12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6501
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »

Разработка урока музыки

на тему: «Мелодия- душа музыки»

Цель:

создание условий для осознания того, каким целям служат звуки мелодии

Задачи:

Систематизировать знания учащихся о воздействии мелодии на самые сокровенные человеческие чувства человека.

Формировать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия.

   Музыкальный материал:

Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»;

-Реквием «Lacrimosa», 

- Финал 4-й симфонии П.Чайковского

-«Прекрасное далеко», музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (исполнение)

Ход урока

 I.Организация класса.

Проверка домашнего задания.

(учащиеся представляют нотные примеры произведений с разными обозначениями темпов)

 II. Работа по теме.

Вступительное слово учителя.

Ш. Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»

Как это понимать?

Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». (запись темы в тетради)

«Мелодия, - писал композитор,- никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.

Мелодия (греч. — напев, песня и — песня, пение) - основная мысль 
музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство  музыкальной выразительности.

Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.
Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.

Слушание и анализ музыкальных произведений.

Ф.Шуберт. «Серенада»

Вопросы:

Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении фортепиано)

 Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу)

 Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости)

В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

 Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…

«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и ноктюрны, на открытом воздухе небольшими оркестрами.

Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, исполнимое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной).

Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.

         Вопросы:

Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи)

 Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке)

В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa»

Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом  искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало.

Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души .

Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось б, глубину и силу мелодии.

Слушание.

Вопросы:

На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств)

 Каким своеобразием отличается мелодия ? (Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного)

Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.
Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.
Обе эти темы имеют яркие мелодии.

Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.
Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".
В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…
III. Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»

Песня, которую мы исполним , совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее.

Итог урока:

 В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

 Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая

 Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?

 Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке

Домашнее задание:

Найти примеры использования народных песен и мелодий в творчестве композиторов.

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.