Конспект урока окружающего мира «Глобус и карта» (2 класс)

1
2
Материал опубликован 1 October 2017 в группе

Урок окружающего мира

Тема урока:

«Глобус и карта»

ОС «Школа 2100»

2 класс

Провела:

учитель МОУ СОШ № 140

Советского района, г. Волгограда

Алексеева Елизавета Александровна

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Планируемые цели для учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями глобуса и картой полушарий, их отличиями, содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности, способствовать развитию внимания и наблюдательности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: положительное отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику, любовь к своему краю.

Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметные: знать, что такое глобус, карта, находить отличительные особенности глобуса от карты, понимать условные обозначения на глобусе и карте, применять знания об экваторе.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

учебник «Наша планета Земля» авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, изд-во «Баласс», 2011г.

карточки для работы в группах;

тетрадь к учебнику «Наша планета Земля» авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, изд-во «Баласс», 2011г.

Ход урока.

I.Организация начала урока.

Цели:

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

Слайд 1. (Учитель читает.)

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Я убеждена, что вы хотите побывать исследователями и открыть для себя что-то новое! Для этого давайте настроимся на работу.

(Обучающиеся говорят друг другу.)

У нас хорошее настроение.

Мы будем внимательны на уроке.

Мы будем терпеливыми.

Мы успеем сделать всё.

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- организовать актуализацию знаний о глобусе и карте;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

(Слайд 2. На экране изображение глобуса)

- Посмотрите на изображение, что вы можете сказать о данном изображении?

(Это изображение глобуса.)

- Ребята, а что такое глобус? (Глобус – это уменьшенная модель Земли.)

(Слайд 2. На экране изображение карты.)

- А это изображение? (Это карта.)

- Ребята, а что такое карта?

(Карта – это изображение поверхности Земли с помощью условных знаков.)

- Скажите, изображение на глобусе крупное или мелкое? Можно ли на нём найти название городов и деревень? (Изображение мелкое, название городов найти можно, а деревень нет.)

- А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы названия деревень тоже были на глобусе? (Слайд 3. Нужно увеличить глобус.)

- А если мы попытаемся на глобусе поместить названия улиц, что тогда нужно сделать?

(Слайд 3. Нужно ещё увеличить глобус.)

- А теперь, давайте представим, какой глобус станет по размеру, если мы изобразим на нём названия улиц и деревень. (Он будет очень большим.)

- Ребята, а вы бы взяли такой глобус в путешествие? (Нет)

- Почему? (Неудобно носить с собой, очень большой, займёт много места.)

- Ребята, посмотрите и скажите, а Винни - Пуху поможет глобус в путешествии? Слайд 4.

- А чтобы вы ему предложили взять в путешествие? (Карту)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Скажите, а чем глобус отличается от карты? (Глобус – объёмный, шар, а карта плоская.)

- А можете сказать, чем похожи глобус и карта?

(Нет)

- Кто уже догадался, какова тема урока? (Тема урока «Глобус и карта». Слайд 5)

- Определите цель нашего урока.

(Узнать, чем отличается изображение на глобусе от изображения на карте.)

- Цель поставлена, тогда вперёд.

IV. Открытие нового знания.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Слайд 6.

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет исследователями.

На партах у каждой группы есть глобус и карта. Вам необходимо сравнить их. Найти сходства и отличия.

- Я вижу, что вы посовещались и готовы что-то сообщить. Внимательно слушайте, может быть у вашей группы будут дополнения.

(Глобус – это шар, карта – круг. Карта состоит из двух частей, а глобус целый. Есть параллели и меридианы. Есть полюса, полушарии.)

Слайд 7.

- Покажите на карте и глобусе параллели. Покажите на карте и глобусе меридианы. Покажите на карте и глобусе полюс.

V. Первичное закрепление.

- Ребята, а вы хотите узнать, как можно глобус превратить в карту?

- Есть два способа, а какие, вы узнаете, используя учебник стр.85. для этого предлагаю поработать в парах.

- Итак, вижу, вам удалось сделать открытие. О каком способе вы хотите рассказать? Слайд 8.

(Объёмную фигуру – апельсин разрезали, около полюсов разрывы в форме треугольников.)

- А кто может рассказать о другом способе? (Воздушный шарик разрезали на две половины, каждую половину растянули на плоскую поверхность. Получилось два круга.) Слайд 9.

-Что же мы в итоге получили?

(Мы получили карту полушарий, потому что есть Западное полушарие и Восточное.)

Слайд 10.

- А какой из способов будет наиболее удачным, чтобы изображение перенести без искажений? ( С воздушным шариком, потому что растянуть на плоскость две половинки шара проще, чем целый шар. На карте полушарий меньше искажений, чем на карте мира.)

- Ребята, чем изображение на глобусе отличается от изображения на карте?

- Давайте подведём итог, какие сходства и отличия глобуса и карты вы можете назвать.

- Посмотрите на таблицу, мы всё назвали верно? Слайд 11.

- Молодцы!

Физминутка. Слайд 12.

- Ребята, а если мы отправимся в путешествие по нашему городу, что возьмём с собой карту или глобус?

(Карту, она удобнее).

- Правильно, ребята. Для путешествия нам понадобится карта Волгограда. А кто из вас знает, сколько районов в нашем городе? Слайд 13.

- В нашем городе 8 районов. А в каком районе живём мы?

- Мы живём в Советском районе.

- Правильно. И если мы посмотрим на карту, то увидим, что наш район самый большой.

- А хотите узнать, где Маша собралась провести каникулы? Узнайте об этом из учебника на стр.86.

- А как же точнее объяснить Мише, где находятся эти острова? Ответ найдите в учебнике на стр.86. Слайд 14.

- Ребята, что же поможет нам определить, какому месту на глобусе соответствует место на карте? (Параллели, меридианы)

- Какой же вывод мы можем сделать об изображении на карте?

- В чём же сходство и отличие глобуса от карты?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

- Используя старые и новые знания, предлагаю выполнить задание. Перед вами 2 карточки, выберите ту, которую считаете по своим силам, а может кто-то сможет выполнить задание двух карточек. Будьте смелее, у вас всё получится.

1 карточка.

Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.

1. Модель Земли - это карта.

это глобус.

это маленькая Земля.

2. Глобус имеет форму шара.

форму круга.

3. Самая длинная параллель – это меридиан.

– это экватор.

4. Карта полушарий делится на Восточное и Северное.

на Западное и Восточное.

2 карточка.

Прочитай. Впиши пропущенные слова.

Модель Земли называют __________________. Глобус имеет форму ___________________. Точка, остающаяся при вращении глобуса на месте называется ______________.

Самая длинная параллель – это __________________________. Карта полушарий делится на два полушария: Западное и __________________________________.

Слайд 15,16.

- Кто выбрал 1 карточку? Проверьте выполнение. Поднимите руки у кого всё верно. Молодцы!

Аналогично проверка 2 карточки. Слайд 17,18.

Я вижу, что с вами можно смело отправляться в любое путешествие.

VII. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

- Давайте вместе поработаем и разгадаем кроссворд в рабочей тетради на стр.28. Слайд 19.

В нашем кроссворде спряталась оценка, которую вы получаете за работу, посмотрите.

Это слово, молодцы!

VIII. Рефлексия деятельности.

Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Какую ставили цель?

- Удалось её решить?

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали? (Узнали, чем глобус отличается от карты и что у них общего.)

- Каким способом? (Работой в группе, с помощью учителя, ранее изученного, дружной работой и т.д.)

Давайте оценим качество своего успеха. Слайд 20.

Поставьте своих человечков на Северный полюс, если на уроке всё удалось, всё понятно; на экватор - были неточности, на Южный полюс – ничего непонятно.

- Как вам хочется попасть на Северный полюс, я бы тоже с вами отправилась на северный полюс.

- Молодцы! Спасибо за работу! Слайд 21,22.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемая Елизавета Александровна! При работе со слайдом №6 Вы говорите о ртом, что карта состоит из двух частей. Но у Вас на слайде представлена единая карта.

4 November 2017