Доклад на тему «Артикуляционная гимнастика — основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Семинар-практикум на тему
«Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Цель:
повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;
совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
План:
Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
Есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
Язычок мы укрепим и тогда заговорим
Очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!
1.Введение. Актуальность вопроса
По современным нoрмативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.
Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:
1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.
2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.
3. Недостатками в развитии фонематического слуха.
Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.
Научить детей дошкольногoo возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
На важность и необходимoсть своевременного формирования артикуляционной моторики у детей указывали многие отечественные исследователи - Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего возраста, необходимо применять в рабoте игры и упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения артикуляционной гимнастики, с основными требованиями к ее проведению.
2. Теоретическая часть
1) Понятие «артикуляционная гимнастика». Цели.
У ребенка дошкольнoго возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенoк проделывает массу разноoбразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сoсание, глoтание способствует развитию крупных мышц.
Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
(слайд: понятие АГ, цели АГ)
2) Виды артикуляционных упражнений
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические (неподвижные) – направленные на удержание определенного положения губ, языка и динамические (подвижные) – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
3) Комплексы артикуляционных упражнений.
Все упражнения объединяются в кoмплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата,
2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для прoизнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа упражнений – специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
4) Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выпoлняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительнoе время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время прoведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенoк может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
5) Организация проведения артикуляционной гимнастики.
- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знания правильного выполнения упражнения)
1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение выполняет каждый ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правoй и левой сторoне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Упражнения выполняют все дети одновременно.
Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.
Артикуляционные упражнения должны быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.
Во группе раннего возраста еще не сформированы свистящие, шипящие и сонорные звуки. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха.
Детям младшей группы рассказывают, чтo в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями артикуляционного аппарата:
- губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой;
- нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот;
- язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, впереди назад.
Выполняются:
- упражнения для развития движений губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»;
- упражнения для подвижности нижней челюсти: «Окошко» («Бегемотики»);
- упражнения для языка: «Лопатoчка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка».
В средней группе уточняются имеющиеся знания и вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугoрки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким. Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей и подгoтовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения, как «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк». Необходимо следить за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.
При регулярном выполнение артикуляционной гимнастики движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».
6. Работа воспитателя и логопеда
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:
Факторы |
Воспитатель |
Логопед |
Педагогическая цель |
Стимулирует естественное появление звуков |
Преодолевает сложившиеся нарушения звукопроизношения |
Формы организации гимнастики |
Преобладает фронтальная форма организации гимнастики |
Преобладает индивидуальная форма организации гимнастики |
Адресация упражнений |
Преобладают общеразвивающие упражнения |
Преобладают специфические упражнения |
Характер выполнения упражнений |
Преобладают динамические упражнения |
Преобладают статические упражнения |
Роль воспитанника в процессе коррекции |
Используется активная артикуляционная гимнастика |
Используются пассивная, пассивно-активная и активная артикуляционная гимнастика |
Критерии отбора упражнений |
учет нормальной артикуляции вызываемого звука, возможность использования зрительного контроля со стороны педагога |
учет нормальной артикуляции вызываемого звука, учет конкретной формы (пропуск, замена, искажение) нарушения воспитываемого звука, учет индивидуальных особенностей и возможностей ребенка |
Нагрузка |
Умеренная, доступная для большинства детей |
От минимальной до максимальной |
Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.
А теперь я предоставляю слово Анне Владимировне.
3. Практическая часть
Стук в дверь заходит девочка Катенька и улыбается.
- Дорогие воспитатели, к нам в детский садик во вторую группу раннего возраста «Радуга» поступила новая девочка Катенька.
- Девочка, а как тебя зовут? (отвечает АА)
- А сколько тебе лет?(показывает два пальца)
Это девочка Катя, ей 2 с половиной года , она практически не разговаривает, разве что мама, папа, дай, отдельные аморфные слова (машина – би, корова – му ), показывает все жестами, понимает обращенную речь.
Нам с вами надо помочь этой девочки научится красиво и правильно говорить.
А теперь приглашается воспитатель группы «Радуга» Мария Ивановна для работы с нашей Катенькой. (проводит комплекс)
Представим, что прошло два года, и наша Машенька перешла в среднюю группу «Загадка» (комплекс)
Машеньке исполнилось 5 лет, (6 лет)
Всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории. Я предлагаю каждой команде выбрать картинки, с использованием которых вы придумаете и ……..
А в это время, чтоб наши гости (логопеды) не скучали, проведу игру «коробочки с сюрпризами».
В каждом коробке картинка с упражнением. Вы должны выбрать коробок, объяснить упражнение и показать.
Пришло время сказки, один педагог рассказывает нам ее, а остальные выполняют соответствующие артикуляционные упражнения.
Вот и подошло к концу дошкольное детство Катеньки и благодаря Вам, речь у девочки чистая, правильная. Она приготовила для вас стихотворение.
Вы не просто воспитатели для деток,
Вы им маму заменяете вполне.
Им не нужно сладеньких конфеток,
Если радостно, комфортно на душе!
Для детей, ведь, главное – забота,
И уход, вниманье день за днем.
Воспитатель – сложная работа
Если подопечных полон дом!
Благодарны мы Вам за старанья,
За улыбки детские и смех!
Пусть проблемы и переживанья
Позади останутся у всех!
Мы желаем крепкого здоровья,
Много сил, упорства и добра.
Пусть встречают дети Вас с любовью
И не забывают никогда!
Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос работы в д/с – речевое развитие детей дошкольного возраста, одну из главных задач: воспитание звуковой культуры речи – развитие подвижности органов артикуляционного аппарата
Формирование правильного звукопроизношения оставлять без внимания нельзя, необходимо ежедневно включать в свой план работы артикуляционную гимнастику.
В заключение предлагаю вам ознакомиться с выставкой игр, пособий, картотек по проведению артикуляционной гимнастики, а также оценить наш семинар. На столике стоят три коробочки, куда вы положите свои жетончики:
Красная каробочка – семинар понравился,
зеленая – семинар не очень понравился,
синяя – семинар не понравился.
Благодарю всех за внимание!
Благодарю вас за работу!