Разработка урока музыки на тему: «Мелодия - душа музыки» (6 класс)
Разработка урока музыки
на тему: «Мелодия- душа музыки»
Цель:
создание условий для осознания того, каким целям служат звуки мелодии
Задачи:
Систематизировать знания учащихся о воздействии мелодии на самые сокровенные человеческие чувства человека.
Формировать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия.
Музыкальный материал:
- Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»;
-Реквием «Lacrimosa»,
- Финал 4-й симфонии П.Чайковского
-«Прекрасное далеко», музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (исполнение)
Ход урока
I.Организация класса.
Проверка домашнего задания.
(учащиеся представляют нотные примеры произведений с разными обозначениями темпов)
II. Работа по теме.
Вступительное слово учителя.
Ш. Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Как это понимать?
Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». (запись темы в тетради)
«Мелодия, - писал композитор,- никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.
Мелодия (греч. — напев, песня и — песня, пение) - основная мысль
музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.
Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Ф.Шуберт. «Серенада»
Вопросы:
Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении фортепиано)
Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу)
Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости)
В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»
Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…
«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и ноктюрны, на открытом воздухе небольшими оркестрами.
Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, исполнимое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной).
Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.
Вопросы:
Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи)
Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке)
В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa»
Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».
Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало.
Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души .
Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось б, глубину и силу мелодии.
Слушание.
Вопросы:
На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств)
Каким своеобразием отличается мелодия ? (Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного)
Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского
Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.
Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.
Обе эти темы имеют яркие мелодии.
Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.
Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".
В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…
III. Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»
Песня, которую мы исполним , совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее.
Итог урока:
В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая
Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?
Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке
Домашнее задание:
Найти примеры использования народных песен и мелодий в творчестве композиторов.