12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акатова Ирина Анатольевна3432
Акатова Ирина Анатольевна.Социальный педагог высшей категории, учитель ОДНРК и ОРКСЭ , педагог -психолог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области
Россия, Костромская обл., Галичский район, д Степаново

Выявление уровня социального благополучия ребенка в семье.

Сбор такой информации можно провести по матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации об ученике. Это позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с подростком.

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи

Показатели

Баллы

1. Состав семьи

 

Мать, отец, дедушка, бабушка

5

 

Только мать и отец

4

 

Мать и отчим, отец и мачеха

3

 

Одна мать, один отец

2

 

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2. Санитарно-жилищные условия семьи

 

Благоустроенная отдельная квартира

5

 

Квартира с родителями одного из супругов

4

 

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

 

Комната в коммунальной квартире , общежитии с удобствами

2

 

Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

3. доход семьи

 

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

 

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4

 

На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности

3

 

Живут от зарплаты до зарплаты

2

 

Денег до зарплаты не хватает

1

4. Педагогический стиль семьи

 

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

 

Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

 

Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

 

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

 

Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

5. Уровень социального здоровья семьи

 

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви

5

 

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

 

В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению алкоголем

3

 

Судимость родителей, алкоголизм, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного из супругов

2

 

Родители находятся на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания

1

6. Ценность детей в семье

 

Дети – главная ценность в семье

5

 

Дети – равнозначная ценность наряду с супружеством

4

 

Дети дополняют супружеские отношения

3

 

Дети – элемент социального статуса: 2как у всех»

2

 

Дети – обуза, доставляют много забот, беспокойства

1

7. отношения семьи со школой

 

Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

5

 

Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

 

Интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

 

Критика школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

 

Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком школы

1

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

от 31 до 40 баллов – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Также принимается во внимание, в какой из 7 групп факторов выявлено наибольшее неблагополучие.

Заполнение матрицы требует от педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

Хотел бы ты в своей будущей семье:

иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье?

разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?

проводить свободное время так, как это делают твои родители?

Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.

 

см.по: Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112

Опубликовано в группе «Социальный педагог,воспитатель и Учитель с большой буквы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.