Материки на глобусе и карте полушарий
Муниципальное бюджетное специальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Нытва
____________________________________________________________________________
Адрес: 617000, Пермский край, г. Нытва, ул. К.Маркса,45. Тел. (факс): 8(34272)3-08-83,
эл. Адрес: skoshnytva@mail.ru
Конспект урока географии 6 класс
Тема: «Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия.Африка»
Учитель: Петрова Екатерина Владиславовна
Предмет: география
Технологическая карта урока
Учебник: «География. 6 класс » Авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Москва «Просвещение» 2018 г.
Класс:6
Учитель: Петрова Екатерина Владиславовна
Тема: «Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия.Африка» Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: формирование системы базовых знаний о материках Евразия и Африка.
Задачи:
Образовательные:
дать общее представление о материках Евразия и Африка, развивать творческое отношение к познавательной и практической деятельности, развивать умение работать с контурной картой, информационным материалом;
Коррекционно-развивающие:
развивать активный словарь учащихся путём употребления в речи ключевых слов;
развивать мыслительные операции посредством наблюдения, сравнения, обобщения, сознательного восприятия учебного материала;
развивать зрительную и слуховую память, речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету через занимательный и наглядный материал, через разнообразные виды деятельности;
воспитывать умение объяснять свой выбор, высказывать суждения.
Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:
научность;
доступность знаний учащимся;
учёт возрастных особенностей, уровня актуального развития, психофизических особенностей.
Используемые современные педагогические технологии: технология смыслового чтения, здоровьесберегающая технология
Оборудование: учебник «География.6 класс » Авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Москва «Просвещение» 2022 г» с.109-110, Приложение к учебнику «География», раздаточный материал, компьютер с колонкой
Этапы урока | Время (мин.) | Деятельность | Коррекционные задачи, ключевые компетенции | ||
учителя | обучающегося | ||||
I.Организацион- ный момент | | Приветствует обучающегося Мотивирует на учебную деятельность «Гео и Граф» Проводит коррекционную работу | Приветствует учителя Выполняет коррекционно- развивающие упражнения (приложение 1) | Личностные БУД: - осознанно выполнять обязанности ученика, пользоваться соответствующими правилами. | |
II. Актуализация знаний. | | Вопросы по предыдущей теме урока. Игра «Самый-самый» | Отвечает на вопросы и ищет океан на карте и глобусе. Самый большой океан Самый теплый океан Самый холодный океан Самый судоходный | Коммуникативные БУД: - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний | |
III.Подготовка обучающегося к активному усвоению знаний | | Вступительное слово учителя : Шифрограмма Ребусы | Разгадывает шифрограмму (приложение 2) Записывает тему урока (приложение 3) | Регулятивные БУД: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач |
| | Выясняет, что знает обучающийся по обсуждаемой теме урока с использованием приема «Корзина идей» (приложение 4) Записывает кратко высказывания обучающегося в карточке и вкладывает в «Корзину» Помогает сформулировать цель урока. Проводит коррекционную работу. | Отгадывает ребус. Дописывает тему урока. Высказывает свои предположения о том, что он будет изучать сегодня на уроке Формулирует цель урока: - познакомиться с материками Евразия и Африка; Выполняет упражнения для развития межполушарного взаимодействия: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» (приложение 5) | |
IV.Изучение нового материала | | Сообщает о географическом положении материков. Предлагает задания обучающемуся: показать на карте, какие океаны, моря омывают материк Предлагает задания обучающемуся: сравнить по справочным материалам «Приложения к учебнику «География» размеры материка Евразия и Африка Просмотр видеофрагмента о Евразии и Африке. | Слушает сообщение учителя. Показывает на карте и глобусе, отвечает. Сравнивает размеры Евразии и Африки. Отмечает, что Евразия больше по площади, чем Африка. Слушает, смотрит видеофрагмент о географическом положении | Познавательные БУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение Коммуникативные БУД: - использовать доступные источники и средства получения информации для решения |
| | 4. Предлагает прочитать текст учебника и записать название самых крупных географических объектов 4. Проводит физкультминутку | материков. Проводит самостоятельную работу в рабочей тетради. Выполняет упражнения физкультминутки ( приложение 6) | коммуникативных и познавательных задач |
V.Закрепление нового материала. | | Предлагает выполнить задания на соотнесения в паре. (приложение 7) Предлагает повторное чтение текста по частям и задает вопросы. а) Прием (приложение 8) « Тонкие вопросы»: Самый населенный материк нашей планеты Этот материк занимает пятую часть суши нашей планеты? б) Прием (приложение 8) «Толстые вопросы» -Что вы узнали о географическом положении материка Евразия? Что вы узнали о географическом положении материка Африка? 3. Организует работу с контурной картой | Находит материк, соответствующий содержанию предложений из текста. Читает и кратко отвечает на вопросы учителя. Перечитывает информацию о географическом положении материков, выбирает основные понятия и конструирует развернутый ответ. Выполняет задание на контурной карте, подписывает материки Евразия | Коммуникативные БУД: использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач Познавательные БУД: работать с несложной по содержанию и структуре информацией |
| | | и Африка, и самые крупные географические объекты | |
VI.Подведение итогов урока. Рефлексия. | | Предлагает выразить свое мнение о прочитанном тексте. Проверяет, верны ли были высказывания, выдвинутые в начале изучения темы. Анализирует работу обучающегося на уроке. 4.Предлагает обучающемуся оценить свою работу на уроке. 4.Выставляет оценку за работу на уроке. | Рассказывает о том, что нового узнал на уроке; какой материк изучал; что понравилось; какие были трудности. Слушает мнение учителя. Оценивает свою работу на уроке. Принимает оценку учителя. | Регулятивные БУД: адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
VII.Сообщение домашнего задания. | | Сообщает содержание домашнего задания (с.111, вопрос 8 письменно) | Записывает домашнее задание и выясняет непонятное по его выполнению. | |
Упражнения пальчиковой гимнастики с элементами кинезиологии
«Волны»
Ходят волны на просторе Вы узнали? Это- море,
А крупнее моря есть? Океан! Всего их ?
Приложение 1.
Приложение 2
1 | 2 | 3 | 4 |
е | и | а | р |
5 | 6 | 7 | 8 |
т | м | к | н |
9 | 10 | 11 | 12 |
г | о | у | л |
13 | 14 | 15 | 16 |
б | с | п | ш |
Приложение 3
Приложение 4
Приём «Корзина идей».
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Приложение 5.
Комплексы кинезиологических упражнений
«Колечко» Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой, затем вместе.
«Кулак – ребро – ладонь» Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, заем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой. Затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Приложение 6 .
Физкультминутка
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова- это два, Руки вниз, вперед смотри-это три,
Руки в стороны развернули на четыре, С силой их к рукам прижать- это пять. Всем ребятам тихо сесть-это шесть.
Приложение 7 .
БайкалСахара Евразия
ГималаиКаспийское Африка
Большой ЖаркийПриложение 8.
Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроке
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Гаврииловна Гончарова