Родительское собрание на тему «Мелкая моторика»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание во второй младшей группе.
«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»
Цель:
• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
• показать родителям упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Ход собрания.
1. Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада встрече с вами. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Поэтому только совместными усилиями мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
Пальцы.
Действительно, это пальцы. Тема нашего собрания посвящена как раз им пальцам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речью. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
2. Основная часть
С развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста регулярно.
Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. И сделать это возможно.
2 Для вашего внимания подготовлена презентация “Развитие мелкой моторики рук”.
Слайд 1 Развитие мелкой моторики рук.
Слайд 2 развивать тактильную чувствительность рук детей, точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
совершенствовать движения рук и развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти и речи детей;
формировать умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
Слайд 3 Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики. Для решения поставленных задач воспитатели создают в детском саду игры и оборудование для развития мелкой моторики рук.
Слайд 4 Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
- Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
Например: пальчиковая гимнастика «Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять
Слайд 5 Массаж и самомассаж при помощи мяча, карандаша.
Предлагаю вам поиграть в игру с карандашами. (выполнение заданий родителями)
Катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до ладони.
Катать карандаш подушечками двух пальцев, поочередно правой и левой рукой.
Слайд 6 Можно предложить ребенку шнурок с картинкой и поиграть. Игра “Шнуровки”. Составить с помощью мозаики рисунок.
Слайд 7 Помимо рисования кистью, дети изображают пальчиками, ладошками, отпечатывают различными предметами.
Слайд 8 Заинтересовать ребёнка крупными пуговицами, из которых можно сделать маме бусы.
Слайд 9 Игры с конструктором (особенно мелкие детали конструктора) способствуют совершенствованию мелкой моторики и координации движений, они создают условия развитию воображения ребѐнка, а также формированию его яркого и насыщенного внутреннего мира.
Слайд 10 Обрывная аппликация, отрывать мелкие кусочки бумаги и аккуратно их наклеивать. Разминать пальцами пластилин, лепить что-нибудь.
Слайд 11 На первый взгляд очень просто, а на практике нужно потрудиться, что бы приклеить наклейку.
Слайд 12 Ниткопись. На контур рисунка нанести клей и приклеить нитку точно по контуру, сложная задача. Задачи: развивать мелкую моторику кистей рук, глазомер; развивать творческое мышление, воображение и инициативу.
Слайд 13 Предложить ребёнку счётные палочки и поиграть в игру “Выложи домик” (заборчик, кораблик и т. д.)
Слайд 14 Универсальная игрушка для развития мелкой моторики рук -мяч. Катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики.
Слайд 15 На утренней зарядке и физкультурных занятиях, где требуется захват пальцами (кегли, обруча).
Слайд 16 В деском саду дети играют в настольные игры. Рамки - вкладыши помогают развивать пальцы.
Слайд 17 Доступные приёмы и упражнения, которые дети могут выполнять ежедневно в деском саду и дома, обязательно самостоятельно.застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Дома посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам).
Заключительная часть. Ребёнка следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Важное условие делать всё самостоятельно. Надо только постараться. Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
А сейчас предлагаю сказать свое слово о мелкой моторике всем желающим в слове-эстафете, которое начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита мелкая моторика и речь, я должен (должна…»
Подведение итогов собрания.
Решение собрания :
/data/files/f1548237657.ppt (родительское собрание)