Применение технологий «Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства»
Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства
Бондаренко Г.Г.
БПОУ ОО «Омский техникум мясной и молочной промышленности»
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы. Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.
Проективная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Главной педагогической задачей является формирование умений ориентироваться большом информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач. Важнейшей задачей является научить студентов планировать свои действия, взвешивать свои действия и сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение технологий проектной деятельности поможет студентам приобрести эти навыки. Они повысят эффективность учебной деятельности, повысят свою мотивацию и станут более инициативными и ответственными. А значит, обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Проектная деятельность студентов - мотивированная самостоятельная деятельность студентов, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Решение проблемы при реализации проектной деятельности предусматривает использование совокупности разнообразных методов (научно-исследовательского, поискового, проблемного), умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Таким образом, основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
Обучение проектной деятельности необходимо начинать со студентами 1-го курса. Для достижения данной цели в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:
ознакомление студентов 1-ых курсов с различными методами поиска новых решений различных проблем, в том числе информационных, коммуникационных и технических, и пополнения комплекса специальных заданий для развития творческих способностей;
ознакомление студентов 1-ых курсов с принципами и методами обучения проектной деятельности; формирование и развитие умений и навыков самостоятельной разработки проектной деятельности;
формирование и развитие умений пользоваться методической, технической и справочной литературой.
Основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей. Базовый принцип проектного обучения заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с практическим опытом студентов в их познавательной и творческой совместной деятельности. Проектная деятельность позволяет:
сделать процесс обучения максимально приближенным к практической деятельности;
повысить мотивацию к обучению;
изменить позицию студента в образовательном процессе на максимально субъектную;
индивидуализировать учебный процесс и сделать его более интенсивным;
накапливать студентам опыт для включения в самостоятельную профессиональную деятельность;
развивать общие компетенции студента;
создавать условия для формирования профессиональных компетенций студентов.
Создание учебных презентаций – это приобщение обучающихся к исследованиям, призванное активизировать познавательную деятельность. При использовании таких уроков повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Процесс обучения проходит успешно, так как он основан на наблюдении объектов и явлений. Темы мультимедийных презентаций могут быть самые различные: как взятые из основных разделов программы, так и далеко выходящие за рамки программы, но необходимые для целостного восприятия математических знаний. Наиболее яркими примерами являются презентации «Этот удивительный мир многогранников». Студенты первого курса с большим интересом приняли участие в создании презентаций по данной теме. Большое внимание при создании презентации было уделено применению многогранников в природе, химии, биологии, архитектуре. Тема «Многогранники» является обязательной для студентов всех специальностей. В презентациях есть материал и по теме «Полуправильные многогранники». Эта тема выходит за рамки программы, но может быть интересна и полезна студентам. Также студентами первого курса были созданы презентации по темам «Логарифмы и их свойства», «Способы решений тригонометрических уравнений и неравенств», «Великие математики» с продолжением работы этого проекта, в котором будет информация о выдающихся математиках 20-21 веков. Со студентами второго курса делаем презентации и проекты по темам «Графы», «Теория вероятности», «Дифференциальные уравнения», «Ряды». На изучение этих тем отводится очень маленькое количество часов, а за счет такой работы студенты более глубоко познают материал программы.
Это способствует формированию у студентов ключевых компетентностей, позволяющих ориентироваться в ситуациях неопределенности, применять знания в нестандартных ситуациях.
Если мы хотим, чтобы новое поколение действовало осознанно и отвечало за свои поступки, было активно и сознательно, инициативно и ответственно, не боялось трудностей, могло эффективно решать поставленные задачи, находить ресурсы для их решения, мы должны включать проектирование в учебный процесс, как необходимый компонент учебной деятельности.
Литература
Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. с. 112
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий.
Журналы « Математика в школе».
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».