12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кололеева Елена Викторовна4027
Стаж работы в школе - 30 лет.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск

3 этап

Выполнение группами заданий, публичное  представление решений, совместное обсуждение.

Задание № 1.  Опровергните примерами утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

Возможные ответы:

  1. Конституция РФ гарантирует право частной собственности и равноправие всех форм собственности (в реальной жизни сосуществуют частная, акционерная, кооперативная, государственная, муниципальная и др. формы собственности);
  2. в современной России действуют рыночные механизмы ценообразования (цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, общей ситуации на рынке, сезонных факторов и т.д.);
  3. в современной России провозглашена Конституцией и функционирует свобода предпринимательской деятельности.

Задание № 2. Назовите особенности современной экономики и проиллюстрируйте их примерами.

Возможные ответы:

  1. глобализация экономики (проявлением взаимосвязи и взаимозависимости экономического развития может служить переход к единой валюте, создание общего рынка стран еврозоны);
  2. возрастание на рынке роли крупных фирм, транснациональных компаний (такие корпорации есть во многих отраслях экономики, например, крупные автомобильные производства имеют свои подразделения в десятках стран мира);
  3. усиление государственного регулирования ряда экономических процессов (например, действия правительств многих стран в период недавнего финансового кризиса, в частности государственная поддержка ряда банков, гарантирование вкладов населения).

Задание № 3. Объясните, почему многие экономисты считают оптимальной смешанную экономику, а не командную, равно как и не свободный рынок.

Примечание: при необходимости следует напомнить учащимся о функциях государства в экономике (производство общественных благ, эмиссия денежных средств, сбор налогов, регулирование объема денежной массы и т.д.). Рассмотрение этого вопроса показывает, что в реальной действительности чисто рыночной системы никогда не существовало и существо­вать не может. В настоящее время практически в любой стране мира уже сло­жилась или формируется смешанная экономика.

Возможные ответы:

1. Недостатки рыночной экономики могу быть компенсиро­ваны путем вмешательства государства в рыночный механизм, а недостатки командной – путем введения элементов рынка.

2. Государственное вмешательство вызвано потребностями рынка (государство помогает рынку:

- бороться с инфляцией,

- бороться с безработицей,

- в стабилизации финансовой системы,

-  в решении социальных и экономических проблем,

-  в поддержке малого и среднего бизнеса,

-  в правовом регулировании экономических отношений,

- сглаживает цикличность развития экономики.

3. Для смешанной экономики характерны:
- многообразие форм собственности и типов хозяйствования;

- сочетание рыночной саморегуляции с государственным регулированием экономических и социальных процессов;

- социальная ориентация экономики, развитие систем социальной защиты и социального партнерства.

Данный этап занятия (или все занятие) можно завершить возвращением внимания ребят к кораблику с рулем и парусом,  который символизирует смешанную экономическую систему, сочетающую в себе рыночное и государственное регулирование:  «парус» и «руль» могут быть большими и маленькими, и от этого будет зависеть степень свободы рынка и доля государственного регулирования, зависящие от ряда факторов (менталитета нации, хода исторического развития, геополитического положения, уровня развития и характера материально-технической базы и др.).

Опубликовано в группе «Использование активных методов обучения на уроках обществознания, экономики и права.»


Комментарии (1)

максим 9 в, 04.10.19 в 23:33 0Ответить Пожаловаться
спасибо большое)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.