Конспект урока окружающего мира «Глобус и карта» (2 класс)
Урок окружающего мира
Тема урока:
«Глобус и карта»
ОС «Школа 2100»
2 класс
Провела:
учитель МОУ СОШ № 140
Советского района, г. Волгограда
Алексеева Елизавета Александровна
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Планируемые цели для учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями глобуса и картой полушарий, их отличиями, содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности, способствовать развитию внимания и наблюдательности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: положительное отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику, любовь к своему краю.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Предметные: знать, что такое глобус, карта, находить отличительные особенности глобуса от карты, понимать условные обозначения на глобусе и карте, применять знания об экваторе.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа.
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы:
персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
учебник «Наша планета Земля» авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, изд-во «Баласс», 2011г.
карточки для работы в группах;
тетрадь к учебнику «Наша планета Земля» авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, изд-во «Баласс», 2011г.
Ход урока.
I.Организация начала урока.
Цели:
- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.
Слайд 1. (Учитель читает.)
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Я убеждена, что вы хотите побывать исследователями и открыть для себя что-то новое! Для этого давайте настроимся на работу.
(Обучающиеся говорят друг другу.)
У нас хорошее настроение.
Мы будем внимательны на уроке.
Мы будем терпеливыми.
Мы успеем сделать всё.
II. Актуализация опорных знаний.
Цели:
- организовать актуализацию знаний о глобусе и карте;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
(Слайд 2. На экране изображение глобуса)
- Посмотрите на изображение, что вы можете сказать о данном изображении?
(Это изображение глобуса.)
- Ребята, а что такое глобус? (Глобус – это уменьшенная модель Земли.)
(Слайд 2. На экране изображение карты.)
- А это изображение? (Это карта.)
- Ребята, а что такое карта?
(Карта – это изображение поверхности Земли с помощью условных знаков.)
- Скажите, изображение на глобусе крупное или мелкое? Можно ли на нём найти название городов и деревень? (Изображение мелкое, название городов найти можно, а деревень нет.)
- А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы названия деревень тоже были на глобусе? (Слайд 3. Нужно увеличить глобус.)
- А если мы попытаемся на глобусе поместить названия улиц, что тогда нужно сделать?
(Слайд 3. Нужно ещё увеличить глобус.)
- А теперь, давайте представим, какой глобус станет по размеру, если мы изобразим на нём названия улиц и деревень. (Он будет очень большим.)
- Ребята, а вы бы взяли такой глобус в путешествие? (Нет)
- Почему? (Неудобно носить с собой, очень большой, займёт много места.)
- Ребята, посмотрите и скажите, а Винни - Пуху поможет глобус в путешествии? Слайд 4.
- А чтобы вы ему предложили взять в путешествие? (Карту)
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цели:
- выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Скажите, а чем глобус отличается от карты? (Глобус – объёмный, шар, а карта плоская.)
- А можете сказать, чем похожи глобус и карта?
(Нет)
- Кто уже догадался, какова тема урока? (Тема урока «Глобус и карта». Слайд 5)
- Определите цель нашего урока.
(Узнать, чем отличается изображение на глобусе от изображения на карте.)
- Цель поставлена, тогда вперёд.
IV. Открытие нового знания.
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
Слайд 6.
- Сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет исследователями.
На партах у каждой группы есть глобус и карта. Вам необходимо сравнить их. Найти сходства и отличия.
- Я вижу, что вы посовещались и готовы что-то сообщить. Внимательно слушайте, может быть у вашей группы будут дополнения.
(Глобус – это шар, карта – круг. Карта состоит из двух частей, а глобус целый. Есть параллели и меридианы. Есть полюса, полушарии.)
Слайд 7.
- Покажите на карте и глобусе параллели. Покажите на карте и глобусе меридианы. Покажите на карте и глобусе полюс.
V. Первичное закрепление.
- Ребята, а вы хотите узнать, как можно глобус превратить в карту?
- Есть два способа, а какие, вы узнаете, используя учебник стр.85. для этого предлагаю поработать в парах.
- Итак, вижу, вам удалось сделать открытие. О каком способе вы хотите рассказать? Слайд 8.
(Объёмную фигуру – апельсин разрезали, около полюсов разрывы в форме треугольников.)
- А кто может рассказать о другом способе? (Воздушный шарик разрезали на две половины, каждую половину растянули на плоскую поверхность. Получилось два круга.) Слайд 9.
-Что же мы в итоге получили?
(Мы получили карту полушарий, потому что есть Западное полушарие и Восточное.)
Слайд 10.
- А какой из способов будет наиболее удачным, чтобы изображение перенести без искажений? ( С воздушным шариком, потому что растянуть на плоскость две половинки шара проще, чем целый шар. На карте полушарий меньше искажений, чем на карте мира.)
- Ребята, чем изображение на глобусе отличается от изображения на карте?
- Давайте подведём итог, какие сходства и отличия глобуса и карты вы можете назвать.
- Посмотрите на таблицу, мы всё назвали верно? Слайд 11.
- Молодцы!
Физминутка. Слайд 12.
- Ребята, а если мы отправимся в путешествие по нашему городу, что возьмём с собой карту или глобус?
(Карту, она удобнее).
- Правильно, ребята. Для путешествия нам понадобится карта Волгограда. А кто из вас знает, сколько районов в нашем городе? Слайд 13.
- В нашем городе 8 районов. А в каком районе живём мы?
- Мы живём в Советском районе.
- Правильно. И если мы посмотрим на карту, то увидим, что наш район самый большой.
- А хотите узнать, где Маша собралась провести каникулы? Узнайте об этом из учебника на стр.86.
- А как же точнее объяснить Мише, где находятся эти острова? Ответ найдите в учебнике на стр.86. Слайд 14.
- Ребята, что же поможет нам определить, какому месту на глобусе соответствует место на карте? (Параллели, меридианы)
- Какой же вывод мы можем сделать об изображении на карте?
- В чём же сходство и отличие глобуса от карты?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
- Используя старые и новые знания, предлагаю выполнить задание. Перед вами 2 карточки, выберите ту, которую считаете по своим силам, а может кто-то сможет выполнить задание двух карточек. Будьте смелее, у вас всё получится.
1 карточка.
Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.
1. Модель Земли - это карта.
это глобус.
это маленькая Земля.
2. Глобус имеет форму шара.
форму круга.
3. Самая длинная параллель – это меридиан.
– это экватор.
4. Карта полушарий делится на Восточное и Северное.
на Западное и Восточное.
2 карточка.
Прочитай. Впиши пропущенные слова.
Модель Земли называют __________________. Глобус имеет форму ___________________. Точка, остающаяся при вращении глобуса на месте называется ______________.
Самая длинная параллель – это __________________________. Карта полушарий делится на два полушария: Западное и __________________________________.
Слайд 15,16.
- Кто выбрал 1 карточку? Проверьте выполнение. Поднимите руки у кого всё верно. Молодцы!
Аналогично проверка 2 карточки. Слайд 17,18.
Я вижу, что с вами можно смело отправляться в любое путешествие.
VII. Включение в систему знаний и повторение
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.
- Давайте вместе поработаем и разгадаем кроссворд в рабочей тетради на стр.28. Слайд 19.
В нашем кроссворде спряталась оценка, которую вы получаете за работу, посмотрите.
Это слово, молодцы!
VIII. Рефлексия деятельности.
Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Какую ставили цель?
- Удалось её решить?
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали? (Узнали, чем глобус отличается от карты и что у них общего.)
- Каким способом? (Работой в группе, с помощью учителя, ранее изученного, дружной работой и т.д.)
Давайте оценим качество своего успеха. Слайд 20.
Поставьте своих человечков на Северный полюс, если на уроке всё удалось, всё понятно; на экватор - были неточности, на Южный полюс – ничего непонятно.
- Как вам хочется попасть на Северный полюс, я бы тоже с вами отправилась на северный полюс.
- Молодцы! Спасибо за работу! Слайд 21,22.
Алексеева Елизавета Александровна
Алина Яковлевна Корогод