Проект-программа «Экспедиция чтения»
Пояснительная записка к презентации
Проект (программа) «Экспедиция-чтения» МБОУ гимназия №33г.Краснодар
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 33
Проект (программа)
«Экспедиция-чтения.»
Программа разработана в рамках Федеральной целевой программа «Русский язык» на 2016-2020 годы.
Г.КРАСНОДАР
Содержание.
Пояснительная записка………………………………….3 стр.
Комплекс мероприятий……………………………….....5 стр.
Состав творческой группы…….…………………...…...7 стр.
Вместо заключения………...........………………………8 стр.
Приложение 1.
Приложение 2.
Пояснительная записка.
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги и чтения.
Задача руководителя детского чтения заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе и литературному чтению. Приобщая ребенка к чтению и создавая культ книги в школе и дома, мы должны всегда помнить слова педагога В. А. Сухомлинского, который верил и с большой убежденностью говорил о воспитательной силе книги: «Книга – это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать и сотой доли того, что надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека».
Чтобы побудить ребенка к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо – показать в знакомом незнакомое, в обычном – необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей. Создать условия успешного формирования читательской деятельности, формирования навыков чтения, приобщения учащихся и их родителей к чтению. В связи с этим в гимназии был разработан проект (далее - Программа) «Экспедиция чтения». Программа реализует идею о том, что важно не столько проведение разовых мероприятий, сколько запуск механизмов по развитию инфраструктуры чтения, которая включает познавательный интерес человека и доступность книги. В формировании интереса школьника можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Именно нестандартные формы работы ставят данную Программу в ряд актуальных проектов.
Цель Программы - создание условий для приобщения гимназистов и их родителей к чтению; формирование читательской компетентности, востребованность чтения как средства сохранения и развития культуры.
Задачи:
1. Разработка методик « Выявление проблематики инфраструктуры чтения», «Результативность мероприятий» при апробации Программы;
2. Выбор наиболее эффективных и прогрессивных образовательных и воспитательных технологий;
3. Создание плана мероприятий Программы;
4. Создание условий для участия одарённых детей в олимпиадах, конкурсах, проектах.
Целевая аудитория: гимназисты 1-11 классов, родительская общественность.
Программа требует поэтапной реализации.
Разрабатывая план мероприятий на учебный год, участники Программы делают акцент не столько на единичные, пусть даже крупные мероприятия, сколько на долгосрочные проекты, способные не только инициировать, но и постоянно поддерживать читательский интерес к литературе. При отборе тематик мероприятий учитывается региональный компонент, юбилейные даты и 75-летие Победы в Великой Отечественной войне).
Мероприятия Программы представлены в трех модулях: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Каждый модуль сопровождается документальными разработками (Положениями, сценариями, текстами научных статей, методическими разработками и т.д.), представлен разными формами работы.
Официальная страница РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2017-2018 учебного года начнет свою работу 19 октября 2018 года на сайте гимназии, блоге библиотекии будет наполняться материалами до конца мая 2019 года. Со временем на ней будут представлены учебные материалы, подробная информация о мероприятиях, рекомендации для читателей, отрывки из художественных произведений, аудио- и видеоматериалы, а также коллекция ссылок на другие предложения организаторов и партнеров подобных проектов.
Комплекс мероприятий:
Вид |
Форма, дата |
Название и описание мероприятия |
|
Краткосрочные мероприятия
|
Литературное слушание.
Учащиеся 1 классов.
|
Такую форму работы мы используем в 1 классе. Традиции литературного слушания имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного чтения и метод «народной педагогики» (Л. Н. Толстой), и различные системы, созданные великими педагогами России в XVII–XVIII в., которые ориентировали школьного учителя на формирование художественного вкуса, эстетическое и умственное развитие. Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель этих занятий – обеспечить введение детей в мир литературы, обогащать читательский опыт и эстетический вкус. У учащихся формируются читательские интересы, появляется потребность обращаться к книге, рассматривать ее, самостоятельно читать. |
|
Игра-инсценирование.
Учащиеся 1-4 классов.
|
Распространенной формой работы по формированию интереса к чтению у младших школьников активно используется игра-инсценирование. Она базируется на содержании конкретного литературного произведения. Распределяются роли, готовятся декорации, костюмы, развивается сюжет игры, отбирается содержание ролевых высказываний. Инсценирование литературного произведения может протекать и в свободной форме, когда содержание творчески меняется, а сюжет и роли сохраняются. |
||
Уроки доброты.
Учащиеся 1-4 классов. |
Выясняем, как на разных языках звучит слово доброта, делаем вывод- что хоть и звучит оно по разному но смысл имеет один для всех. Как и слово дружба. Изготавливаем книгу ручной работы о добрых поступках, добрых словах и выражениях. |
||
Краткий путеводитель по детским литературным местам
Учащиеся 1 -5 классов. |
Что читать детям в Интернете. Ресурсы Интернет в поддержку детского чтения. |
||
Фотовыставка – конкурс
23 апреля (день книги)
Учащиеся 1 – 8 классов |
«Домашняя библиотека». Из положения конкурса. На выставку принимаются фотографии стандартного размера 10Х15 см., помещенные в рамки. В нижнем правом углу работы должна быть помещена следующая информация: название работы, Ф.И автора, класс. Создание дизайнерского проекта фотовыставки привлечение художника-оформителя |
||
Этические беседы Учащиеся 8 класса |
«Создание позитивных дружеских отношений», «Книга - самое великое чудо на свете», «Воспитание чувства любви, внимания к своим близким» и др.. Работа направлена на воспитание этической культуры, формированию нравственных отношений, развитию способностей эмоционально отзываться на переживания других людей. |
||
Поэтический БАТТЛ Учащиеся 5- 9 классов. |
Поэтический баттл предполагает состязание между командами, представляющими стихи поэтов разных национальностей. Организаторы предлагают участникам пять увлекательных раундов, которые затронут поэтическую географию, музыкальные произведения на стихи классиков, чтение известных стихотворений на заданные темы и другие задания, связанные с фактами из жизни и творчества известных поэтов –Расул Гамзатов, Раисы Ахматовой, Коста Хетагуров, Евгения Евтушенко и других. |
||
«Мешочек историй»
В течении года
Учащиеся 1 –4 классов
|
Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами. Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
|
||
Единый час чтения.
Учащиеся 5-9 классов
|
Читаем письма Д.С. Лихачева. «Письмо девятнадцатое КАК ГОВОРИТЬ?»
|
||
Учащиеся 1-4 классов |
По журналам «О добром и прекрасном»
|
||
«Первые собиратели книг на Кубани»
Экскурсия в литературный музей.
Учащиеся 8 классов |
Знакомство с экспозицией посвящённой истории книжного дела и книгопечатания на Кубани. Здесь можно увидеть уникальные рукописные и старопечатные книги .
|
||
Литературный час Учащиеся 1 –4 классов |
Литературные часы посвящаются творчеству писателей, либо конкретной книге. К таким занятиям дети готовятся. Они получают список произведений, которые должны прочитать. Затем литературный час проходит в форме игры – путешествия, викторины, КВНа (КЛУБА ВЕСЕЛЫХ И НАЧИТАННЫХ), обсуждение книги. Такие занятия проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Литературные часы посвящаю знакомству с творчеством детских писателей Кубани. Неизгладимый след в сердцах моих юных читателей остался от знакомства с творчеством Ларисы Степановой, полюбились стихи Виталия Бакалдина «Были у мышки сынишки», книга Виталия Бакалдина «А у нас во дворе» напомнила детям о красоте малой Родины с ее бескрайними полями, снежными вершинами и беспокойными морскими волнами. |
||
Дайджест интернет сайтов, порталов, блогов, посвящённых Определенной тематике. Учащиеся 5–11 классов |
Дайджест (от англ. digest — краткое изложение, резюме; от лат. digerere — разделять). В более широком значении дайджест — это подборка выдержек из различных источников на определенную тематику. К примеру, справочно-информационный портал ЭКОСИСТЕМА посвящен проблемам экологического образования школьников в природе, исследовательской и проектной деятельности в области полевой биологии, географии и экологии, содержит информацию об объектах природы России и мира. Сайт адресован учителям общеобразовательной школы, педагогам дополнительного образования, любителям природы, а также студентам и школьникам, изучающим естественные науки или увлекающимся самостоятельным исследованием растений, животных и дикой природы. |
||
Литературные гостиные.
19 октября (день гимназиста)
Учащиеся 8;9;10;11 классов |
вскийЛитературный бал гимназистов-старшеклассников
Бал гимназистов. Каждый год бал посвящён творчеству одного из писателей русской классической литературы. |
||
Литературный марафон«Открытая книга» Учащиеся 1 – 11 классов |
Встречи с писателями и поэтами края. |
||
Поэтические минутки
Учащиеся 1 –9классов
|
Задача поэтических минуток – сдружить детей со стихотворениями. Помочь сердцем понять мир поэзии. Минуты поэзии посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями, дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности |
||
|
Литературно- музыкальные композиции. |
Они занимают особое место в творческом воспитании и развитии детей. Литературно - музыкальные композиции как бы закрепляют и обобщают многообразные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности: чтение, рассказывание, пение, танцы, игры, инсценировки. |
|
Долгосрочные мероприятия
|
Акция «Говорящая закладка»
Учащиеся 1 –4 классов |
П о цвету закладки определяются самые популярные произведения.
|
|
Социальный подпорет «История моей страны- через историю моей семьи» Учащиеся 4 классов
|
Путем исследовательской работы, семейных рассказов, работой со СМИ участники проекта узнают информацию о своих родственниках, их участии в различных исторических событиях. Знакомясь с историей своей семьи, ребята будут ближе знакомиться с историей родного края, историческими эпохами, фактами связанными с жизнью своей семьи. В результате появятся книги памяти наших учащихся.
|
||
Пишем книгу класса
Учащиеся 8 класса. |
Важно, что этот проект развивает творческие способности моих читателей и предоставляет им возможность работать в команде, слаженно и четко. Ребята пробуют себя не только в роли редактора, художника-оформителя и автора, но и в качестве лидера. |
||
Работа научного общества учащихся
В течение учебного года |
Научно-исследовательские проекты (в рамках научно-исследовательской конференции «Эврика», заочных и очных конкурсов) в номинациях «Журналистика», «Литература»
|
||
Единый час чтения
Учащиеся 1 –8 классов |
П омнить можно только то,
о чем знаешь. Если рассказать детям о войне, им будет, что помнить
|
||
|
Акция «День Рождения читателя» Учащиеся 1 – 4 классов |
В день рождения именинника ожидают поздравления, подарки и маленькие сюрпризы. Читателя-именинника встретят и вручат праздничный контрольный листок, который будет гласить о знаменательном событии. И уже только по этой примете, вся библиотека будет знать, что это «особенный» ЧИТАТЕЛЬ и у него День рождения! |
|
Среднесрочное мероприятие |
Библиотечное граффити.
Ноябрь
Учащиеся 1 – 8 классов
|
Из положения конкурса Юные художники украшают торцы библиотечных стеллажей собственными рисунками. Объединим культурное наследие и современные технологии.
|
|
Конкурс Буктрейлеров «Смотреть нужно читать»
Декабрь
Учащиеся 8 – 11 классов
|
|
||
|
Беседы из цикла « Замечательные люди России»
В течении года |
«Жизнь замечательных детей» |
|
|
Экран прочитанных книг
Ноябрь Учащиеся 1 – 11 классов |
Отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения. |
|
|
Внеурочная деятельность
Цикл занятий по программе формирования у учащихся познавательных и творческих способностей и читательских интересов «Познавайка.ру»
Учащиеся 5 – 7 классов
|
В настоящее время является приоритетным направлением развитие у учащихся познавательных и творческих способностей и читательских интересов. Познавательный интерес представляет собой важную для развития личности сторону. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов проявляются активный поиск, догадка, исследовательский поиск, готовность к решению задачи. Важной особенностью познавательного интереса является то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от ребёнка поисковой и творческой работы. С читателями мы работаем над развитием интеллектуальных умений и навыком при помощи чтения художественной и научно – познавательной литературы. На самом первом занятии мы с детьми говорим о том что: Мозг человека уникален. Такого мозга как у нас, нет ни у кого. Делаем вывод: для того что бы человека назвали гением он как правило, должен совершить что ни будь потрясающее. Как и почему люди становятся гениями неизвестно, но почти все гении обладают как правила одним качеством: они много читают и очень стремятся достичь какой либо цели с самого детства. Узнаём, что несколько лет назад доктор Бенджамин Блюм провёл исследования и выяснил, как достигли успеха 120 самых лучших, спортсменов артистов, учёных. Он обнаружил, что далеко не все обладали, как иногда говорят природным талантом. Но у всех было сильное стремление и решимость добиться поставленной цели, неизменное трудолюбие и упорство. Выяснили: До сих пор никто не придумал робот или компьютер с мозгом, столь же совершенным, как мозг человека. Решили, что мы можем при помощи книг и чтения с каждым днём становиться всё умнее и умнее. Мозг может развиваться – его можно укрепить, настроить и подготовить так, что он будет творить чудеса.
|
|
Познавайка.ру Издательская деятельность Учащиеся 8 классов |
Издательская деятельность в библиотеке,направленная на развитие творческих способностей учащихся через прочтение познавательной литературы.Изготовление печатно-рекламной продукции посвященной библиотеке и книге (примеры: стенгазеты, буклеты, листовки,экслибрис) |
||
|
Акция «Книга для друга» Учащиеся 1 – 11 классов |
«Книга для друга» -книга, которую можно рекомендовать прочитать другому. |
|
|
Чемпионат побе-дителей читатель-ских формуляров |
«Гимназия читает» |
III.Состав творческой группы.
Вместо заключения.
Данная Программа предполагает процесс сотворчества между учеником педагогом и руководителем чтения, выводящий школьника на уровень сотворчества с писателем. Внедрение проекта должно способствовать не только удовлетворению социальных притязаний школьника, но и побуждает его к дальнейшей творческой активности.
ИТОГИ ПРОЕКТА БУДУТ ОПУБЛИКОВАНЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Психологической службой гимназии, сопровождающей проект, была предложена входная диагностика, позволяющая определить инфраструктуру чтения.
Цель:выявить интересы (предпочтения) учащегося.
Учащимся предлагается ответить на вопросы следующей анкеты.
1. Какой рассказ, повесть, роман, стихотворение или пьеса тебе нравится?
Напиши название.
2. А теперь, если знаешь, напиши фамилию любого писателя (кроме изучавшихся в школе) и название какой-нибудь его книги.
3. Если ты прочитал за последние две недели какие-нибудь книги (рассказы, повести, романы, стихи, пьесы), то напиши название каждой и общее их количество.
4. Что тебе больше нравится на уроках литературы?
Узнавать об особенностях литературы (что такое аллегория, чем отличается поэзия от прозы и т. п.).
Нравится, когда на уроке читают стихи, рассказы, отрывки из книг.
Слушать рассказ учителя о жизни какого-нибудь писателя и о его книгах.
Писать изложения, сочинения.
Делать доклады, сообщения о каком-нибудь писателе, о прочитанной книге и ее героях.
Нравится, когда обсуждаются характеры героев книги, их поступки, взаимоотношения.
Мне ничего не нравится на уроке литературы.
6. Какие газеты и журналы, посвященные литературе и искусству, или статьи об искусстве ты читал за последний месяц? Если что-то читал, то напиши названия газет, журналов, статей или о чем они.
7. Если ты читал за последние 12 месяцев книги о литературе и искусстве, то напиши их названия.
Обработка полученных данных
Предпочтения школьника анализируются по двум составляющим: по количественным и качественным показателям. Количественные показателипоказываютв каком количестве учащийся читает книги.А качество этого предпочтения может быть самым разным: от желания легко и весело провести время до потребности в душевном потрясении, познании себя и мира.
Так, интерес учащегося может быть направлен на усвоение, потребление художественных впечатлений: он получает удовольствие, когда следит за сюжетом повести, переживает за судьбу героя,размышляет о заложенных в произведении мыслях и т. п. Этот интерес может иметь искусствоведческий характер. Например, учащемуся важно не только получить художественное впечатление, но и понять, как создается произведение, постараться проникнуть в его «тайны», разобраться в истории искусства . Этот интерес можно попытаться возбудить, если специально рассказывать об авторе, истории создания произведения, знакомить с искусствоведческой периодикой, книгами, статьями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игра - инсценирование
Экспедиция чтения.Приложение 2
PPT / 37.23 Мб
2018 год