12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна3664
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
13

Программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики "Наша классная газета"

Программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики

«Наша классная газета»

Направление: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: проектная

Возраст школьников: 3 - 4 классы

Пояснительная записка

Сегодня СМИ оказывают большое влияние на формирование общественного мнения. Из газет люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. Нужно научиться правильно оценивать происходящее, высказывать и отстаивать свою точку зрения по разным темам. Новые ФГОС ставят задачу научить младшего школьника принимать решения, быть коммуникативным и мобильным. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Классная газета – важнейшее средство самовыражения ребенка. Она имеет большой воспитательный потенциал, помогает в реализации творческих способностей в ходе совместной работы учителя, обучающихся, родителей. Занятия журналистикой в тесном союзе с методом учебного проекта создают условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, способствуют выработке аналитического склада ума, трудолюбия.

Программа «Наша классная газета» дает ребятам возможность учиться самостоятельно планировать и отбирать материал. Работа над выпуском газеты развивает умение сотрудничать, создает ситуацию успешности. Проект позволяет освещать в газете события из жизни класса, обучает первоначальным умениям выпуска газеты и деятельности журналиста. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля.

Творчество помогает справиться с трудностями, с негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ способствует созданию условий для успешной адаптации в социуме, что очень важно в современном мире.

Цель: реализация творческого потенциала младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через издание классной газеты

Задачи:

изучение основ журналистского опыта;

обучение этике общения;

создание условий для проявления творческой индивидуальности;

развитие социально-коммуникативного опыта и познавательной активности;

приобщение к миру духовных ценностей;

воспитание бережного отношения к культурным ценностям, к родному языку

Современные технологии: проектная, проблемно-диалогическая, игровая, ИКТ, КТД, коммуникативная.

Комплекс педагогических условий формирования коммуникативных способностей младших школьников: включение обучающихся в диалоговую систему обучения, поэтапное включение в коммуникативно-игровую деятельность, использование общеучебных знаний и умений продуктивного общения в решении жизненных задач, вовлечение в рефлексивно-оценочную деятельность социально-коммуникативного опыта.

Форма работы

Групповое обсуждение

Самостоятельная работа обучающихся

Консультации с учителем, с руководителем детско-юношеского пресс-центра

Консультации родителей

Перспективность:

участие в литературных конкурсах;

работа в детско-юношеском пресс-центре ГБУ АО «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»

Критерии оценки качества выполнения проекта: при работе над каждым выпуском газеты оценивается полнота раскрытия темы, грамотность и оформление статьи, самостоятельность обучающегося и используемые источники информации. Совместно с психологом проводится анкетирование и диагностика разных аспектов деятельности школьников.

   

Да

Нет

Не знаю

Наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации

- могу разобраться в ситуации

- могу найти решение проблемы

     

Наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

- испытываю радость от деятельности

- мне это интересно

     

Переживание субъективного открытия

- я сам получил этот результат

- сам справился с проблемой

     

Осознание усвоения нового как личностной ценности

- мне важно научиться решать эти ситуации

- мне будут нужны эти знания

     
1. Чему ты научился за время проекта?

 

2. Понравилась ли работа в группе?

3. Что нового ты узнал о своих способностях?

4. Нужна ли тебе проектная деятельность?

Содержание курса

Программа «Наша классная газета» рассчитана на 34 занятия (1 занятие в неделю). Содержание программы курса направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров, предполагает активные методы и формы обучения и разнообразные виды деятельности обучающихся.

Раздел 1. Введение (3 час)

Роль и функция СМИ в современном мире. Преимущества печатной прессы перед радио и телевидением. Роль классной газеты. Краткая история развития печати в России. Обзор региональных газет для взрослых и детей.

Раздел 2. Основы журналистского мастерства (15час.)

Структура редакции: главный редактор, журналисты, верстальщик, корректор, дизайнер, выпускающий редактор, фотограф. Структура материала: рубрика, заголовок, ЛИД, материал и фото, подпись автора. Основные жанры журналистики: заметка, интервью, репортаж, зарисовка, отзыв. Этапы создания газеты: получение редакционного задания, сбор информации, написание материала, набор заметки на компьютере, редактирование материала, макетирование, верстка номера газеты, корректура выпуска, печать, распространение. Источники информации и методы ее сбора: документы и записи, интервью, личные наблюдения, библиотека, Интернет.

Раздел 3. Интересные встречи (5 час.)

Практическое занятие в фотостудии по разным видам съемки. Экскурсия в издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера». Встреча с известными журналистами города.

Раздел 4. Проба пера (2 час.)

Собственные тексты в любом газетном жанре. Обсуждение и редактирование текстов.

Раздел 5. Наша классная газета (9 час.)

Название классной газеты, ее логотип. Темы и задачи совместной деятельности. Распределение ролей. Сбор информации. Выпуск газеты. Презентация газеты.

Тематическое планирование

Раздел

Тема занятия

Часы

Деятельность

обучающихся

Введение

(3 час.)

1

Роль и функции СМИ в современном мире. Роль классной газеты.

1

Обсуждение роли СМИ. Анкетирование: какую прессу читают дома.

Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

Дискуссия о необходимости классной газеты.

2

Краткая история развития печати в России.

1

Знакомство с историей печати в России с применением презентации.

3

Посещение библиотеки. Региональные газеты для взрослых и детей.

1

Работа в парах. Информация о материалах местных газет.

Основы журналистского мастерства

(15 час.)

4

5

Структура редакции.

Этика и деятельность журналиста.

2

Пресс-центр: что делают главный редактор, журналисты, верстальщик, корректор, дизайнер, выпускающий редактор, фотограф.

Этика журналиста. Правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях

(разбор ситуаций)?

6

Структура материала.

1

Практическая работа с газетами: что такое рубрика, заголовок, ЛИД, материал и фото, подпись автора. Типы заголовков. Коллективное решение проблемы - влияет ли заголовок на содержание текста.

7

Виды газетных жанров. Газетный жанр - зарисовка. Особенности зарисовки.

1

Знакомство с разнообразием газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Работа в группах. Нахождение особенностей зарисовки.

8

Газетный жанр – отзыв. Написание отзыва.

1

Самостоятельное написание отзыва.

9

Заметка. Информационный листок и художественная заметка.

1

Знакомство с видами заметок.

Нахождение их в газете.

10

Газетный жанр – репортаж. Особенности репортажа.

1

Просмотр видеороликов с репортажами, выяснение особенностей репортажа.

11

Репортаж с места события.

1

Самостоятельный репортаж об интересном школьном событии.

12

Интервью. Виды интервью. Правила ведения интервью.

1

Правила ведения интервью. Ролевая игра: берем интервью.

13

Написание интервью.

1

Индивидуальная работа.

14

Этапы создания газеты.

1

Беседа с руководителем пресс-центра об этапах создания газеты: получение редакционного задания, сбор информации, написание материала, набор заметки на компьютере, редактирование материала, макетирование, верстка номера газеты, корректура выпуска, печать, распространение.

15

Источники информации и методы ее сбора.

1

Работа в группах. Поиск информации на определенную тему в разных источниках.

16

Макетирование. Расположение материала и фотографий.

1

Практическое занятие по созданию макета газеты.

17

18

Верстка газеты на компьютере.

2

Индивидуальная работа с программой Microsoft Word, создание таблицы, вставка в таблицу теста, фотографий.

Интересные встречи

(5 час.)

19

Экскурсия в фотостудию. Правила фотосъемки на улице и в помещении.

1

Практическое занятие. Знакомство с разными видами фотоаппаратов, с правилами фотосъемки.

20

21

Экскурсия в издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера».

2

Знакомство с работой типографии. Как печатается газета.

 

22

Встреча с известными журналистами города.

1

Знакомство с опытом работы журналиста. Какие встречаются трудности, как их преодолеть.

23

Игровая программа по основам журналистики.

1

Пресс-центра ГБУ АО ОЭРЦ. «Своя игра» на закрепление полученных знаний по основам журналистики.

Проба

пера

(2 час.)

24

Составление авторской статьи в любом газетном жанре.

1

Самостоятельная работа по написанию статей в разных газетных жанрах. Право выбора жанра.

25

Обсуждение и редактирование статей.

1

Коллективное обсуждение и рецензирование написанных статей.

Наша классная газета

(9 час.)

26

Название и логотип классной газеты.

1

Работа в группах. Выбор названия газеты и ее логотипа. Оформление идеи в рисунке.

27

Распределение ролей.

1

Выбор тематики и распределение ролей для выпуска газеты.

28

Сбор информации.

1

Сбор информации, консультации с учителем, руководителем пресс-центра, родителями.

2930

Написание статей. Редактирование.

2

Написание статей, редактирование, набор текстов на компьютере.

31

Макетирование материала.

1

Создание макета будущей газеты, расположение материала, фотографий и рисунков.

3233

Компьютерная верстка газеты.

2

Компьютерная верстка газеты, корректура, печать на двухсторонней фотобумаге.

34

Презентация выпуска

1

Презентация газеты для родителей и обучающихся.

Информационно - методическое обеспечение

Для детей:

1. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. – Томск: «Твердыня»

2. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня»

3. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня»

Для учителей:

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010

2. Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелёва Т.В. «Служу Отечеству пером». Образовательная программа по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня», 2008.

3. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Методическое пособие по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня» - 2011

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005 - № 9

5. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр»// Классный руководитель,

2003 - № 2

6. Ческидова В.И. Проектируем внеурочную деятельность в образовательной организации. – Архангельск: АО ИОО, 2014

Материально-техническое обеспечение

персональные компьютеры в компьютерном классе;

пресс-центр ГБУ АО ОЭРЦ;

принтер;

фотоаппарат;

диктофон;

двухсторонняя фотобумага для печати газеты

Планируемые результаты

Предметные результаты

практические навыки работы с компьютером;

умение писать в различных газетных жанрах, работать над развитием письменной и устной речи;

умение редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей;

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к языку, культуре;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему;

составлять план решения проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

пользоваться словарями, справочниками;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.