Матрица социального благополучия семьи
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
№ п/п |
Социальные характеристики |
Балл |
1 |
Состав семьи ребенка |
|
Мать, отец, дедушка, бабушка |
5 |
|
Только мать и отец |
4 |
|
Мать и отчим, отец и мачеха |
3 |
|
Одна мать, один отец |
2 |
|
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники |
1 |
|
2 |
Школьная успеваемость |
|
Хорошая |
5 |
|
Удовлетворительная |
4 |
|
Неудовлетворительная |
3 |
|
Оставил школу, работает |
2 |
|
Оставил школу, не работает |
1 |
|
3 |
Здоровье ребенка |
|
Практически здоров |
5 |
|
Часто болеет в пределах нормального развития |
4 |
|
Имеет хронические болезни |
3 |
|
Отставание в умственном развитии |
2 |
|
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни |
1 |
|
4 |
Санитарно-жилищные условия жизни семьи |
|
Благоустроенная отдельная квартира |
5 |
|
Отдельная квартира с родителями супругов |
4 |
|
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами |
3 |
|
Комната в коммунальной квартире с удобствами |
2 |
|
Комната в общежитии, в бараке без удобств |
1 |
|
5 |
Доход семьи |
|
Могут практически себе ни в чем не отказывать |
5 |
|
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг |
4 |
|
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности |
3 |
|
Живут от зарплаты до зарплаты |
2 |
|
Денег до зарплаты не хватает |
1 |
|
6 |
Уровень социального благополучия семьи |
|
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви |
5 |
|
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» |
4 |
|
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю |
3 |
|
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей |
2 |
|
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение |
1 |
|
7 |
Поведение ребенка в школе |
|
Хорошее |
5 |
|
Удовлетворительное |
4 |
|
Неудовлетворительное |
3 |
|
Неоднократно отмечалось асоциальное поведение |
2 |
|
Стоит на учете в ИДН |
1 |
|
8 |
Внешкольное общение ребенка |
|
Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов |
5 |
|
Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени |
4 |
|
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей |
3 |
|
Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ |
2 |
|
Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики |
1 |
|
9 |
Жизненные цели ребенка |
|
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей |
5 |
|
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато |
4 |
|
Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось |
3 |
|
Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов |
2 |
|
Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН) |
1 |
|
10 |
Эмоциональные отношения родителей с детьми |
|
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия |
5 |
|
Слепая любовь, гиперопека |
4 |
|
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное |
3 |
|
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы |
2 |
|
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
1 |
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 150.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретно ребенка набор баллов:
- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска ( чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
- более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Показатель социального благополучия семьи как института воспитания (сводная таблица).
№ |
Ф.и.о. |
Состав семьи |
Санит-жил условия |
Доход семьи |
Пед стиль семьи |
Уровень соц здоровья |
Ценность детей в семье |
Отнощения семьи со школой |
Баллы |
1. |
|
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
12 |
2. |
|
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
13 |
3. |
|
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
14 |
4. |
|
4 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
17 |
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|