12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тумашева Ольга Николаевна188
0

Мероприятие для родителей «Детско-родительский практикум - Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у детей»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Воробушек»


 


 


 


 


 


 

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у детей


 


 


 


 


 


 


 

Детско-родительский практикум

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

I год обучения


 


 


 

Учитель-логопед:

Тумашева Ольга Николаевна


 


 


 

Г. Вологда 2018г.

Цель: повышение компетентности родителей, вновь поступивших детей с тяжёлыми нарушениями речи в среднюю группу компенсирующей направленности о значении артикуляционной гимнастики в развитии речи детей.

Задачи:

- информировать родителей о значении артикуляционных упражнений в развитии правильного звукопроизношения у детей,

- познакомить с правилами их выполнения,

- отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений;

Оборудование:

- мультимедийная установка для показа слайдов;

- презентация «Артикуляционная гимнастика»;

- зеркала по количеству детей и присутствующих родителей;

- литература по теме для демонстрации родителям;

- анкеты для родителей;

Участники: учитель-логопед, воспитанники группы и их родители, воспитатели.

Форма проведения: детско-родительский практикум;

Актуальность мероприятия: показать необходимость участия родителей в коррекционной работе по формированию правильного произношения у детей.

План мероприятия

Вступление. Учитель-логопед:

- Речь детей в любом возрасте характеризуется: объемом словаря, состоянием грамматического строя, состоянием звуковой культуры и связным высказыванием. Для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития ребенку необходимо правильное звукопроизношение. Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и в целом на психоэмоциональное здоровье малыша. Очень приятно, что многие из Вас обеспокоены состоянием звукопроизношения своего ребёнка. Действительно, к 5-ти годам ребёнок должен овладеть чистой, грамматически правильной, лексически богатой, связной речью. Если этого не произошло, то мы можем говорить о речевом нарушении, которое требуют специальной логопедической помощи. Для эффективной коррекции речи детей необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей, специалистов детского сада (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога) и, конечно же, родителей.

Логопедическая работа над формированием правильного звукопроизношения включает в себя несколько этапов. Наша встреча поможет Вам, заботливым и думающим родителям, познакомиться и овладеть некоторыми речевыми упражнениями (артикуляционными). Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (слайд 2).

- Как вы думаете, для чего нужна артикуляционная гимнастика? (ответы родителей)

Основная часть. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития правильного звукопроизношения. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит речевой аппарат ребёнка для регулярных занятий со специалистом. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу, необходимую для постановки звуков;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Таким образом, артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (слайд 3).

Виды артикуляционных упражнений. Используются два вида упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости (слайд 4).

Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться регулярно. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа) по 5–10 минут. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать. Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения «маленькими дозами», но правильно и точно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.

4. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

5. Упражнения выполняются в определенной последовательности: от простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных усилий с его стороны.

6. Обязательно надо хвалить ребенка и не показывать своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения - это уже результат. Невероятно важно ни в коем случае не заострять внимание ребенка на том, что он неверно выполняет то или иное движение.

7. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений. Как вариант можно рассказать ребенку сказку о веселом язычке.

8. Необходимо следить, чтобы движения губ, языка и других органов выполнялись симметрично как на левой, так и на правой стороне лица. Как правило, в начале выполнения упражнений дети напряжены, но постепенно, когда они увлекаются игрой, напряжение уходит, и движения приобретают необходимую естественность. Тем самым вырабатывается навык «привычных действий», движения становятся более скоординированными (слайды 5, 6).

Описание выполнения статических артикуляционных упражнений (слайды 7 – 12)

Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд. Родителям предлагается вместе с детьми перед индивидуальными зеркалами выполнять артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Чашечка», «Мостик», «Грибок» (с использованием индивидуального зеркала).

Описание выполнения динамических артикуляционных упражнений (слайды 13-18). Родители вместе с учителем-логопедом выполняют упражнения перед зеркалами: «Часики», «Толстячок» - «Худышка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка».

Перечисление методической литературы по выполнению артикуляционной гимнастики (слайд 19).

Выводы по теме (слайд 20).

Заключительная часть. После просмотра презентации родителям предлагается поучаствовать вместе с детьми в артикуляционном тренинге:

- Сейчас Вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Учитель-логопед читает стихотворение и показывает артикуляционные упражнения, а дети и взрослые выполняют действия по тексту.

Не устала ты пока, покажи, моя рука: это — правая щека, это — левая щека.

Это — левая щека, ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа, здравствуй, нижняя губа, ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта — в них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта, влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка есть во рту у языка.

А когда открылся рот, язычок пошёл вперёд. Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка, боковые есть края — всё про ротик знаю я!

Сказка «О Веселом Язычке».

- Рот — домик, губы — двери (упражнение «Улыбка»)

А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко - шалунишка.

(упражнение «Окошко»)

- Наш Веселый Язычок повернулся на бочок, смотрит влево, смотрит вправо...

(упражнение «Часики»)

А потом опять вперед, тут немного отдохнет (упражнение «Змейка».)

- Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло. Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся, а потом пошел гулять, на крылечке загорать.

(упражнение «Блинчик»)

- На крылечке полежал, на качели побежал. Вверх взлетел он смело,

Но пора за дело. Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор.

(упражнение «Качели»)

- Быстро взялся он за дело, и работа закипела. Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи. Молоток стучит «тук-тук!», язычку он лучший друг.

(зубы «заборчиком», рот приоткрыт, многократно постучать о верхние резцы, повторяя звуки: д-д-д)

- Вот и банка с краской рядом, обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (упражнение «Маляр»)

- Язычок наш кончил дело, отдыхать он может смело. «Я с лошадкой погуляю…» (упражнение «Лошадка»), на гармошке ей сыграю.

(упражнение «Гармошка»)

- Погоняю я в футбол и забью в ворота гол. Очень сложная задача —

загонять в ворота мячик (упражнение «Футбол»)

- Скрылось солнце за горой, язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок, лёг в кроватку и умолк (упражнение «Лопатка»)

Вывод: Считаю, что получив определенные знания и навыки на таком мероприятии, Вы будете применять их в играх с детьми дома. А, следовательно, тем самым помогать своим детям в овладении артикуляционными навыками для положительных результатов в коррекции звукопроизношения.

В завершении мероприятия родителям предлагается заполнить анкету:

1. Тема игры была интересна для Вас? (да, нет).

2. Содержание материала понятно, доступно? (да, нет).

3. Возможно ли применение предложенных игр и упражнений в домашних условиях? (да, нет).

4. Продолжите предложения:

- Для меня эта встреча полезна тем, что___________________________________________________________

- Хотелось бы еще узнать о ------------------------------------------

(Родителям выдаются комплексы упражнений, которыми можно заниматься с ребёнком в игровой форме в домашних условиях)


 

Литература:

В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». Издательство: Гном и Д. 2008 год;

Е. М. Косинова «Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. –

М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011 год;

О. И. Крупенчук Логопедический массаж ложками / О.И. Крупенчук. – СПб: Детство – Пресс, 2014

О. И. Крупенчук, Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика/ Игра «Сказочка-указочка» О. И. Крупенчук, Т.А Воробьева - СПб: Издательский Дом «Литера», 2004.

Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика» Издательство: Детство-Пресс, 2009 год.

Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей…» Издательство: Каро,2006г.

Интернет - источник: http://superinf.ru/view_article.php ?id=236


Презентация "Артикуляционная гимнастика"
PPTX / 3.07 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Тумашева Ольга Николаевна, 24.02.18 в 01:09 0Ответить Пожаловаться
При отправке работы пришлось поставить галочку при первом шаге-1класс, т.к. без этого пункта не было следующего шага.
Субакова Асима Амантаевна, 03.03.18 в 18:22 0Ответить Пожаловаться
хорошая работа! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.