Выступление «Конфликты и способы их разрешения»

4
0
Материал опубликован 9 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Общение является деятельностью, в которую вовлечен каждый из нас. Кто-то общается больше, кто-то меньше, но все мы постоянно участвуем в процессе общения.

Бывают ситуации, когда в процессе общения мы сталкиваемся с недопониманием, несогласием, иногда даже противостоянием, что может приводить к возникновению конфликтов. Конфликты встречаются в жизни каждого человека и важной задачей является не избегание конфликтов, а поиск конструктивного решения.

Конфликт – это отсутствие согласия между 2 и более сторонами, где стороной может выступать индивид или группа.

Конфликт может быть полезным и способствовать дальнейшему развитию (конструктивный). Конфликт может оказать деструктивным и разрушить деятельность человека.

В случае конфликта можно выделить 3 наиболее популярные формы урегулирования конфликтов. Переговоры предполагают наличие контакта между конфликтующими сторонами с целью рационального обсуждения причин конфликта и способов его разрешения. В случае чрезмерной эмоциональной напряженности конфликта используется посредничество с привлечением 3-ей стороны для оптимизации процессов переговоров. В случае если стороны не могут договориться и при фигуре посредника, может быть использован арбитраж, где привлекаемая 3-ая сторона является авторитетом для участников конфликта и выступает в роли судьи-эксперта.

3. Ученикам предлагается, разбившись на группы, в течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает свою карточку с описанием конфликтов.

1 карточка.

«Саша, я сломал твою ракетку», - робко сказал Дима.

«Негодяй! Что ты наделал! Ты мне больше не друг!» - выкрикнул Саша и убежал. Диме уже некому было сказать, что он купил новую и хочет отдать ее другу.

2 карточка.

Кате родители не хотели покупать современные вещи, считая это излишеством. Девочка говорила, что они ее не любят, и плакала. А в школе некоторые дети ее дразнили «беднотой». Катя им в ответ грубила.

3 карточка.

На соревнованиях по футболу мальчишки проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили им тем же. Затем в ход пошли кулаки.

После выполнения задания представители каждой группы зачитывают свою карточку и представляют результаты своей работы.

Дети определяют следующие причины возникновения конфликтов:

- несдержанность;

- непонимание;

- неумение слушать. Выводы записываются на доске.

Классный руководитель прикрепляет на доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтной ситуации:

уступить;

промолчать;

понять;

ударить;

разгневаться;

упрямиться.

Обучающимся предлагается распределить эти слова с два столбика:

А) в 1-й столбик (его можно обозначить знаком «+» – способы поведения, которые приводят к положительному разрешению конфликта;

Б) во 2-й столбик (его можно обозначить знаком « - » – способы поведения, которые приводят к отрицательному разрешению конфликта. Затем один из учащихся выполняет это задание на доске, аргументируя свой выбор.

1 карточка.

«Саша, я сломал твою ракетку», - робко сказал Дима.

«Негодяй! Что ты наделал! Ты мне больше не друг!» - выкрикнул Саша и убежал. Диме уже некому было сказать, что он купил новую и хочет отдать ее другу.

2 карточка.

Кате родители не хотели покупать современные вещи, считая это излишеством. Девочка говорила, что они ее не любят, и плакала. А в школе некоторые дети ее дразнили «беднотой». Катя им в ответ грубила.

3 карточка.

На соревнованиях по футболу мальчишки проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили им тем же. Затем в ход пошли кулаки.

уступить

промолчать

понять

ударить

разгневаться

упрямиться


способы разрешения конфликтов
PPT / 1.1 Мб

Предварительный просмотр презентации

МБОУ СОШ №2 МБОУ СОШ №2 г.Саяногорск Боровских Н.Ю.

Конфликт – в переводе с латинского означает «столкновение», - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной (общественной) и личной жизни. (А.Г. Ковалев ). Конфликт – это отсутствие согласия между 2 и более сторонами, где стороной может выступать индивид или группа.

Можно выделить разные классификации конфликтов: - - по действию на функционирование индивида (группы): конструктивное – деструктивное. Конфликт может быть полезным и способствовать дальнейшему развитию (конструктивный). Конфликт может оказать деструктивным и разрушить деятельность человека. - по содержанию: реалистические конфликты, у которых есть предметная причина, и нереалистические беспредметные конфликты, возникающие на пустом месте. - по характеру: внутриличностные конфликты, связанные с амбивалентным отношением к своему поведению; межличностные конфликты на уровне человек-человек; конфликт между группой и личностью, классической иллюстрацией которого является фильм Р.Быкова «Чучело»; и межгрупповые конфликты, где в противостояние задействованы многие участники.

Способы разрешения конфликтной ситуации: Избегание. Соперничество. Приспособление. Компромисс. Сотрудничество.

Избегание: Индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, или уклоняется от решения, перекладывает ответственность за принятие решения на другого

Соперничество: предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, использует свои деловые и личностные качества, не заинтересован в сотрудничестве. В первую очередь удовлетворяет свои интересы

Приспособление: Совместное действие с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения себя в жертву.

Компромисс: Обе стороны частично уступают в своих интересах, чтобы, чтобы удовлетворить часто в главном, путем торга и обмена уступками. Отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. Удовлетворяются сиюминутные интересы обеих сторон.

Сотрудничество: Активное участие в решении конфликта, отстаивание своих интересов, с выраженным желанием сотрудничать с другим человеком, требует продолжительных затрат времени, изучаются нужды обеих сторон и идет постепенное сближение позиций, Самый сложный, но продуктивный метод

Конфликт, если научиться его рационально использовать, может и должен стать источником развития личности и коллектива.

ТЕСТ ТОМАСА ТЕСТ ТОМАСА Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте А или Б в соответствии с Вашим выбором.

1 1 А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба. 2 А/ Я стараюсь найти компромиссное решение. Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. 3 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. 4 А/ Я стараюсь найти компромиссное решение. Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5 А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6 А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б/ Я стараюсь добиться своего. 7 А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого. 8 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 9 А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10 А/ Я твердо стремлюсь достичь своего. Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11 11 А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. 12 А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне. 13 А/ Я предлагаю среднюю позицию. Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции. 14 А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов. 15 А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 16 А/ Я стараюсь не задеть чувства другого. Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18 А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19 А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20 А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия. Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21 21 А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22 А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим. Б/ Я отстаиваю свои желания. 23 А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24 А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу. 25 А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов. Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26 А/ Я предлагаю среднюю позицию. Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. 27 А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 29 А/ Я предлагаю среднюю позицию. Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30 А/ Я стараюсь не задеть чувств другого. Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

 Доминирование Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособ- ление 1 А Б 2 Б А 3 А Б 4 А Б 5 А Б 6 Б А 7 Б А 8 А Б 9 Б А 10 А 11 А Б 12 Б А 13 Б А 14 Б А 15 Б А 16 Б А 17 А Б 18 Б А 19 А Б 20 А Б 21 Б А 22 Б А 23 А Б 24 Б А 25 А Б 26 Б А 27 А Б 28 А Б 29 А Б 30 Б А Всего

Упр.1. Ученикам предлагается, разбившись на группы, в течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает свою карточку с описанием конфликтов. Упр.1. Ученикам предлагается, разбившись на группы, в течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает свою карточку с описанием конфликтов. 1 карточка. «Саша, я сломал твою ракетку», - робко сказал Дима. «Негодяй! Что ты наделал! Ты мне больше не друг!» - выкрикнул Саша и убежал. Диме уже некому было сказать, что он купил новую и хочет отдать ее другу.   2 карточка. Кате родители не хотели покупать современные вещи, считая это излишеством. Девочка говорила, что они ее не любят, и плакала. А в школе некоторые дети ее дразнили «беднотой». Катя им в ответ грубила.   3 карточка. На соревнованиях по футболу мальчишки проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили им тем же. Затем в ход пошли кулаки. После выполнения задания представители каждой группы зачитывают свою карточку и представляют результаты своей работы. Дети определяют следующие причины возникновения конфликтов: - несдержанность; - непонимание; - неумение слушать. Выводы записываются на доске.

Упр. 2. прикрепляется на доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтной ситуации: Упр. 2. прикрепляется на доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтной ситуации: уступить; промолчать; понять; ударить; разгневаться; упрямиться.   Обучающимся предлагается распределить эти слова в два столбика: А) в 1-й столбик (его можно обозначить знаком «+» – способы поведения, которые приводят к положительному разрешению конфликта; Б) во 2-й столбик (его можно обозначить знаком « - » – способы поведения, которые приводят к отрицательному разрешению конфликта. Затем один из учащихся выполняет это задание на доске, аргументируя свой выбор.

Формы воздействия в конфликте Формы воздействия в конфликте убеждение/аргументация Самопродвижение (зарекомендовать себя) Внушение Заражение Завоевание благосклонности Просьба Принуждение Деструктивная критика Игнорирование манипулирование

Формы урегулирования Формы урегулирования конфликтов Переговоры (наличие контакта конфликтующих сторон) Посредничество (привлечение 3-ей стороны для оптимизации переговоров) Арбитраж (привлечение 3-ей стороны как судьи)

Факторы обострения конфликта Расширяются число участников, которые принимают ту или иную сторону; Повышается и проявляется внешне накал страстей (гнев, страх, тревога, разочарование); Ничего не делается для установления и поддержания отношений

Факторы ослабления конфликта Уйти на нейтральную территорию; Поговорить об эмоциях, объяснять, но не демонстрировать их; Уменьшить ощущение угрозы; Использовать свои умения регулирования конфликтов; Сохранить и укрепить отношения.

Эффективная критика: а) давай информацию, а не указания; б) говоря о положительных и отрицательных сторонах работы, начни с положительного; в) говори конкретно (о том, что можно услышать, увидеть, пощупать), догадка – бесполезная информация; г) в речи используй прошедшее время.

Техника безопасности непринужденной беседы. 1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. 2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. 3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника. 4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми. 5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек. 6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.