12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Азарова Мария Сергеевна50
Россия, Рязанская обл., Рязань

Тема: «Мелодия – душа музыки». Эдвард Григ «Песня Сольвейг»

Цель: сформировать представление о понятии «мелодия» и проанализировать музыку Эдварда Грига «Песня Сольвейг»

Задачи:

Образовательные:

-знать понятия «шумовые и музыкальные звуки», «мелодия вокального и инструментального характера», «мелодии-образы»;

-знать автора и название, изучаемого произведения;

-уметь воспринимать и характеризовать музыку Эдварда Грига «Песня Сольвейг»;

-уметь определять направления движения мелодии по ее звучанию;

Развивающие:

-развивать мыслительные операций: анализа, синтеза, обобщения;

-развивать (обогащать) словарного запаса учащихся;

-развивать внимание, познавательный интерес, музыкальный слух, воображение и творческие способности;

Воспитательные:

-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и художественный вкус обучающихся;

-воспитывать интерес к уроку музыка;

-воспитывать уважительное отношение к предмету, учителю и одноклассникам;
УУД:

Предметные: дать представление о выразительных средствах музыки.

Личностные: формировать эмоционально-осмысленное общение с произведениями искусства.

Познавательные: выявление характерных особенностей музыкальных произведений.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге во время проведения анализа музыки.








Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Орг. момент

-Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Но для начала, уберите все лишнее с парт и давайте проверим на сколько хорошо вы усвоили правила поведения на уроке. Назовите их.


-Хорошо, молодцы. Надеюсь, что сегодня вы не забудете ни одно из них и будете соблюдать эти правила.

-Ребята, урок у нас не простой, а с гостем. Посмотрите на слайд, кто же это?

-Верно, друзья. Леопольд будет на протяжении урока наблюдать и оценивать вас и вашу деятельность, так что будьте активны и смело отвечайте на его вопросы.





Приветствуют учителя





Называют правила поведения на уроке





-Это кот Леопольд

Слайд 1: приветствие















Слайд 2: кот

Подведение к теме урока

-Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете себе под нос, идя домой или гулять?

-А знаете ли вы как называется такой мотив?

-Давайте разгадаем кроссворд, который приготовил нам наш гость и скорее узнаем.





-Да, много раз такое было


-Нет



Отгадывают кроссворд










Слайд 4: кроссворд

Целеполагание

-Какое слово у нас получилось?

- Мелодия… Именно с неё начинается для каждого человека знакомство с этим удивительным миром. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия и не случайно Петр Ильич Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». Давайте же разберем это высказывание?

-Что же такое все-таки мелодия?

-А что по вашему мнению душа?

-И как же вы понимаете высказывание Чайковского?

-Ребята, мне кажется, Чайковский этим высказыванием хотел сказать нам, что именно мелодия несет главный смысл в музыке, она делает музыку приятной и понятной. А также все мы с вами разные и имеем разные вкусы на музыку, но чаще всего не на музыку, а именно на мелодию, ведь мелодия передает все настроение, эмоции, чувства, то есть раскрывает душу музыки. И это высказывания великого русского композитора я подобрала не просто так, именно оно и будет являться темой нашего урока сегодня.

-Какую цель мы поставим на урок?

-Мелодия












Мелодия – это …

Душа – это …


Предположения детей















-сформировать представление о понятии «мелодия»

Слайд 5: мелодия











Слайд 6: высказывание



















Слайд 7: цель

Изучение нового материала

-Верно, и начнем мы эту тему все-таки с точного определения и собственно представления о понятии «мелодия».

-Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение). Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы. Наш гость принес нам старинную рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки.

- Прислушайтесь и скажите, что вы слышите?

-А сейчас?

-Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?

-Послушайте стихотворение Елены Королёвой о разных звуках, которое прочтет нам с выражением Валя.











-Звуки бывают разные?

-О каких шла речь в стихотворении?

-Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?


-А какие звуки нужны для того, чтобы мелодия получилась?

-Ребята, а как вы думаете, все ли музыкальные инструменты могут создавать мелодию?

-Верно, потому что какие-то инструменты передают только один звук, а из одного звука мелодия не получится. Значит мелодия состоит из нескольких звуков. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Ребята, а теперь в парах разбейте музыкальные инструменты, которые могут создать мелодию, а какие не могут. Которые могут – обведите синим цветом, а какие не могут – красным.

-Давайте проверим правильность, сравнив ваши с эталоном на презентации.

-У кого возникли затруднения? Положите листочки на край парты, я их соберу.

-В первом классе вы слушали разные мелодии. Вспомните, какая она бывает. Послушайте два произведения и сравните их.



- Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает разной.

-Давайте послушаем еще несколько мелодий и подумаем, на что она похожа. А затем обозначим либо волной, либо ступеньками вниз или вверх, либо стрелочкой также вниз или вверх.

-Молодцы, ребята. Значит у мелодии есть как бы направление.

-Хорошо, ребята, а еще мелодия может быть вокальной и инструментальной. Как вы это понимаете?







-Правильно, давайте послушаем пример такой мелодии.

-И кстати инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. А еще ребята как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. Такие мелодии называются мелодии-образы.

-Вот мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы!















- Птицы поют

-Это музыка



-Нет


-Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки –

Музыкальные есть звуки

-Да

-Шумовые и музыкальные


-Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку


-Музыкальные



-Нет











Могут: фортепиано, скрипка, гитара, укулеле, гусли, флейта

Не могут: барабаны, ложки, бубен, треугольник, маракасы, тарелки










-тихая и громкая

-быстрая и медленная

-весёлая и грустная












Слушают мелодии




- Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах, и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”

Слайд 8: мелодия – это








Слайд 9: рукопись






Слайд 10: пение птиц

Слайд 11: музыка

















Слайд 12: звуки




















Слайд 13: парная работа





Слайд 14: проверка с эталоном






Слайд 15: 6 мелодий по паре на сравнение










Слайд 16: 3 мелодии разнообразны по направлениям














Слайд 17: пример мелодии









Физминутка

t1672083959aa.png

Слушание произведения

- Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига «Песня Сольвейг». Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните задание в листочках, которые я вам раздала. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: «насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно».















Слушание


Выполнение задания

Слайд 18: произведение Грига















Слайд 19: самостоятельная работа




Анализ произведения

-Обменяйтесь работами в паре. Какие слова вы подчеркнули?

-Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему?


-Верно. И называется это произведение «Песня Сольвейг». Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется «Домик Сольвейг» и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.



-Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?


-Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана?

-Спокойно, грустно, плавно, протяжно



-Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг





- Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто

- О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека


-В миноре

Слайд 20: проверка в парах







Слайд 21: рисунок







Закрепление изученного

-Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.


-Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?

-Правильно. Какими бывают мелодии?




-Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?



-Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?






-Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.

-Мелодия состоит из музыкальных звуков.

-Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

- Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах.

- Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха.

Слайд 22: повторение
















Рефлексия

-Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. А теперь оцените себя на нашем уроке. Веселый смайлик – мне все понравилось и было интересно, обычный – было не всего понятно и что-то было скучно, грустный – урок не понравился, ничего не понятно. Урок окончен. До свидания!


Слайд 23: смайлики







Слайд 24: до свидания


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.