МОУ «Красавская ООШ»
Сборник материалов по основам цветоведения
п. Красава
2017
Автор-составитель: О. А. Яремчук ,учитель начальных классов
Научно-методическое руководство: Ж. В. Вологдина, преподаватель изобразительного искусства. БОУ СПО ВО «Великоустюгский гуманитарно- педагогический колледж»
Рецензент: Дербин Владимир Николаевич, преподаватель технологии БОУ СПО ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»
В данном сборнике содержится теоретический материал по основам цветоведения, листы пособия, которые помогут при проведении уроков изобразительного искусства. Сборник материалов по цветоведению предназначен для учителей, студентов и других педагогических работников.
Содержание
Основы цветоведения………………………………….………..4
Цветовой круг…………………………………………………….…..6
Спектр…………………………………………………………….……..11
Хроматические и ахроматические цвета…….………12
Основные и составные цвета………………………….……13
Основные характеристики цвета………………………...14
Локальный цвет………………………….………………………..16
Смешение цветов……………………………………….………..17
Колорит………………………………………………………………..18
Краски: акварель, гуашь, масло………………………….19
Необходимая наука………………………………………………21
Библиографический список………………………….……..23
Основы цветоведения
Цветоведение – это наука о цвете, а все видимые нами цвета делятся на цветные, или хроматические, и бесцветные, или ахроматические.
К ахроматическим относятся черный, белый и все оттенки серого, полученного в результате их смешения.
К хроматическим относятся все цвета солнечного спектра, основными из которых являются синий, красный и желтый, а прочие цвета называются промежуточными, ибо получаются в результате смешения основных цветов
Хроматические цвета
Теплые цвета Холодные цвета (желтый, оранжевый (зеленый,синий, фиолетовый)
красный)
Таким образом делаем вывод, что основных цветов всего три, а остальные составляются из основных (составные).
Проведем следующий опыт, что бы убедиться в этом.
Нарисуем три одинаковых треугольника так, чтобы угол у каждого из них заходил на предыдущий треугольник
.
Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской и дадим ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку, отожмем ее, возьмем желтую краску и раскрасим второй треугольник. Закрасим его весь желтой краской и посмотрим, что получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Так же дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашиваем третий треугольник, и видим, что на том кусочке, который «залез» на предыдущую фигуру, получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет.
Красный, синий и желтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных.
Цветовой круг
Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло.
Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом.
Цветовой круг может состоять из 12, 24 цветов, и далее его можно расширить за счет введения новых оттенков между каждой соседней парой цветов. Цветовой круг позволяет точнее определить оттенки дополнительных цветов, и их пары.
Специалисты рекомендуют сочетать цвета именно так:
Красный – зеленый, синий, желтый, черный;
Огненно-красный – голубой, желтый, зеленый, белый, черный, серый;
Оранжевый – голубой, синий, фиолетовый, белый, крем, желтый, коричневый, зеленый, черный;
Коричневый – желтый, оранжевый, крем, зеленый, голубой, синий, красный;
Желтый – синий, фиолетовый, пурпур, зеленый, красный, оранжевый;
Зеленый – пурпур, красный, оранжевый, коричневый, желтый, серый, черный;
Голубой – красный, оранжевый, кирпично-красный, пурпур, фиолетовый, синий, белый, черный;
Синий – зеленый, красный, бордовый, желтый, голубой, крем, серый, коричневый;
Фиолетовый – зеленый, коричневый, серый, белый, желтый, оранжевый, голубой, зеленый.
При выборе цветового решения никогда нельзя забывать, что некоторые цветовые сочетания не различаются издалека:
Желтый на черном
Белый на синем
Черный на оранжевом
Оранжевый на черном
Белый на красном
Красный на желтом
Красный на зеленом
Зеленый на белом
Безусловно, цвета воздействуют на человека, в приведенной ниже таблице указано цветовое сочетание и восприятие на него человека.
Цветовое сочетание |
Воздействие на человека, восприятие цвета |
Желтый – оранжево-красный |
Активизирующее, жизнерадостное |
Желтый - пурпурный |
Парадное, торжественное |
Желтый - салатный |
Жизнерадостное, освежающее |
Желтый - зеленый |
успокаивающее |
Желтый - черный |
суровое |
Желтый - белый |
Слабое, вялое |
Красный - фиолетовый |
неспокойное |
Красный - синий |
Динамичное, жизнеутверждающее |
Красный - салатный |
Активизирующее |
Красный - черный |
Угнетающее |
Красный - белый |
Жесткое, приятное, теплое |
Синий - оранжевый |
Возбуждающее |
Синий - фиолетовый |
Отступающее |
Синий - зеленый |
Холодное |
Синий - черный |
Угнетающее |
Синий - белый |
Чистое |
Синий - серый |
Холодное |
Зеленый |
Радостное |
Зеленый - белый |
Прохладное |
Однако восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин. Цветом можно мыслить и конструировать. Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроение, определенное эмоциональное состояние. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают.
Любой цвет в той или иной степени способен оказывать психологическое воздействие на человека. Вычленим общепризнанные цветовые ассоциации, возникающие при восприятии изолированного цвета, а так же их значение:
Весовые: легкие и тяжелые цвета.
Температурные: теплые и холодные.
Фактурные: гладкие, колючие, мягкие.
Акустические: тихие, громкие, глухие, звонкие, и др.
Пространственные: выступающие и отступающие цвета.
А так же эмоциональные ассоциации, вызываемые цветами:
Позитивные: веселые, бодрые, лирические, приятные.
Негативные: грустные, трагические, злые.
Нейтральные: спокойные, безразличные, уравновешенные.
Учитывая психологическое воздействие цветов, можно дать определенную характеристику любому цвету.
Спектр
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра располагаются всегда в такой последовательности.
Крайние цвета спектра – красный и фиолетовый, более похожи один на другой, чем крайние со средними, например, красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Спектральные цвета, их называют чистыми, только малая часть видимых цветов. Все предметы отражают свет. Цвет предмета зависит от того, какие цветовые лучи он отражает, а какие поглощает. Белые предметы отражают почти весь световой поток, а черные предметы почти весь свет поглощают.
Хроматические и ахроматические цвета
Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.
Ахроматические и хроматические цвета получили свое название благодаря греческому языку, в переводе с которого это значит «бесцветные» и «цветные» соответственно. Помимо «цветности» ахроматические и хроматические цвета имеют еще ряд характеристик.
Итак, хроматические цвета характеризуются такими понятиями, как цветовой тон, светлота и насыщенность. Что касается цветового тона, то здесь, надеемся, все понятно – многообразие цветов и их оттенков и называется цветовым тоном. На нашем сайте вы также можете найти подробную информацию о том, что значит карий цвет и другие оттенки глаз. Насыщенность же – это более тонкое понятие, которое определяется степенью отличия того или иного тона от серого цвета, который равен с ним по светлоте. Например, считается, что чем больше отличий имеет цвет от серого, тем более насыщенным он является. Получить малонасыщенный цвет или оттенок очень просто – достаточно разбавить любой цвет серым, белым или черным.
Ахроматические цвета отличаются полным отсутствием цветового тона. Главным различием ахроматических цветов друг от друга является светлота. То есть ахроматические цвета могут быть светло-серыми, средне-серыми, темно-серыми, черными и белыми. Другими словами, началом ахроматического спектра является самый светлый оттенок (белый), а завершается этот ряд самым темным оттенком (черным). Стоит также понимать, что белых и черных ахроматических оттенков существует очень много, все зависит от светлоты того или иного оттенка.
Основные и составные цвета
Цвета, которые невозможно получить при смешении каких-либо красок, называют основными.
Желтый, красный и синий – это основные цвета.
Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными, или производными цветами. Это оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.
Дополнительные цвета
Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.
Основные характеристики цвета
У каждого цвета есть три основных свойства
- цветовой тон насыщенность светлота
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный,
морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т.д.
Светлотный (тоновой) и цветовой контраст
Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.
На черном, серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.
В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, но знание основных контрастов по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов действительности и использовать полученные знания в практической работе.
Локальный цвет
Рассмотрев предметы в комнате – мы видим, что они имеют не только форму, но и цвет. Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.
Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков.
Смешение цветов
Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.
Существует три основных способа смешения цветов.
оптическое пространственное механическое
в науке «Цветоведение» цвет рассматривается как физическое явление.
Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.
Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый и синий.
Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и желтый.
Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.
Колорит
Существенную роль играет в живописи объединение цветов. Обычно объединяются между собой те цвета, которые равны по светлоте и которые близки друг другу по цветовому тону. Когда цвета тонально объединены между собой, то замечается их качественное изменение, проявляющееся в особой их звучности.
Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов живописного произведения, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам без ущерба для целостности произведения.
Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.
Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, торжественным, грустным и т.д.
Колорит
теплый холодный светлый темный
Чувство колорита – очень ценный дар. Часто колорит является основным средством в передаче национальных особенностей природы, быта, людей.
Изображая действительность красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями.
Краски: акварель, гуашь, масло
Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природных элементов (минералов, растений) они изготовлены.
Основа всех красок – пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое-нибудь другое масло.
Клеевые краски – это акварель, гуашь, темпера. В старину изготавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца. Для масляной живописи используют специальные разбавители.
Палитра
Смешивать краски удобнее всего на палитре. Она бывает разной формы и из разных материалов.
Для этой цели можно использовать белые блюдца или пластик или даже чистый лист плотной бумаги.
Очень важно всегда содержать кисти в чистоте и промывать их перед началом работы новой краской.
Названия цветов
Каждый цвет, как в акварели, так и в гуаши имеет свое название.
Акварель – это водяные краски, растертые на легко растворяемых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой. Существуют названия акварели: лимонная, кадмий желтый, охра светлая, кадмий оранжевый, кадмий красный, кармин (алая), фиолетово-красная, ультрамарин, кобальт голубой, голубая ФЦ, пигмент зеленый, изумрудная зелень, марс коричневый, нейтральная черная.
Гуашь, как и акварель – клеевые водорастворимые краски, но отличие их в том, что они кроющие: после высыхания одного слоя краски его легко можно перекрыть другим. Работы, выполненные гуашью, отличаются матовостью и бархатистостью. Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге. Гуашью легко исправить ошибку: положив свежий слой поверх испорченного и все в порядке.
Необходимая наука
Цветоведение – это наука необходимая в первую очередь профессиям, где нужно иметь творческий подход (дизайнер, художник и т.д.) Без этой науки наш мир блистал бы совсем другими красками. Цветоведение – это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристик цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии и цветовой культуре.
Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
Библиографический список
Кузин В.С. Изобразительное искусство 1 – 2 класс: Теплый и холодный цвет в живописи /Под. ред. С.В.Степанова. – М.: Дрофа, 1995.
Ожигов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений /Под. ред. проф. Л.И.Скворцова. – 25-е изд., Испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.
Программы общеобразовательных учереждений. Изобразительное искусство. 1 – 4 кл. /Науч. рук. В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2001.
Сокольникова Н.М. Основы живописи для учащихся 5 – 8 классов: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», - 2003.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Под. ред. А.П. Сашина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Наименование пособия / Сборник материалов по цветоведению / Сост. О.А. Яремчук– п. Красава, 2017.
Редактор: Ж.В.Вологдина
Компьютерная верстка: О.А.Яремчук
__________________________________________________________