Материалы к итоговому собеседованию по русскому языку (Допуск к ОГЭ)
Пояснительная записка
Итоговое собеседование по русскому языку было введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Введение устной части позволило оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.
Устная часть экзамена обладает достаточным диагностическим потенциалом, надпредметностью, междисциплинарностью, многомерностью и требует развития абстрактного и критического мышления, саморефлексии испытуемого. И здесь самый важный подход - коммуникативно-деятельностный, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы.
Данный материал ориентирован в помощь выпускникам и педагогам в подготовке к указанному виду государственной итоговой аттестации и посвящен 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне, потому что воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей и подростков. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными привычками, личными, семейными и родовыми наклонностями», - писал великий педагог К.Д. Ушинский.
В деле воспитания школьников эффективными формами работы являются различные мероприятия, уроки, занятия, учебно-методические материалы.
Данная система заданий по формированию устной речи составлена с учётом специфики речевого развития учащихся конкретного возраста.
Цели:
оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций в целях допуска к ГИА выпускников.
сформировать патриотизм и гражданственность обучающихся через знакомство с историческим военным прошлым нашей страны,
Задачи:
Использование базовых образовательных технологий стандартов второго поколения.
Реализация принципов уровневой дифференциации, проблемно-диалогического обучения.
Активное вовлечение обучающихся в учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности.
Актуализация креативных потребностей обучающихся.
Знакомство с историей страны, ее героическим прошлым.
Воспитание патриотических чувств: сострадания, сопереживания, уважительного отношения к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них.
ВАРИАНТ 1
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте текст об Алексее Петровиче Маресьеве вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Имя этого человека известно каждому жителю бывшего Советского Союза. Ведь речь идет о легендарном летчике. Алексей Маресьев родился в 1916 году и с детства грезил небом. Даже перенесенный ревматизм не стал препятствием на пути к мечте. Невзирая на запреты врачей, Алексей поступил в летное училище – взяли его после нескольких тщетных попыток. В 1941 году упрямый юноша попал на фронт. Небо оказалось не таким, о каком он мечтал. Но нужно было защищать Родину, и Маресьев делал для этого все. Однажды его самолет был подбит. Раненный в обе ноги Алексей сумел посадить машину на захваченной немцами территории и даже каким-то образом пробраться к своим. Но время было упущено. Ноги «пожирала» гангрена, и их пришлось ампутировать. Куда податься солдату без обеих конечностей? Ведь совсем калека.…Но не из таких был Алексей Маресьев. Он остался в строю и продолжил борьбу с врагом. Целых 86 раз еще крылатая машина с героем на борту успела подняться в небо. 11 немецких самолетов сбил Маресьев. Летчику посчастливилось выжить в той страшной войне и дожить до победы. Умер он в 2001-м году. «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого – это произведение о нем. Именно подвиг Маресьева вдохновил автора на ее написание.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Алексея Петровича Маресьева:
«Напрасно некоторые считают, что смелость можно проявить только на войне. В жизни может быть иной раз больше мужества и стойкости, чем в какой-нибудь военной биографии…»
Подумайте, где лучше использовать слова Алексея Петровича Маресьева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Женщины на войне. (На основе фотографии).
Тема 2. «Бессмертный полк». (Повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Можно ли оставаться милосердным на войне? (Рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.
Карточки участника собеседования.
Тема 1. Женщины на войне.
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
время и место действия;
главную героиню фотографии;
ее позу, одежду, вещи, которые ее окружают;
общее настроение произведения.
Карточка собеседника-организатора
Тема 1. Женщины на войне.
Что Вы знаете о войне?
Есть ли место женщине на войне?
Знаете ли Вы известных женщин, которые прошли войну?
Служил ли кто-нибудь из женщин в Вашей семье?
Карточки участника собеседования
Тема 2. «Бессмертный полк» (Повествование на основе жизненного опыта).
Не забудьте рассказать:
о подготовке к этому мероприятию;
об участниках мероприятия ;
о новых впечатлениях, эмоциях;
почему Вам запомнилось это событие?
Карточка собеседника-организатора
Тема 2. «Бессмертный полк».
• Необходимы ли человеку такие мероприятия?
• Участвует ли Ваша семья в таких мероприятиях?
• Какой жизненный опыт дает людям участие в акции «Бессмертный полк»?
Карточки участника собеседования
Тема 3. Можно ли оставаться милосердным на войне?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что такое милосердие?
Какие поступки можно назвать милосердными?
С чем у Вас ассоциируется война?
Возможно ли оставаться на войне милосердным?
Карточка собеседника-организатора
Тема 3. Можно ли оставаться милосердным на войне?
Что для Вас означает понятие «милосердие»?
Нужны ли войне такие качества, как гуманизм, сострадание?
Какие милосердные поступки Вы совершили?
ВАРИАНТ 2
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте текст об Иване Никитовиче Кожедубе вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Иван Никитович Кожедуб родился в 1920 г. на Сумщине. После окончания средней школы в 1934 г. Иван Кожедуб учился в химико-технологическом техникуме в г. Шостки. Свободное время посвящал занятиям в местном аэроклубе. В 1940 г. Кожедуб был призван на воинскую службу и поступил в Чугуевскую военную авиационную школу. Затем остался там работать инструктором.
В первые месяцы войны авиашколу, в которой работал Кожедуб, эвакуировали в тыл. Поэтому свой боевой путь летчик начал в ноябре 1942 г. Он многократно подавал рапорты с целью попасть на фронт и в итоге его желание сбылось.
В первом бою Кожедубу не удалось проявить своих блестящих боевых качеств. Его самолет получил повреждения в схватке с противником, а затем по ошибке был обстрелян советскими зенитчиками. Летчик сумел совершить посадку, несмотря на то, что его ЛА-5 в дальнейшем не подлежал ремонту.
В одном из боев над территорией, занимаемой немцами, истребитель Кожедуба получил повреждения. Мотор самолета заглох. Чтобы не попасть в руки врага, летчик принял решение бросить свой самолет на значимый стратегический объект противника, чтобы своей гибелью нанести нацистам максимальный урон. Но в самый последний момент двигатель машины вдруг заработал и Кожедуб смог вернуться на базу.
Последний бой знаменитого летчика, в котором он сбил 2 FW-190, состоялся уже над Берлином в апреле 1945 г. Третьей Золотой Звездой героя наградили после завершения Великой Отечественной войны.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Рокоссовского К. К. «Война — суровая проверка людей. Так было и так всегда будет. Но этот естественный процесс…»
Подумайте, где лучше использовать слова Рокоссовского К. К. в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. День Победы. (На основе фотографии).
Тема 2.Экскурсия в музей. (Повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3.Подвиг. Можно ли совершить подвиг в мирное время? (Рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.
Карточки участника собеседования.
Тема 1.День Победы.
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
место действия;
героев фотографии;
их позу и движения;
общее настроение фотографии;
ваше отношение ко Дню Победы.
Карточка собеседника-организатора
Тема 1. День Победы.
Опишите фотографию.
• Когда празднует страна эту знаменательную дату?
• Нужно ли помнить прошлое?
• Каких героев ВОВ Вы можете назвать?
• Как Вы относитесь к тому, что сейчас в некоторых странах демонтируют памятники, «переписывают историю»?
Карточки участника собеседования.
Тема 2. Экскурсия в музей. (Повествование на основе жизненного опыта).
Не забудьте рассказать:
когда и какой музей Вы посетили;
с кем Вы ходили на экскурсию;
что вы предполагали увидеть;
исполнились ли ваши желания;
что нового и интересного Вы узнали во время экскурсии;
посоветовали бы Вы посетить музей своим друзьям, одноклассникам.
Карточка собеседника-организатора
Тема 2. Экскурсия в музей. (Повествование на основе жизненного опыта).
Вам нравится посещать музеи?
Как Вы думаете, для чего существуют музеи?
Вы предпочитаете ходить в музей с кем-то или один (одна)?
Какие правила поведения в музее должны соблюдать посетители?
Знаете ли Вы музеи Вашего города? Какие из них Вы посещали?
Карточки участника собеседования.
Тема 3. Подвиг.
Можно ли совершить подвиг в мирное время?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что такое подвиг?
Какие поступки можно назвать героическими?
Какими качествами характера должны обладать герои?
Карточка собеседника-организатора
Тема 3. Подвиг.
Как вы думаете, что такое подвиг?
Какими чертами характера должен обладать герой?
Герои – это люди особой профессии?
Назовите известных вам героев-защитников Отечества.
Докажите верность высказывания: «Нужно помнить: в жизни всегда есть место подвигу!»
ВАРИАНТ 3
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте текст о Леониде Александровиче Голикове (известном как Лёня Голиков) вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Пионер-герой Леня Голиков родился в 1926 году водной из деревень Новгородской области. Родители были рабочими. Учился он всего семь лет, после чего пошел трудиться на завод. В 1941 году родную деревню Лени захватили фашисты. Насмотревшись на их зверства, подросток уже после освобождения родного края добровольно ушел в партизаны. Сначала его не хотели брать из-за юного возраста (15 лет), но его бывший учитель поручился за него.
Весной 1942 года Голиков стал штатным партизанским разведчиком. Он действовал очень умно и отважно, на его счету двадцать семь успешных боевых операций. Наиболее важное достижение пионера-героя пришлось на август 1942 года, когда они с другим разведчиком подорвали машину нацистов и захватили в ней очень важные для партизан документы. В последнем месяце 1942 года фашисты начали с удвоенной силой преследовать партизан. Январь 1943 года выдался для них особенно тяжелым. Отряд, в котором служил и Леня Голиков, около двадцати человек, укрылись в деревне Острая Лука. Решили тихо скоротать ночь. Но предатель из местных выдал партизан. Сто пятьдесят гитлеровцев напали на партизан ночью, те отважно вступили в бой, он вышли из кольца карателей лишь шестеро. Лишь в конце месяца они добрались до своих и рассказали, что товарищи их погибли героями в неравном бою. Среди них был и Леня Голиков. В1944 году ему дали звание Героя Советского Союза.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. Пирогова: «Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть».
Подумайте, где лучше использовать слова Н. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
1.Эккурсия в музей Великой Отечественной Войны. (На основе фотографии).
2.Просмотр фильма о ВОВ, который запомнился мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).
3.Сила духа. Какими качествами характера обладают сильные духом люди? (Рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.
Карточки участника собеседования.
Тема 1. Экскурсия в музей Великой Отечественной Войны.
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
место действия;
героя фотографии;
опишите экспонаты;
общее настроение фотографии;
ваше отношение к прошлому.
Карточка собеседника-организатора
Тема 2. Просмотр фильма о ВОВ, который запомнился мне больше всего.
Какие фильмы о войне Вы смотрели?
Что впечатлило Вас в этом фильме?
Что запомнилось Вам больше всего из просмотренного?
О чем Вы хотели бы сказать, посмотрев этот фильм?
Карточка участника собеседования
Тема 3. Сила духа.
Какими качествами характера обладают сильные духом люди?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что такое сила духа?
Назовите черты характера волевых людей.
Можно ли сформировать силу духа и что для этого необходимо сделать?
Считаете Вы себя сильной личность?
Совместимы ли понятия сила духа и преступление?
Карточка собеседника-организатора
Тема 3. Сила духа.
Какими качествами характера обладают сильные духом люди?
Люди рождаются сильными духом или формируют данную черту характера?
Помогают или мешают волевые качества становлению личности?
Можете ли Вы перечислить профессии, где необходимы сформированные волевые качества?
Знаете ли Вы литературных героев, наделенных силой духа?
Докажите, что без чести, добра, справедливости и сострадания не может быть силы духа.
ВАРИАНТ 4
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Александр Матвеевич Матросов в январе 1943 года вместе с другими курсантами – добровольцами маршевой роты отправился на фронт. С 25 февраля 1943 года проходил службу во 2-ом отдельном стрелковом батальоне 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. В.И. Сталина.
Свой прогремевший на всю стран подвиг он совершил 27 февраля 1943 года, когда батальон пошел в атаку на опорный пункт недалеко от деревни Чернушки Псковской области. Выходя из леса на опушку, наши солдаты попали под пулеметный огонь, источником которого были три дзота немцев, прикрывавших подступы к деревне. На уничтожение огневых точек противника были посланы штурмовые группы по 2 человека.
Две точки были подавлены быстро, а третьему пулемету удавалось довольно долго простреливать всю лощину, расположенную перед деревней. В попытке заставить пулемет замолчать в сторону врага поползли рядовые Александр Матросов и Петр Огурцов. Когда Огурцов получил ранение, Матросов решил довести дело до конца самостоятельно, бросил на дзот две гранаты, и тот затих. Но вскоре фашисты вновь открыли огонь по советским солдатам. Тогда Александр резко бросился к амбразуре пулемета и закрыл ее своим телом. Этот подвиг стоил ему жизни, но батальон смог выполнить свою боевую задачу. Теперь полк, в котором служил Матросов, носит имя героя, навечно зачисленного в списки части.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Сергея Михалкова. «Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, в первую очередь, вспоминаются лучшие качества нашего народа: мужество, готовность к самопожертвованию ради общего дела…».
Подумайте, где лучше использовать слова С. Михалкова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Истории нетленные страницы! (На основе фотографии).
Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. (Повествование на основе жизненного опыта).
Малая Родина. Есть ли в мире прекраснее место? (Рассуждение по поставленному вопросу).
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Карточки участника собеседования.
Тема 1.Истории нетленные страницы! Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
где происходит действие;
какой момент запечатлен;
внешность героев фотографии;
действия героев фотографии;
кому посвящен мемориал;
какие чувства Вы испытываете, анализируя фотографию.
Карточки участника собеседования.
Тема 2.Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. (Повествование на основе жизненного опыта).
Не забудьте рассказать:
какие мероприятия Вы посетили;
кто был участником торжественных событий;
какие памятные места Вы посетили;
какие чувства Вы испытали.
Согласны ли Вы со словами: «Сохраним память – сбережем Отчизну!»
Карточки участника собеседования.
Тема 3. Малая Родина.
Есть ли в мире прекраснее место? (Рассуждение по поставленному вопросу)
Не забудьте дать ответы на вопросы:
где Вы родились;
какие достопримечательности есть в Вашем городе (поселке, селе);
нравится ли Вам природа родного края;
какую роль играет малая Родина в судьбе человека.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.
Карточка собеседника-организатора
Тема 1. Истории нетленные страницы! (На основе фотографии).
Бывали ли вы на Красной площади?
Какому историческому событию посвящен мемориальный комплекс Вечный огонь?
Какое нравственное значение он имеет?
Есть ли в Вашем городе (поселке, селе) памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны?
Как вы понимаете выражение: «Без прошлого нет настоящего, умирает надежда на будущее»?
Карточка собеседника-организатора
Тема 2. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. (Повествование на основе жизненного опыта).
Вы принимали участие в торжественных митингах, посвященных Великой Отечественной войне?
Что символизирует Георгиевская ленточка?
Что Вы знаете о Бессмертном полке?
В вашей семье были участники Великой Отечественной войны?
Почему люди всего мира должны помнить о бесчеловечности фашизма и величайшем подвиге советского народа - победителя?
Карточка собеседника-организатора
Тема 3. Малая Родина. Есть ли в мире прекраснее место?
Раскройте понятие «Малая Родина».
Расскажите о своей малой Родине.
Какие конкретные образы возникают у Вас при упоминании о малой Родине?
Есть ли у Вас любимые уголки природы? Опишите их.
Можно ли стать достойным человеком без любви к родимому краю, родителям, Отчизне?
Библиографический список:
Нарушевич А.Г. Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка.
Разагатова Н.А., Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС. Самара, 2010г.
Цыбулько И.П. Устная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку как педагогическое явление. Журнал «Педагогические измерения «№ 1 2017г., стр.8-18.
www. vgf.ru
www.pedsovet.org