Медиация как способ разрешения конфликтов в образовательной организации

1
0
Материал опубликован 26 May 2022

37


Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Свердловской области

«Белоярский многопрофильный техникум»







Областная научно-практическая конференция студентов
«Наука, творчество, молодёжь - 2022»









Тематическое направление
«Гуманитарное»

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ










Ф.И.О. исполнителя:

Корепанова Анастасия Андреевна,

студентка III курса,

специальность «Дошкольное образование»

Руководитель:

Юрьева Елена Ивановна,

преподаватель правовых дисциплин

высшей квалификационной категории








2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….

3

1 ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ ………...

7

1.1 Понятие конфликта ……………………………….........…..…….....

7

1.2 Конфликты в образовательной среде ………………………………

1.3 Оценка степени конфликтности студентов ГАПОУ СО «БМТ»….

1.4 Управление конфликтом и способы разрешения конфликтов………………………………………………………………………

8


11



14

2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИАЦИИ КАК СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ….……………………………...



16

2.1 Понятие, особенности медиации, история становления медиации как способа разрешения конфликтов ….……………………………………...


16

2.2 Нормативно-правовое регулирование медиации в Российской Федерации……………………………………………………………………….

2.3 Служба медиации в образовательной организации………………..


21

25



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

29

список использованных источников …………………………

31

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..

34


















Введение

Все мы хотели бы полностью избежать конфликтов.

Но это абсурдная мечта.

французский социолог Бернар Гурней,

«Введение в науку управления»


Регулятором отношений, складывающихся в любом обществе, являются различные социальные нормы: обычаи, религия, мораль, право и другие, которые призваны обеспечивать упорядоченность, устойчивость социального взаимодействия отдельных личностей и социальных групп. Не смотря на наличие таких регуляторов, в результате взаимодействия индивидов и социальных групп неизбежны различные конфликты.

Конфликты могут возникать в различных сферах человеческой деятельности, они могут быть различными по своей классификации, и способы разрешения социальных конфликтов достаточно разнообразны. Но конструктивное разрешение конфликта влечет за собой и положительные моменты: проведение каких-то социальных изменений, разрядка напряженности между сторонами, примирение сторон, нормализация отношений между ними.

В процессе жизнедеятельности любой человек постоянно вступает в различные общественные отношения: с членами семьи, друзьями, коллегами, начальством и подчиненными, представителями государственных органов, даже малознакомыми людьми. Умея ориентироваться в конфликтных ситуациях, прогнозировать эти ситуации, грамотно из них выходить, человек может рассчитывать на свои силы и не зависеть от воли обстоятельств, не проявлять агрессию, суицид, иные неконструктивные способы разрешения конфликтов как защитную форму поведения. Стабильность во взаимоотношениях с людьми позволяет личности стать конкурентоспособной, что является важной задачей современного образования.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Защита прав каждого ребенка, максимальная реализация потенциала каждого ребенка определены ключевыми принципами Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [8]. Указом Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства [9].

Как подчеркивается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [11].

Важнейшей задачей воспитательной деятельности образовательных организаций в современных условиях является формирование у обучающихся навыков конструктивного разрешения возникающих конфликтов, основанных на гуманистических ценностях человеческой жизни и семьи, уважении личности и интересов другого человека, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов [12].

Одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на гуманистических и традиционных способах управления конфликтами, направленных на преодоление криминализации подрастающего поколения, профилактику правонарушений несовершеннолетних, включение семейного и более широкого социального окружения ребенка к решению его возможных проблем, формирование в подростковых сообществах лидеров, несущих позитивные ценности; а также активном применении форм групповой работы с родительскими и детскими сообществами; профилактику и разрешение этноконфессиональных и межкультурных конфликтов в детской и подростковой среде [12].

Так как в образовательных организациях обучающиеся проводят большую часть времени, взаимодействуя с представителями разных полов, возрастов, социального статуса, национальностей, имеющими различные характерологические особенности, в том числе и склонности к асоциальному, девиантному поведению, учитывая, что зачастую родители (законные представители) пытаются переложить обязанности в воспитании своих детей на плечи педагогов, педагогическим работникам (и руководству образовательных организаций) в постоянно изменяющихся условиях современной жизни становится все труднее противостоять развитию конфликтов. Обучающиеся, да и многие педагоги не в достаточной степени обладают необходимыми знаниями и умениями по деэскалации конфликтов, не обучены эффективным стратегиям, позволяющими легко выходить из возникающих конфликтных ситуаций.

Процессу восстановления цивилизованных межличностных коммуникаций благоприятствуют восстановительные технологии, в ходе которых разнообразные отношения и поступки детей, их родителей и учителей при поддержке специалистов становятся предметом конструктивного обсуждения со стороны самих подростков [12].

В целях формирования у подрастающего поколения навыков конструктивного поведения в конфликте как способа профилактики девиантного поведения подростков, преодоления их криминализации, укрепления института семьи посредством вовлечения ее в воспитательный процесс, формирования коммуникативной компетентности детей, педагогов и родителей [12], что повлечет за собой снижение высокой напряженности, агрессивности и конфликтности среди субъектов образовательного процесса, в настоящее время в образовательных организациях различных регионов Российской Федерации создаются и развиваются службы медиации (примирения).

Основной целью службы медиации (примирения) в образовательной организации является создание условий, при которых конфликтующие стороны могут примириться и договориться о приемлемых для них вариантах разрешения конфликтной ситуации.

В создании бесконфликтной образовательной среды могут принимать участие не только педагоги, психологи, иные специалисты образовательной организации, но и сами обучающиеся, например, через волонтерское движение («группы равных»), в которых группы обучающихся объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, а также младших и даже старших по возрасту обучающихся.

Деятельность службы медиации (примирения) образовательной организации, возможность создания и участия в волонтерском движении по формированию бесконфликтного пространства в образовательной организации требуют, прежде всего, знаний нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы медиации в образовательных организациях, а также теоретических знаний в области права, психологии, социологии и других наук, касающихся, в частности, понятия конфликта, способов разрешения конфликтов, коммуникативных и переговорных компетентностей медиатора и т.д.

Приобрести какие-то практические навыки по урегулированию конфликтов в образовательной организации, конечно, возможно при определенной теоретической подготовке, базирующейся на знании нормативно-правовых аспектов организации деятельности служб медиации.

Актуальность темы проекта состоит в том, что применение процедуры медиации является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в Российской Федерации механизмов урегулирования, прежде всего, правовых споров. Но в то же время применение различных медиативных процедур способно конструктивно разрешать различные конфликты, возникающие в образовательной сфере.

Объектом работы являются медиация как способ разрешения конфликтов в образовательных организациях.

Предметом работы выступают возможности медиации в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Белоярский многопрофильный техникум (далее - ГАПОУ СО «БМТ»).

Целью работы является выявление особенностей медиации как самостоятельного способа разрешения конфликтов в образовательной организации.

Для реализации поставленной цели был поставлен ряд взаимосвязанных задач:

- изучение понятий конфликт, педагогический конфликт;

- исследование степени конфликтности студентов ГАПОУ СО «БМТ»;

- изучение понятий управления конфликтом и способов их разрешения;

- изучение медиации как особого способа разрешения конфликтов;

- изучение нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих общие вопросы медиации, а также вопросы организации и деятельности служб медиации (примирения) в образовательных организациях;

- отработка навыков по проведению психологического тестирования и обработке полученных результатов;

- подготовка буклета по теме работы.

Гипотеза: медиация – особый способ разрешения конфликтов с участием посредника, но основная роль при таком способе отводится сторонам конфликта.

























1 Понятие конфликта и способов его разрешения

Конфликтные ситуации неизбежны,

но умный ищет выход из них, а дурак — вход.

Губарев Виктор Кимович,

украинский писатель, публицист, историк


1.1 Понятие конфликта


Конфликт (лат. сonflictus) - столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, спор [20].

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм [36].

Российские авторы дают различные определения конфликта.

Например, с точки зрения А. Г. Здравомыслова конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [23].

Б. И. Хасан определяет конфликт как актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы [33].

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают понимать под конфликтом наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [18].

Определения конфликта различные, но все они подчеркивают обязательное наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть явными и скрытыми, но в основе конфликта лежит отсутствие согласия. То есть, конфликт является одной из форм социального взаимодействия людей, определяемой возникающими между ними противоречиями. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и так далее.

В истоке любого конфликта лежат противоречия, обусловленные неудовлетворенностью каких-либо потребностей конфликтующих. Противоречия являются объективной основой развития конфликтов. В тех случаях, когда конфликт возникает без видимых причин, конфликтная ситуация порождается латентным (скрытым) действием противоречий в социальных системах.

Конфликт всегда связан с конкретными действиями противоположных сторон. Важной стороной этого противодействия является поведение людей. В конфликтных ситуациях стороны (индивиды, социальные группы) стремятся реализовать свои интересы. Однако конфликт не всегда выражается в форме явного столкновения сторон. Это происходит тогда, когда существующие противоречия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных каждой стороной целей. В этом случае люди бывают просто вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.

Не смотря на то, что конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия, направленные друг против друга, однозначно негативно к конфликту относиться не следует. Безусловно, в большинстве конфликтов проявляется деструктивная функция: негативное влияние на психику участников, даже на их общее состояние здоровья, разрушение межличностных связей, зачастую складывавшихся в течение длительного времени, дестабилизация отношений в коллективе, снижение эффективности работы (учебы) и другое. Но в то же время в процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выявить существующие проблемы, выразить (услышать) различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, оценить собственные индивидуально-психологические особенности, получить новый опыт, скорректировать свое поведение, в ходе конфликта могут быть частично или полностью устранены возникшие противоречия, конфликт может снизить психическую напряженность всех задействованных в нем лиц, создать благоприятные условия в коллективе, улучшить межличностные отношения и другое. Именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.


Конфликты в образовательной среде


Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований констатируют неизбежность возникновения напряженности и конфликтности в образовательных организациях различного уровня. Во многом это обусловлено процессами развития личности, закономерностями ее взросления, индивидуальными психологическими, физиологическими особенностями подростка, связанного с началом ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой организма, что, в свою очередь, приводит к эмоциональной нестабильности. Эти обстоятельства могут приводить современного подростка к частым и сложным конфликтам. А так как подавляющее большинство современных детей периоды детства и юности проводит в образовательных организациях, то образовательная среда является местом, где разнообразные конфликты возникают довольно часто. С учетом особенностей сферы протекания такие конфликты называются педагогическими.

Педагогический конфликт, - по словам С. В. Баныкиной, - можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин [19]. Таким образом, определяется сфера протекания педагогического конфликта (учебно-воспитательный процесс), активность участников (взаимодействие, в основе которого лежат субъект-субъектные противоречия), эмоциональный фон (отрицательные эмоции).

Характеризуя педагогический конфликт, В. В. Базелюк обращает внимание на то, что открытое столкновение между субъектами педагогического взаимодействия обусловлено отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них. Для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия конфликт нуждается в конструктивном разрешении [24].

Следует согласиться с Рыбаковой М.М., которая выделяет следующие особенности педагогических конфликтов:

- профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

- участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт “глазами учителя” и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

- присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить [29].

В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [31].

Разные авторы предлагают различную квалификацию конфликтов в образовательной среде. На наш взгляд, наиболее приемлемой является следующая классификация педагогических конфликтов:

- конфликты, вызванные объективными причинами: социально-экономическим положением педагогов, условиями педагогической деятельности (средовой, этнический аспект);

- конфликты, связанные с поведением участников учебно-воспитательного процесса;

- конфликты в области межличностных отношений (т.е. вызванные субъективными причинами), которые связаны со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены психологическими особенностями каждого участника учебно-воспитательного процесса (возрастными, индивидуально-психологическими, социально-психологическими).

Педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий, при этом в провокации конфликтов в образовательном учреждении приоритетную роль играет субъективный фактор. Наиболее распространенными конфликтами в педагогической деятельности являются конфликты межличностных взаимоотношений: «обучающийся – обучающийся», «педагог – обучающийся», «педагог – педагог», «педагог – администрация», «педагог – родитель», «родитель – родитель», «родитель – обучающийся».

В основе данных конфликтов лежат противоречия систем ценностей, мировоззренческих позиций, взглядов, мнений, установок. Между обучающимися часто происходят конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за свое первенство в классе (учебной группе), в школе (техникуме). В средней школе, а также и в более старшем возрасте могут иметь место конфликты между мальчиками и девочками по причине несформированной коммуникативной компетентности среди обучающихся разного пола, а также межличностные, межгрупповые конфликты, конфликты между личностью и группой.

Педагогический конфликт, как и любой другой, может играть как позитивную, так и негативную роль в образовательном процессе. Шурухт С.М. справедливо рассматривал педагогический конфликт как ситуацию «столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения, интересов, установок, которые появляются у детей в процессе их деятельности и общения и которые, с одной стороны, мобилизуют морально-психологический потенциал личности, способствуя развитию самосознания, утверждению положительных сторон и преодолению отрицательных черт личности, а с другой - могут приводить к фрустрации, вызывая ощущение глубокой неудовлетворенности, тяжелые эмоциональные переживания, недовольство собой, окружающими людьми и т. д.» [34].

Проявление деструктивной функции педагогического конфликта, на наш взгляд, более заметно, может проявляться в негативном воздействии на психическое состояние участников конфликта; психологическом (а иногда и физическом) травмировании участников конфликта; стрессе, повышающем вероятность соматических и психических заболеваний; снижении эффективности деятельности участников конфликта; разрушении формальных и неформальных отношений; психологическом дискомфорте в общении и совместной деятельности, что, безусловно, не способствует преодолению возникших противоречий в отношениях.

В то же время ученые выделяют различные конструктивные функции педагогических конфликтов [например, 17, 26, 28]; обобщая их точки зрения, можно выделить следующие: педагогический конфликт служит источником развития личности, ее самосовершенствования; выявляет источник разногласий, противоречий, что позволяет найти способы их устранения; снимает психологическую напряженность, избавляет субъектов конфликта от фрустрации; способствует сплочению группы, укрепляет неформальные отношения в коллективе; выявляет общественное мнение, социальные установки, гуманистические ценности членов ученического социума.

Полагаем, что для успешного урегулирования и разрешения педагогического конфликта необходимо стремиться к минимизации проявления его деструктивных функций.


Оценка степени конфликтности студентов ГАПОУ СО «БМТ»


Обучающийся (воспитанник, учащийся, студент и т.д.) является одним из главных субъектов образовательных отношений, без которого немыслимо образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [5]. У обучающегося конфликты могут возникать с другим обучающимся или группой обучающихся, с педагогом (педагогами), родителями (лицами, их заменяющими), иными лицами (например, сотрудниками образовательной организации, не относящиеся к категории педагогических работников, посетителями образовательной организации и т.д.).

Обучающиеся вступают в общение с другими людьми, имеющими разный уровень культуры, привычки, правила поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности, и могущими служить факторами, способствующими возникновению и развитию конфликтов. Но в любой образовательной организации имеются обучающиеся просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.

Конфликтность личности - свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты, когда люди часто инициируют конфликты, независимо от того имеется ли для этого объективный повод.

Не вызывает сомнений то обстоятельство, что наличие конфликтов в образовательной организации может способствовать совершению обучающимися противоправных деяний, либо таких деяний в отношении обучающихся, безнадзорности несовершеннолетних, даже их суицидальному поведению, а также негативно отражается на качестве образования.

Чтобы деятельность образовательной организации по профилактике конфликтов была эффективной, чтобы конфликты разрешались с минимальными потерями не только для конфликтующих сторон, но и иных лиц, вовлеченных в конфликты, полагаем необходимым обязательную оценку уровня конфликтности обучающихся, особенно первокурсников, выявления конфликтных личностей с определением направлений деятельности по предупреждению и разрешению конфликтов.

Предметом деятельности ГАПОУ СО «БМТ» является осуществление образовательной деятельности по подготовке квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена [16].

Техникум является многопрофильным, по очной форме обучения готовит специалистов для различных областей хозяйственной деятельности по следующим специальностям (профессиям):

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

Дошкольное образование;

Коммерция (по отраслям);

Операционная деятельность в логистике;

Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

Мастер по обработке цифровой информации;

Педагогика дополнительного образования;

Монтажник технологического оборудования;

Банковское дело;

Технология продукции общественного питания;

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

Механизация сельского хозяйства;

Информационные системы (по отраслям).

В октябре 2021 г. в техникуме по очной форме обучения обучалось 678 студентов, из них 212 – на первом курсе. Контингент обучающихся достаточно разнородный: как по возрастному, национальному составу, так и семейному положению, уровню образования, другим критериям.

В техникуме имеются группы, в которых обучаются преимущественно девушки (например, «Дошкольное образование», «Экономика и бухгалтерский учет», «Банковское дело»), есть и «мужские» группы («Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Монтажник технологического оборудования»), а также смешанные группы.

Большинство обучающихся до поступления в техникум имели основное общее образование (9 классов), были зачислены в техникум почти сразу после окончания школы, поэтому студенты 1-2 курсов преимущественно являются несовершеннолетними.

В ГАПОУ СО «БМТ» в октябре 2021 года был проведен опрос «Самооценка конфликтности», в котором приняли участие 135 студентов всех специальностей (профессий) первого курса, из них 70 девушек, 65 парней.

По возрастному составу среди опрошенных преобладали лица в возрасте 16 лет – 93 студента; 15-летних было 20 человек, 17-летних – 17 человек и 5 студентов - в возрасте старше 18 лет.

В ходе проведенного тестирования установлено, что больше половины опрошенных студентов (68 %) считают себя конфликтными личностями, которые отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это может повлиять на их личностные или иные отношения; 25 % опрошенных студентов стараются избегать конфликтов, быть приятными для окружающих. Только небольшая часть первокурсников (7 %) по результатам тестирования проявляют мелочность, ищут поводы для споров, навязывают свое мнение, даже если не правы.

Таким образом, по настоящему  конфликтных студентов, которые в силу определенных своих свойств являются инициаторами многих деструктивных конфликтов, а также обладают склонностью вовлекаться в конфликты, созданные другими, среди студентов первого курса техникума не так много, но в то же время почти 2/3 первокурсников не способны учитывать интересы, мнение другой стороны в конфликте, что может затруднить разрешение конфликтов.

Однако, необходимо учитывать, что указанное определение конфликтности личности – это самооценка студентов. Определение уровня конфликтности должно производиться в ходе образовательного процесса с учетом количества конфликтов с участием или при организации конкретного студента, негативных последствий конфликтов для их участников, личностных особенностей, обуславливающих склонность студента к конфликтам.


Управление конфликтом и способы разрешения конфликтов


Все субъекты образовательного процесса понимают, что конфликты в образовательной среде неизбежны. Как правило, конфликт в школе (техникуме) связан с проблемой принятия всеми субъектами образовательного процесса определенных правил, по которым существует коллектив. Но нормы зачастую становятся неэффективными, неспособными к сдерживанию различного рода противоречий, без которых не обходится ни развитие отдельной личности, ни функционирование коллектива в целом. Стремление обучающегося, как правило, несовершеннолетнего, разобраться в понятиях «хочу» и «могу», с одной стороны, и претензии родителя или педагога на самоутверждение, подкрепление своей значимости любой ценой, с другой стороны, нередко вступают в противоречие и приводят к возникновению конфликтов. Следует согласиться с В. С. Мерлиным, полагающим, что развитие и разрешение конфликта представляет собой особую форму развития личности, поскольку в нем изменяются прежние и формируются новые отношения личности [27].

Педагогический конфликт – явление одновременно и стихийное и управляемое.

Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие на конфликт с целью изменить его, которое, как правило, осуществляет либо одна из конфликтующих сторон, либо третья сторона - посредник. Управление конфликтом подразумевает процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, предпринимателями, специальными лицами и т. д.). В процесс управления конфликтами входит несколько видов деятельности:

- прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

- предупреждение (профилактика) конфликтов, направленное на недопущение возникновения конфликта, заблаговременное устранение или ослабление конфликтных факторов;

- стимулирование конфликта - провокация, вызов конфликта; является оправданным по отношению к конструктивным конфликтам (например, средствами стимулирования конфликтов могут быть вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д.);

- регулирование конфликта – деятельность, направленная на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения; процесс упорядочивания, налаживания отношений сторон в конфликте для приведения их в такое состояние, которое обеспечит нормальное и правильное взаимодействие;

- разрешение конфликта (которое может быть окончательным (полным) и временным (неполным)) - процесс снижения напряженности конфликтной ситуации либо ее полная ликвидация по возможности с минимальными потерями для конфликтующих сторон, совместная деятельность участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

При разрешении конфликта проводится оценка последствий конфликта и подведение итогов: осуществляется анализ конфликтной ситуации от момента ее возникновения и до разрешения, делаются выводы о причинах конфликта и принимаются меры, противодействующие их новому возникновению. Оценка последствий конфликта и подведение итогов управления конфликтом также направлены на анализ негативных последствий конфликта с тем, чтобы исключить их появление в будущем. Особенно важным для третьей стороны (руководитель, посредник) является работа по анализу негативных факторов принятия решений по урегулированию конфликтного противоборства.

Традиционно выделяют следующие способы разрешения конфликтов:

- переговоры – процесс разрешения сторонами конфликта путем непосредственного обсуждения, направленный на поиск взаимоприемлемых решений;

- медиация – вступление в процесс третьей стороны (посредника), чтобы помочь конфликтующим сторонам договориться;

- арбитраж - вступление в процесс третьей стороны (арбитра), наделенной властью, способной принудить стороны к выполнению принятого решения.


Нормативно-правовое регулирование медиации как способа разрешения конфликтов

Так как существуют два способа

разрешения споров:

один — путем переговоров,

второй — путем применения силы;

так как первый способ свойственен людям,

а второй — животным,

то следует прибегать

к последнему лишь в случае,

если нельзя воспользоваться первым.

Марк Туллий Цицерон, древнеримский философ,

политический деятель, оратор, ученый,

«О старости. О дружбе. Об обязанностях»


Понятие, особенности медиации, история становления медиации как способа разрешения конфликтов


Как верно указывает Гребенкин Е. В., взяв курс на импортозамещение, мы постепенно забываем о том, что передовые технологии, в том числе и в гуманитарной сфере, невозможно вырастить исключительно в отечественных пробирках. В цивилизованном мире медиация в течение длительного времени приносит пользу и широко применяется в образовании, медицине, судопроизводстве, сфере семейных, деловых и международных отношений [22].

Такому понятию, как медиация, могут быть даны различные определения. Например, медиация — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт [30]. Медиация  (лат. mediare — посредничать) — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения [37].

То есть медиация представляет собой форму внесудебного разрешения спора путем нахождения его сторонами взаимоприемлемого решения с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника), который не наделен правом принятия решения по спору, а содействует сторонам спора в поиске и выработке взаимоудовлетворяющего решения, отражающего их собственные интересы и потребности. Медиация альтернативна судебному разрешению споров, в которых спорящие стороны лишены права принятия решения по спору, это право принадлежит третьему лицу – судье [13].

Аналогичное определение медиации дано в разделе II Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность: медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора [10]. В Методических рекомендациях по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации [10] подчеркивается также о том, что под медиацией понимается не просто способ урегулирования споров при содействии беспристрастной третьей стороны (медиатора) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, а способ, основанный на добровольном согласии сторон. Если совсем коротко, медиация – это переговоры конфликтующих по правилам.

Медиация, как способ разрешения конфликтов, не является изобретением современности, а «представляет собой адаптированную под современные реалии модель, ранее существовавшую в культурах народов, начиная с древнейших времен. Жрецы и вожди, старейшины и духовники как люди, умудренные опытом, пользующиеся уважением своего народа, применяли медиацию с целью обеспечения правопорядка и безопасности в племенах, общинах и между ними, а в последующем для урегулирования конфликтов между городами-государствами…. Следы медиации можно найти уже у финикийской цивилизации, в которой процветала морская торговля. Кроме того, медиативным урегулированием пользовались и древние иудеи, и африканские страны» [25], в Древнем Риме, Древней Греции.

В российском законодательстве об урегулировании споров путем примирительных процедур (мирового соглашения) впервые было упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281–1313). Урегулирование споров с использованием примирительных процедур стало источником такого древнего обряда славян, как побратимство, направленного на ограничение применения кровной мести. Потребность в избавлении от обычая мести во многом подталкивала древнеславянское общество к выработке цивилизованных способов преодоления негативных последствий социальных конфликтов. Во времена Киевской Руси среди примирительных процедур важное место занимали совместные пиры государя, вельмож и народа. Подобные мероприятия являлись одним из основных средств примирения и сплочения верховной власти и народа. В этом смысле пир становился правовым символом, ибо именно он в значительной степени формировал позитивную социальную ответственность, отражал социальный статус пирующих, выступал определенным «тестом на лояльность» к княжеской власти и неким средством обратной связи власти и общества. Традиции совместных пиров (конечно, в более цивилизованной форме) были восприняты последующими поколениями в виде санкционированного на государственном уровне порядка проведения разнообразных переговоров, совещаний, работы примирительных комиссий и других согласительных и примирительных процедур. В «Русской Правде», одном из древнейших памятников права, был закреплен институт «детского», который принимал участие в спорах о дележе наследства, впоследствии с призывами примирения конфликтующих сторон выступала русская православная церковь в лице приходских священников, которые являлись авторитетом для народа. Эта процедура называлась по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг» и так далее [25].

Менталитет российского населения, на наш взгляд, является одним из факторов, замедляющих развитие медиации в нашей стране. Еще Некрасов Н. А. в стихотворении «Забытая деревня» отобразил извечную надежду простых людей на сильных мира сего в разрешении конфликтов: «Вот приедет барин – барин нас рассудит» [38]. Такое упование на третье лицо, обладающее властными полномочиями, которое сам все рассудит и решит за стороны возникшие у них проблемы и конфликты, в России было сильно всегда: ходоки ходили жаловаться к царю-батюшке, затем к В. И. Ленину, за разрешением семейных конфликтов обращались с жалобами в партийные органы, сейчас даже по достаточно небольшим проблемам стало «модно» обращаться к Президенту РФ, зачастую не рассматривая варианты не только судебной формы защиты, но и иных способов разрешения споров, когда каждой конфликтующей стороне придется приложить определенные усилия, чтобы конфликт был завершен.

Но в то же время еще в советском законодательстве компетенцией применения примирительных процедур конфликтующих сторон наделялись, например, комиссии по делам несовершеннолетних, товарищеские суды (выборные общественные органы) [14] по делам о мелких правонарушениях: прогулах, употреблении спиртных напитков, имущественных спорах между гражданами на небольшую сумму, о недостойном поведении в семье и других.

Загруженность судов, длительность судебного разбирательства по разрешению споров, прежде всего, возникающих в частно-правовой сфере, сложности в исполнении судебных решений обусловили в середине ХХ века повышенный интерес к медиации. Сначала медиация, как альтернативный способ разрешения споров, широко стала применяться в США, потом по пути развития медиации пошли многие европейские страны. Так, еще в 1947 г. в США был образован специальный орган – Федеральная служба по медиации и примирительным процедурам (Federal Mediation Conciliation Service), первоначально как орган, занимающийся посредничеством в трудовых спорах, который действует и сегодня. Еще одной предпосылкой становления института медиации стало создание в 1960-е г.г. негосударственных организаций «Neighborhood Justice Center» и «Community Mediation» для урегулирования конфликтов в семье между соседями и малообеспеченными лицами [21].

Постепенно медиация приобрела массовый характер, что привело к необходимости ее законодательного урегулирования и дальнейшего внедрения во многие сферы жизнедеятельности.

Важнейшей особенностью медиации является возможность урегулировать спор до суда (или без суда) и закрепить свои договоренности в медиативном соглашении. Медиация существенно расширяет возможности договориться. Высокая эффектность медиации объясняется тем, что стороны добровольно принимают для себя достигнутые договоренности, так как они удовлетворяют их взаимный интерес. Следовательно, каждая из сторон заинтересована в добровольном выполнении медиативного соглашения - юридического документа, который медиатор проверяет на исполнимость. В случае, если какие-то из его положений юридически не исполнимы и не способствуют урегулированию досудебного спора, медиатор предупреждает об этом стороны и помогает им выработать более приемлемые варианты. После подписания медиативного соглашения процедура медиации завершается. В последующем стороны могут обращаться к медиатору за консультацией по поводу исполнения соглашения, а при необходимости уточнить его содержание. Процедура медиации дает возможность за короткое время с минимальными финансовыми затратами и максимальным эффектом преодолеть практически любую сложную ситуацию.

Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс медиации не имеет жесткой структуры. Можно выделить лишь три основных этапа:

1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходится вникать в проблему, читать соответствующую литературу, консультироваться со специалистами.

2. Работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как правило, многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к проведению совместных переговоров (уточняются требования, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и так далее).

3. Ведение переговоров — наиболее важный этап. В ходе них медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, педагога и тому подобное. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена пусть небольшим, но реальным продвижением вперед.

Решение конфликта с помощью медиации имеет ряд преимуществ для обеих сторон:

- в ходе медиации возможно сохранить партнерские отношения между сторонами, избежать испорченной репутации;

- исключается эмоциональная и необъективная составляющая в интерпретации условий сотрудничества и взаимоотношений;

- как правило, решение спора проходит на максимально выгодных условиях для всех участников конфликта.

В Российской Федерации деятельность медиатора может осуществлять как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Медиатором, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе, может являться лицо, достигшее возраста 18 лет, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости. Иные требования, предъявляемые к медиаторам, указаны в ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [6].

Исход конфликта в большой степени зависит от власти, авторитета и роли медиатора, который в своей деятельности обязан придерживаться принципов, лежащих в основе медиации и перечисленных в ст. 3 указанного выше Федерального закона:

- принцип добровольности, заключающийся в том, что примирительная процедура не может быть возбуждена при отсутствии согласия всех сторон и может быть прекращена на любой стадии по желанию хотя бы одной стороны. При этом соглашение должно быть выражено в письменной форме. В медиативное соглашение могут быть включены только те условия, которые стали результатом взаимного согласия сторон. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно.

- принцип конфиденциальности. Медиатор, стороны и другие лица примирительного производства берут на себя обязательство по неразглашению сведений, ставших им известными в процессе медиации. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не требует закон.

- принцип беспристрастности и независимости медиатора. Медиатор не вправе ставить какую-либо сторону примирительного производства в преимущественное положение, а также умалять права и законные интересы одной из сторон. Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо, избегать такого поведения, которое давало бы повод почувствовать пристрастность по отношению к другой стороне, остерегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации.

- принцип сотрудничества и равноправия сторон вытекает из сути процедуры медиации. Предполагается, что вся примирительная процедура должна строиться на взаимных договоренностях, уступках и при этом должна поддерживаться атмосфера доверия и взаимного уважения. Стороны равноправны, ни одна из сторон не имеет процедурных преимуществ. Сторонам предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения.


Нормативно-правовое регулирование медиации в Российской Федерации


В настоящее время существует достаточная нормативно-правовая база, регулирующая вопросы медиации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы [2]. 

Основным международным актом, имеющим юридическую силу и подлежащим применению в Российской Федерации, в том числе и по вопросам применения медиации в образовательной среде, является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка [1], в ст. ст. 3, 12, 13, 16, 19, 28, 29 которой закреплены важные положения:

- во всех действиях в отношении детей … первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка;

- государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка;

- ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения;

- ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства;

- государства-участники принимают все необходимые … меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры;

- государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности, принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу;

- государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией;

- государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.

Одним из основных нормативно-правовых актов, направленных на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений, в том числе регулирующих деятельность службы медиации (примирения) техникума, является Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [6].

Хотя этим законом регулируются, в первую очередь, отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных правоотношений, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах, положения этого нормативно-правового акта являются правовой основой для создания и функционирования школьных служб примирения (службы медиации (примирения) в техникуме) [13], в частности, нормы, содержащие изложение принципов проведения процедуры медиации, касающиеся требований, предъявляемых к медиаторам, регламентирующие проведение процедуры медиации и так далее.

Например, принцип конфиденциальности информации, относящейся к процедуре медиации (ст. 3, ст. 5 указанного выше закона), в деятельности службы медиации (примирения) должен применяться с учетом положений Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [7], регулирующим отношения, связанные с обработкой любой информации, относящейся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу; Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [3], в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 69 которого не подлежат допросу в качестве свидетелей медиаторы - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей медиатора.

Безусловно, важным моментом применении процедуры медиации для разрешения педагогических конфликтов будет учет положений, содержащихся в Семейном кодексе Российской Федерации, в частности, в ст. ст. 57, 63, 64, 65, 66, указывающих:

- о праве ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

- о праве и обязанности родителей, в том числе, проживающих отдельно от ребенка, воспитывать своих детей, в том числе, об их преимущественном праве на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами и об обязанности осуществлять защиту прав и интересов своих детей;

- об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, в том числе об ответственности за осуществление родительских прав в ущерб правам и интересам детей;

- о праве родителей (лиц, их заменяющих) на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи [4].

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования является создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования [5], то есть и обучающихся, и их родителей (законных представителей), и преподавателей, и иных. В ст. ст. 43, 47 указанного закона закреплены основные права обучающихся, их законных представителей, педагогических работников, в частности, право обучающихся использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов, помимо административных (обращений о применении к работникам образовательной организации дисциплинарных взысканий, обращений в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений); на педагогических работников возлагается обязанность соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений, требования законодательства Российской Федерации, нормы профессиональной этики при осуществлении своих академических прав.

Таким образом, Федеральный закон «Об образовании» не только не запрещает применение процедуры медиации в разрешении конфликтов, возникающих между участниками образовательных отношений, но и устанавливает основные принципы, которые должны способствовать нормализации межличностных отношений, конструктивному управлению и разрешению возникающих конфликтов.

Кроме того, на федеральном уровне приняты подзаконные нормативные акты, которыми образовательные организации должны руководствоваться при применении медиативных процедур при разрешении конфликтов, например:

- Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 г. № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций») [13]

- Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 г. № 1430-р [10]

- Методические рекомендации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций от 2017 г. (Письмо Минобрнауки России от 26.12.2017 г. № 07-7657 "О направлении методических рекомендаций") [12]

- Стандарты восстановительной медиации (разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17.03.2009 г.) [15]


Служба медиации в образовательной организации


Высокий гуманистический потенциал медиации делает ее важным инструментом формирования гражданского общества. В свою очередь уровень развития медиации, степень ее интеграции в правовую и социальную среду служит показателем зрелости и цивилизованности общества…. Службы школьной медиации должны стать одной из основных опор в обеспечении защиты детей и их прав, создавая условия для формирования безопасного пространства, в котором происходит становление личности [13].

Таким образом, службы школьной медиации (службы медиации (примирения) в образовательных организациях) в настоящее время являются базовой площадкой, реализующей инновационный «понимающий» метод предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в образовательной среде, объединяющая различные социальные институты не только в целях воспитания ребенка, формирования его как гармоничной личности на всех уровнях образования (от детского сада до вуза), но и в целях создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки, улучшения качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, каковыми являются дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и другие [13].

Понятие «школьная медиация» подразумевает и создание взаимопонимания между взрослыми (например, между родителями и учителями), а также между взрослыми и детьми, между группами детей и так далее, охватывает систему, в которую входят не только школа, но и другие социальные институты (дошкольные образовательные организации, организации среднего и высшего профессионального образования, семья, микро- и макросоциум). Главная функция школьной медиации состоит не в снижении конфликтности в рамках той или иной образовательной организации (хотя и эту функцию она, безусловно, выполняет), ее главная задача – воспитание личностных качеств, умения вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций «без потерь», воспитание принятия другого человека, умение защищать свои интересы, при этом уважая права другого на защиту собственных интересов. Школьную медиацию следует понимать более широко – как инструмент формирования и самопознания личности в условиях любого образовательного процесса, будь то семья, детский сад, школа, техникум или институт, причем речь идет не только о личности обучающегося, но и о личности педагога, родителях обучающихся.

В школьной медиации действуют те же принципы, о которых указывалось выше. Медиатор не подталкивает стороны к принятию решения, а лишь помогает найти пути к нему в процессе диалога. Но если в обычном процессе медиации достаточным результатом считается заключение выполнимого жизнеспособного соглашения или компромисс между спорящими сторонами, то в школьной медиации медиатор всегда должен стремиться к более глубокому результату, который в обычном процессе медиации считается идеальным, когда конфликт разрешается таким образом, что принятое сторонами решение позволяет не только изменить их отношение к данному конфликту, но и способствует формированию культуры конструктивного поведения в конфликте, в ситуациях напряжения вообще.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова в Специальном докладе «Мир лучше ссоры»: о первых шагах и первых результатах деятельности по интеграции методик школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания в Свердловской области, представленном 25.02.2016 г. на пресс-конференции, посвященной развитию служб примирения в школах Свердловской области, подчеркнула: «И главное, предлагая освоить медиативную практику всем организациям образования, хотела бы подчеркнуть: это не панацея от всех бед, это всего лишь эффективный инструмент. Ничто не заменит хорошего уровня воспитания. Но, понимая, как агрессивна внешняя среда, считаю необходимым в числе дополнительных методик образовательного процесса освоить медиацию» [39].

По состоянию на сентябрь 2020 г. в Свердловской области созданы службы медиации в 735 образовательных организациях [40] (в 2017 году их было только 180 [35]).

Такая Служба медиации (примирения) в сентябре 2019 г. создана и в нашем техникуме.

В состав этой службы в настоящее время входят: директор Петунина О.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Морозова Т.И., социальный педагог Сергиенко Р.Р., воспитатель Белослудцева О.С., руководитель ОБЖ Долгорукова А.А., преподаватели Белова О.А., Казанцева М.В., Луценко М.Ф., Симачева Я.В., Юрьева Е.И.. Руководителем службы медиации (примирения) назначена Юрьева Е.И. Все члены этой службы неоднократно проходили обучение по программам повышения квалификации «Формирование бесконфликтной образовательной среды», Петунина О.Ю. и Юрьева Е.И. также прошли обучение по программе профессиональной переподготовки «Возможности медиативных технологий в педагогической деятельности образовательных организаций» с присвоением квалификации «Специалист в области медиации (медиатор)».

Служба медиации (примирения) техникума действует на основании Положения, согласованного Советом техникума и утвержденного директором.

Целями службы медиации (примирения) являются:

- создание в техникуме благоприятной, гуманной и безопасной среды для полноценного развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;

- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;

- профилактика правонарушений и социальная реабилитация участников конфликтов путем медиации;

- защита прав и интересов участников образовательных отношений.

Достижение указанных целей обеспечивается путем решения следующих задач:

- помощь участникам образовательного процесса в разрешении конфликтов на основе медиации;

- проведение просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о преимуществах, возможностях, последствиях, принципах медиативного урегулирования конфликтов;

- распространение среди участников образовательного процесса конструктивных форм разрешения конфликтов;

- обучение субъектов образовательных отношений конструктивным методам урегулирования конфликтов;

- повышение квалификации медиаторов, а также педагогических работников техникума по вопросам применения восстановительного, медиативного подходов в повседневной педагогической практике.

Информация о целях, задачах Службы медиации доводится до участников образовательных отношений (педагогов, студентов, их родителей), однако учитывая один из принципов медиации – добровольность обращения участников конфликта в Службу медиации для урегулирования конфликта с помощью процедуры медиации, на применение медиативных и восстановительных подходов - желания разрешения конфликтов с участием медиатора стороны конфликта не высказывают, наоборот, избегают таких процедур, либо самостоятельно урегулировав конфликт (возможно, только на какое-то время), либо полагаясь на разрешение конфликта в административном порядке, например, через Совет профилактики. В этой связи полагаем необходимым изменить подходы к реализации задач деятельности Службы медиации, в том числе привлекая для этого студентов в качестве волонтеров, которыми могут быть, прежде всего, студенты, обучающиеся по специальностям «Дошкольное образование», «Педагогика дополнительного образования», достигшие возраста 18 лет, прошедшие обучение по программам восстановительной медиации.

Говоря о службах медиации, следует иметь в виду, что не каждый конфликт может быть разрешен исключительно ресурсами медиации. Например, в соответствии с п. 2 ч.6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании» образовательная организация несет ответственность за жизнь, здоровье и безопасные условия обучения и воспитания [5], и если в сложившейся конфликтной ситуации наблюдается явная угроза (или уже имеет место причинение вреда) жизни, здоровью или безопасности обучающегося, такой конфликт всегда должен доводиться до сведения руководства образовательной организации, которая принимает решение о целесообразности применения административных ресурсов для разрешения конфликта или возможного привлечения одной из сторон конфликта к юридической ответственности (например, уголовной).

Тем не менее медиация дает возможность действовать более свободно, но не допускает вседозволенности, она формирует ответственность и демократические отношения, как в преподавательской, так и в студенческой среде, в медиации ключевое значение уделяется персональной ответственности сторон за решения, которые они принимают.






















Заключение

Ubi concordia – ibi victoria

(Где согласие – там победа)

Латинская поговорка.

обращения: 21.05.2022).\

Наличие конфликтов в обществе, и в образовательной среде в том числе, является естественным, но зачастую конфликт в образовательной организации является «последней каплей» в череде предшествующих ситуаций, которые либо не были своевременно замечены, либо не были эффективно разрешены.

Служба медиации (примирения) призвана реагировать не только на явно проявившийся конфликт, но и на напряженность, взаимонепонимание в коллективе, то есть решать вопросы по предотвращению конфликтов.

Исходя из анализа нормативных правовых актов различного уровня, можно определить, что основной целью службы медиации в образовательной организации является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации (ресоциализации) в первую очередь несовершеннолетних, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций; содействие профилактике суицидальных намерений, правонарушений и преступлений; социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций.

Нельзя не согласиться с М. А. Хазановой в том, что медиативный процесс способствует переживанию медиантами собственной силы, постепенному приобретению опыта адекватности, то есть собственной соразмерности в сложной ситуации. По мере обретения подобного опыта подтверждается возможность быть уверенным в себе (благодаря принятию и достижению согласия) и оставаться самим собою – проявлять независимость и свободу в отстаивании своей позиции. При этом не страдает ничья репутация, каждый участник конфликта получает подлинное внимание, удовлетворяет чувство собственного достоинства и подтверждает свою, если не значительность, то значимость (благодаря внимательности, уважению, затраченному времени и серьезному отношению медиаторов) [32].

В настоящее время медиация признается одним из важных направлений правовой защиты как граждан, так и юридических лиц, не смотря на то, что под медиацией понимается процесс урегулирования (разрешения) конфликта самими его участниками (при помощи беспристрастной третьей стороны (медиатора)), но без вмешательства каких бы то ни было судебных или административных органов.

Однако для эффективного решения возникающих проблем и конфликтов (самостоятельного или с помощью медиатора) каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Основные правила поведения в конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:

воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

не делать поспешных выводов;

при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

ставить себя на место другой стороны;

не давать конфликту разрастись;

проблемы должны решаться теми, кто их создал;

уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

всегда искать компромисс;

преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация.

Информацию, которая может оказаться полезной для студентов, сотрудников ГАПОУ СО «БМТ», а также других лиц, я отразила в своем буклете, который является приложением к данной работе.

Работая над данной темой, я открыла для себя много нового, интересного и полезного.

Я считаю, что все задачи, которые я ставила перед собой, выполнены, а, значит, и цель достигнута, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Вместе с тем мой интерес к теме работы не исчерпан, в дальнейшем я намерена продолжить изучение вопросов, связанных с конфликтами в образовательной среде и способами управления ими, способами конструктивного разрешения конфликтов, применять полученные знания и умения в профессиональной и обыденной жизни.












Список использованных источников


Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/

Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/

Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71684480/

Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70708642/

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (Письмо Минобрнауки России от 26.12.2017 г. № 07-7657 "О направлении методических рекомендаций") [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293621/

Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 г. № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256446/.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.03.1977 г. «Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=1788&dst=100059#FiwWY6TM7DIQEkqt1

Стандарты восстановительной медиации (разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17.03.2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Стандарты-восстановительной-медиации.pdf

Устав ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1BE9tNiC4HUeL0MhBgqVQnYhBsOV05n-P/view

Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.bsu.edu.az/files/books_163/N_155.pdf

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб .: Питер, 2008. - 490 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sob-rgsu.narod.ru/files/Antsupov_Shipilov_Some_Konfliktologiya.htm

Баныкина, С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е. И. Степанова. М.: УРСС, 2001. - 457 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/banykina-sv-pedagogicheskaya-konfliktologiya-sostoyanie-problemy-issledovaniya-i-perspektivy-razvitiya_6164580af22.html?page=1

Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. – Спб.: «Норинт», 2000. - с.453

Горева, С.А. Особенности института медиации по законодательству США // Новый юридический вестник. – 2019. - № 4 (11). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/th/9/archive/133/4252/

Гребенкин, Е. В. Школьная медиация: подходы, контексты, особенности // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-mediatsiya-podhody-konteksty-osobennosti/viewer

Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. Москва: Аспект-Пресс, 1996. 317 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v3443/?cc=1&view=txt

Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/33463/1/978-5-7996-1425-6_2015.pdf

Кулапов, Д.С.  К вопросу об истории зарождения института медиации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 5(94). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-zarozhdeniya-instituta-mediatsii/viewer

Лукашонок, О. Н., Щуркова, Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Рос. пед. агентство, 1998. 80 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studylib.ru/doc/3794314/konfliktologicheskij-e-tyud-dlya-uchitelya

Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования : учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин; Пермский гос. пед. ин-т, Уральское отд-ние О-ва психологов при АН СССР. - Пермь : ПГПИ, 1989. – 79 с.

Петровская, Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 90 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psylist.net/hrestomati/00010.htm

Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. Москва: Просвещение, 1991. - 128 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://perviydoc.ru/v19067/рыбакова_м.м._конфликт_и_взаимодействия_в_педагогическом_процессе

Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. П. Дедов, А.В.Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф.Суслова / Под ред. А.В.Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://robotlibrary.com/book/283-socialnaya-konfliktologiya-morozova-av/118-Page118.html

Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - с. 365.

Хазанова, М. А. Путь становления личности // Медиация и право. Посредничество и примирение - 2008. № 2 (8). С. 18-23. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2015/12/2008_28_Hazanova_Put-stanovleniya-lichnosti.pdf

Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. И. Хасан. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 204 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klex.ru/2vw

Шурухт, С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности: психологический тренинг / С. М. Шурухт. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 112 с.

Информация о деятельности Министерства общего и профессионального образования Свердловской области по созданию служб медиации (школьных служб примирения) в образовательных организациях Свердловской области http://kdnzp.midural.ru/files/prilozhenie_k_protokolu__2_informacija_po_vop.pdf

https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт

https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиация

https://ilibrary.ru/text/1253/p.1/index.html

http://map.rightsrf.ru/Karta_Yadro/prav_z_karta/sub_fed/uralsk_fed/sverdlovsk_oblast/dokument_sverdlovsk/dokument_3/dokument_3web.pdf http://ombudsman.midural.ru/news/show/id/1100/news_category/61

https://midural.ru/news/list/document171924/


























ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест «Самооценка конфликтности»


Этот тест позволяет оценить степень Вашей конфликтности или тактичности


Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?

а) избегаю вмешиваться в ссору;

б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки;

б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;

в) нет.

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) разумеется, я предложу свой план;

в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) я спорю со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция.

а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?

а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;

в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.

7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?

а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;

в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.

8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

а) делаю им замечание;

б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;

в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;

б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;

в) выскажу ему все, что о нем думаю.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню... Возмущает ли вас это?

а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;

в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а) нет;

б) разумеется, признаю;

в) постараюсь примирить наши точки зрения.

Оценка результатов

Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 4 очков.

Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице.


Ответ

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

4

0

2

4

2

4

0

4

0

0

0

Б

2

2

0

2

4

4

2

4

2

4

4

В

0

4

4

0

2

0

0

2

0

2

2


От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают.

До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если вы не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?


















ПРИЛОЖЕНИЕ Б


t1653596946aa.gif

Рисунок 1 – Возрастной состав студентов, участвующих в тестировании

t1653596946ab.gif

Рисунок 2 – Соотношение парней и девушек, участвующих в тестировании


t1653596946ac.gif


Рисунок 3 – Диаграмма результатов самооценки конфликтности студентов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.