Занятие «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребёнка»
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретного ребенка набор баллов:
- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска ( чем меньше баллов, тем больше риск)
- от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы
- более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социального метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу в частности при бальной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:
«Хотел ли ты в своей будущей семье:
- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?
- относится к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?
- разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?
- проводить свободное время так же, как твои родители?»
Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Так же поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентаций и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:
Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)
Денежные проблемы твоей семьи
Отношения с родителями
Отношения между родителями
Отношения со сверстниками
Конфликты с педагогами
Трудности усвоения школьной программы
Здоровье близких родственников
Чем заняться в свободное время
Личная жизнь
Что-либо другое (что именно?)
Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
С высокой зарплатой
С гарантией от безработицы
Престижную
Не вредную для здоровья
Связанную с разъездами, новыми впечатлениями
Требующую личной предприимчивости, изобретательности
Нужную стране, людям
Связанную с общением с детьми
Связанную с общением с животными
Другую (какую именно?)
При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточняющих полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (что во-первых, во-вторых и т.д.)
Источник: журнал «Воспитание школьников» № 7, 2002 г.
Матрица
DOCX / 23.68 Кб