Занятие междисциплинарного курса МДК 01.02 Проект производства работ «Укладка и уплотнение грунтовых масс. Проектирование технологической карты «Уплотнение грунта в котловане»»
Пояснительная записка к презентации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятие междисциплинарного курса МДК 01.02 Проект производства работ
«Укладка и уплотнение грунтовых масс. Проектирование технологической карты «Уплотнение грунта в котловане»»
Автор: Коротун Валерия Евгеньевна
-преподаватель спец. дисциплин
Санкт- Петербург
2016
Содержание
Введение
Основная часть:
1. Подготовительный этап
2. Ход занятия
Приложение
Введение
Практический опыт, анализ педагогических информационных источников показывает, что в настоящее время основополагающей парадигмой в образовании является определение качества образования, адекватного потребностям общества и личности. Нарастающая актуальность проблемы качества профессионального образования и уровня выпуска специалистов выдвигает необходимость организации образовательного процесса, обеспечивающего высокий уровень качества подготовки специалистов, повышение эффективности управления образовательным процессом по подготовке специалистов; обеспечение максимальных возможностей для реализации студентами своих потенциальных способностей в ходе обучения.
С точки зрения обучающей стороны качество подготовки выпускников мы рассматриваем исходя из соответствия общим, профессиональным компетенциям и высокой конкурентоспособности. Поэтому большое значение в процессе формирования профессиональных компетенций студента и, соответственно, повышении качества образования, играет практическое применение знаний, что в совокупи с теоретическими знаниями, формирует у студента опыт профессионального поведения, а также способности к профессиональной деятельности. Поэтому необходимо рассматривать и включать в занятия по профессиональным модулям (ПМ) ориентирующие лекции с привлечением непосредственно заинтересованных в «продукте» (студентах- выпускниках), участников производства - работодателей, которые участвуя в ходе лекций, могут оказать влияние на качество, осуществлять первичную проверку знаний студентов и отслеживать актуальность и практическую значимость изучаемого материала.
Подготовительный этап занятия
Чтобы повысить интерес студентов к специальности и показать практическое применение знаний необходимо провести ориентирующую лекцию с on- lain включением строительной площадки, с последующим выполнением практической работы. Занятие преследует своей целью: побудить студентов не только воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, но и активно включаться в познавательную деятельность, с непосредственным применением новых знаний в практической работе по изучаемому междисциплинарному курсу. Этому способствует не только коллективная беседа (преподаватель- студент), которая создает атмосферу общей заинтересованности, осмыслению, систематизации знаний и опыта учащихся, но и при непосредственном общении с участником производства (работодателем). Это даёт завершенную картину важности получаемых знаний при обучении, позволяет студенту почувствовать значимость и неразделимость процесса теории и практики.
Для проведения мероприятия заранее преподавателем разрабатывается подробный план занятия, состоящий из нескольких этапов:
подготовительный,
организационный,
основной
заключительный.
Подготовительный этап включает в себя:
1)Проведение организационной и консультационной работы со специалистами на производстве (работодателями);
2)Подготовка сопровождения к лекционному материалу;
3) Подготовка заданий к практической работе.
Организационный этап включает в себя:
1)сообщение студентам цели занятия;
2)настрой студентов на плодотворную работу: организуется положительное самоопределение студента к деятельности на занятии, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Основной этап включает в себя:
1)преподаватель освещает особенности занятия;
2)проводит объяснение нового материала;
3)во время объяснения студентам задаются вопросы, которые входят в программу обучения и материал был ими пройден и закреплён;
4) даются ответы на поставленные вопросы;
5)беседа сопровождается показом слайдов мультимедийной презентации;
6) по окончании выступления преподавателя по теме проводится включение видеосвязи со строительной площадкой;
7) получение ответов от производителя работ на вопросы студентов;
Итоговый этап включает в себя:
В ходе этого этапа преподаватель благодарит студентов за плодотворную работу и активное участие в беседе. Выдаёт задание на практическую работу. Следит за ходом выполнения практического задания и отвечает на вопросы студентов. По окончании занятия освещает задание на внеаудиторную самостоятельную работу - оформление отчёта к практической работе с использованием информационных технологий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата: «__» _________________ 20__ года
Группа: _________
Дисциплина: МДК 01.02 Проект производства работ
Тема урока: «Укладка и уплотнение грунтовых масс. Проектирование технологической карты «Уплотнение грунта в котловане »».
Тип урока: комбинированный
Вид занятия: учебный практикум
Метод проведения: ориентирующая лекция с on- lain включением строительной площадки, с последующим выполнением практической работы
Цели урока:
Дидактическая:
Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний.
Задачи:
1. Закрепление и углубление знаний обучающихся, полученных при изучении раздела «Земляные работы».
2. Предоставление студентам возможности получения информации по данной теме.
3. Знакомство с использованием изученной информации непосредственно на производстве.
Развивающая:
Совершенствовать умения работы с нормативной литературой, применять знания в новой ситуации, развивать познавательный интерес к выбранной профессии.
Задачи:
1. Развивать способность выделять главное, способствовать умению объяснять понятия, делать выводы и обобщения.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами.
3.Обеспечение у студентов способности к оценочным действиям.
Воспитательная:
Вовлечение студентов в активную практическую деятельность.
Задачи:
1.Воспитание гражданской позиции обучающихся и ответственности.
2.Воспитание трудолюбия и аккуратности.
3.Воспитание инициативы и самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.
Междисциплинарные связи: ОП.01 «Инженерная графика», ОП.09 «Основы инженерной геологии», ОП.11 «Строительные машины и средства малой механизации», МДК 01.03 раздел «Охрана труда».
Обучающийся должен знать: требования нормативно-технической документации на оформление строительных чертежей, правила разработки, выполнения оформления и чтения конструкторской документации, способы графического представления пространственных образов и схем, задачи инженерно-геологических изысканий для обоснования проектирования основные технико-экономические характеристики строительных машин и механизмов, широко используемые в практике, правила безопасного ведения работ и защиты окружающей среды.
Обучающийся должен уметь: выполнять оформление отчётов, чертежей в соответствии с нормативно-технической документацией, с использованием информационных технологий, определять условия строительства в зависимости от района производства работ, осуществлять безопасный выбор производства работ.
Развиваемые профессиональные компетенции:
ПК 1.4 Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий
Развиваемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
№ п/п |
Этап урока |
Элементы и структура занятия, дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
Примечания |
1. |
Организация начала занятия |
Организационный Проверка присутствующих, подготовка учащихся к работе на занятии |
Полная готовность группы, оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
5 мин |
2. |
Подготовка к основному этапу занятия |
Основной Сообщение темы занятия. Постановка целей и задач. Обеспечение мотивации и принятия учащимися учебно-познавательной, практической деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной, практической деятельности на основе опорных знаний |
5 мин |
3. |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Проведение лекции- объяснения по теме занятия Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий |
15 мин |
4. |
Оn- lain включение строительной площадки |
Включение видеосвязи со строительной площадкой Рассмотрение способов выполнения работ на производстве Систематизация знаний, навыков, умений и качеств личности. |
Включение в познавательную деятельность, расширение коммуникационных способностей |
10 мин |
5. |
Проверка понимания учебного материала |
Проведение фронтального опроса студентов Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся |
5 мин |
6. |
Информация о выполнении практической работы |
Заключительный Выдача задания на выполнение практической работы Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения практического задания. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения практического задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
5 мин |
7. |
Закрепление знаний и способов действий |
Выполнение практической работы Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации |
Самостоятельное выполнение задания, которое требует применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
40 мин |
8. |
Подведение итогов занятия |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы |
Адекватность самооценки студента оценке преподавателя. Получение учащимися задания на самостоятельную внеаудиторную работу |
5 мин |
2.Ход занятия
Слайд 1
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о способах укладки и уплотнения грунтовых масс.
Слайд 2
На занятии мы разберём не только способы разработки, рассмотрим методы и способы уплотнения, осуществим on-lain подключением на строительную площадку, где вы сможете не только почувствовать себя участником строительного производства, но и задать вопросы по теме. А так же вам предстоит выполнить практическое задание, на котором вы запроектируете технологическую карту на уплотнение грунта в котловане.
Слайд 3
- Что такое грунт?
Грунт- это трёхфазная система.
-Давайте вспомним классификацию грунтов.
Скальные, крупнообломочные, песчаные, глинистые, лёссовые.
Слайд 4
- Уплотнение грунта применятся в различных производственных процессах: дорожное строительство, железные дороги, фундаменты зданий, аэропорты и порты. Какими способами можно преобразовать, изменить физико - механические свойства грунтов? Мы рассмотрим уплотнение грунтов в условиях гражданского и промышленного строительства, где работы выполняются при планировочных работах, возведении различных насыпей, обратной засыпке пазух фундамента. Цель уплотнения- увеличение его несущей способности, уменьшение сжимаемости и снижение водопроницаемости.
Cлайд 5
Давайте рассмотрим основные способы уплотнения грунтов. В практик применяется преимущественно механическое уплотнение грунтов: вибрирование, укатка, трамбование. Грунт уплотняют на захватках, размеры которых должны обеспечить достаточный фронт работ. Подготовительные процессы при уплотнении- это предварительное разравнивание и увлажнение. (отсыпанный грунт разравнивают бульдозерами, а увеличение уплотнения грунта с наименьшей затратой труда достигается при оптимальной для данного грунта влажности. Поэтому сухие грунты увлажняются, а переувлажнённые - осушаются. Грунт уплотняют на захватках, размеры которых обеспечивают достаточный фронт работ. Чрезмерное увеличение фронта работ может привести к высыханию подготовленного к уплотнению грунта (в жаркую погоду) или переувлажнению (в дождливую).
Слайд 6
Проходки грунтоуплотняющих машин делаются с небольшим перекрытием (20 см) во избежание пропусков неуплотнённого грунта. Число проходок задаётся в зависимости от вида грунта и типа грунтоуплотняющей машины.
Слайд 7
Для обеспечения равномерного уплотнения грунта его насыпают слоями одинаковой толщины. (на доске вычертить разрез траншеи с телом фундамента и показать слои) Уплотняют также при одинаковом количестве проходок или ударов грунтоуплотняющих машин.
Слайд 8
Техническую характеристику грунтоуплотняющих машин вы можете найти в справочной литературе.
Слайд 9
При производстве работ необходимо вести операционный контроль качества на каждом этапе выполнения. Ответственным исполнителем является – производитель работ.
Слайд 10
Выполнение практической работы
Спасибо за внимание!