Математика, 2 класс
(УМК «Школа России», Моро М.И.)
Урок 19
Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Педагогические задачи: развивать вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; продолжать формировать умение записывать условие и вопрос задачи двумя способами: краткой записью и чертежом-схемой; отрабатывать умение преобразовывать величины, чертить отрезки заданной длины.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, как по-разному можно записать условие задачи: в виде краткой записи, схемы, чертежа; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое неравенство, отрезок; умеют: записывать условие задачи разными способами, решать задачи и выражения изученных видов, выявлять закономерности, сравнивать именованные числа, чертить отрезки заданной длины.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют учебную задачу, познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия и термины: сравнить, сложить, вычесть, задача, краткая запись, схема, чертёж, отрезок, миллиметр, сантиметр, дециметр, метр.
организационная структура (сценарий) урока
I. Каллиграфическая минутка.
8 8 8 8 8 8 8 8… 15 15 15 15 15 15…
II. Устный счет.
1. Какое число и какой знак пропущены?
70 * = 74 89 * =
* 7 = 47 * 50 =
2. «Цепочка».
3. Выявите закономерность и продолжите ряд двузначных чисел.
Ответ: 98, 87, 76, 65, 54, 43, 32, 21, 10.
III. Актуализация знаний.
– Наш урок посвящён решению задач и выражений.
– Что такое задача? Каковы её отличительные признаки?
– Что такое числовое выражение? Какими бывают числовые выражения?
– На уроке вы будете работать всем классом, группами, парами и самостоятельно.
– Вы сможете продемонстрировать ваши знания и умения решать различные виды задач и выражений, сравнивать именованные числа, покажете, как вы умеете работать в группе и самостоятельно.
IV. Решение выражений.
– Рассмотрите внимательно запись на доске: задание 4 (с. 29).
– Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить? (Вместо звёздочек вставить знаки: «плюс» (+) или «минус» (–).) Выполните это задание с рассуждением.
Задание 5 (с. 29) может выполняться в парах или группах. Каждой группе (паре) предлагается либо все задание, либо какая-то его часть (например, один столбик); проверка осуществляется фронтально или индивидуально по мере выполнения работы каждой группой.
Решение: 6 + 6 – 1 46 – 6 + 4 60 + 6 – 1
5 + 5 – 1 55 – 5 + 5 50 + 5 – 1
4 + 4 – 1 64 – 4 + 6 40 + 4 – 1
3 + 3 – 1 73 – 3 + 7 30 + 3 – 1
2 + 2 – 1 82 – 2 + 8 20 + 2 – 1
1 + 1 – 1 91 – 1 + 9 10 + 1 – 1
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны – пошире –
Развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
V. Работа над задачами.
– Прочитайте текст задачи 1 (с. 29), соотнесите его с краткой записью и чертежом-схемой.
– Объясните, как составлена краткая запись, как составлена схема.
– Решите задачу, опираясь на краткую запись или схему. (Один учащийся выполняет работу на доске.) Сформулируйте и запишите ответ задачи. Проверьте выполненную вами работу.
– Прочитайте текст задачи 2 (с. 29).
– Что в задаче известно? Каков вопрос задачи? Назовите данные и искомое числа.
– Запишем задачу кратко.
Было – ?
Подарила – 2 з.
Осталось – 5 з.
– Каким действием нужно решать задачу? Почему сложением? Ведь Таня подарила значки. (Потому что находим большее число, то, что было.)
– Рассмотрите чертежи-схемы, приведённые ниже. Какой из них соответствует прочитанной вами задаче? (Данной задаче соответствует первый чертёж-схема.) Почему вы так считаете?
– Составьте задачу по второй схеме. (У Тани было 7 значков. 2 значка она подарила подруге. Сколько значков осталось у Тани?)
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите отрезок длиной 6 см.
– Ниже начертите отрезок, который на 20 мм короче первого.
– Какова длина второго отрезка?
– На сколько сантиметров второй отрезок короче первого?
– На сколько сантиметров первый отрезок длиннее второго?
VII. Самостоятельная работа обучающихся.
Учащимся предлагается либо проверочная работа в тетради (с. 8–11) либо работа по карточкам.
*К-1. 1. Сравните: 1 дм* 9 см 2 см * 20 мм 1 дм 7 см * 17 см 10 см * 1м 2. Найдите значения выражений: 18 – 8 9 + 3 6 + 4 + 5 16 – 6 – 2 14 – 6 10 + 8 3 + 7 + 8 12 – 2 – 4 |
*К-2. 1. Сравните: 10 дм * 1 м 3 дм * 30 см 2 см * 1 см 6 мм 15 см * 1 дм 5 см 2. Найдите значения выражений: 19 – 9 8 + 4 14 – 4 – 7 5 + 5 + 3 15 – 7 10 + 2 18 – 8 – 1 2 + 8 + 9 |
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
– Что вам особенно понравилось?
– Что было трудным? Как вы думаете, почему?