МБОУ СОШ №2
МБОУ СОШ №2
г.Саяногорск
Боровских Н.Ю.
Конфликт – в переводе с латинского означает «столкновение», - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной (общественной) и личной жизни. (А.Г. Ковалев ).
Конфликт – это отсутствие согласия между 2 и более сторонами, где стороной может
выступать индивид или группа.
Можно выделить разные
классификации конфликтов:
-
- по действию на функционирование индивида (группы):
конструктивное – деструктивное.
Конфликт может быть полезным и способствовать дальнейшему развитию (конструктивный). Конфликт может оказать деструктивным и разрушить деятельность человека.
- по содержанию:
реалистические конфликты, у которых есть предметная причина, и нереалистические беспредметные конфликты, возникающие на пустом месте.
- по характеру:
внутриличностные конфликты, связанные с амбивалентным отношением к своему поведению; межличностные конфликты на уровне человек-человек; конфликт между группой и личностью, классической иллюстрацией которого является фильм Р.Быкова «Чучело»; и межгрупповые конфликты, где в противостояние задействованы многие участники.
Способы разрешения
конфликтной ситуации:
Избегание.
Соперничество.
Приспособление.
Компромисс.
Сотрудничество.
Избегание:
Индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, или уклоняется от решения, перекладывает ответственность за принятие решения на другого
Соперничество:
предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, использует свои деловые и личностные качества, не заинтересован в сотрудничестве. В первую очередь удовлетворяет свои интересы
Приспособление:
Совместное действие с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения себя в жертву.
Компромисс:
Обе стороны частично уступают в своих интересах, чтобы, чтобы удовлетворить часто в главном, путем торга и обмена уступками. Отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. Удовлетворяются сиюминутные интересы обеих сторон.
Сотрудничество:
Активное участие в решении конфликта, отстаивание своих интересов, с выраженным желанием сотрудничать с другим человеком, требует продолжительных затрат времени, изучаются нужды обеих сторон и идет постепенное сближение позиций, Самый сложный, но продуктивный метод
Конфликт, если научиться его рационально использовать, может и должен стать источником развития личности и коллектива.
ТЕСТ ТОМАСА
ТЕСТ ТОМАСА
Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте А или Б в соответствии с Вашим выбором.
1
1
А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2
А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
4
А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5
А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6
А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б/ Я стараюсь добиться своего.
7
А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9
А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10
А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11
11
А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
12
А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
14
А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
15
А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16
А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18
А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19
А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20
А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.
Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21
21
А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22
А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.
Б/ Я отстаиваю свои желания.
23
А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24
А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
25
А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
27
А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30
А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.
Доминирование
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособ-
ление
1
А
Б
2
Б
А
3
А
Б
4
А
Б
5
А
Б
6
Б
А
7
Б
А
8
А
Б
9
Б
А
10
А
11
А
Б
12
Б
А
13
Б
А
14
Б
А
15
Б
А
16
Б
А
17
А
Б
18
Б
А
19
А
Б
20
А
Б
21
Б
А
22
Б
А
23
А
Б
24
Б
А
25
А
Б
26
Б
А
27
А
Б
28
А
Б
29
А
Б
30
Б
А
Всего
Упр.1. Ученикам предлагается, разбившись на группы, в течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает свою карточку с описанием конфликтов.
Упр.1. Ученикам предлагается, разбившись на группы, в течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает свою карточку с описанием конфликтов.
1 карточка.
«Саша, я сломал твою ракетку», - робко сказал Дима.
«Негодяй! Что ты наделал! Ты мне больше не друг!» - выкрикнул Саша и убежал. Диме уже некому было сказать, что он купил новую и хочет отдать ее другу.
2 карточка.
Кате родители не хотели покупать современные вещи, считая это излишеством. Девочка говорила, что они ее не любят, и плакала. А в школе некоторые дети ее дразнили «беднотой». Катя им в ответ грубила.
3 карточка.
На соревнованиях по футболу мальчишки проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили им тем же. Затем в ход пошли кулаки.
После выполнения задания представители каждой группы зачитывают свою карточку и представляют результаты своей работы.
Дети определяют следующие причины возникновения конфликтов:
- несдержанность;
- непонимание;
- неумение слушать. Выводы записываются на доске.
Упр. 2. прикрепляется на доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтной ситуации:
Упр. 2. прикрепляется на доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтной ситуации:
уступить;
промолчать;
понять;
ударить;
разгневаться;
упрямиться.
Обучающимся предлагается распределить эти слова в два столбика:
А) в 1-й столбик (его можно обозначить знаком «+» – способы поведения, которые приводят к положительному разрешению конфликта;
Б) во 2-й столбик (его можно обозначить знаком « - » – способы поведения, которые приводят к отрицательному разрешению конфликта. Затем один из учащихся выполняет это задание на доске, аргументируя свой выбор.
Формы воздействия в конфликте
Формы воздействия в конфликте
убеждение/аргументация
Самопродвижение (зарекомендовать себя)
Внушение
Заражение
Завоевание благосклонности
Просьба
Принуждение
Деструктивная критика
Игнорирование
манипулирование
Формы урегулирования
Формы урегулирования
конфликтов
Переговоры (наличие контакта
конфликтующих сторон)
Посредничество (привлечение 3-ей стороны для оптимизации переговоров)
Арбитраж (привлечение 3-ей стороны как судьи)
Факторы обострения конфликта
Расширяются число участников, которые принимают ту или иную сторону;
Повышается и проявляется внешне накал страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
Ничего не делается для установления и поддержания отношений
Факторы ослабления конфликта
Уйти на нейтральную территорию;
Поговорить об эмоциях, объяснять, но не демонстрировать их;
Уменьшить ощущение угрозы;
Использовать свои умения регулирования конфликтов;
Сохранить и укрепить отношения.
Эффективная критика:
а) давай информацию, а не указания;
б) говоря о положительных и отрицательных сторонах работы, начни с положительного;
в) говори конкретно (о том, что можно услышать, увидеть, пощупать), догадка – бесполезная информация;
г) в речи используй прошедшее время.
Техника безопасности непринужденной беседы.
1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения.
2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни.
3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми.
5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.