Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Морская экспедиция».
Задачи: Упражнять в классификации предметов, ориентации на листе бумаги. Работать над звуко- буквенным анализом. Активизировать словарь. Развивать логическое мышление, творческое воображение, память.
Материал: ракушка, лист ватмана с нарисованным лабиринтом, силуэт корабля «наутилус», лист ватмана с изображением 8 рядов, сундучок, картина с изображением осьминога, 2 картинки с 5-ю отличиями, лист бумаги в клетку, карточки с изображением морских рыб, разрезанную на несколько частей, карточки – таблички с рядом геометрических фигур, картинки с изображением нескольких предметов- клад, цветные фломастеры.
НОД: Воспитатель достает ракушку, дает ее детям рассмотреть, потрогать. У этой ракушки есть какая – то тайна. Может быть она откроет ее мне (приставляет к уху). Послушайте о чем мне рассказала ракушка. Далеко – далеко отсюда есть волшебный мир подводного царства. В нем живут удивительные рыбы, осьминоги, рачки. Морское дно украшают зеленые и бурые водоросли, красные и белые кораллы, разноцветные камешки и ракушка. Они приглашают нас с вами к ним в гости. Вы согласны?
Тогда отправляемся в путешествие для изучения верхних слоев океана и подводных глубин. Сначала проложим по карте путь судна до погружения батисферы. Это довольно трудно сделать, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов. Раскладывается на столе лабиринт. Дети рассматривают лабиринт, находят путь к месту погружения батисферы.
Вот мы и на корабле. Но как он называется, а для того чтобы узнать его название поиграем в игру: «НАЗОВИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ». Дети находят по звукам лишних слов название корабля и читают его : «НАУТИЛУС». А скажите, что необходимо иметь для исследования морских глубин (батисферу, камеру для съемок, скафандр).
Вам понадобится еще один предмет. Вы сейчас попутешествуете по клеткам и по точкам, и узнаете что это за предмет? В результате получается изображение фонаря?
Пока мы идем к месту спуска батисферы, предлагаю поиграть. ИГРА: «ОТГАДАЙ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО». Произносится стихотворный текст, дети договаривают последнее слово:
Белокрылые хозяйки, над водой летают (ЧАЙКИ)
По морю синему плывет трехэтажный (ПАРОХОД)
Большому судну не страшна океанская (ВОЛНА)
Закаляет нас всегда солнце, воздух и (ВОДА)
Вот мы и на месте. Перед спуском выясним, знаете ли вы животных обитающих в океане. ИГРА «ПОВТОРЯЕМ ДРУГ ЗА ДРУГОМ» . Молодцы ! Но у нас с вами есть животные, которые перепутались, давайте им поможем! ИГРА «СОСТАВЬ ИЗ ЧАСТЕЙ». Ребенок получает разрезанную на несколько частей карточку с изображением рыбы, собирает ее и называет. Молодцы !
Теперь надеваем скафандры, занимаем места и погружаемся. Дети изображают с помощью движений, как они надевают скафандры, садятся на стулья.
Воспитатель : Наконец – то мы на дне. Посмотрите что это? Сундучок! Ракушка мне говорила о нем. Давайте откроем этот сундучок. Здесь таблички с фигурами. Некоторые фигуры смыты водой, их нужно нарисовать. Дети дорисовывают недостающие фигуры и объясняют почему их нарисовали.
Воспитатель : Это ребята таблички – коды с помощью, которых пираты зашифровали местонахождение клада. Вы правильно восстановили их. И вот это место, где спрятан клад. Но он находиться под камнями, давайте их уберем. Проводиться физкультминутка. Дети выполняют движения по команде: наклонились, подняли, отбросили (несколько раз).
Воспитатель : Какие же предметы в этом кладе. Раздает листы с изображением наложенных один на другой силуэт предметов. Дети фломастерами разных цветов обводят силуэты, изображенных предметов, называя их.
Воспитатель : Теперь подумайте, сколько камней потребовалось пиратам, чтобы спрятать клад, если один пират положил 3 камня, передохнул и положил еще 3 камня, а второй пират положил 4. Сколько всего камней положили пираты (10). Правильно (выставляется картинка с изображением осьминога). Помните об этом животном говорила ракушка. Что это за животное? (осьминог). Сколько у него ног щупалец (8). Представьте, что тремя парами ног он крепко держит 3-х водолазов. Сможет ли он удержать еще одного водолаза? (Да). Осьминог поиграл с водолазами, отпустил их и улегся на дно. Выставляется две картинки с пятью отличиями. Внимательно рассмотрите и определите, на каком из них изображен спящий осьминог и найдите еще 4 отличия. Итак, мы ненадолго погрузились в океанские глубины. Но нам пора возвращаться на борт корабля. Чтобы подъем прошел удачно, давайте вспомним загадки на морскую тематику. Каждый ребенок загадывает загадку, остальные дети отгадывают.
Через океан плывет великан, и выпускает фонтан (КИТ)
В воде она живет, нет клюва, а клюет (РЫБА)
Стальная акула, в океан нырнула, сама под водой, а глаза над водой (ПОДВОДНАЯ ЛОДКА)
Кругом вода, а с питьем беда (МОРЕ)
У родителей и деток, вся одежда из монеток (РЫБЫ)
Кто самый честный, на свете капитан? (КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ)
Как называется повар на корабле. (КОК)
Вот мы и на борту корабля. Теперь вперед к родному берегу. А посмотрите, за борт, что вы там видите? (ВОЛНЫ). Они приглашают нас поиграть в игру: «МОРСКИЕ ВОЛНЫ» (штиль – замирают, волны – плавно двигаются, шторм – бегают).
Вот ребята и причалил наш корабль к берегу. Мы с вами снова в группе, и нас встречает ракушка. Давайте ей расскажем, где мы с вами побывали, что запомнили.