Медиапроект «Наша КЛАССная газета» (5–9 класс)
Медиапроект «Наша КЛАССная газета»
Актуальность
Особую актуальность данной работе придаёт официально утверждённая Примерная программа воспитания (2020 год), где раскрываются виды и формы деятельности школьных медиа в качестве воспитательного потенциала (3.9. Модуль «Школьные медиа», стр.28-29)
Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в нашем классе возникла идея выпуска своей газеты.
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в классе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание пресс-центра в классе, где будет выпускаться печатная школьная газета.
В результате анализа состояния образовательного процесса в нашей классе, выявлены следующие противоречия между:
необходимостью создания пресс-центра в классе и отсутствием единой программы по его функционированию;
пониманием того, что у школьников существуют различия в творческом потенциале (творческих возможностях
Этим обусловлен выбор темы проекта: «Наша КЛАССная газета»
Объект исследования: отражение классной жизни образовательный процесс класса.
Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности в издательской деятельности.
Цель проекта: создание условий для творческой самореализации личности в издательской деятельности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;
разработать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся с учетом преемственности в рамках деятельности школьного пресс-центра;
разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.
сотрудничать с писательским сообществом «Содружество» стимулирование самостоятельности и креативности школьников.
Гипотеза: если в классе создать условия для успешного функционирования школьного пресс-центра, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках деятельности классного пресс-центра.
Методы исследования:
Основные методы –наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы.
Введение
Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Стремление к творческой самореализации и максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, оно является побудительным мотивом любой деятельности.
В силу объективных причин (жесткого учебного плана) сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника предоставляются при проведении внеклассной работы. Различные формы регулярной внеклассной (например, клубы, студии, кружки) - это «полигон для испытаний» различных возможностей ребенка, своеобразный социально-психологический тренинг, постоянный, новый опыт, расширение представлений о себе и других людях, прекрасная возможность творческой самореализации личности. Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому мной максимально использованы возможности выбора и «свободы передвижения» ребенка в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, по –моему мнению, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности. Один из таких клубов на принципе добровольности появился и у нас в 5 классе. Это - «Клуб юного читателя». Началось всё с того, что одна девочка принесла в школу книгу и показала картинки классу, зачитывая вслух отдельные эпизоды. На следующий день другой мальчик принес свою любимую энциклопедию о животных, и ребята на переменах бурно обсуждали информацию, изложенную в книге. Видя насколько ребята увлечены чтением, я предложила нескольким девочкам идею организовать «Книжный клуб юного читателя». Девочки на классном часе пригласили одноклассников вступить в данный клуб, разработали анкету о предпочтениях в чтении, разработали «Устав клуба». Самое интересное, даже «троечники» с упоением рассказывали о своей любимой книге, забыв на время о своем любимом занятии - игре в телефоне. Работа в клубе требовала выхода на литературное сообщество. Так возникла социальное партнерство с литературным сообществом «Содружество». О результатах работы с литературным сообществом была сатья
Выдержка из статьи. « Нашему 6 В классу, который очень любит читать, очень повезло: так случилось, что мы имеем возможность живого общения с писателями. Со Светланой Викторовной Рамазановой мы знакомы с первого класса. Для нас она не просто писатель, а мама одного из наших одноклассников. И на самый первый классный час в 5 классе, , посвященный Дню Знаний, Светлана Викторовна пришла к нам в качестве писателя. Мы читали её стихи, знакомились с творчеством других нижневартовских писателей, некоторые дети читали свои стихи… Так в нашем классе появился «Книжный клуб На заседаниях литературного клуба ребята делились впечатлениями от прочитанных книг, читали вслух отрывки их любимых литературных произведений. Так, между литературным сообществом «Содружество» и обучающимися 6 В класса было заключено социальное партнёрство. Очень серьёзно ребята подготовились к встрече с Р.Салах. Не пропустили ребята и встречу с нашим школьным писателем Р.Ш.Сарьяновой. Встреча с писателями не прошла бесследно. С начала этого учебного года в нашем классе выходит классная газета. Было уже 4 выпуска.
Кадровое обеспечение проекта
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. | Классный руководитель |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации проекта. | Организатор проекта –член писательского сообщества «Содружество», член Союза писателей ХМАО-Югры –Рамазанова С.В. |
Педагоги школы | Осуществление проекта в системе внеклассной работы. | Классный руководитель Кобылина Ольга Владимировна, учитель русского языка Мацепура Анна Евгеньевна; учитель литературы Мухамадиева Анфиса Расимовна. |
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся класса
Форма | Задачи |
Встреча с писателями Нижневартовска | Учет индивидуальных возможностей обучающихся. Повышение степени самостоятельности обучающихся. Расширение познавательных возможностей обучающихся. Формирование навыков издательской деятельности. Содействие в профессиональной ориентации. Развитие творческих способностей обучающихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация обучающихся во внеклассной работе. |
Создание, организация и проведение заседаний «Клуба юного читателя» | Представление широкого спектра форм деятельности школьного пресс-центра. Выявление читательских интересов обучающихся. Повышение мотивации учеников к работе в школьном пресс-центре. Развитие творческих способностей обучающихся. |
Организация издательской деятельности обучающихся в школе
5 класс | Подготовительный этап: Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных обучающихся. | Формы: |
6-7 класс | Творческий этап: Формирование навыков издательской деятельности. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие обучающихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Формы: |
8 – 9 классы | Развивающий этап: Совершенствование навыков издательской деятельности. Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры обучающихся. | Формы: Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет. |
10 – 11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование навыков издательской деятельности. Совершенствование информационной культуры обучающихся. Самостоятельное применение обучающимися знаний умений и навыков. | Формы: Внеклассная работа. |
План реализации проекта
Этап | Задачи | Мероприятия проекта |
2018 Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра. | Изучение нормативной базы, подзаконных актов. Разработка проекта работы школьного пресс - центра. Разработка структуры управления проектом, должностных инструкций, распределение обязанностей. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта. | Пакет документов Организация выпуска классных стенгазет с использованием ИКТ. Организация группы обучающихся по освещению классных мероприятий. Разработка системы работы с творчески активными детьми. |
2019 Цель: апробация системы работы с обучающимися в рамках деятельности классного пресс-центра. | Диагностика склонностей обучающихся. Разработка методических рекомендаций по работе с творчески активными детьми, основам журналисткой деятельности, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми обучающимися. | Диагностика склонностей обучающихся. Организация деятельности школьного пресс-центра. Участие в конкурсах журналистов, проектных мероприятиях. Разработка методических рекомендаций по основам журналисткой деятельности школьников. |
2020 Цель: переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра в режим функционирования. | Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе. | Диагностика склонностей обучающихся. Организация деятельности классного пресс-центра. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными детьми. |
2021 Цель: переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности классного пресс – центра в режим функционирования. | Анализ итогов реализации проекта. Коррекция затруднений | Диагностика склонностей обучающихся. Организация деятельности школьного пресс-центра. Обобщение результатов работы класса. Обработка и анализ итогов реализации проекта, корректировка гипотезы. Разработка методических рекомендаций. |
Ожидаемые результаты:
Критерии | Показатели |
1. Выявление склонностей, способностей и интересов обучающихся. | Наличие: Собственных стихов, прозы банк данных; |
2. Творческая самореализация выпускника школы. | Наличие: различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы; издательской деятельности (школьной газеты); роста уровня развития творчества в деятельности педагогов и обучающихся. Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения и применять их в жизни. |
4. Преемственность в работе средней и старшей школы. | Наличие: организации издательской работы обучающихся в школе; мотивации обучающихся к обучению; умения выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения. |
Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта
Негативные последствия:
недостаточность материально-технического обеспечения.
Устойчивость проекта:
положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;
повышение качества образования;
рост профессионального мастерства педагогов;
удовлетворённость результатами родителей.
Бюджет проекта
№ п/п | Перечень статей расходов и требующихся ресурсов | Запрашиваемая сумма, руб. | Собственные средства, руб. | Привлечённые средства, руб. | Общая сумма, руб. |
1 | Оборудование: персональный компьютер; |
|
18000 |
|
|
2 | Расходы на деятельность: бумага для офисной техники; |
3000 |
500 |
|
|
| ИТОГО: | 25000 | 32000 | 3000 | 60000 |
Вывод. Создание условий для внеклассного общения детей способствовало раскрытию их творческих способностей, самореализации в умении поделиться своими читательскими предпочтениями, профессиональной ориентации. Так, несколько человек в классе решили стать журналистами, начав с выпуска классной газеты. Конечно же, выпуск газеты вызван глубокой заинтересованностью ко всему, что происходит в школе, в классе… Не быть равнодушным не это ли основная черта современного человека? Впереди предстоит огромная работа, которая заключается в том, чтобы «каждому обучающемуся дать правильное воспитание» и тогда каждый займет свое правильное место в жизни