Мероприятие для родителей «Детско-родительский практикум - Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у детей»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Воробушек»
Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у детей
Детско-родительский практикум
в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
I год обучения
Учитель-логопед:
Тумашева Ольга Николаевна
Г. Вологда 2018г.
Цель: повышение компетентности родителей, вновь поступивших детей с тяжёлыми нарушениями речи в среднюю группу компенсирующей направленности о значении артикуляционной гимнастики в развитии речи детей.
Задачи:
- информировать родителей о значении артикуляционных упражнений в развитии правильного звукопроизношения у детей,
- познакомить с правилами их выполнения,
- отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений;
Оборудование:
- мультимедийная установка для показа слайдов;
- презентация «Артикуляционная гимнастика»;
- зеркала по количеству детей и присутствующих родителей;
- литература по теме для демонстрации родителям;
- анкеты для родителей;
Участники: учитель-логопед, воспитанники группы и их родители, воспитатели.
Форма проведения: детско-родительский практикум;
Актуальность мероприятия: показать необходимость участия родителей в коррекционной работе по формированию правильного произношения у детей.
План мероприятия
Вступление. Учитель-логопед:
- Речь детей в любом возрасте характеризуется: объемом словаря, состоянием грамматического строя, состоянием звуковой культуры и связным высказыванием. Для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития ребенку необходимо правильное звукопроизношение. Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и в целом на психоэмоциональное здоровье малыша. Очень приятно, что многие из Вас обеспокоены состоянием звукопроизношения своего ребёнка. Действительно, к 5-ти годам ребёнок должен овладеть чистой, грамматически правильной, лексически богатой, связной речью. Если этого не произошло, то мы можем говорить о речевом нарушении, которое требуют специальной логопедической помощи. Для эффективной коррекции речи детей необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей, специалистов детского сада (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога) и, конечно же, родителей.
Логопедическая работа над формированием правильного звукопроизношения включает в себя несколько этапов. Наша встреча поможет Вам, заботливым и думающим родителям, познакомиться и овладеть некоторыми речевыми упражнениями (артикуляционными). Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (слайд 2).
- Как вы думаете, для чего нужна артикуляционная гимнастика? (ответы родителей)
Основная часть. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития правильного звукопроизношения. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит речевой аппарат ребёнка для регулярных занятий со специалистом. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу, необходимую для постановки звуков;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
Таким образом, артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (слайд 3).
Виды артикуляционных упражнений. Используются два вида упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости (слайд 4).
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться регулярно. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа) по 5–10 минут. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать. Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения «маленькими дозами», но правильно и точно, иначе занятия не имеют смысла.
3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.
4. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
5. Упражнения выполняются в определенной последовательности: от простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных усилий с его стороны.
6. Обязательно надо хвалить ребенка и не показывать своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения - это уже результат. Невероятно важно ни в коем случае не заострять внимание ребенка на том, что он неверно выполняет то или иное движение.
7. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений. Как вариант можно рассказать ребенку сказку о веселом язычке.
8. Необходимо следить, чтобы движения губ, языка и других органов выполнялись симметрично как на левой, так и на правой стороне лица. Как правило, в начале выполнения упражнений дети напряжены, но постепенно, когда они увлекаются игрой, напряжение уходит, и движения приобретают необходимую естественность. Тем самым вырабатывается навык «привычных действий», движения становятся более скоординированными (слайды 5, 6).
Описание выполнения статических артикуляционных упражнений (слайды 7 – 12)
Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд. Родителям предлагается вместе с детьми перед индивидуальными зеркалами выполнять артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Чашечка», «Мостик», «Грибок» (с использованием индивидуального зеркала).
Описание выполнения динамических артикуляционных упражнений (слайды 13-18). Родители вместе с учителем-логопедом выполняют упражнения перед зеркалами: «Часики», «Толстячок» - «Худышка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка».
Перечисление методической литературы по выполнению артикуляционной гимнастики (слайд 19).
Выводы по теме (слайд 20).
Заключительная часть. После просмотра презентации родителям предлагается поучаствовать вместе с детьми в артикуляционном тренинге:
- Сейчас Вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.
Учитель-логопед читает стихотворение и показывает артикуляционные упражнения, а дети и взрослые выполняют действия по тексту.
Не устала ты пока, покажи, моя рука: это — правая щека, это — левая щека.
Это — левая щека, ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа, здравствуй, нижняя губа, ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта — в них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта, влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —робко прячется язык.
Нёбо вместо потолка есть во рту у языка.
А когда открылся рот, язычок пошёл вперёд. Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка, боковые есть края — всё про ротик знаю я!
Сказка «О Веселом Язычке».
- Рот — домик, губы — двери (упражнение «Улыбка»)
А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко - шалунишка.
(упражнение «Окошко»)
- Наш Веселый Язычок повернулся на бочок, смотрит влево, смотрит вправо...
(упражнение «Часики»)
А потом опять вперед, тут немного отдохнет (упражнение «Змейка».)
- Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло. Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся, а потом пошел гулять, на крылечке загорать.
(упражнение «Блинчик»)
- На крылечке полежал, на качели побежал. Вверх взлетел он смело,
Но пора за дело. Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор.
(упражнение «Качели»)
- Быстро взялся он за дело, и работа закипела. Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи. Молоток стучит «тук-тук!», язычку он лучший друг.
(зубы «заборчиком», рот приоткрыт, многократно постучать о верхние резцы, повторяя звуки: д-д-д)
- Вот и банка с краской рядом, обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (упражнение «Маляр»)
- Язычок наш кончил дело, отдыхать он может смело. «Я с лошадкой погуляю…» (упражнение «Лошадка»), на гармошке ей сыграю.
(упражнение «Гармошка»)
- Погоняю я в футбол и забью в ворота гол. Очень сложная задача —
загонять в ворота мячик (упражнение «Футбол»)
- Скрылось солнце за горой, язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок, лёг в кроватку и умолк (упражнение «Лопатка»)
Вывод: Считаю, что получив определенные знания и навыки на таком мероприятии, Вы будете применять их в играх с детьми дома. А, следовательно, тем самым помогать своим детям в овладении артикуляционными навыками для положительных результатов в коррекции звукопроизношения.
В завершении мероприятия родителям предлагается заполнить анкету:
1. Тема игры была интересна для Вас? (да, нет).
2. Содержание материала понятно, доступно? (да, нет).
3. Возможно ли применение предложенных игр и упражнений в домашних условиях? (да, нет).
4. Продолжите предложения:
- Для меня эта встреча полезна тем, что___________________________________________________________
- Хотелось бы еще узнать о ------------------------------------------
(Родителям выдаются комплексы упражнений, которыми можно заниматься с ребёнком в игровой форме в домашних условиях)
Литература:
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». Издательство: Гном и Д. 2008 год;
Е. М. Косинова «Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. –
М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011 год;
О. И. Крупенчук Логопедический массаж ложками / О.И. Крупенчук. – СПб: Детство – Пресс, 2014
О. И. Крупенчук, Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика/ Игра «Сказочка-указочка» О. И. Крупенчук, Т.А Воробьева - СПб: Издательский Дом «Литера», 2004.
Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика» Издательство: Детство-Пресс, 2009 год.
Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей…» Издательство: Каро,2006г.
Интернет - источник: http://superinf.ru/view_article.php?id=236
Тумашева Ольга Николаевна
Субакова Асима Амантаевна