Программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики «Наша классная газета» для 3-4 классов
Программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики
«Наша классная газета»
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: проектная
Возраст школьников: 3 - 4 классы
Пояснительная записка
Сегодня СМИ оказывают большое влияние на формирование общественного мнения. Из газет люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. Нужно научиться правильно оценивать происходящее, высказывать и отстаивать свою точку зрения по разным темам. Новые ФГОС ставят задачу научить младшего школьника принимать решения, быть коммуникативным и мобильным. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Классная газета – важнейшее средство самовыражения ребенка. Она имеет большой воспитательный потенциал, помогает в реализации творческих способностей в ходе совместной работы учителя, обучающихся, родителей. Занятия журналистикой в тесном союзе с методом учебного проекта создают условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, способствуют выработке аналитического склада ума, трудолюбия.
Программа «Наша классная газета» дает ребятам возможность учиться самостоятельно планировать и отбирать материал. Работа над выпуском газеты развивает умение сотрудничать, создает ситуацию успешности. Проект позволяет освещать в газете события из жизни класса, обучает первоначальным умениям выпуска газеты и деятельности журналиста. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля.
Творчество помогает справиться с трудностями, с негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ способствует созданию условий для успешной адаптации в социуме, что очень важно в современном мире.
Цель: реализация творческого потенциала младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через издание классной газеты
Задачи:
• изучение основ журналистского опыта;
• обучение этике общения;
• создание условий для проявления творческой индивидуальности;
• развитие социально-коммуникативного опыта и познавательной активности;
• приобщение к миру духовных ценностей;
• воспитание бережного отношения к культурным ценностям, к родному языку
Современные технологии: проектная, проблемно-диалогическая, игровая, ИКТ, КТД, коммуникативная.
Комплекс педагогических условий формирования коммуникативных способностей младших школьников: включение обучающихся в диалоговую систему обучения, поэтапное включение в коммуникативно-игровую деятельность, использование общеучебных знаний и умений продуктивного общения в решении жизненных задач, вовлечение в рефлексивно-оценочную деятельность социально-коммуникативного опыта.
Форма работы |
Групповое обсуждение |
Самостоятельная работа обучающихся |
Консультации с учителем, с руководителем детско-юношеского пресс-центра |
Консультации родителей |
Перспективность:
• участие в литературных конкурсах;
• работа в детско-юношеском пресс-центре ГБУ АО «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»
Критерии оценки качества выполнения проекта: при работе над каждым выпуском газеты оценивается полнота раскрытия темы, грамотность и оформление статьи, самостоятельность обучающегося и используемые источники информации. Совместно с психологом проводится анкетирование и диагностика разных аспектов деятельности школьников.
Да |
Нет |
Не знаю |
||
Наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации |
- могу разобраться в ситуации - могу найти решение проблемы |
|||
Наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере |
- испытываю радость от деятельности - мне это интересно |
|||
Переживание субъективного открытия |
- я сам получил этот результат - сам справился с проблемой |
|||
Осознание усвоения нового как личностной ценности |
- мне важно научиться решать эти ситуации - мне будут нужны эти знания |
2. Понравилась ли работа в группе?
3. Что нового ты узнал о своих способностях?
4. Нужна ли тебе проектная деятельность?
Содержание курса
Программа «Наша классная газета» рассчитана на 34 занятия (1 занятие в неделю). Содержание программы курса направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров, предполагает активные методы и формы обучения и разнообразные виды деятельности обучающихся.
Раздел 1. Введение (3 час)
Роль и функция СМИ в современном мире. Преимущества печатной прессы перед радио и телевидением. Роль классной газеты. Краткая история развития печати в России. Обзор региональных газет для взрослых и детей.
Раздел 2. Основы журналистского мастерства (15час.)
Структура редакции: главный редактор, журналисты, верстальщик, корректор, дизайнер, выпускающий редактор, фотограф. Структура материала: рубрика, заголовок, ЛИД, материал и фото, подпись автора. Основные жанры журналистики: заметка, интервью, репортаж, зарисовка, отзыв. Этапы создания газеты: получение редакционного задания, сбор информации, написание материала, набор заметки на компьютере, редактирование материала, макетирование, верстка номера газеты, корректура выпуска, печать, распространение. Источники информации и методы ее сбора: документы и записи, интервью, личные наблюдения, библиотека, Интернет.
Раздел 3. Интересные встречи (5 час.)
Практическое занятие в фотостудии по разным видам съемки. Экскурсия в издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера». Встреча с известными журналистами города.
Раздел 4. Проба пера (2 час.)
Собственные тексты в любом газетном жанре. Обсуждение и редактирование текстов.
Раздел 5. Наша классная газета (9 час.)
Название классной газеты, ее логотип. Темы и задачи совместной деятельности. Распределение ролей. Сбор информации. Выпуск газеты. Презентация газеты.
Тематическое планирование
Раздел |
№ |
Тема занятия |
Часы |
Деятельность обучающихся |
Введение (3 час.) |
1 |
Роль и функции СМИ в современном мире. Роль классной газеты. |
1 |
Обсуждение роли СМИ. Анкетирование: какую прессу читают дома. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. Дискуссия о необходимости классной газеты. |
2 |
Краткая история развития печати в России. |
1 |
Знакомство с историей печати в России с применением презентации. |
|
3 |
Посещение библиотеки. Региональные газеты для взрослых и детей. |
1 |
Работа в парах. Информация о материалах местных газет. |
|
Основы журналистского мастерства (15 час.) |
4 5 |
Структура редакции. Этика и деятельность журналиста. |
2 |
Пресс-центр: что делают главный редактор, журналисты, верстальщик, корректор, дизайнер, выпускающий редактор, фотограф. Этика журналиста. Правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (разбор ситуаций)? |
6 |
Структура материала. |
1 |
Практическая работа с газетами: что такое рубрика, заголовок, ЛИД, материал и фото, подпись автора. Типы заголовков. Коллективное решение проблемы - влияет ли заголовок на содержание текста. |
|
7 |
Виды газетных жанров. Газетный жанр - зарисовка. Особенности зарисовки. |
1 |
Знакомство с разнообразием газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Работа в группах. Нахождение особенностей зарисовки. |
|
8 |
Газетный жанр – отзыв. Написание отзыва. |
1 |
Самостоятельное написание отзыва. |
|
9 |
Заметка. Информационный листок и художественная заметка. |
1 |
Знакомство с видами заметок. Нахождение их в газете. |
|
10 |
Газетный жанр – репортаж. Особенности репортажа. |
1 |
Просмотр видеороликов с репортажами, выяснение особенностей репортажа. |
|
11 |
Репортаж с места события. |
1 |
Самостоятельный репортаж об интересном школьном событии. |
|
12 |
Интервью. Виды интервью. Правила ведения интервью. |
1 |
Правила ведения интервью. Ролевая игра: берем интервью. |
|
13 |
Написание интервью. |
1 |
Индивидуальная работа. |
|
14 |
Этапы создания газеты. |
1 |
Беседа с руководителем пресс-центра об этапах создания газеты: получение редакционного задания, сбор информации, написание материала, набор заметки на компьютере, редактирование материала, макетирование, верстка номера газеты, корректура выпуска, печать, распространение. |
|
15 |
Источники информации и методы ее сбора. |
1 |
Работа в группах. Поиск информации на определенную тему в разных источниках. |
|
16 |
Макетирование. Расположение материала и фотографий. |
1 |
Практическое занятие по созданию макета газеты. |
|
17 18 |
Верстка газеты на компьютере. |
2 |
Индивидуальная работа с программой Microsoft Word, создание таблицы, вставка в таблицу теста, фотографий. |
|
Интересные встречи (5 час.) |
19 |
Экскурсия в фотостудию. Правила фотосъемки на улице и в помещении. |
1 |
Практическое занятие. Знакомство с разными видами фотоаппаратов, с правилами фотосъемки. |
20 21 |
Экскурсия в издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера». |
2 |
Знакомство с работой типографии. Как печатается газета. |
|
22 |
Встреча с известными журналистами города. |
1 |
Знакомство с опытом работы журналиста. Какие встречаются трудности, как их преодолеть. |
|
23 |
Игровая программа по основам журналистики. |
1 |
Пресс-центра ГБУ АО ОЭРЦ. «Своя игра» на закрепление полученных знаний по основам журналистики. |
|
Проба пера (2 час.) |
24 |
Составление авторской статьи в любом газетном жанре. |
1 |
Самостоятельная работа по написанию статей в разных газетных жанрах. Право выбора жанра. |
25 |
Обсуждение и редактирование статей. |
1 |
Коллективное обсуждение и рецензирование написанных статей. |
|
Наша классная газета (9 час.) |
26 |
Название и логотип классной газеты. |
1 |
Работа в группах. Выбор названия газеты и ее логотипа. Оформление идеи в рисунке. |
27 |
Распределение ролей. |
1 |
Выбор тематики и распределение ролей для выпуска газеты. |
|
28 |
Сбор информации. |
1 |
Сбор информации, консультации с учителем, руководителем пресс-центра, родителями. |
|
2930 |
Написание статей. Редактирование. |
2 |
Написание статей, редактирование, набор текстов на компьютере. |
|
31 |
Макетирование материала. |
1 |
Создание макета будущей газеты, расположение материала, фотографий и рисунков. |
|
3233 |
Компьютерная верстка газеты. |
2 |
Компьютерная верстка газеты, корректура, печать на двухсторонней фотобумаге. |
|
34 |
Презентация выпуска |
1 |
Презентация газеты для родителей и обучающихся. |
Информационно - методическое обеспечение
Для детей:
1. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. – Томск: «Твердыня»
2. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня»
3. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня»
Для учителей:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010
2. Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелёва Т.В. «Служу Отечеству пером». Образовательная программа по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня», 2008.
3. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Методическое пособие по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня» - 2011
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005 - № 9
5. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр»// Классный руководитель,
2003 - № 2
6. Ческидова В.И. Проектируем внеурочную деятельность в образовательной организации. – Архангельск: АО ИОО, 2014
Материально-техническое обеспечение
• персональные компьютеры в компьютерном классе;
• пресс-центр ГБУ АО ОЭРЦ;
• принтер;
• фотоаппарат;
• диктофон;
• двухсторонняя фотобумага для печати газеты
Планируемые результаты
Предметные результаты
• практические навыки работы с компьютером;
• умение писать в различных газетных жанрах, работать над развитием письменной и устной речи;
• умение редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей;
• умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к языку, культуре;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему;
• составлять план решения проблемы;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• пользоваться словарями, справочниками;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
• владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.