Урок «Конфликты и способы их разрешения» (Обществознание, 6 класс)
Методическая разработка урока
1. ФИО –Голодова Ирина Петровна
2. Место работы – МБОУ СОШ №13 г. Балаково, Саратовская область
3. Должность – учитель истории и обществознания
4. Предмет – обществознание
5. Класс – 6а
6. Тема и номер урока в теме – конфликты и способы их разрешения, урок №18
7. Учебник – Л.Н.Боголюбов. Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. Человек, природа, общение» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г. § 9 стр. 76
8. Тип урока: урок открытия новых знаний
9. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, работа в группах, работа с учебником, с рабочими листами
10. Оборудование: экран, проектор, компьютер, рабочие листы
Цели и задачи урока:
Сформировать понятие «конфликт», рассмотреть причины возникновения конфликтов, виды конфликтов и способы их разрешения.
обеспечить открытие и усвоение основных понятий урока;
научить применять знания на конкретных примерах,
научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения.
способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы;
развивать учебный навык работы в группах;
способствовать развитию толерантных взаимоотношений в обществе;
умение разрешать конфликтные ситуации, не допускать возникновение конфликтов
способствовать воспитанию учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания;
способствовать воспитанию гражданской ответственности.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации дл выполнения учебных заданий; осознанно формулировать высказывания в устной форме; уметь устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать правильность выполнения действия;
Коммуникативные УУД: понимать возможность существования различных позиций, отличных от собственного; уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение, отстаивать свою позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Структура и ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организация начала занятия |
Приветствие учителя |
Настрой на урок |
Личностные: мотивация к учению, определение своего эмоционального состояния Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками Регулятивные: организация своей учебной деятельности |
2. Актуализация знаний |
Организация диалога, учитель подводит учащихся к осознанию темы урока Слайд 1 |
Высказывают свою точку зрения, отвечая на вопросы учителя, формулируют тему |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Личностные: смыслобразование формирования границ собственного знания «незнания» |
3. Постановка учебной задачи |
Подводит учащихся к осознанию целей и задач изучения темы, создание проблемы перед изучением нового материала. Слайд 2, 3 |
Формулируют цели урока |
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания Личностные: смыслобразование формирования границ собственного знания «незнания» |
4. Открытие нового знания. |
Организация диалога, использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала: «продолжи фразу: конфликт – это…», Работа с учебником: «найди определение в учебнике» Слайд 4 Проводит упражнение «Снежинка», для подведения к определению причин конфликта. Слайд 5,6 Исследуется классификация конфликтов слайд 7 Учитель проводит химический опыт для иллюстрации внутриличностного конфликта слайд 8 , межличностного конфликта слайд 9 и межгрупповой конфликт слайд 10. Обращает внимание на рабочий лист Приложение 1 Исследует этапы конфликта. Слайд 12 Рассматривает классификацию вариантов поведения в конфликтной ситуации. Слайд 13 Предлагает на практике выяснить суть предлагаемых вариантов поведения, для этого производится разбор предложенной ситуации. Слайд 14,15,16,17,18,19 |
Дают определение понятия «конфликт» Сравнивают свой вариант определения с определением в учебнике. Выполняют упражнение «Снежинка», делают вывод о том, что все люди разные, что ведет в свою очередь к непониманию, напряжению и возможности конфликта. Наблюдают опыт, делают вывод, что такое Внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт. Заносят в рабочий лист плюсы и минусы разных типов конфликта Делают вывод о том, что у конфликтов всех типов есть и минусы и плюсы. Работа с учебником. Схема этапы конфликта на стр. 76 Приходят к выводу, что изменить течение можно на любом этапе. Разбирают ситуацию, определяют вариант конфликтного поведения каждого участника. |
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию |
5. Первичное закрепление |
Организация работы в технике «Снежный ком» для поиска выхода из конфликтной ситуации для Веры. Слайд 20. Приложение 2 |
Работа индивидуальная, в парах и в группах, заполнение листа идей и представление своих идей классу |
Познавательные: произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: принятие и сохранение учебную задачу Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера, строить понятные для партнеров высказывания, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
6. Практическая деятельность учащихся |
Учитель организует выполнение практических ситуаций, консультирует Слайд 21,22 Возвращает детей к началу урока, к проблемному вопросу. Слайд 24,25 Учитель организует просмотр отрывка из м/ф «Зима в Простоквашино» с последующим обсуждением и анализом конфликта. Слайд 26,27,28 |
Учащиеся осуществляют действия по намеченному плану (осознают ситуацию, предлагают выходы из нее способом мягкого противостояния и конструктивного предложения) Дают ответ на проблемный вопрос. Смотрят м/ф «Зима в Простоквашино», анализируют по алгоритму на экране. |
Познавательные: ориентировка на разнообразные способы решения ситуации Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
7. Рефлексия |
Подведение итогов урока. Вывод по уроку с характеристикой памятки. Приложение 3 Оценка деятельности учащихся Слайд30 |
Осознание результатов своей учебной деятельности; |
Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Возможность выбора задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей |
Личностные: самооценка своих возможностей . |
Приложение 1
Рабочий лист «+» и «-»
тип конфликта |
+ |
- |
Внутриличностный |
||
Межличностный |
||
Межгрупповой |
Приложение 2 «ЛИСТ ИДЕЙ»
Определи пути выхода из конфликтной ситуации для Веры в технике «Снежный ком»
Правила
1 этап – Я.
Задача: Самостоятельно зафиксировать четыре способа выхода из конфликтной ситуации и зафиксировать на отдельных строках.
2 этап - МЫ
Задача: Объединившись в пары, предложить свои версии, обсудить и выбрать четыре наиболее удачных способа выхода из конфликтной ситуации из восьми.
3 этап - ГРУППА
Задача: Объединившись в группы по 4 человека (2 парты), обсудить предложенные версии и выбрать четыре наиболее удачных способа выхода из конфликтной ситуации из восьми. Подготовить «ЛИСТ ИДЕЙ» и его представление на обсуждение классу
Я |
|
Я+ТЫ |
|
МЫ |
|
Приложение 3
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.