Конспект к уроку музыки «Мелодия – душа музыки» на тему: Эдвард Григ «Песня Сольвейг» (3 класс)
Тема: «Мелодия – душа музыки». Эдвард Григ «Песня Сольвейг»
Цель: сформировать представление о понятии «мелодия» и проанализировать музыку Эдварда Грига «Песня Сольвейг»
Задачи:
Образовательные:
-знать понятия «шумовые и музыкальные звуки», «мелодия вокального и инструментального характера», «мелодии-образы»;
-знать автора и название, изучаемого произведения;
-уметь воспринимать и характеризовать музыку Эдварда Грига «Песня Сольвейг»;
-уметь определять направления движения мелодии по ее звучанию;
Развивающие:
-развивать мыслительные операций: анализа, синтеза, обобщения;
-развивать (обогащать) словарного запаса учащихся;
-развивать внимание, познавательный интерес, музыкальный слух, воображение и творческие способности;
Воспитательные:
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и художественный вкус обучающихся;
-воспитывать интерес к уроку музыка;
-воспитывать уважительное отношение к предмету, учителю и одноклассникам;
УУД:
Предметные: дать представление о выразительных средствах музыки.
Личностные: формировать эмоционально-осмысленное общение с произведениями искусства.
Познавательные: выявление характерных особенностей музыкальных произведений.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге во время проведения анализа музыки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Орг. момент | -Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. -Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Но для начала, уберите все лишнее с парт и давайте проверим на сколько хорошо вы усвоили правила поведения на уроке. Назовите их. -Хорошо, молодцы. Надеюсь, что сегодня вы не забудете ни одно из них и будете соблюдать эти правила. -Ребята, урок у нас не простой, а с гостем. Посмотрите на слайд, кто же это? -Верно, друзья. Леопольд будет на протяжении урока наблюдать и оценивать вас и вашу деятельность, так что будьте активны и смело отвечайте на его вопросы. | Приветствуют учителя Называют правила поведения на уроке -Это кот Леопольд | Слайд 1: приветствие Слайд 2: кот |
Подведение к теме урока | -Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете себе под нос, идя домой или гулять? -А знаете ли вы как называется такой мотив? -Давайте разгадаем кроссворд, который приготовил нам наш гость и скорее узнаем. | -Да, много раз такое было -Нет Отгадывают кроссворд | Слайд 4: кроссворд |
Целеполагание | -Какое слово у нас получилось? - Мелодия… Именно с неё начинается для каждого человека знакомство с этим удивительным миром. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия и не случайно Петр Ильич Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». Давайте же разберем это высказывание? -Что же такое все-таки мелодия? -А что по вашему мнению душа? -И как же вы понимаете высказывание Чайковского? -Ребята, мне кажется, Чайковский этим высказыванием хотел сказать нам, что именно мелодия несет главный смысл в музыке, она делает музыку приятной и понятной. А также все мы с вами разные и имеем разные вкусы на музыку, но чаще всего не на музыку, а именно на мелодию, ведь мелодия передает все настроение, эмоции, чувства, то есть раскрывает душу музыки. И это высказывания великого русского композитора я подобрала не просто так, именно оно и будет являться темой нашего урока сегодня. -Какую цель мы поставим на урок? | -Мелодия Мелодия – это … Душа – это … Предположения детей -сформировать представление о понятии «мелодия» | Слайд 5: мелодия Слайд 6: высказывание Слайд 7: цель |
Изучение нового материала | -Верно, и начнем мы эту тему все-таки с точного определения и собственно представления о понятии «мелодия». -Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение). Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы. Наш гость принес нам старинную рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. - Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? -А сейчас? -Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи? -Послушайте стихотворение Елены Королёвой о разных звуках, которое прочтет нам с выражением Валя. -Звуки бывают разные? -О каких шла речь в стихотворении? -Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых? -А какие звуки нужны для того, чтобы мелодия получилась? -Ребята, а как вы думаете, все ли музыкальные инструменты могут создавать мелодию? -Верно, потому что какие-то инструменты передают только один звук, а из одного звука мелодия не получится. Значит мелодия состоит из нескольких звуков. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Ребята, а теперь в парах разбейте музыкальные инструменты, которые могут создать мелодию, а какие не могут. Которые могут – обведите синим цветом, а какие не могут – красным. -Давайте проверим правильность, сравнив ваши с эталоном на презентации. -У кого возникли затруднения? Положите листочки на край парты, я их соберу. -В первом классе вы слушали разные мелодии. Вспомните, какая она бывает. Послушайте два произведения и сравните их. - Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает разной. -Давайте послушаем еще несколько мелодий и подумаем, на что она похожа. А затем обозначим либо волной, либо ступеньками вниз или вверх, либо стрелочкой также вниз или вверх. -Молодцы, ребята. Значит у мелодии есть как бы направление. -Хорошо, ребята, а еще мелодия может быть вокальной и инструментальной. Как вы это понимаете? -Правильно, давайте послушаем пример такой мелодии. -И кстати инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. А еще ребята как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. Такие мелодии называются мелодии-образы. -Вот мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! | - Птицы поют -Это музыка -Нет -Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть ещё другие: Не шуршания, не стуки – Музыкальные есть звуки -Да -Шумовые и музыкальные -Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку -Музыкальные -Нет Могут: фортепиано, скрипка, гитара, укулеле, гусли, флейта Не могут: барабаны, ложки, бубен, треугольник, маракасы, тарелки -тихая и громкая -быстрая и медленная -весёлая и грустная Слушают мелодии - Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах, и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной” | Слайд 8: мелодия – это Слайд 9: рукопись Слайд 10: пение птиц Слайд 11: музыка Слайд 12: звуки Слайд 13: парная работа Слайд 14: проверка с эталоном Слайд 15: 6 мелодий по паре на сравнение Слайд 16: 3 мелодии разнообразны по направлениям Слайд 17: пример мелодии |
Физминутка | |||
Слушание произведения | - Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига «Песня Сольвейг». Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните задание в листочках, которые я вам раздала. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: «насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно». | Слушание Выполнение задания | Слайд 18: произведение Грига Слайд 19: самостоятельная работа |
Анализ произведения | -Обменяйтесь работами в паре. Какие слова вы подчеркнули? -Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему? -Верно. И называется это произведение «Песня Сольвейг». Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется «Домик Сольвейг» и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ. -Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение? -Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана? | -Спокойно, грустно, плавно, протяжно -Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг - Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто - О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека -В миноре | Слайд 20: проверка в парах Слайд 21: рисунок |
Закрепление изученного | -Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию. -Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия? -Правильно. Какими бывают мелодии? -Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной? -Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке? | -Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский. -Мелодия состоит из музыкальных звуков. -Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими. - Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах. - Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха. | Слайд 22: повторение |
Рефлексия | -Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. А теперь оцените себя на нашем уроке. Веселый смайлик – мне все понравилось и было интересно, обычный – было не всего понятно и что-то было скучно, грустный – урок не понравился, ничего не понятно. Урок окончен. До свидания! | | Слайд 23: смайлики Слайд 24: до свидания |