Мероприятие для родителей «Детско-родительский практикум - Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у детей»
Артикуляционная гимнастика для детей Тумашева Ольга Николаевна-учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Воробушек», г. Вологда Учитель-логопед: Ольга Николаевна Тумашева Материалы для родителей
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата
Артикуляционная гимнастика необходима для: Подготовки артикуляционного аппарата к самостоятельному становлению звуков; улучшения кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; Увеличения амплитуды движений, снижения напряжённости артикуляционных органов; Улучшения дикции;
Артикуляционные упражнения СТАТИЧЕСКИЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ
Проведение артикуляционной гимнастики дома: Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз; Упражнения выполняйте перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и Вас, т. к. ему необходим зрительный контроль; Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко; Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений. Как вариант можно рассказать ребенку сказку о веселом язычке.
- Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд. - Обязательно хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается; - Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения «маленькими дозами», но правильно и точно, иначе занятия не имеют смысла; - Необходимо следить, чтобы движения губ, языка и других органов выполнялись симметрично как на левой, так и на правой стороне лица.
Статические упражнения Умение удерживать определенную позу в течение 7 – 10 минут «Заборчик» Улыбаемся, широко, с напряжением разводим уголки губ в стороны, показывая плотно сжатые зубы
«Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Блинчик»- «Иголочка» Приоткрыть рот, спокойно положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его в спокойном положении. Улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами.
«Чашечка» Улыбнуться, открыть рот и установить язык за верхними зубами в форме чашечки.
«Мостик» Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек.
«Грибок» Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд
Динамические упражнения Умение правильно производить движения мышцами щек, губ и языка «Часики» Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.
«Толстячки – Худышки» Надуть щёки и удерживать их в таком положении на счёт до 10. Втянуть щёки в себя и удержать на счёт до 10. Попеременно выполнять данные упражнения.
«Качели» Улыбнуться, показать зубы, открыть рот. Поднимать и отпускать кончик языка точно за зубы.
«Чистим зубы» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Вкусное варенье» Приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Обратите внимание! Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Книги, на которые следует обратить внимание
Тумашева Ольга Николаевна
Субакова Асима Амантаевна