика инструментов их назначение. Приемы заточки и подготовки инструментов к работе. Знакомство учащихся с технологией подготовки материала к работе: распарка в кипящей воде в течение часа (в т.ч. и в домашних условиях); сортировка, снятие коры, просушка, замачивание перед плетением. Знакомство с основными терминами: плетение, листик, лента, колунки; каркас, крестовина, стояки или стойки; боковая стенка-борт, простой способ плетения; рядовое плетение, квадратное плетение; ажурное плетение, плетение веревочками; крестовина, палочки, бордюр; загибки, косички, исходный стояк, клинья; оплетка или обивка, наращивание или приставка; сердцевина прута, окоренной косой срез; отделка изделий, болванка.
20.21 Плетение изделий на плетеном дне.
Демонстрация изделий, изготовленных на плетеных доньях. Устройство крестовины и технология её изготовления. Последовательность плетения круглого донышка из 12 и 16 палочек. Плетение декоративной розетки: техника плетения круглого донышка на различных крестовинах.
22,23,24. Плетение кашпо для цветочного горшка.
Устройство каркаса. Последовательность выполнения работы по плетению кашпо. Плетение настенного кашпо с простой ажурной загибкой: виды ажурных загибок. Плетение ажурных загибок на тренажере. Плетение кашпо с простой ажурной загибкой.
25. Окантовка и крепление.
Техника раскалывания прута на несколько частей. Изготовление лент для отделки и скрепления плетеных изделий. Оплетка или обивка изделия
26. Завершение работы над плетением кашпо. Выставка изделий.
Изготовление традиционных народных кукол.
27. Кубышка – травница.
Беседа о куклах оберегах здоровья, лечебных травах. Знакомство с куклой «Кубышка Травница». Народные приметы. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Использование лечебных трав для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов: наматывание, приматывание; применение наметочного шва. Анализ образца куклы. Практическая работа по изготовлению куклы «Кубышка Травница». Подведение итогов работы.
28. Кукла-крупеничка.
Беседа на тему кукла «Крупеничка». Рассказ о красном угле в русской избе. Демонстрация иллюстраций и готовых образцов. Использование крупы для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы посредством строчного шва и приемов наматывание и приматывание. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Крупеничка». Анализ готовых работ.
29. Богач.
Рассказ об истории происхождения куклы. Образ зажиточного мужика. Создание готового изделия.
30. Кукла Северная берегиня.
Рассказ о народах Прикамья. Знакомство с куклой народов Прикамья. Демонстрация готовой работы, картин. Особенности изготовления кукол из полос ткани. Техника безопасности при работе с ножницами.
Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы народов Прикамья.
31.32. Кукла «На выхвалку».
Беседа о кукле «На выхвалку» и мастерстве русских рукодельниц. Демонстрация готовой куклы, фотографий. Особенности изготовления куклы «На выхвалку». Последовательность изготовления с помощью приемов наматывание, приматывание, а также ручных швов. Практическая работа по изготовлению куклы «На выхвалку». Пошив народного костюма. Анализ готовых работ. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.
33. Солнечный конь из лыка.
Почитание коня в крестьянском труде. Рассказ о кукле «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде. Загадки по теме, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций. Особенности изготовления куклы. Использование природного материала – лыко. Технология изготовления с помощью приемов: наматывание, обережный крест. Практическая работа по изготовлению куклы «Конь из лыка». Представление работ.
34. Птица - счастье из шпагата.
Легенда о птице счастья. Демонстрация готовых изделий. Особенности изготовления птицы из шпагата. Практическая работа.
35. Наброски и зарисовки элементов архитектуры старого города. Двери. Крыльцо.
Изучение истории и архитектуры родного города. Работа мягкими материалами (уголь, сангина, соус, сепия) на тонированной бумаге.
36. Наброски и зарисовки элементов архитектуры старого города Окна, ставни, резные наличники.
Изучение истории и архитектуры родного города. Скетчинг. Бумага, маркеры, карандаш.
37. Старинная резьба. Итоговая работа.
Эскиз орнамента резного наличника на основе пленэрных зарисовок.
Учебно-тематический план. Третий год обучения.
№ п/п | Наименование раздела и темы | Дата проведения | Количество часов | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Ручное ткачество | ||||||
1 | Вводное занятие. | 1 неделя | 2 | 2 | - | - |
2 | Создание эскиза композиции. | 1 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
3 | Настенное панно. Заправка ткацкого станка. Натяжение основы. Подбор пряжи по цвету. | 2 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
4 | Настенное панно. Практическая работа | 3 неделя | 4 | - | 4 | - |
5 | Настенное панно. Использование новых техник (летящая нить, вертикальная цепочка,крапотраж простой). | 4 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
6 | Настенное панно. Выполнение изделия в технике ткачества с различными техниками. | 5 неделя | 4 | - | 4 | - |
7 | Настенное панно Снятие изделия с рамы, придание изделию законченного вида, оформление работы к выставке. | 6 неделя | 4 | - | 4 | - |
8 | Мини-кулон в технике ручного ткачества. Выставка. | 7 неделя | 4 | - | 4 | Выставка |
Валяние из шерсти | ||||||
9 | Материаловедение. Т.б. | 8 неделя | 4 | 2 | 2 | - |
10 | Основы Цветоведения и законами композиции. | 9 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
11 | Цветные рукавички. Изготовление. варежек из шерсти методами сухого и мокрого валяния. | 10 неделя | 4 | - | 4 | - |
12 | Цветные рукавички. | 11 неделя | 4 | - | 4 | - |
13 | Шерстяная акварель. «Подснежники» «Дыхание весны». | 12 неделя | 4 | - | 4 | - |
14 | Валенки –шептуны. Валяние на шаблоне. | 13 неделя | 4 | - | 4 | - |
15 | Шерстяные черевички. Заготовка и подготовка шерсти к работе. | 14 неделя | 4 | - | 4 | - |
16 | Шерстяные черевички. Создание шаблона. Раскладка шерсти. | 15 неделя | 4 | - | 4 | - |
17 | Шерстяные черевички. | 16 неделя | 4 | - | 4 | - |
18 | Шерстяные черевички. | 17 неделя | 4 | - | 4 | - |
19 | Нуно-валяние. Изготовление изделий в технике нуно-валяние. Проведение выставки. | 18 неделя | 4 | - | 4 | Выставка |
Плетение из лозы | ||||||
20 | Плетение свободных форм. Подготовка материала к работе. | 19 неделя | 4 | 2 | 2 | - |
21 | Пасхальное яйцо. | 20 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
22 | Интерьерный шар. | 21неделя | 4 | - | 4 | - |
23 | Пасхальная корзинка. | 22 неделя | 4 | - | 4 | - |
24 | Пасхальная корзинка. | 23 неделя | 4 | - | 4 | Выставка |
Изготовление традиционных народных кукол | ||||||
25 | Зайчик на пальчик. | 24 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
26 | Екатерина Санница. | 24 неделя | 2 | 1 | 1 | - |
27 | Ведучка. | 25 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
28 | Ведучка. | 26 неделя | 4 | - | 4 | - |
29 | Кукла Материнство. | 27 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
30 | Кукла Материнство. | 28 неделя | 4 | - | 4 | - |
31 | Неразлучники. | 29 неделя | 4 | 1 | 3 | - |
32 | Неразлучники Завершение работы. Подведение итогов. Выставка. | 30 неделя | 4 | - | 4 | - |
Пленэр. Рисуем историческую часть города. | ||||||
33 | Старый дворик. | 31 неделя | 4 | 1 | 3 | |
34 | Наше наследие. | 32 неделя | 4 | - | 4 | Выставка |
35 | Весенняя Самара. | 33 неделя | 2 | - | 2 | |
36 | Выставка работ. Просмотр. | 33 неделя | 2 | - | 2 | Итоговая работа |
| Итого: | | 132 | 16 | 116 | |
Содержание третьего года обучения.
Ручное ткачество.
Вводное занятие.
Исторические сведения о возникновении и развитии промысла. Декоративно - прикладное искусство и его значение в жизни человека. Демонстрация изделий. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии промысла. История развития современных гобеленов Средней Азии, Поволжья, Украины и Белоруссии. Знакомство с планом работы на год.
Создание эскиза композиции.
Построение эскиза в полную величину будущего изделия. Проработка эскиза в цвете и технике. Работа с репродукциями, посещение библиотек, музеев, выставок. При создании эскиза учитываются пожелания учеников, и оказывается всевозможная помощь со стороны педагога. Разнообразить формы гобеленов.
4. Изготовление стенного панно (картины) с использованием новых техник. Заправка ткацкого станка. Натяжение основы. Прокладка нитей. Подбор пряжи по цвету.Практическая работа. Снование нитей на станок, подбор пряжи по цвету, выполнение изделия в технике ткачества с различными техниками.
5. Настенное панно.
Использование новых техник: летящая нить, вертикальная цепочка, крапотраж простой. Выбор техники ткачества. Правильное использование цветовой гаммы. Ткачество по эскизу. Использование нетрадиционного материала (металлическая нить, конский волос, жгуты и т. д.)
Настенное панно.
Выполнение изделия в технике ткачества с различными техниками. Работа над гобеленом индивидуальна, т.е. те или иные задания ребенку могут не даваться в зависимости от возраста и его возможностей (моторики).
Настенное панно.
Снятие гобелена с подрамника. Обработка изнанки. Закрепление основы, обработка изнанки, обшивка боковинок. Отпаривание гобелена, закрепление его на деревянную планку. Оформление бахромой и жгутами.
Мини-кулон в технике ручного ткачества.
Оформление работы к выставке. Подведение итогов по разделу ручное ткачество. Подведение итогов. Замечания, советы, пожелания. Выставка работ.
Валяние из шерсти.
8. Материаловедение. Т.б.
9. Основы цветоведения и законы композиции.
Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Понятие «композиция», знакомство со средствами композиции (формат, открытая и замкнутая композиция, главное и второстепенное в композиции. Плоская и объемная композиция. Орнамент. П р а к т и к а: смешение основных цветов для получения составных цветов; составление цветового круга. Выполнение карандашных эскизов для композиций.
11.12. Цветные рукавички.
Изготовление варежек из шерсти методами сухого и мокрого валяния. Создание шаблона. Особенности изготовление войлока мокрым способом. Укладывание волокон шерсти для мокрого валяния, изготовление художественного войлока. Снятие с шаблона. Выполаскивание. Увалка. Декорирование.
13. Шерстяная акварель. «Подснежники» «Дыхание весны»
Создание картины. Основные приемы и элементы раскладки шерсти. Работа с цветом. Оформление картины в раму под стекло.
14. Валенки –шептуны.
Рассказ об истории игрушки. Создание шаблона по образцу. Мокрое валяние на шаблоне. Снятие с шаблона, увалка. Сушка, декорирование. Изготовление подвеса.
15. Шерстяные черевички.
Рассказ об истории и традиции валяния валенков на Руси. Просмотр презентации. Подготовка непряденой шерсти к работе: стирка шерсти, сушка, расчесывание.
16. Шерстяные черевички.
Создание шаблона для черевичек. Раскладка волокон шерсти. Укрепление носка, пятки, стопы. Применение сухого способа валяния для укрепления формы. Раскладка цветной шерсти для украшения изделия. Фильцевание.
17. Шерстяные черевички.
Валяние черевичек мокрым способом на шаблоне. Снятие с шаблона, увалка на колодке, посадка по ноге, промывание, сушка.
18. Шерстяные черевички.
Декорирование черевичек сухим способом. Фильцевание. Завершение работы.
19. Нуно-валяние.
Изготовление изделий в технике нуно-валяние. Творческая работа валяние шарфика. Использование натурального шелка, волокон шелка и вискозы. Подведение итогов. Проведение выставки.
Плетение из лозы.
20. Плетение свободных форм.
Инструктаж по технике безопасности. Инструменты. Подготовка материала. Выход на природу. Заготовка материала.
21. Плетение пасхального яйца.
Подбор прутьев одинаковых по толщине. Плетение яйца в сводной технике.
22. Плетение интерьерного шара.
Подбор прутьев одинаковых по толщине. Плетение шара в свободной технике. Следим за формой изделия.
23 Пасхальная корзина.
Плетение круглой корзины с ажурной загибкой в 3 прута и косичкой. Демонстрация изделий, изготовленных на плетеных доньях. Устройство крестовины и технология её изготовления. Последовательность плетения круглого донышка из 12 и 16 палочек. Поэтапное плетение изделия. Плетение донышка нужного диаметра. Изготовление каркаса. Плетение стенки способом веревочки. Послойное плетение в один и два прута: отличие данного способа от простого плетения. Демонстрация изделий, изготовленных послойным способом
24. Пасхальная корзина.
Технология поэтапного плетения корзины на основе донышка и прикрепленных к нему стояков. Способ плетения – послойный. Технология изготовления ажурной загибки. Технология плетения и приемы исправления дефектов. Плетение косички и ее стыковка. Обсуждение трудностей, созникающих при работе с лозой. Подведение итогов.
Изготовление традиционных народных кукол
25. Зайчик на пальчик.
Рассказ об истории происхождения куклы, Демонстрация образцов. Подбор ткани, раскрой деталей, изготовление куклы
26. Екатерина санница.
Рассказ об истории происхождения куклы, отличительные черты куклы, ее история и назначение. Демонстрация образцов. Практика: подбор ткани, раскрой деталей, изготовление куклы. Изготовление саночек.
27. Ведучка.
Рассказ о истории происхождения куклы Ведучки, отличительные черты куклы, ее история и назначение. Демонстрация образцов и фотографий. Практика: подбор ткани и тесьмы, раскрой деталей. Создание скрутки из полотнища. Формирование головы. Изготовление основы для маленькой куколки и цельной руки.
28. Ведучка.
Пошив сарафана, рубахи, нижней юбки для ведучки и маленькой куклы-девочки. Изготовление и вышивка фартуков, повойника, платков. Плетение пояса. Сбор композиции Завершение работы. Оформление куклы
29. Кукла Материнство.
Рассказ об истории происхождения куклы Материнство, отличительные черты. Демонстрация образцов, фотографий. Подбор ткани на одежду. Скрутка из полотнища. Изготовление кукол-пеленашек.
30. Материнство.
Формирование туловища. Изготовление и пошив нижней юбки, рубахи, сарафана, платков, фартуков, плетеного пояса. Сбор композиции.
31. Неразлучники.
Отличительные черты свадебных кукол, их история и назначение. Подбор ткани и тесьмы, раскрой деталей, изготовление основы.
32. Неразлучники.
Пошив рубахи, штанов, шапки для жениха, рубахи, сарафана, фартука, головного убора для невесты. Плетение поясов. Сбор композиции. Декорирование. Изготовление подвеса.
Пленэр. Зарисовки архитектурного наследия в исторической части города
33. «Старый дворик».
Зарисовки домов и зданий в замкнутом пространстве. Композиционное и пластическое решение. Бумага, мягкий карандаш, формат А4 – А3.
34. «Наше наследие».
Зарисовки исторически значимых элементов архитектурных комплексов, например, ворота особняка Курлиной, или Арка (ворота) Иверского монастыря. Бумага, карандаш, мягкие материалы.
35. «Весенняя Самара».
Живописный этюд с включением в композицию архитектуры старого города и цветущих деревьев, кустарников. Акварель, бумага.
36. Итоговое занятие.
Выставка - просмотр работ. Обсуждение пройденного материала. Подведение итогов по выставкам, конкурсам и мастер-классам. Вручение грамот и подарков.
Условия реализации программы
Условия необходимые для эффективной реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Мастерская ремёсел»:
Комплексность образовательных задач (воспитательные, обучающие, развивающие);
Соответствие форм и методов работы поставленным целям и содержанию;
Наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности его этапов;
Чёткая организация занятия и мотивация детей на учебную деятельность;
Создание благоприятной психологической атмосферы;
Активная позиция ребёнка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребёнка в учебную деятельность);
Полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами;
Совместная деятельность с родителями.
Методическое обеспечение и материально-техническая база
Для освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская ремёсел» применяется различный методический материал, он по всем разделам программы обеспечивает освоение программы от простого к сложному. При создании комплекта методических материалов педагогом учитывались индивидуальные, возрастные особенности детей, использовался дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Для реализации данной образовательной программы необходимы:
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования «Применение деловых игр в обучении»
Конспект открытого занятия по темам, с технологическими картами и технологическими схемами по основополагающим изучаемым темам.
3. Таблицы: градации прута по размеру, плакаты изделий из лозы, готовые изделия, инструкционные технологические карты
4. Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ
Для реализации программы необходим кабинет с мебелью и подсобными помещениями для хранения рабочего материала и инструментов. Необходимо наличие полок демонстрации поделок и выставочных работ. Для плетения из лозы для каждого учащегося необходимы рабочие места, позволяющие пользоваться прутом длиной 120-160 см, не мешая друг другу и соблюдая технику безопасности. Для получения навыков плетения и изготовления несложных изделий потребуется простой и общедоступный набор инструментов: нож, кусачки, шило, круглогубцы или плоскогубцы, линейка.
Для валяния из шерсти: Материал для изготовления творческих работ: неокрашенная непряденая шерсть (сливер), цветная шерсть, иглы для фильцевания (тонкие, средние, грубые), поролоновая губка толщиной не менее 10 см, емкость для воды, мыло, махровое полотенце, пупырчатый целлофан, сетка. Дополнительные инструменты и материалы: острые ножницы, набор игл, швейные и вышивальные нитки - для соединения деталей и отделки.
Для занятий народной традиционной куклой требуются материалы:
Хлопчатобумажные, льняные ткани.
Хлопчатобумажные и шерстяные нитки.
Тесьма, кружево, сутаж.
Синтепон, вата, крупы.
природные материалы – ветки, полешки, береста, лён;
швейная фурнитура
Для занятий по лепке нужны материалы и инструменты: глина, емкости для размачивания глины, стеки, емкости для воды, клеенки; кладовые для хранения глины и гипса; дидактическое обеспечение:
Разработки презентаций к занятиям «Дымковская игрушка», «Флористический барельеф»;
Раздаточный материал;
Плакаты: «Дымковская народная игрушка. Изделия»;
Образцы работ, сделанные обучающимися;
Схемы лепки из глины, полимерной глины.
Дидактические средства для обучающихся (необходимые материалы) для пленэра:
Карандаши простые разной твердости – 1 комплект
Кисти – набор
Точилка;
Резинка – 2-3 шт.
Тушь черная – 1 флакон (или ручка черная гелевая, черный фломастер);
Перо
Мягкий материал (пастель, сангина – уголь на выбор)
Акварельная бумага формата А3-А1;
Планшет 35×45 см или твердая папка
Стаканчик для воды
Складной стульчик
Методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ, инструктаж, анализ полученных знаний.
Наглядный: показ мультимедийных материалов, показ (выполнение) педагогом, образцы работ.
Репродуктивный: выполнение тематического задания по образцу,
Практический: учебная работа по образцу, творческое задание, разработка проекта, индивидуальная работа.
Форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
Фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
Коллективная – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
Индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий.
Формы проведения занятий:
Беседа. Информирование обучающихся по изучаемой теме.
Рассказ. Сообщение о конкретном тематическом задании
Презентация. Сопровождение занятия с использованием медиаресурсов в качестве теоретического и наглядного материалов.
Практическая работа. Завершающая часть каждого занятия. Обучающиеся применяют на практике полученные знания и создают творческие работы.
Диагностическое занятие. Проводится 2-3 раза в год для текущей и итоговой диагностики степени освоения программы.
Итоговое занятие. Проводится в конце учебного года в формате представления лучших работ обучающихся для выставки. Работы размещаются в выставочных витринах учреждения.
Тест для проверки знаний обучающихся 1 года обучения по плетению из лозы
1) Плетение – это
изготовление изделий из лозы;
заполнение пространства между стойками;
выгибание на шаблоне заготовки и ее последующее оплетение;
сложный технологический процесс, включающий в себя множество различных этапов от заготовки лозы до отделки готовых изделий.
2) Материалы, применяемые в плетении:
куст ивы ;
куст ореха;
куст вербы;
лоза винограда.
3) Укажи изученные виды плетения:
простое;
послойное ;
квадратно-корзиночное;
круглое.
4) Белорусскую корзину начинают с:
дна;
каркаса;
обруча;
тонкого прута.
5) Прут заготавливают там:
в лесу;
под березой;
в речке;
на плантации.
6)Инструменты, применяемые при плетении. Убери лишний.
пила;
молоток;
гвозди;
гвоздодер.
7) Иву разводят:
кустами;
черенками;
почками;
семенами.
8)Иву заготавливают (подчеркни нужное):
осенью,
зимой,
весной,
летом.
9)Сколько метров рабочей площади нужно для безопасной работы ученика:
1*1метр;
2*2метра;
1 стол;
2.5*2.5метра.
10) Безопасный прием работы ножом:
по пруту;
над столом;
от себя ;
аккуратно, потихоньку.
Правильные ответы: 1d; 2a; 3abd; 4c; 5d; 6d; 7b; 8abc; 9bc; 10c.
Тест для проверки знаний обучающихся 2 года обучения.
Простое плетение делается:
2 прутами;
тонкими прутиками,
один за один,
по кругу.
Послойное плетение делается:
тонкими прутиками
один за один,
по кругу,
из всех прутов.
Веревка из 3 прутов плетется:
один за один,
два за один,
два за два,
три за один.
Веревка из 4 прутов плетется:
один за один,
два за один,
два за два,
три за один.
Сколько сантиметров должен быть черенок ивы для посадки:
10см,
20см,
30см,
40см.
К отделочным материалам относятся:
клей ,
фанера,
лак,
гипсокартонный лист.
Круглая корзинка начинается с:
дна,
обруча,
фанеры,
шаблона.
8) Для начала белорусской корзины наиболее подходящий материал.
9) Чем чистят лозу?
10) Самое красивое изделие программы.
Правильные ответы: 1c, 2d, 3b, 4d, 5c, 6ac, 7abcd, 8 - сосновый корень, 9 - щемилкой, 10 - на выбор учащегося.
Формы аттестации
В процессе освоения учебной программ предусмотрена система аттестации обучающихся, которая позволяет определить эффективность обучения по программе:
зачетные занятия по программе за полугодие - самостоятельное выполненное любой работы из пройденного материала.
тестирование в письменной форме (тесты прилагаются) по усвоению учебного материала, пройденного за отчетный период обучения,
итоговые выставки работ;
участие в конкурсном движении и мастер-классах
защита творческой работы.
Список использованной литературы
Для педагога
Концепция развития дополнительного образования детей М., 2014 г
Бескодарев А.А. «Художественное плетение из ивового прута». М, «Лесная промышленность», 2005 г.
Донец Е, Рачков П. «Плетение из лозы и лыка». М, «Ранко-пресс», 2013 г.
Караманский С.А. «Плетение изделия». М, «Экология», 2012 г.
Таболин В.А. «Ажурная лоза». М, «Знание», 1990 г.
Майнард Б. «Плетение: Книга для учащихся». М, «Просвещение», 2011 г.
Дубровский В.М. «32 урока плетения из лозы». М, «Русская книга», 2013 г.
Клейменов С. Ф. Плетение из ивового прута. М, «Народное творчество» 2005 г
«Шерстяные панно своими руками» Анна Пипер издательство НИОЛА-ПРЕСС 2007г.
«Картины из шерсти» Петра Гофман АРТ-РОДНИК 2007г.
«Войлок. Все способы валяния» Ксения Шинковская Москва АСТ-ПРЕСС 2011г.и
«Аппликация из ткани» ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2011г.
«Художественный войлок» Екатерина Хошабова ПИТЕР 2011г.
«Игрушки из войлока» Надежда Мичеева Москва «Робинс» 2011
«Фелтинг валяние из шерсти» Диброва А. А. Ростов-на- Дону «Феникс» 2012 «Игрушки из шерсти» Елена Смирнова Питер 2012
Е.А. Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. – Волгоград, «Учитель», 2010
М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год
В.С. Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
И.Н. Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
О. Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
И. Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000.
Чиварди Д. «Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция». М., Изд-во Эксмо, 2006г.
Волков Н.Н. «Цвет в живописи». М., 1985г. 6. Могилевцев В.А. «Наброски и учебный рисунок»: Учеб. пособие. С-Петербург. Изд-во «Артиндекс», 2007г.
Лясковская О.А. «Пленэр в русской живописи XIX в.». М., 1966г.
Дж. Ревалд «История импрессионизма» (пер. английск). М., 1959г.
Алексеев С.С. «О колорите». М., «Изобразительное искусство»
Финягин В.В. «Изделия своими руками», Москва, ACT. «Астрель», 2001.
Фишер Диана «Расписываем керамику», Москва, ACT. «Астрель», 2006.
Шинкарук М., Киселева Л., Блинова О. “Русские художественные промыслы.” Аванта+, Астрель. 2010.
Литература для обучающихся
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 1991.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия развития, 1997.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Просвещение, 1985.
Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение, 1976.
Донец Е., Рачков П. Плетение из лозы и лыка. М.: РАНКО – пресс, 1994.
Дубровский В.М. 32 урока плетения из лозы. М.: Русская книга и ТОО Ветки=М, 1993.
Котов С.Плетение из лозы и болотных растений. Ижевск: Алфавит, 1995.
Поделки из ниток» Н.В.Величко ИЗДАТЕЛЬСТВО клуб семейного досуга Харьков Белгород 2011г.
«Фетр и войлок» Анна Зайцева Москва РОСМЭН 2008г.
«Валяние» практические и забавные вещи Е.Расина Москва OJIMAМедиа Групп 2010г.
Е. Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».
В. Феррари «Игрушка своими руками»
«Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
Горячева B.C., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластелина», г. Ярославль, Академия развития, 1998.
Данкевич Е., Жакова О. «Пластилиновый мир», С-Пб., «Кристалл», 1998.
Данкевич Е., Жакова О. «Знакомьтесь: глина», С-Пб., «Кристалл», 1998
Литература для родителей
Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. Высшая школа. М., 1972.
Немов Н.С. Психология, 2т., = М, 1997 .
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 1996.
Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. Высшая школа. М., 1989