Занятие «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребёнка»

0
0
Материал опубликован 7 May 2018 в группе

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка.

Социальные характеристики

Балл

1

Состав семьи ребенка

 
 

Мать, отец, бабушка, дедушка

5

 

Только мать и отец

4

 

Мать и отчим, отец и мачеха

3

 

Одна мать, один отец

2

 

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2

Школьная успеваемость

 
 

хорошая

5

 

Удовлетворительная

4

 

Неудовлетворительная

3

 

Оставил школу, работает

2

 

Оставил школу, не работает

1

3

Здоровье ребенка

 
 

Практически здоров

5

 

Часто болеет в пределах нормального развития

4

 

Имеет хронические заболевания

3

 

Отставание в умственном развитии

2

 

Имеет врожденные патологии, нервно-психические заболевания

1

4

Санитарно – жилищные условия жизни семьи

 
 

Благоустроенная отдельная квартира

5

 

Отдельная квартира с родителями супругов

4

 

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

 

Комната в коммунальной квартире с удобствами

2

 

Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

5

Доход семьи

 
 

Могут практически себе ни в чем не отказывать

5

 

Денег в основном хватает, но для товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

 

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

 

Живут от зарплаты до зарплаты

2

 

Денег до зарплаты не хватает

1

6

Уровень социального благополучия семьи

 
 

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

 

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

 

В семье ссоры, пьянство, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю

3

 

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

 

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

7

Поведение ребенка в школе

 
 

Хорошее

5

 

Удовлетворительное

4

 

Неудовлетворительное

3

 

Неоднократно отмечалось асоциальное поведение

2

 

Стоит на учете в ПДН

1

8

Внешкольное общение ребенка

 
 

Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5

 

Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени

4

 

Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

3

 

Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ

2

 

Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

9

Жизненные цели ребенка

 
 

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

5

 

Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато

4

 

Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда и авось

3

 

Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов.

2

 

Явно негативные, асоциальные целеные ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ПДН)

1

10

Эмоциональные отношения родителей с детьми

 
 

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

 

Слепая любовь, гиперопека

4

 

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

3

 

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

 

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1


 

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретного ребенка набор баллов:

- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска ( чем меньше баллов, тем больше риск)

- от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы

- более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социального метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу в частности при бальной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

«Хотел ли ты в своей будущей семье:

- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

- относится к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?

- разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?

- проводить свободное время так же, как твои родители?»

Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.

Так же поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентаций и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:

Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)

Денежные проблемы твоей семьи

Отношения с родителями

Отношения между родителями

Отношения со сверстниками

Конфликты с педагогами

Трудности усвоения школьной программы

Здоровье близких родственников

Чем заняться в свободное время

Личная жизнь

Что-либо другое (что именно?)

Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

С высокой зарплатой

С гарантией от безработицы

Престижную

Не вредную для здоровья

Связанную с разъездами, новыми впечатлениями

Требующую личной предприимчивости, изобретательности

Нужную стране, людям

Связанную с общением с детьми

Связанную с общением с животными

Другую (какую именно?)

При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточняющих полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (что во-первых, во-вторых и т.д.)

Источник: журнал «Воспитание школьников» № 7, 2002 г.
Матрица
DOCX / 23.68 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.