12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина55
Россия
2

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по учебной дисциплине МДК.01.01. Дизайн-проектирование по профессии 54.01.20 Графический дизайнер (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих) Тема: «Понятие «композиция». Художественные средства построения композиции. Абстрактная композиция и средства эмоционального воздействия».



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по учебной дисциплине МДК.01.01. Дизайн-проектирование по профессии 54.01.20 Графический дизайнер (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)

тема: «Понятие «композиция». Художественные средства построения композиции. Абстрактная композиция и средства эмоционального воздействия».





Пояснительная записка

К практическому занятию по учебной дисциплине МДК.01.01. Дизайн-проектирование.

Раздел ПМ. 01 Разработка технического задания на продукт графического дизайна.

Тема программы: Тема 1.1 Композиция в графическом дизайне как основа будущего продукта.

Тема занятия: Понятие «композиция». Художественные средства построения композиции. Абстрактная композиция и средства эмоционального воздействия.


Характеристика учебной группы.


Практическое занятие проводится в учебной группе 16-21 второго курса по по профессии 54.01.20 Графический дизайнер)».

Основная часть студентов имеет хороший уровень подготовки, 30 % студентов-высокий, т.е. достаточно легко овладевают теоретическими знаниями, умениями, навыками.

У обучающихся высокий уровень заинтересованности, что стимулирует их к приобретению новых знаний, умений и навыков по усвоению системы знаний по дисциплине.

Студенты стремятся овладевать умениями, получать и осмысливать информацию, анализировать систематически полученные знания, осваивать способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности.

Уровень восприятия хороший. В группе нет неуспевающих студентов.


Характеристика раздела, темы программы.


Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер, входящей в укрупнённую группу специальностей 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств» в части освоения основного вида профессиональной деятельности. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего часов – 549 часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем – 392 часов.

В том числе:

лабораторные и практические занятия – 128 часов:

учебная и производственная практика – 216 часов.

Самостоятельная работа студента – 54 часа.

Промежуточная аттестация – 36 часов.


Первый раздел ПМ 1. Дизайнерско-конструкторские модули.

Изучение темы 1.1. «Композиция в графическом дизайне как основа будущего продукта» позволяет студентам познакомиться с принципами построения композиции, ее структурой, освоить особенности восприятия графических средств построения композиции, дает понятие о возможностях психологического воздействия композиции на зрителя с помощью цвета и других средств художественной выразительности.

Для закрепления знаний, полученных на уроках, студенты выполняют практические работы с применением различных методов построения гармоничной композиции на выбранную тему, с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности.

Методические указания по организации и проведению занятия.

Методическая разработка практического занятия может быть интересна преподавателям дисциплин данного профессионального цикла, реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.


При подготовке к занятию преподаватель должен четко сформулировать образовательные цели и их связь с развивающими и воспитательными задачами. Обязательно необходимо учитывать уровень подготовленности студентов, сформированность умений и навыков. Сделать выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального их воздействия на каждом этапе урока.

Подготовить учебно-дидактический материал, рассчитать время на проведение различных этапов в структуре практического выполнения задания, продумать смену деятельности студентов для наиболее рационального использования их способностей и ранее полученных ЗУНов. Необходимо тщательно продумать критерии оценивания выполненных работ.

На этапе сообщения темы и целей урока, в вступительном слове преподавателя целесообразно привлекать внимание студентов, для определения профессионального значения изучаемого материала, необходимости внимания к информации, её запоминания и длительного хранения в памяти. Сообщить основные виды деятельности студентов. Для осознания значения изучаемой темы, студенты должны знать, почему и для чего нужны знания по этой теме. Для этого необходимо создать мотивационную среду, которая стимулирует деятельность обучающихся.

Обязательным условием является использование в процессе занятия обучающих видеороликов, презентаций, большого количества наглядного материала, педагогического рисунка.

Предложенные рекомендации по проведению практического занятия позволят преподавателю конструировать свой вариант его проведения, ориентируясь на потребности обучающихся конкретной группы, их возраст, уровень подготовленности и мотивированности.



План практического занятия


группа № 16-21 профессия 54.01.20 Графический дизайнер.

Раздел ПМ 1. Дизайнерско-конструкторские модули.

Тема 1.1. Композиция в графическом дизайне как основа будущего продукта.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний на основе имеющихся.

Форма проведения: практическое занятие.

Цели и задачи занятия:

Цели:

1. Образовательная:

- изучить виды композиции и способы ее размещения и организации в заданном формате листа бумаги;

- научиться транслировать эмоции с помощью композиционных решений, цвета, тона, контраста и ритма пятен.

2. Развивающая:

- развитие творческого воображения, образного и пространственного мышления;

- продолжить развивать навыки работы со следующими художественными материалами: линерами, фломастерами, цветными карандашами.


3. Воспитательная:

- сформировать мотивацию к изучению дисциплины;

- привить интерес к саморазвитию, самопознанию, научить экологичной трансляции своих эмоций через изобразительное искусство.


Задачи занятия: выполнить упражнения на построение статичной и динамичной композиции. Создание абстрактной композиции на выбранную эмоцию, с использованием новых и ранее полученных знаний, умений, навыков.

Время занятия - 240 минут


Основные методы обучения, используемые на занятии:

Словесно-наглядный

Репродуктивный

Эвристический

Частично-поисковый

Междисциплинарные связи:

Рисунок

Живопись

История искусства

История дизайна

Материально – техническое обеспечение урока:

- Столы для занятий, стулья

- Проектор

- Ноутбук для преподавателя

- Бумага (формат А4), простые карандаши, ластики, линейки, цветные карандаши.

В процессе учебного занятия у обучающихся формируются следующие компетенции:

ПК 1.1.

Осуществлять сбор, систематизацию и анализ данных необходимых для разработки технического задания дизайн-продукта.

ПК 1.3.

Формировать готовое техническое задание в соответствии с требованиями к структуре и содержанию.

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 09.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.


Контроль и оценка: итоговая оценка выставляется в конце занятия по итогам выполненных работ.





Ход занятия


п/п

Внешняя

структура

Внутренняя подструктура

Деятельность преподавателя


Деятельность студентов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1

2

3

4

5

6

1

Вводная часть (5-10 мин.)

Организационная часть

Приветствие.

Проверка явки учащихся

Проверка готовности к уроку:

- готовность рабочих мест,

- готовность компьютерной техники,

- готовность студентов к уроку,

- организация внимания.

Приветствуют преподавателя

Староста сообщает об отсутствующих (если они есть, называет причину отсутствия)




Сообщение темы,

формулировка задач занятия





Тема занятия: Понятие «композиция». Художественные средства построения композиции. Абстрактная композиция и средства эмоционального воздействия.

Задачи занятия: упражнения на построение статичной и динамичной композиции. Создание абстрактной композиции на выбранную эмоцию, с использованием новых и ранее полученных знаний, умений, навыков.



Слушают преподавателя.

На демонстрационном экране слайды электронной презентации для сопровождения занятия (с помощью мультимедийного проектора)





Мотивация учебной деятельности

Указывая на межпредметную связь, развитие ПК положительно мотивирует студентов к изучению данного материала.






Сообщение

структуры урока

Преподаватель рассказывает последовательность работы на данном уроке.






Сообщение критериев оценки за выполненные на занятии работы

Преподаватель сообщает критерии оценивания упражнений и композиции с передачей эмоционального состояния.



2

Актуализация опорных знаний

(15 мин.)

Подготовка к изучению нового материала через повторение изученного на предыдущих уроках


Преподаватель предлагает обсудить, что студенты знают о композиции из занятий по рисунку и живописи.

Задает вопросы:

Каким образом предметы располагаются в кадре или на картинной плоскости?

Тональное и цветовое воздействие той или иной композиции на зрителя.

Как можно манипулировать взглядом зрителя?

Отвечают на поставленные вопросы, выдвигают предположения и предложения.





На экране демонстрируются слайды с фотографиями и работами художников.

3

Организация деятельности по изучению нового материала

(40 мин.)

Ознакомление с новым учебным материалом












Преподаватель знако­мит студентов с правилами работы с информацией, которая записывается в виде опорного конспекта.

Преподаватель контролирует запись в конспект, корректирует выполнение самостоятельного задания.

«Необходимо сформулировать для себя цели композиции, что я хочу донести зрителю, какую историю и каким образом я хочу ему рассказать?»

Цели композиции:

1. Понятность сюжета/истории.

2. Выделение главного и второстепенного.

3. Привнесение смысла в хаос.

4. Эстетическая красота.

Как отделить главное от второстепенного?

1. Контрастный цвет.

2. Масштаб предметов по отношению друг к другу.

3. Контраст тоновой.

4. Фокус (или воздушная перспектива).

Главное изображается четко, второстепенное – размытые очертания и границы.

5. Наличие человека в композиции автоматически привлекает внимание.

Направляющие – то, что ведет взгляд зрителя в определенную точку.

Где должен находиться центр композиции?

1. Правило третей.

2. Золотое сечение.

Правило равновесия – Баланс.

1. Распределение объектов на картинной плоскости.

2. Падающие тени.

3. Цветовой баланс.

Обрамление или Framing.

Дополнение главного объекта комфортными деталями.

Симметрия – опасна ли она?

Для натюрморта – да. Для композиции – нет.

Ритм, повторение и движение.

Ритм задает настроение и движение, ведет взгляд зрителя.

Какую роль играет цвет в построении композиции?

С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности.

Вывод: главное в композиции – выразительность!

Статика и динамика линий и форм.

Статика и динамика элементов
формы или композиции являются приемом передачи художественного образа.
Статика – состояние покоя, равновесие формы, устойчивое ее положение в пространстве. Статика строится на горизонтальных линиях, вызывающих состояние устойчивости, надежности, покоя.
Динамика – это зрительное восприятие движения, стремительности. Эти ощущения вызывают вертикальные и наклонные линии.

Динамика и статика зависят от пропорций. Если в пропорциях фигуры заложен контраст (контраст отношений сторон или осей этих фигур), то фигура создает впечатление динамичности. Чтобы возникло ощущение движения, разница между длиной и шириной должна быть значительной. Динамика возникает также при целенаправленном движении взгляда от большей массы к меньшей.»


Преподаватель предлагает студентам выполнить упражнения на статику и динамику в композиции.


«Абстрактная композиция.

Абстракционизм (лат. а bstractio n - удаление, отвлечение) или не фигуративное или беспредметное направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи, графике и скульптуре.

Абстрактная композиция – композиция личного переживания.

К примеру, как можно выразить радость и боль в композиции?»

Преподаватель демонстрирует свои работы, выполненные на заданные эмоции.

«Боль в рисунке — это темные, густые ахроматические или стремящиеся к ахроматическим краски, некая обезличенность или скука, выраженная однообразными формами и одинаковыми расстояниями между ними, вертикальные ритмы, лекальные кривые, создание эффекта «дымки», туманности специальными приёмами. Радость – это динамичная композиция, ассиметричная, ритмы постоянно меняются, как и масштабы. Все элементы выполняют свою работу: средние формы по отношению к формату, как правило, несут основную смысловую нагрузку и создают основное действие, у крупных элементов в композиции есть свойство объединять средние в систему, соподчинять разрозненные элементы, мелкие являются дополнением композиции. Цвета соответственно открытые, яркие, чистые.»


Слушают преподавателя, записывают опорный конспект, выполняют упражнения,

отвечают на поставленные вопросы.






























Демонстрация работ Кандинского, Малевича, Вазарелли и др.


3

Закрепление изученного материала.

Проверка усвоения студентами изученного материала в процессе выполнения задания


Преподаватель предлагает студентам выбрать наиболее близкую им эмоцию и постараться передать ее в абстрактной композиции при помощи новых и известных им ранее средств художественной выразительности.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выбор эмоции. Разработка эскиза.

2. Перенос эскиза на заданный формат (А4).

3. Работа цветом (цветные карандаши).

Выделение главного и второстепенного в композиции. Тоновой и цветовой контрасты.

4. Обобщение работы. Расстановка акцентов.



Работают над композицией.

4

Заключительная часть.

Рефлексия.

(15 минут)

Сообщение оценок с комментариями


Подведение итогов урока


Преподаватель подводит итоги, анализирует рисунки, обращает внимание на самые лучшие моменты и объясняет причины ошибок, если они есть.

Сообщает оценку качества работы каждого студента согласно результатам.

Отмечает лучших студентов.

Сообщает домашнее задание.


Слушают.


Записывают задание, ранее записанное на доске.

Просмотр, выполненных студентами работ.



Приложение №1. Наглядный материал по теме «Композиция. Средства выразительности в композиции».

t1683280509ac.jpg

t1683280509ad.jpg

Золотое сечение в фотографии.



Правило третей в фотографии.

t1683280509ae.jpg

Правило третей в живописи. t1683280509af.jpg



Приложение №2. Упражнения по статике и динамике. Работы выполнены студентами.


t1683280509ag.jpgt1683280509ah.jpgt1683280509ai.jpg




t1683280509aj.jpgt1683280509ak.jpg

Приложение №3. Работы художников – абстракционистов. Кандинский.




t1683280509al.jpgt1683280509am.jpg




Приложение №4. Работы преподавателя.


t1683280509an.jpg t1683280509ao.jpg

Боль. Радость.


Приложение №5. Работы студентов. Абстрактная композиция.


t1683280509ap.jpg t1683280509aq.jpg

Злость. Любопытство.


Список используемой литературы.

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: 1964.

2. Голубева О. Основы Композиции.- М.: 2004, Изд. дом «Искусство»

3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

4. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие – М.:АСТ:Астрель, 2006.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.