Материалы по теме «Экономические системы» в старших классах
Цели:
- расширение знаний учащихся в экономической сфере (типы экономических систем, характерные особенности, преимущества и недостатки), подготовка к итоговой аттестации;
- формирование собственной позиции по вопросам экономической политики государства и своей оценки эффективности используемых им методов регулирования экономических процессов;
- расширение социального опыта учащихся, повышение интереса к предмету (обществознание, экономика);
- осуществление контроля за степенью усвоения учащимися содержания учебного материала;
- формирование у ребят умения аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию.
Данный урок-практикум предусматривает распределение класса на группы, работая в которых, учащиеся выполняют задания и представляют свое видение их решений всему классу. Такая форма организации деятельности школьников предполагает наличие сложных, а также дискуссионных вопросов, через обсуждение которых и будет осуществляться более глубокое осмысление и усвоение старшеклассниками учебного материала. В качестве заданий использованы задания части С контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию, требующие развернутого ответа. Необходимо предусмотреть возможность организации работы учащихся в двух группах.
1 этап
Учитель размещает на столах, за которыми будут работать группы, карточки "Командная экономика" и "Рыночная экономика" и раздает всем ребятам карточки, на каждой из которых написано по одной характеристике какой-либо (командной или рыночной) экономической системы. Учащиеся, ознакомившись с записями на своей карточке, рассаживаются на соответствующие места.
Возможны следующие характеристики экономических систем:
командная экономика |
рыночная экономика |
государство является собственником земли и предприятий |
многообразие форм собственности на средства производства |
централизованное распределение ресурсов |
рыночное ценообразование |
уравнительное распределение |
ограниченное вмешательство государства в экономику |
директивное экономическое планирование |
свободная конкуренция товаропроизводителей |
возможность поддержания стабильного уровня занятости населения |
цены на товары регулируются соотношением спроса и предложения |
слабо выраженная дифференциация населения по доходам |
экономическая свобода производителей |
государство принимает решения об объемах и структуре производства, уровне заработной платы всех категорий работников |
развитие экономики носит циклический характер |
директивное установление цен |
ограниченная роль государства в экономике |
Логическим завершением данного этапа урока может стать высказывание В. Леонтьева «Частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же наподобие руля направляет экономику в нужную сторону», которое подытожит озвученные характеристики экономических систем и подчеркнет наглядность и точность символов-кораблей.